Научная статья на тему 'Методика развития наглядно-образного мышления младших школьников в детской театральной студии'

Методика развития наглядно-образного мышления младших школьников в детской театральной студии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
наглядно-образное мышление / воображение и фантазия / детская театральная студия / методика развития наглядно-образного мышления младших школьников / visual thinking / imagination and fantasy / children's studio theatre / methods of developing visual thinking of younger schoolchildren

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козодаев Павел Игоревич, Шестеринова Анжела Павловна

Особенности современных социальных процессов, связанные с технократизацией и внедрением элементов искусственного интеллекта, неминуемо порождают препятствия и проблемы в процессе развития и социализации личности человека в целом и в особенности детей. Акцентируется внимание на необходимости развития у детей младшего школьного возраста наглядно-образного мышления как необходимого условия их творческого взросления и последующей профессиональной самореализации. В качестве одной из возможных сфер развития данного процесса авторам представляется детская театральная студия. Развитие наглядно-образного мышления младших школьников рассматривается в контексте разработанной и апробированной методики. На основе ряда педагогических положений дается определение понятия «Методика развития наглядно-образного мышления в детской театральной студии», описывается структура данной методики и рассматриваются факторы эффективности воздействия на данный педагогический процесс. Методика осуществляется за счет реализации содержательного наполнения трех последовательно сменяющихся этапов (адаптационного, развивающего, творческого), имеющих свое целеполагание. На каждом из этапов осуществления методики используются определенные формы, приемы и методы отечественной театральной педагогики, направленные на развитие у детей воображения и фантазии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of developing visual thinking of younger schoolchildren in a children’s studio theatre

The features of modern social processes associated with technocratisation and the introduction of elements of artificial intelligence inevitably give rise to obstacles and issues in the process of development and socialization of the human personality in general and, in particular, children. We focus on the need to develop visual thinking in younger schoolchildren, as a condition for their creative maturation and subsequent professional self-realization. Presented children's studio theatre is one of the possible areas for the development of this process. The development of visual thinking in younger schoolchildren is considered in the context of a developed and tested methodology. On the basis of a number of pedagogical provisions we define the concept “Methodology for development of visual thinking in a children’s studio theatre”, describe the structure of this methodology and consider the factors of effective influence on this pedagogical process. The methodology is carried out through the implementation of the content of three successively changing stages (adaptation, development, creative), which have their own goal setting. Certain forms, techniques and methods of domestic theater pedagogy at each stage of the implementation of the methodology are aimed at developing children's imagination and fantasy.

Текст научной работы на тему «Методика развития наглядно-образного мышления младших школьников в детской театральной студии»

УДК 159.922.74: 371.4 DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-1-106-114

Поступила в редакцию / Received 22.11.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 20.12.2023 Принята к публикации / Accepted 25.01.2024

оригинальная статья

Методика развития наглядно-образного мышления младших школьников в детской театральной студии

Козодаев Павел Игоревич и © , Шестеринова Анжела Павловна ©

ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический

институт имени С.В. Рахманинова» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 87

и p.kozodaev@vandex.ru

Аннотация. Особенности современных социальных процессов, связанные с технократизацией и внедрением элементов искусственного интеллекта, неминуемо порождают препятствия и проблемы в процессе развития и социализации личности человека в целом и в особенности детей. Акцентируется внимание на необходимости развития у детей младшего школьного возраста наглядно-образного мышления как необходимого условия их творческого взросления и последующей профессиональной самореализации. В качестве одной из возможных сфер развития данного процесса авторам представляется детская театральная студия. Развитие наглядно-образного мышления младших школьников рассматривается в контексте разработанной и апробированной методики. На основе ряда педагогических положений дается определение понятия «Методика развития наглядно-образного мышления в детской театральной студии», описывается структура данной методики и рассматриваются факторы эффективности воздействия на данный педагогический процесс. Методика осуществляется за счет реализации содержательного наполнения трех последовательно сменяющихся этапов (адаптационного, развивающего, творческого), имеющих свое целеполагание. На каждом из этапов осуществления методики используются определенные формы, приемы и методы отечественной театральной педагогики, направленные на развитие у детей воображения и фантазии.

