Научная статья на тему 'Методика развития скоростно-силовой выносливости велосипедистов спринтеров (трек), юношей 15-16 лет'

Методика развития скоростно-силовой выносливости велосипедистов спринтеров (трек), юношей 15-16 лет Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Скоростно-силовая выносливость / велоспорт / велосипедист спринтер / велотрек / юношеский возраст в велоспорте. / Speed and strength endurance / cycling / sprinter cyclist / cycling track / youth age in cycling.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Зверева Светлана Николаевна

Специфические скоростно-силовые качества представляют собой один из важнейших факторов, обеспечивающих успешное освоение тактико-технических действий, как основу соревновательной деятельности велосипедиста спринтера. Выполнение комплексной программы методом интервальной и круговой тренировки позволит решить проблему подготовки юных велосипедистов к соревновательной деятельности, преимущественной направленности на развитие скоростно-силовой выносливости. Практическая значимость. Используя экспериментальную комплексную программу, тренеры могут помочь юным велосипедистам-спринтерам в возрасте 15-16 лет полностью раскрыть свой потенциал и преуспеть в соревнованиях по велоспорту на треке. Материал. В статье рассматривается исследование тренировочных стратегий и методик, направленных на повышение скоростно-силовой выносливости велосипедистов -спринтеров (трек), юношей 15-16 лет. Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, педагогический, эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Результат. В результате эксперимента анализ показателей тестов, характеризующих развитие скоростно-силовой выносливости велосипедистов спринтеров (трек), юношей 15-16 лет, выявил положительный рост в группе велосипедистов, выполнявших экспериментальную комплексную тренировочную программу, учитывающую скоростные, силовые двигательные способности, выносливость и психические аспекты в ходе процесса подготовки. В исследовании, проводившемся с декабря 2023 года по май 2024 года на базе ГБУ ДО РК СШОР по велоспорту «Крым», г. Симферополь, Россия принимали участие 30 юных спортсменов, занимающихся велоспортом (трек). Заключение. Выполнение специальной программы тренировок, направленной на развитие скоростно-силовой выносливости велосипедистов спринтеров (трек), юношей 15-16 лет, позволит увеличить количество оборотов при вращении педалей за 30 секунд, время работы на велостанке и количество оборотов на тяжелой передаче, таким образом решить поставленную задачу развитие скоростно-силовой выносливости велосипедистов спринтеров (трек), юношей 15-16 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Зверева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology for the development of speed and strength endurance of cyclistssprinters (track), 15-16 years old boys

Specific speed and strength qualities are one of the most important factors ensuring the successful development of tactical and technical actions as the basis of a sprintercyclist’s competitive activity. The implementation of a comprehensive program, using the method of interval and circular training, will solve the problem of training young cyclists for competitive activities, primarily focused on the development of speed and strength endurance. Practical significance. Using experimental complex program trainers will help young cyclists-sprinters 15-16 years old to reach their full potential to win competitions in cycling (track). Material. The article examines the study of training strategies and techniques aimed at improving the speed and strength endurance of cyclists sprinters (track), 15-.16 years old boys. Research methods: analysis and generalization of scientific and methodological literature, pedagogical, experiment, testing, methods of mathematical statistics. Result. As a result of the experiment, the analysis of test indicators characterizing the development of speed and strength endurance of cyclistssprinters (track) of young men 15-16 years old revealed a positive growth in the group performing an experimental comprehensive training program that takes into account speed, power motor abilities, endurance and mental aspects during the training process. The study was conducted from December 2023 to May 2024 on the basis of cycling school "Crimea", Simferopol, Russia, involved 30 young athletes engaged in cycling (track). Conclusion. The implementation of a special training program aimed at developing the speed and strength endurance of 15-16 years old boys, cyclists-sprinters (track), will increase the number of revolutions when pedaling in 30 seconds, the time spent at the bike station and the number of revolutions in heavy gear, thus solving the task the development of speed and strength endurance of cyclistssprinters (track), 15-16 years old boys.

