Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БИАТЛОНИСТОК 15-16 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БИАТЛОНИСТОК 15-16 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / БИАТЛОНИСТКИ 15-16 ЛЕТ / ПЛИОМЕТРИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА / ФАЗЫ ОМЦ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Идинова Александра Владимировна, Мокрушина Ирина Анатольевна, Бацина Ольга Николаевна

Авторы статьи обращаются к рассмотрению вопроса развития силовых способностей биатлонисток 15-16 лет. Актуальность их развития обусловлена спецификой соревновательной деятельности и рельефом гоночных трасс. Целью исследования являлось теоретическое обоснование, разработка, экспериментальная апробация и оценка результативности методики развития силовых способностей биатлонисток 15-16 лет в подготовительный период. Исследование проведено на базе спортивного клуба «Альянс» в городе Чайковский, Пермский край с участием 14 биатлонисток. Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, анализ и обобщение документальных источников, независимый педагогический эксперимент, контрольные испытания, методы математической статистики. В основу экспериментальной методики положено применение плиометрических упражнений с учетом фаз овариально-менструального цикла и ведущих мышечных групп, включенных в выполнение основного двигательного действия. Установлен положительный результат от ее внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF DEVELOPING THE STRENGTH ABILITIES OF BIATHLETES AGED 15-16 IN THE PREPARATORY PERIOD

The authors of the article address the issue of the development of strength abilities of biathletes aged 15-16. The relevance of their development is due to the specifics of competitive activity and the relief of race tracks. The purpose of the study was the theoretical justification, development, experimental testing and evaluation of the effectiveness of the methodology for the development of strength abilities of biathletes aged 15-16 years in the preparatory period. The study was conducted on the basis of the sports club "Alliance" in the city of Tchaikovsky, Perm Krai with the participation of 14 biathletes. Research methods: the analysis and generalization of scientific and methodological literature data, the analysis and generalization of documentary sources, the independent pedagogical experiment, the control tests, the methods of mathematical statistics. The experimental technique is based on the use of plyometric exercises taking into account the phases of the OMC and the leading muscle groups included in the performance of the main motor action. A positive result from its implementation has been established.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БИАТЛОНИСТОК 15-16 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД»

ствию (Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева) по теме «Совершенствование системы формирования антидопингового сознания обучающихся в условиях физкультурно-спортивного образования».

ЛИТЕРАТУРА

1. Игнатьева Л.Е. Формирование антидопингового сознания обучающихся в системе физ-культурно-спортивного образования / Л.Е. Игнатьева, Ю.В. Киреева // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-3. - С. 202-208.

2. Лубышева Л.И. Преемственность программ антидопингового образования в системе спортивного воспитания / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 99.

REFERENCES

1. Ignatieva, L.E. and Kireeva, Yu.V. (2016), "Formation of anti-doping consciousness of students in the system of physical culture and sports education", Problems of modern pedagogical education, No. 53-3, pp. 202-208.

2. Lubysheva, L.I. (2021) "Continuity of anti-doping education programs in the system of sports education", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 99.

Контактная информация: ignatjeva.l.e@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.12.2022

УДК 796.92.093.642

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БИАТЛОНИСТОК 15-16 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Александра Владимировна Идинова, магистрант; Ирина Анатольевна Мокрушина,

кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Николаевна Бацина, кандидат педагогических наук, доцент, Чайковская государственная академия физической культуры и

спорта, Чайковский

Аннотация

Авторы статьи обращаются к рассмотрению вопроса развития силовых способностей биат-лонисток 15-16 лет. Актуальность их развития обусловлена спецификой соревновательной деятельности и рельефом гоночных трасс. Целью исследования являлось теоретическое обоснование, разработка, экспериментальная апробация и оценка результативности методики развития силовых способностей биатлонисток 15-16 лет в подготовительный период. Исследование проведено на базе спортивного клуба «Альянс» в городе Чайковский, Пермский край с участием 14 биатлонисток. Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, анализ и обобщение документальных источников, независимый педагогический эксперимент, контрольные испытания, методы математической статистики. В основу экспериментальной методики положено применение плиометрических упражнений с учетом фаз овариально-менструального цикла и ведущих мышечных групп, включенных в выполнение основного двигательного действия. Установлен положительный результат от ее внедрения.

