Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ ЮНЫХ БАТУТИСТОК С ПОМОЩЬЮ ПОСТИЗОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕЛАКСАЦИИ МЫШЦ И ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ ЮНЫХ БАТУТИСТОК С ПОМОЩЬЮ ПОСТИЗОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕЛАКСАЦИИ МЫШЦ И ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЫЖКИ НА БАТУТЕ / РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ / ПОСТИЗОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЛАКСАЦИЯ МЫШЦ / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / БАТУТИСТКИ 9-10 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Одинцова Мария Олеговна, Одинцов Александр Сергеевич, Кондратенко Елена Игоревна

В статье представлены результаты педагогического эксперимента по эффективности использования методики развития гибкости юных батутисток с помощью постизометрической релаксации мышц и дыхательных упражнений. Автором показаны три фазы техники постизометрической релаксации и дыхательных упражнений: растяжение, изометрическое напряжение и расслабление, которые включают определенные действия, временной интервал выполнения каждой фазы и время отдыха. Предлагается структура рассматриваемой методики, состоящая из средств, метода и приемов. Ключевым моментом методики явились специфические движения, основанные на традициях и форме их выполнения в спортивной гимнастике. Экспериментальная проверка использования разработанной методики показала ее эффективность: средняя оценка, полученная спортсменками экспериментальной группы, была выше, чем у спортсменок контрольной группы. Длительность педагогического эксперимента в учебно-тренировочном процессе спортсменок тренирующихся на батуте составляла четыре месяца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Одинцова Мария Олеговна, Одинцов Александр Сергеевич, Кондратенко Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF DEVELOPING FLEXIBILITY OF YOUNG BATUTISTS WITH THE HELP OF POSTISOMETRIC RELAXATION OF MUSCLES AND RESPIRATORY MOVEMENTS

The article presents the results of the pedagogical experiment on the effectiveness of using the methodology for developing the flexibility of young trampolines with the help of post-isometric muscle relaxation and breathing exercises. The author shows three phases of the technique of post-isometric relaxation and breathing exercises: stretching, isometric tension and relaxation, which include certain actions, the time interval for each phase and the rest time. The structure of the methodology under consideration is proposed, consisting of means, method and techniques. The key point of the methodology was specific movements based on traditions and the form of their implementation in artistic gymnastics. The experimental verification of the use of the developed methodology showed its effectiveness: the average score received by the athletes of the experimental group was higher than that of the athletes of the control group. The duration of the pedagogical experiment in the educational and training process of female athletes training on the trampoline was four months.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ ЮНЫХ БАТУТИСТОК С ПОМОЩЬЮ ПОСТИЗОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕЛАКСАЦИИ МЫШЦ И ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ»

2. Bugaeva, K. (2015), "Disorders of the musculoskeletal system in athletes of various specializations", Symbol of science, No. 11-2, pp. 16-19.

3. Kapanji A., (2010), Lower limb: functional anatomy, Eksmo Press, Moscow.

4. Lagutin M.P, (2009), Morphofunctional characteristics of the feet of athletes of youthful age during cyclic running movements, dissertation, Volgograd.

5. Ponomareva I., Dyakova E., Sotnikov K., Krylov D. and Vashchenko V., (2014), "Anatomical and physiological features of the foot and the reasons for the development of its age changes", Fundamental Research. No. 7-4., pp. 776-780;

6. Prokopiev, N., Romanova S., (2016), "Sports and flat feet", Young scientist, Vol. 116, No. 12, pp. 525-529.

Контактная информация: OvchinnikovVI@mgpu.ru

Статья поступила в редакцию 07.10.2022

УДК 796.12.23+796.418.6

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ ЮНЫХ БАТУТИСТОК С ПОМОЩЬЮ

ПОСТИЗОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕЛАКСАЦИИ МЫШЦ И ДЫХАТЕЛЬНЫХ

ДВИЖЕНИЙ

Мария Олеговна Одинцова, старший преподаватель, Астраханский Государственный

медицинский университет, Астрахань; Александр Сергеевич Одинцов, спортсмен-инструктор прыжки на батуте, Центр спортивной подготовки Сборных команд России, Москва; Елена Игоревна Кондратенко, профессор, доктор биологических наук