Текст научной работы на тему «Методика развития скоростно-силовой выносливости велосипедистов спринтеров (трек), юношей 15-16 лет»

УДК: 796

Методика развития скоростно-силовой выносливости велосипедистов спринтеров (трек), юношей 15-16 лет Зверева С.Н. *

Севастопольский государственный университет г. Севастополь, Россия ORCID: 0000-0001-9164-9275, sev4s2018@yandex.ru*

Аннотация: Специфические скоростно-силовые качества представляют собой один из важнейших факторов, обеспечивающих успешное освоение тактико-технических действий, как основу соревновательной деятельности велосипедиста - спринтера. Выполнение комплексной программы методом интервальной и круговой тренировки позволит решить проблему подготовки юных велосипедистов к соревновательной деятельности, преимущественной направленности на развитие скоростно-силовой выносливости. Практическая значимость. Используя экспериментальную комплексную программу, тренеры могут помочь юным велосипедистам-спринтерам в возрасте 15-16 лет полностью раскрыть свой потенциал и преуспеть в соревнованиях по велоспорту на треке. Материал. В статье рассматривается исследование тренировочных стратегий и методик, направленных на повышение скоростно-силовой выносливости велосипедистов -спринтеров (трек), юношей 1516 лет. Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, педагогический, эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Результат. В результате эксперимента анализ показателей тестов, характеризующих развитие скоростно-силовой выносливости велосипедистов - спринтеров (трек), юношей 15-16 лет, выявил положительный рост в группе велосипедистов, выполнявших экспериментальную комплексную тренировочную программу, учитывающую скоростные, силовые двигательные способности, выносливость и психические аспекты в ходе процесса подготовки. В исследовании, проводившемся с декабря 2023 года по май 2024 года на базе ГБУ ДО РК СШОР по велоспорту «Крым», г. Симферополь, Россия принимали участие 30 юных спортсменов, занимающихся велоспортом (трек). Заключение. Выполнение специальной программы тренировок, направленной на развитие скоростно-силовой выносливости велосипедистов спринтеров (трек), юношей 15-16 лет, позволит увеличить количество оборотов при вращении педалей за 30 секунд, время работы на велостанке и количество оборотов на тяжелой передаче, таким образом решить поставленную задачу - развитие скоростно-силовой выносливости велосипедистов спринтеров (трек), юношей 15-16 лет.

Ключевые слова. Скоростно-силовая выносливость, велоспорт, велосипедист - спринтер, велотрек, юношеский возраст в велоспорте.

Для цитирования: Зверева С.Н.* Методика развития скоростно-силовой выносливости велосипедистов- спринтеров (трек), юношей 15-16 лет. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): .

Methodology for the development of speed and strength endurance of cyclists-

sprinters (track), 15-16 years old boys

Svetlana N. Zvereva*

Sevastopol State University Sevastopol, Russia ORCID: 0000-0001-9164-9275, sev4s2018@yandex.ru*

Abstract: Specific speed and strength qualities are one of the most important factors ensuring the successful development of tactical and technical actions as the basis of a sprinter- cyclist's

competitive activity. The implementation of a comprehensive program, using the method of interval and circular training, will solve the problem of training young cyclists for competitive activities, primarily focused on the development of speed and strength endurance. Practical significance. Using experimental complex program trainers will help young cyclists-sprinters 15-16 years old to reach their full potential to win competitions in cycling (track). Material. The article examines the study of training strategies and techniques aimed at improving the speed and strength endurance of cyclists - sprinters (track), 15-.16 years old boys. Research methods: analysis and generalization of scientific and methodological literature, pedagogical, experiment, testing, methods of mathematical statistics. Result. As a result of the experiment, the analysis of test indicators characterizing the development of speed and strength endurance of cyclists- sprinters (track) of young men 15-16 years old revealed a positive growth in the group performing an experimental comprehensive training program that takes into account speed, power motor abilities, endurance and mental aspects during the training process. The study was conducted from December 2023 to May 2024 on the basis of cycling school "Crimea", Simferopol, Russia, involved 30 young athletes engaged in cycling (track). Conclusion. The implementation of a special training program aimed at developing the speed and strength endurance of 15-16 years old boys, cyclists-sprinters (track), will increase the number of revolutions when pedaling in 30 seconds, the time spent at the bike station and the number of revolutions in heavy gear, thus solving the task - the development of speed and strength endurance of cyclists- sprinters (track), 15-16 years old boys.

Keywords: Speed and strength endurance, cycling, sprinter cyclist, cycling track, youth age in cycling.

For citation: Svetlana N. Zvereva*. Methodology for the development of speed and strength endurance of cyclists- sprinters (track), 15-16 years old boys. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(2): .

Актуальность

Развитие скоростно-силовой выносливости в велоспорте на треке, где основными задачами спринтеров являются достижение максимальной скорости в течение короткого времени и сохранение этой скорости на протяжении всего соревнования, имеет особую актуальность.