Ключевые слова: силовые способности, биатлонистки 15-16 лет, плиометрическая тренировка, фазы ОМЦ.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p231-235

METHODS OF DEVELOPING THE STRENGTH ABILITIES OF BIATHLETES AGED 15-16 IN THE PREPARATORY PERIOD

Alexandra Vladimirovna Idinova, the master's student, Irina Anatolyevna Mokrushina, the

candidate of pedagogical sciences, docent, Olga Nikolaevna Batsina, the candidate of peda-

231

gogical sciences, docent, Tchaikovsky State Physical Education and Sports Academy

Abstract

The authors of the article address the issue of the development of strength abilities of biathletes aged 15-16. The relevance of their development is due to the specifics of competitive activity and the relief of race tracks. The purpose of the study was the theoretical justification, development, experimental testing and evaluation of the effectiveness of the methodology for the development of strength abilities of biathletes aged 15-16 years in the preparatory period. The study was conducted on the basis of the sports club "Alliance" in the city of Tchaikovsky, Perm Krai with the participation of 14 biathletes. Research methods: the analysis and generalization of scientific and methodological literature data, the analysis and generalization of documentary sources, the independent pedagogical experiment, the control tests, the methods of mathematical statistics. The experimental technique is based on the use of plyometric exercises taking into account the phases of the OMC and the leading muscle groups included in the performance of the main motor action. A positive result from its implementation has been established.

Keywords: strength abilities, biathletes 15-16 years old, plyometric training, OMC phases.

ВВЕДЕНИЕ

Соревновательная программа мирового биатлона демонстрирует тенденции сокращения продолжительности физической работы биатлониста на лыжной трассе, повышения ее интенсивности, увеличения частоты отталкивающих движений спортсмена, характеризующихся взрывным и коротким по продолжительности усилием [3].

Как отмечают авторы Т.А. Сагиев, А.М Фокин, А.Н. Алябьев, В.Я. Субботин (2020), соревновательная практика биатлонистов, характеризуется проявлением силовых способностей преимущественно в динамической работе в анаэробных условиях. Проявление взрывной силы в конечной фазе отталкивания при высокой частоте движений во многом обусловлено рельефом трассы и значимо при прохождении пологих подъемов и равнинных участков. Преодоление затяжных крутых подъемов требует проявления максимальной силы и анаэробной силовой выносливости. Следовательно, содержание тренировочного процесса необходимо строить с учетом развития следующих параметров: взрывная и максимальная сила, аэробная и анаэробная силовая выносливость, комплексная скоростно-силовая выносливость. Однозначно, что перечисленные выше двигательные способности на конкретном участке дистанции в ходе соревновательной гонки проявляются в сочетании между собой, а не обособленно [3].

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать, экспериментально апробировать и оценить результативность методики развития силовых способностей би-атлонисток 15-16 лет в подготовительный период.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, анализ и обобщение документальных источников, независимый педагогический эксперимент, контрольные испытания, методы математической статистики.

В исследовании приняли участие 14 биатлонисток спортивного клуба «Альянс» в городе Чайковский, Пермский край. Эксперимент проводился в период с мая по август 2021года.

МЕТОДИКА

В основу экспериментальной методики развития силовых способностей биатлони-сток 15-16 лет положено применение акцентированных тренировок, направленных на определенные мышечные группы с учетом специфики мышечной деятельности.

Д.И. Иванов (2022), характеризуя проявление двигательных действий при мышечном сокращении во время преодоления соревновательной дистанции у биатлонистов отмечает, что для скоростно-силовых способностей характерно выполнение упражнений,

где при значительных усилиях требуется быстрое двигательное действие. Силовая ловкость проявляется в сменном характере режимов мышечной деятельности, в условиях неожиданных ситуаций. Силовая выносливость проявляется в способности противостоять утомлению в различных режимах мышечной активности. Динамический режим силовой мышечной деятельности свойственен как для циклических двигательных действий, так и для ациклических. В то же время режим статической мышечной активности связан с фиксацией определенного положения тела [1].