Астраханский Государственный университет им. В.Н. Татищева, Астрахань

Аннотация

В статье представлены результаты педагогического эксперимента по эффективности использования методики развития гибкости юных батутисток с помощью постизометрической релаксации мышц и дыхательных упражнений. Автором показаны три фазы техники постизометрической релаксации и дыхательных упражнений: растяжение, изометрическое напряжение и расслабление, которые включают определенные действия, временной интервал выполнения каждой фазы и время отдыха. Предлагается структура рассматриваемой методики, состоящая из средств, метода и приемов. Ключевым моментом методики явились специфические движения, основанные на традициях и форме их выполнения в спортивной гимнастике. Экспериментальная проверка использования разработанной методики показала ее эффективность: средняя оценка, полученная спортсменками экспериментальной группы, была выше, чем у спортсменок контрольной группы. Длительность педагогического эксперимента в учебно-тренировочном процессе спортсменок тренирующихся на батуте составляла четыре месяца.

Ключевые слова: прыжки на батуте, развитие гибкости, постизометрическая релаксация мышц, дыхательные упражнения, батутистки 9-10 лет.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p305-309

METHOD OF DEVELOPING FLEXIBILITY OF YOUNG BATUTISTS WITH THE HELP OF POSTISOMETRIC RELAXATION OF MUSCLES AND RESPIRATORY

MOVEMENTS

Maria Olegovna Odintsova, the senior teacher, Astrakhan State Medical University, Astrakhan; Alexander Sergeevich Odintsov, the athlete-instructor of trampolining, Center for Sports Training of Russian National Teams, Moscow; Elena Igorevna Kondratenko, the doctor of biological sciences, professor, Astrakhan State University. V.N. Tatishchev, Astrakhan

Abstract

The article presents the results of the pedagogical experiment on the effectiveness of using the methodology for developing the flexibility of young trampolines with the help of post-isometric muscle

relaxation and breathing exercises. The author shows three phases of the technique of post-isometric relaxation and breathing exercises: stretching, isometric tension and relaxation, which include certain actions, the time interval for each phase and the rest time. The structure of the methodology under consideration is proposed, consisting of means, method and techniques. The key point of the methodology was specific movements based on traditions and the form of their implementation in artistic gymnastics. The experimental verification of the use of the developed methodology showed its effectiveness: the average score received by the athletes of the experimental group was higher than that of the athletes of the control group. The duration of the pedagogical experiment in the educational and training process of female athletes training on the trampoline was four months.

Keywords: trampolining, flexibility development, post-isometric muscle relaxation, breathing exercises, 9-10 year old trampoline girls.

ВВЕДЕНИЕ

Основной задачей развития гибкости у спортсменок, тренирующихся на батуте, является достижение необходимого ее уровня с учетом технических особенностей исполняемых упражнений [3, 7]. В прыжках на батуте физическая подготовка направлена на гармоническое развитие всех качеств [2, 5]. Однако наибольшее внимание в спортивных дисциплинах, характеризующихся амплитудными упражнениями, уделяется таким факторам, как подвижность в суставах, эластичность мышц и связок [1, 4, 7, 8]. Гибкость необходима для выполнения волнообразных движений, упражнений для принятия позы в полете (при исполнении прыжков) [6, 9]. В основе предложенной методики развития гибкости лежит метод постизометрической релаксации мышц в сочетании с дыхательными движениями [10].

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику развития гибкости юных батутисток с помощью постизометрической релаксации мышц и дыхательных движений.