Ключевые слова: наглядно-образное мышление; воображение и фантазия; детская театральная студия; методика развития наглядно-образного мышления младших школьников

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Козодаев П.И., Шестеринова А.П. Методика развития наглядно-образного мышления младших школьников в детской театральной студии // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2024. Т. 23. № 1. С. 106-114. DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-1-106-114

© Козодаев П.И., Шестеринова А.П., 2024

original article

Methods of developing visual thinking of younger schoolchildren in a children's studio theatre

Pavel I. Kozodaev ® ^ , Anzhela P. Shesterinova ©

Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S.V. Rachmaninov 87 Sovetskaya St., Tambov 392000, Russian Federation

® p.kozodaev@yandex.ru

Abstract. The features of modern social processes associated with technocratisation and the introduction of elements of artificial intelligence inevitably give rise to obstacles and issues in the process of development and socialization of the human personality in general and, in particular, children. We focus on the need to develop visual thinking in younger schoolchildren, as a condition for their creative maturation and subsequent professional self-realization. Presented children's studio theatre is one of the possible areas for the development of this process. The development of visual thinking in younger schoolchildren is considered in the context of a developed and tested methodology. On the basis of a number of pedagogical provisions we define the concept "Methodology for development of visual thinking in a children's studio theatre", describe the structure of this methodology and consider the factors of effective influence on this pedagogical process. The methodology is carried out through the implementation of the content of three successively changing stages (adaptation, development, creative), which have their own goal setting. Certain forms, techniques and methods of domestic theater pedagogy at each stage of the implementation of the methodology are aimed at developing children's imagination and fantasy.

Keywords: visual thinking; imagination and fantasy; children's studio theatre; methods of developing visual thinking of younger schoolchildren

There is no conflict of interests

For citation: Kozodaev P.I., Shesterinova A.P. Methods of developing visual thinking of younger schoolchildren in a children's studio theatre. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2024, vol. 23, no. 1, pp. 106-114. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-1-106-114

ВВЕДЕНИЕ

В эпоху технократизации, компьютеризации и развития искусственного интеллекта одной из важных психолого-педагогических проблем является процесс становления личности. Ученые в своих исследованиях отмечают, что люди стали часто полагаться на электронные устройства, но, к большому сожалению, именно они и приближают человека к неизбежному ущемлению себя как личности, существа, не способного самостоятельно мыслить и принимать решения. Население планеты перестало утруждать себя в написании писем, теперь можно все надиктовать голосовому помощнику, все сочинения можно найти, нажав только одну клавишу компьютера. Незамысловатая компьютерная программа способна посчитать любой пример, электронная колонка заменяет собе-

седника, а умный пылесос запросто уберет всю квартиру. Таким образом, человек в современном мире становится заложником гаджетов, перестает развивать свое мышление, думать. В этом нет необходимости - за него теперь всю работу выполняют роботы.

Данная «среда обитания» оказывает влияние не только на взрослое поколение, но и на детей. С началом обучения ребенка в школе преимущественным видом деятельности становится учебная деятельность. Всевозможные проекты, презентации, домашние задания - все это зациклено на различных электронных помощниках. Детям с первых дней учебы предоставляют четкий график, отходить от которого запрещается. К сожалению, это не всегда играет положительную роль в обучении ребенка. В погоне за выполнением различных нормативных требований и планов педагоги зачастую забывают о са-

мом главном - о процессе воспитания и личностного развития своих учеников.