При разработке экспериментальной методики мы опирались на рекомендации заслуженного тренера по лыжным гонкам и биатлону Н.П. Лопухова. Планирование развития силовых качеств в годичном цикле строится в соотношении: 70% - силовая выносливость (непрерывно в течение года), 20% - взрывная сила (непрерывно в течение года), 10% - максимальная сила (преимущественно в начале года). Применение силового тренинга должно быть ориентировано на повышение мощности отталкиваний [3].

Важность мощного и амплитудного толчка обусловлена первоначальной фазой движения биатлониста при отталкивании, что в свою очередь происходит за счет исходящего импульса от мышц живота. Развитие косых мышц обусловлено применением правосторонней и левосторонней техникой передвижения, а также положения стрельбы. Развитые мышцы брюшного пресса значительно проявляются в одновременном отталкивании, так как позволяют сохранять амплитуду движений туловища и достигнуть оптимального угла постановки лыжных палок [2].

Идея и принципиальное содержание плиометрической тренировки находятся в общем методологическом направлении, определяющем оптимальность тренировочных скоростно-силовых нагрузок в спорте, исходя из единой триады «сила - скорость - мощность».

Экспериментальная методика предусматривает использование взрывных упражнений с использованием собственной массы в различных исходных положениях. Взаимодействие с опорой кратковременное (Таблица 1).

Таблица 1 - Характеристика экспериментальной методики развития силовых способностей биатлонисток 15-16 лет в подготовительном периоде_

Показатели Характеристика

Кол-во занятий на развитие силовых способностей в микроцикле 3

Продолжительность восстановления после тренировки Не менее 48 часов

Продолжительность основной части 40-45минут

Форма проведения Интервал., круговая По методике Табата

Количество упражнений в комплексе 4-6 8

Продолжительность выполнения упражнения 40 сек 20 сек

Отдых между упражнениями 20 сек 10 сек

Количество серий 3-5 Кажд. упр. повт. 8 раз подряд, затем переход к след.

Продолжительность серии 4-6 минут 4 минуты

Отдых между сериями 1,5-2 минуты 1,5-2 минуты

Учет фаз ОМЦ Постменструальная, постовуляторная фазы

Экспериментальная методика предполагает три занятия в микроцикле на развитие силовых способностей биатлонисток 15-16 лет с использованием плиометрических упражнений, продолжительность восстановления между тренировками не менее 48 часов, продолжительность основной части 40-45 минут. Плиометрические упражнения проводятся в форме интервальной, круговой тренировки и по методике Табата. Учитывались фазы ОМЦ - упражнения рекомендовано было выполнять только в постменструальную и постовуляторную фазах цикла.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Были определены упражнения для мышц верхнего плечевого пояса, спины, живота и нижних конечностей, выполняемые в режиме плиометрической тренировки. Эффект от упражнений характеризуется наращиванием собственно силового потенциала в окислительных и переходных волокнах, с сохранением заданных свойств, в техническом плане -быстрым мышечным сокращением после эксцентрической фазы двигательного действия, что необходимо для проявления высокого уровня силовых способностей. Для повышения эффективности занятий повышалась мотивация к максимальным результатам с помощью соревновательного метода (кто быстрее, дальше, выше).

В таблице 2 представлены результаты контрольных испытаний после педагогического эксперимента.

Таблица 2 - Результаты контрольных испытаний в ходе педагогического эксперимента

Контрольное испытание X±a Прирост Прирост %

Начало исследования Конец исследования

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 32,8±4,4 41,5±2,7 8,7 26,5*

Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во/мин) 52,5±4,6 63,8±4,4 11,8 22,48*

Прыжок в длину с места (см) 181,2±4,8 203,3±6,2 22,1 12,2*

Бег с попеременной работой рук с палками в подъем 200 м (с) 51,2±2,5 46,2±2,3 5 10,82*

Прыжок вверх из приседа в присед (кол-во/мин) 29,5±3,7 37,9±4,5 8,4 28,47*

Примечание: * p<0,05 - достоверно значимые различия.

ВЫВОДЫ

Результаты независимого педагогического эксперимента показали, что биатлонист-ки, занимавшиеся по разработанной методике в течение четырех месяцев весенне-летнего подготовительного периода, повысили силовую подготовленность, о чем свидетельствуют достоверные приросты результатов к исходному уровню (p<0,05) в следующих тестах: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подъем туловища из положения лежа на спине, прыжок в длину с места, бег с попеременной работой рук с палками в подъем 200 м, прыжок вверх из приседа в присед.