Проблема развития скоростно-силовой выносливости велосипедистов -спринтеров нашла отражение в научных трудах многих авторов. Разработан ряд основных положений теории и методики тренировки спортсменов различных квалификаций и специализаций в педагогических и медико-биологических аспектах. Эти положения помогают тренерам и педагогам лучше понимать потребности и возможности молодых спортсменов, а также вырабатывать эффективные подходы в тренировочной деятельности [2, 4, 6, 7, 8, 10,17,18].

Несмотря на достаточную изученность проблемы исследования, по-прежнему остаются неисследованными вопросы обоснования эффективности методики развития скоростно-силовой выносливости у юных (15-16 лет) велосипедистов- спринтеров.

Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс подготовки юношей,

занимающихся велосипедным спортом.

Предмет исследования. Организация учебно-тренировочных занятий, направленных на развитие скоростно-силовой выносливости велосипедистов спринтеров (трек), юношей 15-16 лет.

Цель исследования. Оценить эффективность методики, направленной на развитие скоростно-силовой выносливости велосипедистов- спринтеров.

Задачи исследования

1. Определить уровень скоростно-силовой выносливости, а также выявить факторы, определяющие необходимость применения методики развития скоростно-силовой выносливости у велосипедистов- спринтеров.

2. Разработать методику, направленную на развитие скоростно-силовой выносливости велосипедистов- спринтеров (трек), юношей 15-16 лет.

3. Выявить изменения показателей скоростно-силовой выносливости велосипедистов -спринтеров (трек), юношей 15-16 лет.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 30 юношей 15-16 лет (экспериментальная группа - 15 человек; контрольная группа - 15 человек), занимающиеся велосипедным спортом. Проведено исследование на базе ГБУ ДО РК «СШОР по велоспорту «Крым», г. Симферополь. Россия.

Результаты и обсуждение

Оценка эффективности применения методики, направленной на развитие скоростно-силовой выносливости велосипедистов- спринтеров контрольной и экспериментальной групп, выполнялась следующими тестами:

- Количество оборотов при вращении педалей за 30 секунд» (обороты).

- Потеря скорости на велостанке (сек.).

- Количество оборотов за 10 секунд на тяжелой передаче (обороты).

Таблица 1

Изменение показателей скоростно-силовой выносливости велосипедистов-спринтеров (трек), юношей 15-16 лет контрольной и экспериментальной групп, выявленные на контрольном

этапе эксперимента, (Х ± о)

Контрольное упражнение Экспериментальная группа п = 15 Контрольная группа п = 15 %

Тест №1. «Количество оборотов при вращении педалей за 30 секунд» (обороты) 78 ±1,94 70±1,95 11,4%

Тест №2. «Потеря скорости на велостанке» (сек.) 61±1,77 51±1,61 19,6%

Тест №3 «Количество оборотов за 10 секунд на тяжелой передаче» (обороты) 115±1,42 105±1,29 9,5%

Результаты диагностики скоростно-силовой выносливости велосипедистов-спринтеров (трек), юношей 15-16 лет контрольной и экспериментальной групп, выявленные на контрольном этапе эксперимента, представлены на рис. 1.

140 120 100 80 60 40 20 0

III. II

Тест №1. «Количество оборотов при

вращении педалей за 30

«Потеря скорости на велостанке»

Тест №2.

оборотов за 10

Тест №3 «Количество

секунд на тяжелой передаче» (обороты)

секунд» (обороты)

(сек.)

■ Экспериментальная группа

■ Контрольная группа

78 70

61 51

115 105

Рис. 1. Показатели скоростно-силовой выносливости велосипедистов- спринтеров (трек), юношей 15-16 лет контрольной и экспериментальной групп, выявленные на контрольном

этапе эксперимента, (Х ± о), р<0,05

Показатели скоростно-силовой выносливости велосипедистов- спринтеров (трек), юношей 15-16 лет контрольной и экспериментальной групп, выявленные на контрольном этапе эксперимента, распределились следующим образом.

Тест №1. «Количество оборотов при вращении педалей за 30 секунд» (обороты):

- Экспериментальная группа: 78±1,94 оборотов.

- Контрольная группа: 70±1,95 оборотов.

- Разница: 11,4%

Среднее число оборотов при вращении педалей за 30 секунд было выше в экспериментальной группе (78 оборотов) по сравнению с контрольной группой (70 оборотов). Разница в количестве оборотов между двумя группами составила 11,4%, что указывает на то, что экспериментальная группа показала лучшие результаты в этом тесте.

Тест №2. «Потеря скорости на велостанке» (сек.):

- Экспериментальная группа: 61±1,77 секунд.

