УДК 37.037.1 © Е.А. Крыласова, О.А. Куликова
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫМИ ВИДАМИ СПОРТА
Разработана и практически обоснована программа развития координационных способностей студенток в процессе физического воспитания с использованием средств и методов оздоровительной аэробики.
Программа предназначена для использования преподавателями физического воспитания высших учебных заведений, образовательных школ, в группах здоровья, в студенческих специализированных группах с целью повышения уровня развития координационных способностей. Выявлено, что аэробика является эффективным средством развития координационных способностей.
Ключевые слова: специальные физические качества, координационные способности, сложнокоординационные виды спорта.
© E.A. Krylasova, О.А. Kulikova
METHODS FOR DEVELOPMENT OF SPECIAL PHYSICAL FEATURES OF FEMALE ATHLETES ENGAGED IN COMPLICATED COORDINATION KINDS OF SPORT
The program for the development of female students ’ coordination abilities in the process of physical education has been developed and practically grounded. It has been worked out with the use of means and methods of health improving aerobics.
The program is intended for use by physical education teachers of higher educational institutions, educational schools, health improving groups and students specialized groups aimed at increasing the level of development of coordination abilities. It has been revealed that aerobics is an effective means of coordination abilities development.
Keywords: special physical features, coordination abilities, complicated coordination kinds of sport.
Введение
Образовательный процесс студентов высших учебных заведений должен быть направлен на создание условий для индивидуального развития и творческой самореализации человека, формирование национальных и общечеловеческих ценностей, создание разнообразных возможностей для молодежи в получении качественного образования, подготовку к жизни и труду в современных условиях, разработку и внедрение образовательных инновационных технологий, демократизацию образования и учебновоспитательного процесса, интеграцию образования в европейское и мировое пространство, обеспечение социальной защиты студентов и научно-педагогических работников, ответственного отношения к собственному здоровью, охране окружающей среды, создание наиболее благоприятных условий жизнедеятельности общества [4].
Ученые и специалисты обращают особое внимание на важность гармонии отдельных сторон физического развития и двигательной подготовленности человека для его здоровья. Тем не менее признание этого факта гораздо чаще расходится с практикой. Подавляющее большинство методических рекомендаций по оптимизации процесса физического воспитания в вузах направлено на совершенствование выносливости,
силовых и скоростных способностей занимающихся. Развитию же координационных способностей (одного из наиболее существенных элементов двигательной подготовки) в процессе физического воспитания в вузе уделяется недостаточно внимания [1, 2].
В современных условиях значимость развития координационных способностей постоянно растет. Процесс усвоения любых двигательных действий (спортивных, трудовых и т.п.) продвигается значительно более успешно, если занимающийся имеет крепкие, выносливые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности руководить собой, собственным телом и движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей - важный компонент общего состояния здоровья [2].
Цель данной работы: разработка и проверка эффективности программы развития координационных способностей студенток в процессе физического воспитания с использованием средств и методов оздоровительной аэробики.
Для реализации цели необходимо решение следующих задач:
- исследовать уровень развития координационных способностей у студенток;
- разработать программу развития координационных способностей при занятиях аэробикой для студенток;
- исследовать изменение показателей развития координационных способностей под влиянием занятий аэробикой по разработанной программе.
При проведении исследования нами были использованы следующие методы:
- теоретический анализ проблемы и обобщение имеющихся в литературе данных;
- тестирование физической подготовленности.
Для достижения поставленной цели был проведен педагогический эксперимент, в котором приняло участие 56 студенток 1 курса Бурятского госуниверситета (БГУ), занимавшихся в течение 9 месяцев под руководством одного и того же преподавателя.
В качестве эксперимента было предложено 12 комплексов, имеющих различное построение и использованных на разных этапах эксперимента, 6 из которых - танцевальные виды аэробики (латина, кикбокс, фанк, ирландский танец, русский народный танец), 6 - степ-аэробики.
Разработанная нами программа развития координационных способностей включала комплексы экспериментальных занятий, которые состояли из 3 частей: подготовительной, основной, заключительной. Более мелкое расчленение комплекса осуществлялось за счет серий упражнений, которые имели определенную, более узкую направленность. Серии, в свою очередь, состояли из цепочек упражнений, которые непосредственно составляли содержание комплекса. В комплексах были использованы различные упражнения, выполнение которых объективно связано с преодолением более или менее значительных координационных трудностей.
При выборе упражнения для эффективного воздействия на координационные способности нами учитывалось следующее: новизна, хотя бы частичная; необычность и обусловленные этим неординарные требования к координации движений. Это позволило нам с наибольшей планомерностью и постепенностью (возрастания и убывания сложности упражнения) предъявлять обновляемый ряд упражнений, объединение их в самые разнообразные связки и комбинации.
Мы применяли важный метод в повышении способности к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений, ориентации в пространстве, широком варьировании различных элементов хореографии: выполнение шагов с различной амплитудой; использование модификаций; выполнение
движений в различных плоскостях; выполнение элементов в различном темпе и ритме.