Техника постизометрической релаксации и дыхательных движений состоит из трех фаз: 1 фаза постизометрической релаксации - растяжение. Тренер принимает строго определенное устойчивое положение, проводится надежная фиксация и пассивное растяжение спастически сокращенной мышцы 5-6 с. до преднапряжения, до границы пороговой боли. 2 фаза - изометрическое напряжение. Спортсменка делает спокойный, немного форсированный вдох, задерживает дыхание на 7-10 с. или осуществляет попытку произвести движение в направлении функции данной мышцы против сопротивления тренера при минимальном усилии 10±3,2% от максимально возможного. Время изометрического напряжения - 7-10 с. 3 фаза - расслабление. Спортсменка производит постепенный выдох, прекращает напряжение, расслабляется. Тренер через 3 сек., в конце выдоха, вновь проводит небольшое растяжение мышцы, не ослабляя натяжение. И повторяет цикл 3-6 раз. Важное в данной методике то, что необходимо выполнять дыхательные движения во второй и третьей фазах методики. Выдох по продолжительности выполняется дольше, чем вдох (например, на 1-2 счета - вдох, на 3-5 счетов - выдох). Вдох делается, когда грудная клетка расправлена, а выдох - когда она сдавлена, например, при наклоне [1, 4]. Физиологической основой упражнений является растяжение мышцы, ее последующее напряжение и расслабление. Расслабление снижает тоническое напряжение мускулатуры, происходит так называемая релаксация. Данный термин «релаксация» применяется как обобщающий и однотипный термину «расслабление» [7].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

С учетом всего вышесказанного была разработана методика развития гибкости, основанная на постизометрической релаксации мышц и дыхательных движений, для юных батутисток 9-10 лет. Методику развития гибкости были положены основные принципы теории и методики спортивной гимнастики. Методика состояла из средств, метода и приемов. Подбор средств экспериментальной методики был обусловлен формой и харак-

тером движений, выполнение которых связано со сложившимися традициями для развития гибкости в прыжках на батуте. В соответствии с этим в комплекс вошли упражнения.

1. Шпагат с опоры

2. Шпагат с двух опор одинакового уровня

3. Растяжка с одного колена

4. Отрывание корпуса от пола без помощи рук

5. Прогиб назад на руках

6. Прогиб назад без рук

Во всех упражнениях использовался повторный метод выполнения упражнений. Контроль качества выполнения тестовых упражнений осуществлялся до и после педагогического эксперимента. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование по контрольным испытаниям, которое показало, что испытуемые обеих групп (по 10 спортсменок, тренирующихся на батуте в экспериментальной и контрольной группах) статистически достоверных различий по цифровым значениям не имеют (таблица), группы однородны и батутистки могут принимать участие в педагогическом эксперименте. Для сравнения данных использовался параметрический критерий Стьюдента, расчетный результат которого сравнивался с табличным значением. Педагогический эксперимент проводился в течение 4 месяцев. Исследования проводились на базе Регионального центра спортивной подготовке г. Астрахани. Контрольная группа (КГ п-10) тренировалась по традиционной методике, в экспериментальной группе (ЭГ п-10) применялись упражнения с помощью постизометрической релаксации мышц в сочетании с дыхательными упражнениями. Разработанные комплексы упражнений выполнялись в конце основной части учебно-тренировочных занятий четыре раза в неделю. После завершения педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование, которое показало, что результаты экспериментальной группы выше, чем контрольной (таблица). В результате сравнительного анализа было отмечено значительное повышение уровня гибкости экспериментальной группы во всех тестовых заданиях. Все показатели статистически достоверны при высоком уровне значимости (р<0,05, р<0,01, р<0,001).

Анализируя динамику прироста уровня развития гибкости контрольной группы, наибольший прирост отмечается при выполнении упражнения «скорпион» (15±3,5%). Незначительный прирост отмечается при тестировании «мост из положения лежа» (9±1,4%), «мост в стойке на коленях» (5±1,2%) и по 7±1,3% в «шпагате на ведущую ногу» и «наклоне вперед с гимнастической скамейки».

В экспериментальной группе отмечается значительный прирост при выполнении «шпагата на ведущую ногу с гимнастической стенки» (85±3,9%) и обратная гиперэкстензия «скорпион» (60±2,8%). Большой прирост отмечен при выполнении «наклона с гимнастической скамейки» (56±2,3%), «мост в стойке на коленях» (50±1,8%), «мост из положения стоя» (прирост в 32±0,9%).