В младшем школьном возрасте с переходом на новый жизненный этап у ребенка формируется ряд психофизических особенностей, таких как наглядно-речевые, наглядно-образные, которые имеют непосредственное влияние на развитие мышления в целом. Следует отметить, что в практике современных школ мало уделяется внимания развитию наглядно-образного мышления, нет достаточно сформированной системы работы по данной проблеме. Многие дети шести-семи лет не могут решить простые задачи познавательного плана и не имеют стимула к собственному развитию, что и определяет суть педагогической проблемы. Между тем следует помнить, что наглядно-образное мышление помогает ребенку осознанно представлять и отображать какие-либо жизненные явления в различных областях учебной деятельности.

Акцентируя внимания на необходимости развития данного вида мышления у детей младшего школьного возраста, мы должны четко себе представлять, что упущенные в свое время возможности не дадут в полной мере сформироваться будущим инженерам, архитекторам, дизайнерам, конструкторам, режиссерам. Мышление, преимущественно реализуемое как наглядно-образное, характерно также и для ряда других творческих профессий. По мнению Р.С. Немова, данный вид мышления должен быть развит и «у людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь» [1, с. 277].

Понимая суть и актуальность проблемы, связанной с необходимостью развития наглядно-образного мышления у детей, исследователи предлагают свои пути и способы ее решения в контексте различных педагогических подходов и методических рекомендаций. Так, в работе В.Ю. Белькович на первый план выдвигается возможность эффективного развития наглядно-образного мышления младших школьников в учебном процессе при ознакомлении с природой [2]. Б.М. Чабарова видит позитивные предпосылки развития данного процесса у учащихся при изучении дисциплин образовательной области «Естествознание» [3]. В исследовании Д.И. Прокопо-

вой формирование наглядно-образного мышления младших школьников связано с необходимостью реализации определенных педагогических условий [4].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Наряду с педагогическими исследованиями, актуализирующими возможность развития наглядно-образного мышления младших школьников в рамках учебного процесса начальной школы, в данной статье осмысливается перспектива решения исследуемой проблемы посредством использования методов театральной педагогики, апробированных в различных детских творческих объединениях, в том числе детских театральных коллективах и детских театральных студиях.

Материалом для подготовки настоящей статьи послужили научные работы, методические издания, посвященные данной проблематике, с одной стороны, и собственный многолетний театрально-педагогический опыт авторов в области обучения и подготовки специалистов профиля «режиссура и педагогика любительского театра», с другой стороны.

Целесообразность научного поиска различных форм, средств и методов, оказывающих эффективное влияние на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей и юношества, в том числе наглядно-образного мышления младших школьников, находит свое подтверждение на федеральном уровне в основных положениях Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р; Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р; Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом РФ от 3 апреля 2012 г. № Пр-827.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В данной статье мы попытаемся рассмотреть возможность развития наглядно-образного мышления младших школьников в рамках учебно-творческой деятельности детской театральной студии, акцентируя внимание на методических аспектах осуществления данного процесса.

Детская театральная студия - это один из вариантов развития многих качественных характеристик еще только формирующейся человеческой личности. Включая детей в творческий процесс познания, ставя перед ними увлекательные задачи в театральных играх, этюдах, спектаклях, предлагая им различные способы существования в сценической ситуации, можно аккумулировать и развить в них многие творческие составляющие.

Детское театральное творчество невозможно представить без воображения. Именно воображение является ключевым моментом в процессе развития наглядно-образного мышления, которое впоследствии будет оказывать качественное влияние на человеческую жизнедеятельность в целом. Оно помогает проанализировать, сравнить, обобщить различные образы, детально прорисовать отличительные черты предмета. «Воображение или фантазия - это создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий или имеющихся понятий» [5, с. 124]. Воображение призвано достраивать те элементы, которые человеку неизвестны в реальной жизни. По мнению А.Л. Гройсмана: «В воображении человек компенсирует недостающую ему в реальной действительности семантическую и эстетическую информацию. Он может домыслить в воображении то, чего нет в действительности, объять своей фантазией различные временные и пространственные феномены» [6, с. 76].