- Контрольная группа: 51±1,61 секунд.

- Разница: 19,6%

Снижение скорости на велосипедной станции было выше в контрольной группе (51 секунда) по сравнению с экспериментальной группой (61 секунда). Разница в снижении

скорости между двумя группами составила 19,6%, причем экспериментальная группа продемонстрировала лучшие результаты в этом тесте.

Тест №3 «Количество оборотов за 10 секунд на тяжелой передаче» (обороты):

-Экспериментальная группа: 115±1,42 оборотов.

- Контрольная группа: 105±1,29 оборотов.

- Разница: 9,5%

Среднее число оборотов за 10 секунд на тяжелой передаче было выше в экспериментальной группе (115 оборотов) по сравнению с контрольной группой (105 оборотов). Разница в количестве оборотов между двумя группами составила 9,5%, причем экспериментальная группа превзошла контрольную в этом тесте.

В целом, полученные результаты свидетельствуют о том, что экспериментальная группа юношей в возрасте 15-16 лет показала лучшие результаты в плане скоростно-силовой выносливости по сравнению с контрольной группой на контрольном этапе эксперимента. Различия в результатах тестирования указывают на потенциальную эффективность методики, направленной на развитие скоростно-силовой выносливости, применяемой в экспериментальной группе.

Оценка эффективности методики отражает следующие изменения скоростно-силовой выносливости велосипедистов- спринтеров (трек), юношей 15-16 лет контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 2

Динамика изменения показателей скоростно-силовой выносливости велосипедистов-спринтеров (трек), юношей 15-16 лет контрольной и экспериментальной групп до и после __эксперимента ( Х ± т)___

Группы Показатель Экспериментальной период Сдвиг, (р =0,05)

до после

ЭГ (п = 15) Тест №1. «Количество оборотов при вращении педалей за 30 секунд» (обороты) 65±1,11 78 ±1,94 20% р<0,05

Тест №2. «Потеря скорости на велостанке» (сек.) 45±1,84 61±1,77 35,6% р<0,05

Тест №3 «Количество оборотов за 10 секунд на тяжелой передаче» (обороты) 93±1,42 115±1,42 23,7% р<0,05

КГ (п = 15) Тест №1. «Количество оборотов при вращении педалей за 30 секунд» (обороты) 67±1,93 70±1,95 4,5% р<0,05

Тест №2. «Потеря скорости на велостанке» (сек.) 47±1,65 51±1,61 8,5% р<0,05

Тест №3 «Количество оборотов за 10 секунд на тяжелой передаче» (обороты) 95±1,25 105±1,29 10,5% р<0,05

В результате анализа динамики показателей скоростно-силовой выносливости велосипедистов-спринтеров (трек), в группе юношей 15-16 лет до и после эксперимента было получено следующее:

Экспериментальная группа (ЭГ):

1. Тест №1. «Количество оборотов при вращении педалей за 30 секунд» (обороты):

- Перед экспериментом: 65±1,11 оборотов

- После эксперимента: 78±1,94 оборотов

- Сдвиг: 20% улучшения

- Уровень значимости: p<0,05

2. Тест №2. «Потеря скорости на велостанке» (сек.):

- Перед экспериментом: 45±1,84 сек.

- После эксперимента: 61±1,77 сек.

- Сдвиг: 35,6% улучшения

- Уровень значимости: p<0,05

3. Тест №3. «Количество оборотов за 10 секунд на тяжелой передаче» (обороты):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Перед экспериментом: 93±1,42 оборотов

- После эксперимента: 115±1,42 оборотов

- Сдвиг: 23,7% улучшения

- Уровень значимости: p<0,05 Контрольная группа (КГ):

1. Тест №1. «Количество оборотов при вращении педалей за 30 секунд» (обороты):

- Перед экспериментом: 67±1,93 оборотов

- После эксперимента: 70±1,95 оборотов

- Сдвиг: 4,5% улучшения

- Уровень значимости: p<0,05

2. Тест №2. «Потеря скорости на велостанке» (сек.):

- Перед экспериментом: 47±1,65 сек.

- После эксперимента: 51±1,61 сек.

- Сдвиг: 8,5% улучшения

- Уровень значимости: p<0,05

3. Тест №3. «Количество оборотов за 10 секунд на тяжелой передаче» (обороты):

- Перед экспериментом: 95±1,25 оборотов

- После эксперимента: 105±1,29 оборотов

- Сдвиг: 10,5% улучшения

- Уровень значимости: p<0,05

Результаты экспериментальной группы показали значительные улучшения во всех трех тестах. Количество оборотов при вращении педалей за 30 секунд увеличилось на 20%, потеря скорости на велостанции снизилась на 35,6%, а количество оборотов за 10 секунд на усиленной передаче увеличилось на 23,7%.