Анализ полученных результатов дает основание заключить, что предложенная методика развития силовых способностей биатлонисток 15-16 лет в подготовительный период является результативной и может быть рекомендована для использования в тренировочном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов Д.И. Развитие силовых способностей юных биатлонистов в период смены видов оружия на основе модульной технологии : автореферат дис. ... канд. пед. наук / Иванов Дмитрий Игоревич.- Томск, 2022.- 24с.

2. Мокрушина И.А. Исследование результативности стрелковой подготовки квалифицированных биатлонисток Тюменской области / И.А. Мокрушина, А.В. Бацина, О.Н. Бацина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2021. -№ 3 (193). - С. 295-298.

3. Актуальность силовых способностей биатлонистов в соревновательной деятельности / Т.А. Сагиев, А.М Фокин, А.Н. Алябьев, В.Я. Субботин// Известия ТулГУ - Физическая культура. Спорт. - 2020. - №10. - С. 156-162.

REFERENCES

1. Ivanov, D.I. (2022), Development of strength abilities of young biathletes during the change of weapons based on modular technology, dissertation, Tomsk.

2. Mokrushina, I.A., Batsina A.V. and Batsina O.N. (2021), "Research of the effectiveness of shooting training of qualified biathletes of the Tyumen region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3(193), pp. 295-298.

3. Sagiev, T.A., Fokin A.M., Alyabyev A.N. and Subbotin V.Ya. (2020) "Relevance of biathlonists' power abilities in competitive activity", Izvestiya TulSU. - Physical education. Sport, No. 10, pp. 156-162.

Контактная информация: o.batsina72@mail.ru

Статья поступила в редакцию 8.12.2022

УДК 378.172

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ

Татьяна Геннадьевна Илькевич, кандидат педагогических наук, Константин Борисович Илькевич, кандидат педагогических наук, профессор, Гжельский государственный университет, Московская область, п. Электроизолятор; Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Семеновна Афонина, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва

Аннотация

Информационный стресс - это разновидность эмоционального стресса, источником развития, которого служат внешние сообщения, информация о текущем или предполагаемом воздействии неблагоприятных событий, их угрозе или «внутренняя» информация в форме прошлых представлений и воспоминаний о травмирующих психику событиях, ситуациях и их последствиях, сопровождающиеся негативными реакциями, свойственными стрессу. Информационный стресс способствует формированию нервно-психического напряжения, которое проявляется со стороны соматической и нервной систем организма, и зависимости от типа высшей нервной индивида. Информационному стрессу особенно подвержены студенты. Целью данного исследования, является разработка и оценка эффективности применения средств здоровьесберегающих технологий - комплекса физических упражнений по профилактики нервно-психического напряжения у студентов. В результате проведенного исследования было доказано, что студенты имеют разные проявления информационного стресса и их выраженность. На основании полученных результатов было выдвинуто предположение, что необходимо проведения профилактических мероприятий с помощью физических упражнений, дыхательных практик и приемов релаксации. Для оценки информационного стресса были использован метод анкетирования, а для оценки эффективности комплекса упражнений был проведен анализ изменения показателей функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной систем и изменения нервно-психического напряжения.

Ключевые слова: информационный стресс, профилактика стресса, информационные стрессоры, функциональное состояние организма, проявления стресса у студентов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p235-240

APPLICATION OF MEANS OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE PREVENTION OF INFORMATION STRESS IN STUDENTS Tatiana Gennadievna Ilkevich, the candidate of pedagogical sciences, Konstantin Borisovich

Ilkevich, the candidate of pedagogical sciences, professor, Gzhel State University, Moscow district, Elektroizolyaror; Alexey Vitalievich Gusev, the candidate of pedagogical sciences, do-cent, Galina Semenovna Afonina, the senior teacher, Moscow State University of Psychology

and Education, Moscow

Abstract

Introduction. Informational stress is a kind of emotional stress, the source of development of which is external messages, information about the current or expected impact of adverse events, their threat or "internal" information in the form of past ideas and memories of traumatic events, situations and their consequences, accompanied by negative reactions associated with stress. Information stress contrib-

235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.