Поскольку воображение, с одной стороны, является неотъемлемым компонентом мышления, а с другой стороны - необходимой составляющей театрального, актерского творчества, то вполне логичной представляется возможность развития наглядно-образного мышления ребенка в условиях детской театральной студии.

На основе практического опыта организационно-педагогической и творческой деятельности в любительских театральных коллективах и театральных студиях с учетом психологических особенностей детского театрального творчества нами были разработаны основные положения методики развития наглядно-образного мышления младших школьников в детской театральной студии.

Исходя из общего определения методики как «совокупности методов и приемов целе-

сообразного проведения какой-либо деятельности» [7, с. 101], под методикой развития наглядно-образного мышления младших школьников в детской театральной студии будем подразумевать комплекс педагогических факторов, опосредованных формами, приемами и методами театральной педагогики и целенаправленных на развитие воображения и фантазии участников учебно-творческого, образовательного процесса.

В качестве «активных элементов воздействия на педагогический процесс» [8, с. 846] в данной методике выступают следующие факторы:

- создание атмосферы психологического комфорта на основе совместной работы педагога с детьми, выстраиваемой на принципах равенства, взаимопомощи и личностного уважения;

- осуществление принципа опосредо-ванности влияния форм, приемов и методов театральной педагогики на развитие наглядно-образного мышления младших школьников;

- синтез различных видов искусств в учебно-творческом, образовательном процессе детской театральной студии, способствующий расширению границ детского воображения и фантазии.

Наиболее эффективными формами, приемами и методами театральной педагогики в данной методике являются: игровая разминка, действенная форма подачи игрового материала, сюжетное построения занятия, сюжетно-ролевая игра, тематические занятия по актерскому мастерству, актерское упражнение, этюд, этюдный метод, актерский (игровой) тренинг, работа по изготовлению театрального реквизита и музыкального оформления спектакля, анализ проделанной творческой работы.

Структура методики развития наглядно-образного мышления младших школьников в детской театральной студии представляет собой цепь последовательно сменяющихся этапов, на каждом из которых движителем выступает один из вышеописанных сформированных факторов. На каждом этапе участники детской театральной студии осваивают определенный тематический комплекс взаимосвязанных, постепенно усложняющихся упражнений, основанных на педагогическом принципе построения развивающегося про-

цесса - «от простого - к сложному». Каждый из этапов имеет свое целеполагание и осуществляется за счет выполнения ряда определенных задач, становясь базовым основанием для решения задач следующего этапа.

Методика развития наглядно-образного мышления младших школьников в детской театральной студии включает в себя следующие этапы: адаптационный, развивающий, творческий.

Рассмотрим подробнее сущностное содержание каждого из этапов данной методики.

1-й этап - адаптационный. Это один из сложнейших этапов на пути реализации методики развития наглядно-образного мышления младших школьников в детской театральной студии, так как в этот период еще нет устойчивых связей между участниками детской театральной студии. Искомой основой данного этапа выступает формирование психологически комфортной среды для дальнейшего благоприятного развития разноплановых способностей младших школьников. На этой временной стадии в процессе театрально-игровой деятельности закладываются базовые основы и понятия о театральном творчестве, активизируется мотивация участников к творческому познанию, повышается личностная значимость каждого ребенка за счет творческого взаимодействия на сценической площадке.

На адаптационном этапе целесообразны интерактивные беседы, направленные на повышение интереса детей к театральному творчеству, увлекательные игровые занятия, на которых дети осваивают упражнения, связанные с психологическим раскрепощением, активизацией процессов творческого восприятия, упражнения на взаимодействие в паре и группе.

Цель данного этапа связана с созданием комфортных условий для психологической адаптации младших школьников в учебно-творческом, образовательном процессе детской театральной студии.