С другой стороны, контрольная группа также продемонстрировала улучшения во всех трех тестах, но в меньшей степени, по сравнению с экспериментальной группой. Количество оборотов при вращении педалей за 30 секунд увеличилось на 4,5%, потеря скорости на велостанции снизилась на 8,5%, а количество оборотов за 10 секунд на усиленной передаче увеличилось на 10,5%.

Эти результаты свидетельствуют о том, что педагогический эксперимент, проведенный в ЭГ, оказал большее влияние на эффективность езды на велосипеде по сравнению с тренировками, проведенными по учебному плану в КГ. Улучшения, наблюдаемые в ЭГ, были статистически значимыми с уровнем значимости р<0,05 во всех тестах, что указывает на неслучайные изменения.

Сравнительный анализ результатов диагностики, полученных в экспериментальной группе в процессе исследования, представлены в гистограмме на рис. 2.

140 120 100 80 60 40 20 0

До

После

Тест №1. «Количество оборотов при вращении педалей за 30 секунд» (обороты) 65 78

Тест №2. «Потеря

скорости на велостанке» (сек.)

45 61

Тест №3 «Количество оборотов за 10 секунд на тяжелой передаче» (обороты)

93 115

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов диагностики скоростно-силовой выносливости велосипедистов-спринтеров (трек), юношей 15-16 лет, полученных в экспериментальной

группе в процессе исследования, в % (р<0,05)

Экспериментальная группа, состоящая из 15 человек, прошла три теста. В первом тесте, который состоял в измерении количества оборотов при вращении педалей за 30 секунд, участники показали улучшение результатов после экспериментального периода. В среднем, количество оборотов увеличилось с 65 до 78, что составляет 20% сдвига. Разница в результатах до и после эксперимента является статистически значимой (р<0,05).

Во втором тесте, который измерял потерю скорости на велостанке за определенное время, также было выявлено улучшение. В среднем время потери скорости увеличилось с 45 до 61 секунды, что составляет 35,6% сдвига. Этот результат также является статистически значимым (р<0,05).

Наконец, в третьем тесте, который измерял количество оборотов за 10 секунд на тяжелой передаче, участники также показали улучшение результатов. Среднее количество оборотов увеличилось с 93 до 115, что составляет 23,7% сдвига. Разница в результатах до и после эксперимента также является статистически значимой (р<0,05).

Таким образом, все три теста показали положительное влияние экспериментального периода на физическую подготовку участников группы.

Сравнительный анализ результатов диагностики, полученных в контрольной группе в процессе исследования, представлены в гистограмме на рисунке 3.

120 100 80 60 40 20 0

До

I После

Тест №1. «Количество оборотов при вращении педалей за 30 секунд» (обороты) 67 70

Тест №2. «Потеря

скорости на велостанке» (сек.)

47 51

Тест №3 «Количество оборотов за 10 секунд на тяжелой передаче» (обороты) 95 105

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов диагностики скоростно-силовой выносливости велосипедистов-спринтеров (трек), юношей 15-16 лет, полученных в контрольной группе в

процессе исследования, в % (р<0,05)

Контрольная группа испытуемых, состоящая из 15 человек, прошла три теста. В первом тесте, который состоял в измерении количества оборотов при вращении педалей за 30 секунд, участники показали улучшение результатов после экспериментального периода. В среднем количество оборотов увеличилось с 67 до 70, что составляет 4,5% сдвига. Разница в результатах до и после эксперимента является статистически значимой (р<0,05).

Во втором тесте, который измерял потерю скорости на велостанке за определенное время, также было выявлено улучшение. В среднем время потери скорости увеличилось с 47 до 51 секунды, что составляет 8,5% сдвига. Этот результат также является статистически значимым (р<0,05).

Наконец, в третьем тесте, который измерял количество оборотов за 10 секунд на тяжелой передаче, участники также показали незначительное улучшение результатов. Среднее количество оборотов увеличилось с 95 до 105, что составляет 10,5% сдвига. Разница в результатах до и после эксперимента также является статистически значимой (р<0,05).

Таким образом, все три теста показали незначительную динамику показателей в контрольной группе.