Педагогическое тестирование включало в себя следующие тесты:
- Для оценки координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям: челночный бег 3 ><10м.
- Для оценки специфических координационных способностей: определение способности к равновесию; определение способности к реакции; определение способности к согласованию движений; определение способности к ритму; определение способности к ориентированию в пространстве.
На начальном этапе эксперимента ставилась задача - определить уровень развития координационных способностей студенток, занимающихся по специализации «Аэробика». Полученные данные показали средний уровень развития координационных способностей.
При изучении динамики показателей развития координационных способностей испытуемых было отмечено следующее. В течение эксперимента у занимающихся по предложенной нами программе развития координационных способностей на занятиях аэробикой произошли достоверные улучшения показателей координационных способностей по всем использованным тестам без исключения.
Рассчитывались следующие параметры: среднее арифметическое значение; ошибка средней арифметической; показатель достоверности различий сравниваемых величин по 1-критерию Стьюдента.
Так, при анализе изменения в показателях координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям (челночный бег 3^10 м) выявлено, что в начале эксперимента студентки показали средний результат в тесте №1, который составил 10,1±0,08 с, а в конце эксперимента они показали 8,86±0,06 с (р<0,001). Относительный (латентный) показатель координационных способностей в начале эксперимента составил средний результат 3,94±0,098 с, в конце эксперимента 2,95±,06 с (р<0,001).
При изучении динамики показателей специфических координационных способностей -способности к равновесию тест № 2, выяснилось, что результаты улучшились с 11,0±0,35 с, до 91±0,22 с, где 1=11,7 (р<0,001).
При анализе изменения показателей способности к реакции (тест № 3) средний показатель в начале эксперимента составил: правой руки-14,4±1,39см, левой руки - 14,8±1,05 см, а в кон-
це эксперимента правой руки - 9,89±1,04 см, левой руки - 10,7±0,67 см (р<0,001).
При изучении динамики показателей способности к согласованию движений (тест № 4) средний результат составил в начале эксперимента 4,88±0,14 раза, а в конце эксперимента 5,59±0,1 (р<0,001).
При анализе изменений показателей способности к ритму (тест № 5) выявился средний показатель у студенток в начале эксперимента 3,09±0,09 с, а в конце эксперимента 2,09±0,06 с (р<0,001).
При изучении динамики показателей способности к ориентированию в пространстве (тест №6) средний результат составил в начале эксперимента 11,1±0,38 с, а в конце эксперимента 8,9±0,28 с (р<0,001).
Выводы
Анализ литературы и результатов проведенных исследований свидетельствует, что использование оздоровительной аэробики в процессе физического воспитания студентов оправдано и целесообразно. Эффективность формирования физической культуры личности обусловливается, прежде всего, общим положительным отношением студенток к оздоровительной аэробике. Проведенный эксперимент показал, что использование комплексов аэробики на занятиях по физическому воспитанию в высших учебных заведениях в целом положительно влияет на физическую подготовленность студенток.
Результаты эксперимента выявили средний уровень развития координационных способностей у студенток 1 курса БГУ на начальном этапе исследования.
При изучении динамики показателей развития координационных способностей испытуемых было отмечено следующее: в результате 9-
месячного эксперимента у занимающихся по предложенной нами программе развития координационных способностей на занятиях аэробикой произошли достоверные улучшения показателей координационных способностей по всем использованным тестам без исключения. Так, время челночного бега 3*10м улучшилось на 12,3% (р<0,001); способность к равновесию - на 19% (р<0,001); реакция улучшилась на 28% (р<0,001); улучшение результата в способности к согласованию движений произошло на 13 % (р<0,001).
Полученные данные позволяют сказать о том, что предложенная нами программа может целенаправленно использоваться в практике физического воспитания студенческой молодежи.
Литература
1. Лисицкая Т.С., Сиднеева Л.В. Координационная тренировка в аэробике. - М.: Федерация аэробики России, 2007. - С. 25.
2. Лях В.И. Координационные способности в спорте: теории, модели, направления настоящих и будущих исследований // Моделирование управления движением человека: сб. науч. тр. / под ред. М.П. Шестакова и А.Н. Аверкина. - М.: Спорт Академ Пресс, 2003. - С. 158-202.
3. Лях В.И. Тесты физического воспитания школьников: пособие для учителей. - М., 1998. -С. 207.
4. Коник Г.А., Темченком В.А., Усова Т.Е. Учебные занятия по видам спорта как средство формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов высших учебных заведений // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2006.
- №4. - С. 108-114.
5. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика проведения оздоровительных занятий: учеб.-метод. пособие. - М.: Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2001. -С. 64.
Крыласова Екатерина Александровна, ст. преподаватель кафедры физического воспитания Бурятского государственного университета. 89503988855, [email protected]
Куликова Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры физического воспитания Бурятского госуниверситета, т. 89146338003, [email protected]
Krylasova Ekaterina Aleksandrovna, senior lecturer, department of physical education, Buryat State University, ph. 89503988855, [email protected]
Kulikova Olga Anatolevna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department of physical education, Buryat State University, ph. 89146338003, [email protected]