Таблица - Результаты тестирования по контрольным испытаниям

Показатели До эксп. (п1 -10) t Р После эксп.(п2-10) t Р

М т (КГ) М т (ЭГ) М т (КГ) М т (ЭГ)

«Мост» из положения стоя (см) 11±0,45 12±0,61 0,12 >0,05 10±0,45 8±0,63 2,52 <0,05

«Щучка» (см) 30±0,52 35±0,83 0,67 >0,05 27±0,51 30±0,82 2,67 <0,05

«Мост» в стойке на коленях (с) 7±0,53 6±0,72 0,25 >0,05 8±0,53 12±0,72 3,18 <0,01

Шпагат на ведущую ногу с гимнасти- 25±0,32 25±0,32 0 >0,05 22±0,34 10±0,45 4,26 <0,001

ческой стенки (см)

Наклон вперед с гимнастической 15±0,17 16±0,17 0,14 >0,05 13±0,17 7,5±0,51 2,98 <0,01

скамейки (см)

Обратная гиперэкстензия «Скорпи- 28±0,42 28±0,42 0 >0,05 20±0,41 15±0,35 2,34 <0,05

он» (см)

Таким образом, разработанная и научно обоснованная методика развития гибкости у юных батутисток с помощью постизометрической релаксации мышц и дыхательных

движений эффективна и может быть использована в практике.

ВЫВОДЫ

1. Методика развития гибкости у юных спортсменок батутисток включает в себя специальный комплекс упражнений, который применялся на основе постизометрической релаксации мышц и дыхательных движений. Основу методики составляет совокупность средств, метода и приемов их эффективного использования. Средства имели трехфазную структуру: растяжение мышцы, изометрическое напряжение, расслабление. Важным приемом являлось использование вдоха и выдоха в процессе второй и третьей фаз движения. Из методов преимущественно применялся метод повторного выполнения упражнения.

2. Экспериментально обоснована эффективность методики развития гибкости у юных батутисток с помощью постизометрической релаксации мышц и дыхательных движений. Отмечены более высокие оценки за выполнение тестовых упражнений в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой (p <0,05, p<0,01, p<0,001).

ЛИТЕРАТУРА

1. Факторы изменчивости показателей комплексной физической подготовленности студентов / Э.А. Аленуров, В.Ю. Карпов, Е.С. Куманцова , А.В. Доронцев // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 8. - С. 85-86.

2. Айзятуллова Г.Р. Совершенствование физико-технической подготовленности высококвалифицированных акробатов при обучении статодинамическим поддержкам / Г.Р. Айзятуллова, Т.К. Сахарнова // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: материалы VIII Всерос. научно-практической конференции с международным участием. - Нижневартовск, 2018. - С. 8-11

3. Гаранин С.А. Особенности стран, развивающих дисциплину «Индивидуальные прыжки на батуте» / С.А. Гаранин, Ю.Ю. Кусков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 3 (181). - С. 93-97.

4. Гаранин С.А. Прыжки на батуте: учебное пособие для студентов факультета физической культуры / С.А. Гаранин. - Уссурийск: [б. и.], 2007. - 272 с.

5. Доронцев А.В. Оценка факторов риска развития дезадаптивных реакций на физическую нагрузку различной направленности у мужчин среднего возраста/ А.В. Доронцев, А.А. Светлички-на // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20., № 1. - С. 135-141.

6. Доронцев А.В. Оценка профессионально-прикладной физической культуры студентов медицинского вуза. / Э.А. Аленуров, В.И. Шарагин, Э.Ш. Петина. // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 31-33.

7. Караваева И.В. Теория и практика системы подготовки спортсменов в прыжках на батуте / И.В. Караваева, А.Н. Москаленко, Н.Н Пилюк // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2008. - № 2. - С. 16-20.

8. Karpov V. Yu, Physiological response of the physical capabilities of adolescents with sensorineural hearing loss to regular adaptive handball / V. Yu. Karpov, S.Y. Zavalishina, A.V. Dorontsev / Biomedical and Pharmacology Journal. - 2021. - Vol. 14 (1). - P. 99-103.