Это позволяет сделать вывод о том, что при применении средств, методов и приемов работы в рамках предложенной методики по развитию скоростно-силовой выносливости велосипедистов- спринтеров (трек), юношей 1 5-16 лет показатели экспериментальной группы были намного выше по сравнению с контрольной группой, занимающейся по учебному плану.

Заключение

Полученные результаты позволяют аргументировать следующее: развитие скоростно-силовой выносливости имеет ключевое значение для велосипедистов-спринтеров (трековых) в возрастной группе 15-16 лет. Этот возрастной диапазон представляет собой критический период для физического развития и улучшения спортивных результатов. Для повышения скоростно-силовой выносливости юных велосипедистов необходима комплексная программа тренировок, адаптированная к их конкретным потребностям. Включение силовых упражнений, таких как приседания, выпады, становая тяга и плиометрические упражнения, может помочь улучшить мышечную силу. Выполнение интервальных спринтерских тренировок может повысить анаэробную мощность и скоростную выносливость. Длительные пробежки на выносливость с умеренной интенсивностью могут улучшить состояние сердечнососудистой системы и общую выносливость. Плиометрические упражнения, такие как прыжки в боксе, прыжки с разбега и взрывные отжимания, могут повысить взрывную силу и быстрое ускорение. Правильное питание и восстановление также имеют жизненно важное значение для роста и работоспособности юных велосипедистов. Внедряя комплексную тренировочную программу, учитывающую скоростные, силовые, выносливые и психические аспекты выступлений, тренеры могут помочь юным велосипедистам-спринтерам в возрасте 15-16 лет полностью раскрыть свой потенциал и преуспеть в соревнованиях по велоспорту на треке.

С целью развития скоростно-силовой выносливости велосипедистов- спринтеров (трек), юношей 15-16 лет в процессе исследования была разработана экспериментальная методика. Контрольная группа тренировалась по общепринятой методике, а содержание тренировочных занятий экспериментальной группы включало в себя комплекс упражнений, направленный на развитие скоростно-силовой выносливости велосипедистов; также были

включены специальные упражнения для развития специальных физических качеств, свойственных велоспорту; упражнения проводились в среднем и умеренном темпе, их интенсивность была средней и постоянной; тренировочные занятия проводились 6 раз в неделю по 1,30 часа в две смены.

Показатели скоростно-силовой выносливости велосипедистов-спринтеров (трек), юношей 15-16 лет контрольной и экспериментальной групп, выявленные на констатирующем этапе эксперимента, распределились следующим образом. Тест №1. «Количество оборотов при вращении педалей за 30 секунд» (обороты): экспериментальная группа: 65±1,11 оборотов. контрольная группа: 67±1,93 оборотов. Контрольная группа имела более высокое среднее число оборотов по сравнению с экспериментальной группой. Тест №2. «Потеря скорости на велостанке» (сек.): экспериментальная группа: 45±1,84 секунд; контрольная группа: 47±1,65 секунд. Средняя потеря скорости в контрольной группе была выше, чем в экспериментальной группе. Тест №3 «Количество оборотов за 10 секунд на тяжелой передаче» (обороты): экспериментальная группа: 93±1,42 оборотов; контрольная группа: 95±1,25 оборотов. В контрольной группе среднее число оборотов было выше, чем в экспериментальной группе.

Показатели скоростно-силовой выносливости велосипедистов-спринтеров (трек), юношей 15-16 лет контрольной и экспериментальной групп, выявленные на контрольном этапе эксперимента, распределились следующим образом. Тест №1. «Количество оборотов при вращении педалей за 30 секунд» (обороты): экспериментальная группа: 78±1,94 оборотов; контрольная группа: 70±1,95 оборотов. Разница в количестве оборотов между двумя группами составила 11,4%, что указывает на то, что экспериментальная группа показала лучшие результаты в этом тесте. Тест №2. «Потеря скорости на велостанке» (сек.): экспериментальная группа: 61±1,77 секунд; контрольная группа: 51±1,61 секунд. Разница в снижении скорости между двумя группами составила 19,6%, причем экспериментальная группа продемонстрировала лучшие результаты в этом тесте. Тест №3 «Количество оборотов за 10 секунд на тяжелой передаче» (обороты): экспериментальная группа: 115±1,42 оборотов; контрольная группа: 105±1,29 оборотов. Разница в количестве оборотов между двумя группами составила 9,5%, причем экспериментальная группа превзошла контрольную в этом тесте.

Таким образом, из результатов исследования следует, что у велосипедистов -спринтеров в возрасте 15-16 лет экспериментальной группы наблюдался значительный рост показателей скоростно-силовой выносливости после эксперимента. В то же время, в контрольной группе изменения были менее выраженными. Эти результаты говорят о положительном влиянии предложенной методики на уровень тренированности спринтеров и их способность к быстрым велосипедным спринтам.