Задачи адаптационного этапа:

- активизировать интерес детей младшего школьного возраста к театральному творчеству через игровые формы обучения;

- повысить чувство востребованности каждого ребенка на основе выстраивания

равноправных, доверительных отношений всех участников театральной студии;

- сформировать навыки межличностного общения и взаимодействия в процессе коллективной творческой деятельности.

На адаптивном этапе реализации методики развития наглядно-образного мышления младших школьников в детской театральной студии целесообразно проводить упражнения и игры, апробированные в практике театральной педагогики таких авторов-составителей, как И.В. Феофанова, Н.Ю. Шутова [9; 10].

Содержание игровых занятий, проводимых на адаптационном этапе, помогает младшему школьнику освоиться, психологически раскрепоститься, повысить интерес к учебно-познавательной деятельности в сфере театрального творчества, приобрести навыки позитивной коммуникации со сверстниками и выстроить с ними доверительные отношения.

2-й этап - развивающий. Данный этап методики развития наглядно-образного мышления младших школьников вовлекает участников детской театральной студии в более углубленный процесс познания секретов театрального творчества. На этом этапе в игровой форме детям предоставляется возможность освоить различные элементы актерской психотехники. Дети должны открыть для себя, что такое творческое внимание, наблюдательность, ответить на увлекательные вопросы: «Из чего складывается реакция артиста на происходящее в той или иной сцене?»; «Чем отличаются воображение и фантазия?»; «Как перенестись в сказочную реальность посредством предлагаемых обстоятельств?»; «Что такое закулисье?»; «Как частица «если бы» может помочь полету воображения?».

Цель развивающего этапа - освоение элементов актерского творчества, влияющих на активизацию процессов восприятия у младших школьников - участников детской театральной студии.

Задачи развивающего этапа:

- содействовать в проявлении у детей свойств произвольного внимания и наблюдательности;

- познакомить участников детской театральной студии с понятием «предлагаемые обстоятельства», «если бы»;

- способствовать выработке навыка сценического общения в предлагаемых обстоятельствах.

На данном этапе в качестве методов обучения целесообразно использовать игровые тематические тренинги, этюдные упражнения, этюды в предлагаемых обстоятельствах, этюды на взаимодействие партнеров в рамках заданного события.

Актерское творчество, впрочем, как и любая деятельность, начинается с внимания. У ребенка внимание работает только тогда, когда появляется интерес. И только интерес порождает увлеченность и творчество. Зная и понимая эту незамысловатую формулу, педагогу необходимо так выстраивать учебное занятие, чтобы в его процессе игровые, предлагаемые обстоятельства были увлекательны, постоянно менялись и несли в себе различную темпо-ритмическую окраску, приучая детей быстро концентрироваться и быстро переключать свое внимание в русло конкретного игрового упражнения или этюда.

Упражнения и этюды, осваиваемые на развивающем этапе, помогают ребенку на основе личного опыта проживания жизненных ситуаций увидеть глубину невидимых прежде действенных процессов, состоящих из простых действий и движений в своей логике и последовательности; с помощью эмоциональной памяти и воображения пробудить в себе уже знакомые ощущения и уметь их воспроизвести при необходимости в сценической ситуации; сформировать умение реагировать на смену предлагаемых обстоятельств, оценивать неожиданные факты и происшествия и находить свои способы сценического поведения.

Основные педагогические подходы к освоению этюдной работы подробно раскрываются в трудах К.С. Станиславского [11], М.А. Чехова [12], с ними необходимо знакомиться, безусловно, делая поправку на возрастную категорию участников театрального процесса.

В результате прохождения развивающего этапа младший школьник - участник детской театральной студии:

- посредством театральных упражнений развивает наблюдательность, учится концентрировать свое внимание на объекте творчества, тем самым переводя свое неус-

тойчивое, непроизвольное внимание в режим произвольного;

- в игровых этюдах приобретает опыт и представление о драматической (проблемной) ситуации и осуществляет попытки выразить свое к ней отношение;

- в процессе этюдно-игровой деятельности в предлагаемых обстоятельствах сценического исполнения учится взаимодействовать с партнером (слушать и слышать партнера, воспринимать и перерабатывать информацию для последующей реакции на его действия);

- в общем объеме познавательной информации, полученной на данном этапе, постоянно стимулирует работу своего воображения.