9. The physiological response of the body to low temperatures / S.Y Zavalishina, E.D. Bakulina, A.V. Dorontsev, A.V., Gusev, T.Y. Fedorova, and V.A. Okolelova / J Biochem Technol, - 2021. - Vol. 12 (1). - P. 27-31.

10. Пилюк, Н.Н. Техническая подготовка спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в спортивной акробатике / Н.Н. Пилюк, Л.В. Жигайлова, С.В. Шукшов, В.В. Тронев // Материалы научной и научно-методической конф. профессорско-преподавательского состава Кубанского гос. ун-та физической культуры, спорта и туризма - Краснодар, 2018. - № 1. - С. 59-60.

REFERENCES

1. Alenurov, E.A., Karpov, V.Yu., Kumantsova, E.S. and Dorontsev, A.V.(2022), "Factors of variability of indicators of students' complex physical fitness", Theory and practice of physical culture. No. 8, pp. 85-86.

2. Aizyatullova, G.R. and Sakharnova, T.K. (2018), "Improving the physical and technical preparedness of highly qualified acrobats in training in static-dynamic support", Promising areas in the field

of physical culture, sports and tourism: Materials of the VIII All-Russian scientific-practical conference with international participation, Nizhnevartovsk, pp. 8-11.

3. Garanin, S.A. and Kuskov, Yu.Yu. (2020), "Features of countries developing the discipline "Individual trampolining"", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181) рр. 93-97.

4. Garanin S.A. (2007), Trampoline jumping: Textbook for students of the Faculty of Physical Education, Publishing House UGPI, Ussuriysk.

5. Dorontsev, A.V. and Svetlichkina, A.A. (2020), "Assessment of risk factors for the development of maladaptive reactions to physical activity of various orientations in middle-aged men", Human. Sport. Medicine, Vol. 20, No. 1, pp. 135-141.

6. Dorontsev, A.V., Alenurov, E.A., Sharagin, V.I. and Petina, E.Sh. (2019), "Assessment of professionally-applied physical culture of students of a medical university", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 31-33.

7. Karavaeva, I.V., Moskalenko, A.N. and Pilyuk, N.N. (2008), "Theory and practice of the training system for athletes in trampolining", Physical Culture, Sports - Science and Practice, No. 2, pp.16-20.

8. Karpov, V.Yu, Zavalishina, S.Y, Dorontsev, A.V. et al. (2021), "Physiological Response of the Physical Capabilities of Adolescents with Sensorineural Hearing Loss to Regular Adaptive Handball", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 14 (1), рр. 99-103.

9. Karpov, V.Yu., Zavalishina, S.Y., Bakulina, E.D., Dorontsev, A.V., Gusev, A.V., Fedorova, T.Y. and Okolelova, V.A. (2021), "The Physiological Response of the Body to Low Temperatures", J Bio-chem Technol, Vol. 12(1), рр. 27-31.

10. Pilyuk, N.N., Zhigaylova, L.V., Shukshov, S.V. and Tronev, V.V. (2018), "Technical training of highly qualified athletes specializing in sports acrobatics", Materials of the scientific and scientificme-thodical conference of the faculty of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, No. 1, Krasnodar, pp. 59-60.

Контактная информация: knopka55555@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.10.2022

УДК 796.011.3

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СУВОРОВЦЕВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРНОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЕЧНО-СВЯЗОЧНОГО АППАРАТА СКАЛОЛАЗА

Екатерина Евгеньевна Окунь, соискатель, Московская государственная академия физической культуры, п. Малаховка, преподаватель, Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург; Яна Вадимовна Сираковская, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, п. Малаховка

Аннотация

В статье рассматриваются пути развития специальных физических качеств у суворовцев общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, занимающихся в секции скалолазания, с использованием разработанного нами и запатентованного тренажерного устройства для развития мышечно-связочного аппарата скалолаза. Научная новизна исследования состоит в разработке и внедрении в учебно-тренировочный процесс кадетов тренажерного устройства, применение которого обеспечило повышение уровня силовых способности суворовцев (спортсменов).

Ключевые слова: скалолазание, тренажерное устройство для развития мышечно-связочного аппарата скалолаза, суворовцы, специальные силовые способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.