Список литературы

1. Назаренко Л.Д., Романова Ю.Д., Новикова Е.М. Техническое устройство для совершенствования скоростно-силовых качеств спринтера. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(3): 27-32. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-27-32.

2. Агасьян В.А. Оперативное управление тренировочным процессом велосипедистов высокой квалификации на основе показателя мощности педалирования. Материалы ежегодной отчетной научной конференции аспирантов и соискателей Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2016; 1: 7-8.

3. Гибадуллин И.Г., Ахметзянов М.З., Анисимова А.Ю., Мошкина Н.А. Методика развития силовой выносливости методом круговой тренировки с учетом системы мышечной энергообеспечения. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): 19-27.

4. Арансон М.В., Овчаренко Л.Н., Эдвин С., Тупоногова О.В. Физиологические особенности спортсменов в велосипедном спорте (обзор зарубежных исследований). Евразийское научное объединение. 2017; 2-8(30): 106-109.

5. Доронцев А.В. Особенности планирования развития выносливости у студентов первых курсов медицинского университета. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): 142-146.

6. Колодезников К.С., Хоютанов М.Н. Кикбоксинг: формирование скоростно-силовых качеств у подростков. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(4): 53-57.

7. Ванюшин Ю.С., Елистратов Д.Е., Ишмухаметова Н.Ф., Ильин С.Н. Спортивная подготовка как основа высоких достижений в спорте. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(1): 160-164. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-160-164.

8. Баталов А.Г., Никонов С.Е., Бурдина М.Е. Особенности построения спортивной подготовки лыжников-гонщиков 15-16 лет Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(4): 45-49. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-4-45-49.

9. Гибадуллин И.Г., Ахметзянов М.З., Турлаков С.В. Развитие выносливости у студентов на занятиях атлетической гимнастикой. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(4): 132-140. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-4-132-140.

10. Горская И.Ю., Пушкин А.С., Попков В.Н. Обучение технике старта и стартового разгона начинающих велогонщиков ВМХ. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019; 1(167): 83-89.

11. Захаров А.А., Федорова Е.Ю., Казаков А.Ю., Бородавкин А.Ю. Современные подходы к оценке эффективности техники педалирования в велосипедном спорте и триатлоне. Теория и практика физической культуры. 2021; 2: 90-92.

12. Кавун И.А., Капустин А.А. Инновационные рычаги переключения передач и измерители мощности, применяемые в велосипедном спорте шоссе. Сборник статей II Международного профессионально-исследовательского конкурса. Петрозаводск. 2021: 217220.

13. Капустин А.А., Кавун С.М. Методика совершенствования общей выносливости спортсменов 14-16 лет, специализирующихся в велоспорте-шоссе. Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2020; 1: 31-32.

14. Кариаули А.С. Программа ZWIFT - альтернативный вариант тренировки велосипедиста в зимний период. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2019; 4: 6-8.

15. Квашук П.В., Воронов А.В., Семаева Г.Н., Малкин Р.В. Особенности адаптации к

интенсивной физической нагрузке квалифицированных велосипедистов, специализирующихся в маунтинбайке. Теория и практика физической культуры. 2022; 7: 9092.

16. Минабутдинов С.Р., Гибадуллин И.Г., Кузнецова З.М., Наговицын Р.С. Вариант методики развития скоростно-силовых способностей юных легкоатлетов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(3): 51-58. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-51-58.

17. Кузнецов А.Н., Тушер Ю.Л. Использование цифровых технологий в контроле тренировочного процесса и функционального состояния велосипедистов высокой спортивной квалификации. Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: сборник статей по материалам XII научно-практической конференции с международным участием. Москва. 2022: 103-107.

18. Савицкий В.С., Хамчиев К.М. Физиологическое обоснование построения тренировочного процесса спортсменов спринтерских гонок велоспорта на треке. Биология и интегративная медицина. 2021; 6(53): 90-96.

References

1. Lyudmila D. Nazarenko, Yuliya D. Romanova, Elena M. Novikova. Technical device for a sprinter's speed and strength qualities development. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul;tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(3): 27-32. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-27-32. [In Russ., In Engl.].

2. Agassian V.A. Operational management of the training process of highly qualified cyclists based on the pedaling power indicator. Materialy ezhegodnoj otchetnoj nauchnoj konferencii aspirantov I soiskatelej Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoj kul'tury, sporta I turizma [Materials of the annual reporting scientific conference of graduate students and applicants of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism]. 2016; 1: 7-8 [In Russ.].