Временные рамки развивающего этапа значительно шире этапа предыдущего (адаптационного). Объем познавательной информации широк и разнообразен. На данном этапе у детей формируются необходимые творческие навыки, необходимые для их участия в постановке детского спектакля, которого с нетерпением ждут и дети, и их родители.

3-й этап - творческий. Он предполагает разноплановое и многофункциональное участие младших школьников в процессе постановки детского спектакля.

Цель творческого этапа - расширение границ воображения и фантазии ребенка младшего школьного возраста на основе синтеза различных видов художественного творчества при постановке детского спектакля.

Задачи:

- привлечь детей к участию в многоаспектном творческом процессе работы над постановкой детского спектакля (подготовка роли, игра на сцене, изготовление деталей театрального костюма и реквизита, участие в организации репетиционного процесса);

- научить детей распределять свои возможности и планировать свои действия в контексте постановочной работы над детским спектаклем;

- способствовать развитию рефлексивных навыков на основе наглядно-образного мышления.

Спектакль - всегда многомерное, синтетическое явление. В спектакле зритель видит не только игру артистов, но и эмоционально

воспринимает музыку, свет, пластику, хореографию, художественный образ, материализовавшийся в костюмах и декорациях.

Волшебный мир детского театра становится тем ценнее, когда его создают вместе с руководителем-педагогом участники детской театральной студии, внося в творческий процесс детскую наивность восприятия, легкость и непринужденность фантазирования, увлеченность в создании элементов художественного оформления будущего спектакля. Свобода мысли и творческое самовыражение младших школьников должны быть непосредственно связаны с особенностями будущей постановки, жанровым решением спектакля. Этюды, разыгрываемые детьми во время репетиций, могут создать задел для формирования какой-либо сцены будущего спектакля. Поэтому в данном контексте могут оказаться полезными этюдно-игровые занятия и тренинги, непосредственно связанные с выбранным драматургическим материалом, игры-импровизации в теме будущей постановки.

Необходимость игр-импровизаций возникает в тот момент работы над спектаклем, когда маленькие актеры еще не приступили к разучиванию текста роли. Режиссеру-педагогу очень важно увлечь младших школьников творческим освоением характерности персонажа: его голоса, походки, особенностей действий. Через игру в предлагаемых обстоятельствах будущего спектакля дети повышают навыки артистичности, стимулируют проявление собственной фантазии. Игры-импровизации также помогают развить в младших школьниках быструю реакцию на непредвиденные обстоятельства.

Если в детском спектакле должны возникнуть сцены «шторма», «полета на воздушном шаре», «подводного царства», скорее всего не обойтись без пластики. Здесь целесообразны упражнения, связанные с освоением пластических возможностей тела.

В качестве методической поддержки в процессе освоения пластических упражнений, игр-импровизаций могут оказаться полезными сборники театральных упражнений Л.В. Грачевой, М.Ш. Кипниса [13; 14].

Следует отметить, что ключевым движителем в этюдно-игровой работе, других творческих упражнениях и заданиях в театраль-

ной студии является детское воображение. Именно оно - воображение, помноженное на детскую непосредственность и наивность, позволяет детям поверить в те сказочные предлагаемые обстоятельства, которыми насыщена любая детская пьеса, соответствующая младшему школьному возрасту. Детское воображение - это своеобразный код, на котором строится детское театральное образование, обучение актерскому творчеству. Благодаря работе воображения начинает откликаться психофизика маленького актера, помогая создавать ему сказочного персонажа.

Одним из увлекательных занятий в детской театральной студии является создание реквизита и проработка костюма персонажа. Изготовление костюма, его первая примерка -самый ожидаемый детьми момент в процессе создания детского спектакля. Младший школьник, погруженный в сказочную историю персонажа, предлагает дополнить образы различными элементами одежды, что также играет большую роль в ценности его мнения. Ведь для ребенка важно знать, что его идея небезразлична для окружающих, особенно для взрослых.

Вместе с тем дети с большим удовольствием придумывают различные элементы художественного оформления спектакля. Детское воображение и находчивость помогают обрести спектаклю неповторимую образность, пропитанную чистотой и непосредственностью. Младшие школьники совместно с педагогом, используя подручные материалы и неожиданные фактуры, воплощают различные волшебные миры, в которых впоследствии существуют герои сказок, пьес, былин, басен и т. д. Дети с интересом воплощают быстрые реки из синей ткани, ступу Бабы Яги из компьютерного кресла, цветущие сады из атласных лент, снежные сугробы из кусков пенопласта и строительной пены. Под воздействием детского воображения все эти бытовые, знакомые взрослому человеку материалы, приобретают совершенно иную театральную ценность.

Конечно же, в детскую театральную студию младшие школьники приходят, прежде всего, чтобы исполнять роли в детских спектаклях. Так же, как и взрослые артисты, они хотят, чтобы им рукоплескал зрительный зал, чтобы ими восторгались их родители. Но

вместе с тем педагогу следует помнить, что в первую очередь работа в детской театральной студии направлена не на конечный результат, а на процесс, в ходе которого у ребенка развиваются различные личностные качества и творческие способности. В контексте данной мысли мы вправе говорить и о развитии наглядно-образного мышления младшего школьника, процесс которого осуществляется опосредованно благодаря технологиям и методам, разработанным в отечественной театральной педагогике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате реализации вышеописанных этапов методики ее участники:

- получают навыки публичных выступлений, благодаря которым ребенок не боит-

ся высказывать свою точку зрения и поднимает свою самооценку;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- посредством исполнения сценических ролей в детском спектакле формируют в себе задатки осмысленной эмоциональной памяти;

- активизируют способность собственного восприятия с элементами самоанализа.

Комплексная реализация всех этапов методики развития наглядно-образного мышления младших школьников в детской театральной студии помимо театрального воспитания имеет прикладное значение. Ведь, расширяя границы работы воображения и фантазии, младший школьник начинает глубже воспринимать учебный материал в школе, используя широкие возможности развитого наглядно-образного мышления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М.: Владос, 2013. 687 с. EDN: RBBVSV

2. Белькович В.Ю. Развитие наглядно-образного мышления младших школьников в учебном процессе при ознакомлении с природой: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Омск, 2005. 22 с.

3. Чабарова Б.М. Развитие наглядно-образного мышления учащихся при изучении дисциплин образовательной области «Естествознание»: автореф. дис. .канд. пед. наук. Омск, 2005. 18 с. EDN: NJTZDZ

4. Прокопова Д.И. Педагогические условия формирования образного мышления младших школьников: автореф. дис. .канд. пед. наук. Курск, 2002. 22 с. EDN: NMCQHJ

5. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М.: Высшая школа, 1997. 247 с.

6. Гройсман А.Л. Основы психологии художественного творчества. М.: Когито-Центр, 2003. 187 с. EDN: RAXUMR

7. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издат. центр ИЭТ, 2013. 268 с. EDN: PFNTHZ

8. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 2001. 928 с.

9. Актерский тренинг для детей от 4 до 14 лет: избавляемся от зажатости и комплексов, речь и ораторское искусство, развитие творческих способностей / авт.-сост. И. Феофанова. М.: АСТ, 2011. 347 с.

10. Шутова Н.Ю. Театральные игры. Иваново: АГУ ИО «ОКМЦКТ», 2018. 32 с.