3. Ildus G. Gibadullin, Marat Z. Akhmetzyanov, Aleksandra Yu. Anisimova, Natalya A. Moshkina. Methods of developing strength endurance by circular training taking into account the muscular energy supply system. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul;tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): 19-27 [In Russ., In Engl.].

4. Aranson M.V., Ovcharenko L.N., Edwin S., Tuponogova O.V. Physiological features of athletes in cycling (review of foreign studies). Evrazijskoe nauchnoe ob'edinenie. 2017; 2-8(30): 106-109 [In Russ.].

5. Aleksandr V. Dorontsev. Features of planning the development of endurance in first year students of medical university. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul;tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): 142146 [In Russ., In Engl.].

6. Kirsan S. Kolodeznikov, Mikhail N. Khoyutanov. Kickboxing: formation of speed-strength qualities in adolescents. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul;tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(4): 53-57 [In Russ., In Engl.].

7. Yuriy S. Vanyushin, Dmitriy Е. Elistratov, Najlya F. Ishmukhametova, Sergey N. Ilin. Sport training аs the basis of high achievements in sports. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul;tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(1): 160-164. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-160-164 [In Russ., In Engl.].

8. Aleksey G. Batalov, Sergey E. Nikonov, Marina E. Burdina. Features of building sports training for ski racers aged 15-16. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul;tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(4): 45-49. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-4-45-49 [In Russ., In Engl.].

9. Ildus G. Gibadullin, Marat Z. Akhmetzyanov, Sergey V. Turlakov. Endurance development among students at athletic gymnastics lessons. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie

problemy fizicheskoj kul;tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(4): 132-140. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-4-132-140 [In Russ., In Engl.].

10. Gorskaya I.Yu., Pushkin A.S., Popkov V.N. Training in the technique of starting and starting acceleration of novice BMX cyclists. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2019; 1(167): 83-89 [In Russ.].

11. Zakharov A.A., Fedorova E.Yu., Kazakov A.Yu., Borodavkin A.Yu. Modern approaches to evaluating the effectiveness of pedaling techniques in cycling and triathlon. Teoriya I prakitka fizhceskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2021; 2: 90-92 [In Russ., In Engl.].

12. Kavun I.A., Kapustin A.A. Innovative gearshift levers and power meters used in highway cycling. Sbornik statej II Mezhdunarodnogo professional'no-issledovatel'skogo konkursa [Collection of articles of the II International Professional Research Competition]. Petrozavodsk. 2021: 217-220 [In Russ.].

13. Kapustin A.A., Kavun S.M. Methods of improving the general endurance of athletes aged 14-16 years specializing in highway cycling. Materialy nauchnoj I nauchno-metodicheskoj konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoj kul;tury, sporta I turizma [Materials of the scientific and methodological conference of the faculty of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism]. 2020; 1: 31-32 [In Russ.].

14. Kariauli A.S. The ZWIFT program is an alternative option for training a cyclist in winter. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2019; 4: 6-8 [In Russ.].

15. Kvashuk P.V., Voronov A.V., Semaeva G.N., Malkin R.V. Features of adaptation to intense physical activity of qualified cyclists specializing in mountain biking. Teoriya I prakitka fizhceskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2022; 7: 90-92 [In Russ., In Engl.].

16. Sergey R. Minabutdinov, Ildus G. Gibadullin, Zinaida М. Kuznetsova, Roman S. Nagovitsyn. Variant of the methodology of speed-strength oriented skills development among young track and field athletes. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul;tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(3): 51-58. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-51-58 [In Russ., In Engl.].

17. Kuznetsov A.N., Tusher Yu.L. The use of digital technologies in the control of the training process and the functional state of highly qualified cyclists. Innovacionnye tehnologii v sporte I fizicheskom vospitanii podrastayuchego pokoleniya: sbornik statej po materialam XII nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Innovative technologies in sports and physical education of the younger generation: a collection of articles based on the materials of the XII scientific and practical conference with international participation]. Moscow. 2022: 103-107 [In Russ.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Savitsky V.S., Khamchiev K.M. Physiological substantiation of the construction of the training process of athletes of sprint cycling races on the track. Biologiya I integrativnaya medicina. 2021; 6(53): 90-96 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 20.05.2024

Зверева Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, Севастопольский государственный университет, 299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, дом 33, e-mail: sev4s2018@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.