11. Станиславский К.С. Искусство представления: классические этюды актерского тренинга. СПб.: Азбука, 2012. 192 с. EDN: QSQVXP

12. ЧеховМ.А. Путь актера. М.: АСТ, 2011. 512 с. EDN: QSIEJT

13. Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. СПб.: Речь, 2003. 163 с. EDN: QXOETN

14. Кипнис М.Ш. Актерский тренинг: более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером. М.: АСТ, 2008. 247 с. EDN: QRKNJJ

REFERENCES

1. Nemov R.S. Psychology: in 3 bks. Bk. 1: General Principles of Psychology. Mocow, Vlados Publ., 2013, 687 p. (In Russian).

2. Belkovich V.Yu. Development of Visual Thinking of Younger Schoolchildren in the Educational Process When Getting Acquainted with Nature. Cand. ped. sci. diss. thesis. Omsk, 2005, 22 p. (In Russian).

3. Chabarova B.M. Development of Visual Thinking of Students in Studying "Natural science". Cand. ped. sci. diss. thesis. Omsk, 2005, 18 p. (In Russian).

4. Prokopova D.I. Pedagogical conditions for the formation of imaginative thinking of younger schoolchildren. Cand. ped. sci. diss. thesis. Kursk, 2002, 22 p. (In Russian).

5. Platonov K.K., Golubev G.G. Psychology. Moscow, Vyshaya shkola Publ., 1997, 247 p. (In Russian).

6. Groisman A.L. Basics in Psychology of Artistic Creativity. Moscow, Kogito-Tsenter Publ., 2003, 187 p. (In Russian).

7. Novikov A.M. Pedagogy: Dictionary of the System of Basic Concepts. Moscow, IET Center Publ., 2013, 268 p. (In Russian).

8. Rapatsevich E.S., comp. Modern Dictionary of Pedagogy. Minsk, Sovremennoye slovo Publ., 2001, 928 p. (In Russian).

9. Feofanova I., author-comp. Acting Training for Children from 4 to 14 Years Old: Getting Rid of Tightness and Complexes, Speech and Public Speaking, Creative Abilities Development. Moscow, AST Publ., 2011, 347 p. (In Russian).

10. Shutova N.Y. Theatrical Games. Ivanovo, Regional Culture and Art Center Publ., 2018, 32 p. (In Russian).

11. Stanislavsky K.S. The Art of Representation: Classical Studies of Acting Training. St. Petersburg, Azbuka Publ., 2012, 192 p. (In Russian).

12. Chekhov M.A. The Way of the Actor. Moscow, AST Publ., 2011, 512 p. (In Russian).

13. Gracheva L.V. Acting Training: Theory and Practice. St. Petersburg, Rech Publ., 2003, 163 p. (In Russian).

14. Kipnis M.S. Acting Training: More Than 100 Games, Exercises and Sketches that Will Make You a First-Class Actor. Moscow, AST Publ., 2008, 247 p. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Козодаев Павел Игоревич - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой народной художественной культуры. Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-таП: p.kozodaev@vandex.ru ORCГО: https://orcid.org/0000-0003-1712-3077 Вклад в статью: общая концепция статьи, написание и корректировка статьи.

Шестеринова Анжела Павловна - магистрант направления подготовки «Народная художественная культура». Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-таП: shesterinovaanzhela@mail.ru ORCГО: https://orcid.org/0009-0008-1592-8801 Вклад в статью: анализ литературных источников, написание статьи.

Pavel I. Kozodaev - Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Folk Art Culture Department. Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S.V. Rach-maninov, Tambov, Russian Federation. E-mail: p.kozodaev@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1712-3077 Contribution: main article conception, article writing and editing.

Anzhela P. Shesterinova - Master's Degree Student in "Folk Art Culture". Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S.V. Rachmaninov, Tambov, Russian Federation.

E-mail: shesterinovaanzhela@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0008-1592-8801 Contribution: literature sources analysis, article writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.