Научная статья на тему 'Методика разработки учебных курсов для автоматизированной системы управления обучением'

Методика разработки учебных курсов для автоматизированной системы управления обучением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / УЧЕБНЫЙ КУРС / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / LEARNING MANAGEMENT SYSTEM / LEARNING COURSE / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальников Игорь Алексеевич, Сальников Владислав Игоревич

В статье представлена методика разработки учебных курсов применительно к системе управления обучением MOODLE. Показана типовая структура учебного курса, используемая в учебном процессе. Сформулированы рекомендации по наполнению структуры учебных курсов в системе управления обучением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сальников Игорь Алексеевич, Сальников Владислав Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF LEARNING COURSES DEVELOPMENT FOR AUTOMATED LEARNING MANAGEMENT SYSTEM

The technique of learning courses development in relation to the learning management system MOODLE is presented. The typical structure of a learning course used in the learning process is shown. Recommendations for filling the learning courses structure in the learning management system are formulated.

Текст научной работы на тему «Методика разработки учебных курсов для автоматизированной системы управления обучением»

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ

Сальников И. А.

Сальников В. И.

В статье представлена методика разработки учебных курсов применительно к системе управления обучением MOODLE. Показана типовая структура учебного курса, используемая в учебном процессе. Сформулированы рекомендации по наполнению структуры учебных курсов в системе управления обучением.

The technique of learning courses development in relation to the learning management system MOODLE is presented. The typical structure of a learning course used in the learning process is shown. Recommendations for filling the learning courses structure in the learning management system are formulated.

Ключевые слова: система управления обучением, учебный курс, дистанционное обучение Key words: learning management system, learning course, distance learning

Одним из наиболее актуальных и перспективных направлений развития высшей школы на современном этапе является внедрение автоматизированных систем управления обучением в образовательный процесс1. В результате вузы получают возможность не только повысить уровень и качество образовательного процесса, расширить географию и формы предоставляемых образовательных услуг студентам заочной формы обучения, слушателям факультетов повышения квалификации и абитуриентам, но и существенно улучшить учебно-методическое сопровождение дисциплин, преподаваемых студентам очной формы обучения. Использование современных информационно-коммуникативных технологий, предоставляемых системами управления обучением, глобальной компьютерной сетью Интернет и ее сервисами, позволяет преподавателям индивидуально и во взаимодействии друг с другом создавать и делать доступными зарегистрированным студентам электронные учебно-методические комплексы дисциплин, включающие следующие элементы:

- рабочие программы, базовые учебники, учебные пособия, курсы (конспекты) лекций, практикумы, сборники заданий, справочники,

1 Мячин А. Н. Инновационные технологии в таможенном вузе: возможности и перспективы. // Ученые записки СПб филиала РТА. 2006. № 2 (26). С. 142-155.

учебно-методические указания и альбомы схем как виртуальные аналоги соответствующих печатных изданий;

- электронные презентации учебного курса;

- электронные мультимедийные интерактивные учебники и учебные пособия;

- электронные мультимедийные интерактивные практикумы и виртуальные сборники лабораторных работ, моделирующие реальную работу с программными системами и техническими средствами;

- учебные фильмы и (или) ссылки на электронные адреса веб-сайтов, где они размещены;

- сборники педагогических тестовых материалов, необходимых для всесторонней объективной оценки знаний студентов;

- глоссарии (терминологические словари);

- форумы и чаты для организации общения преподавателей со студентами, включая консультации и объявления о предстоящих событиях в ходе изучения учебных курсов;

- систему автоматического оповещения студентов о сроках предстоящих тестовых испытаний, о необходимости и сроке предоставления отчетов по выполненной самостоятельной работе;

- системы сбора и хранения заданий по самостоятельной работе, выполненных студентами, соответствующих оценок и т.д.

Система управления обучением автоматически формирует и представляет преподавателю подробный отчет об учебной активности каждого студента:

- какие учебные и учебно-методические материалы по данному учебному курсу он использовал, дату, время и продолжительность работы с ними;

- какая самостоятельная работа им выполнена (в виде ссылок на файлы, хранящиеся на сервере);

- какие интерактивные лекции им изучены и насколько успешно;

- по каким разделам учебного курса он выполнил тестовые задания и насколько успешно.

В результате внедрения рассматриваемой системы совместная учебная деятельность преподавателей и студентов становится более рациональной, «прозрачной» и управляемой. Одновременно снимается проблема, связанная с распространением компьютерных вирусов на жестких дисках и портативных носителях информации.

Сложность создания и поддержания учебных курсов связана, прежде всего, с отсутствием документации на русском языке по системам управления обучением, а также методики разработки учебных курсов. Структура курсов, построенных на базе подобных систем, как правило, является закрытой.

Рассмотрим методику разработки учебного курса на примере наиболее распространенной в вузах нашей страны автоматизированной системы управления обучением MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning

Проблемы науки и образования 143

Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Методика разработана авторами в процессе экспериментальной эксплуатации указанной системы в 2009/2010 учебном году по курсу «Информатика» и может быть описана следующим алгоритмом.

1. Разработка и утверждение в установленном порядке контента - учебно-методического комплекса дисциплины, включающего:

а) обязательные элементы:

- рабочую программу учебной дисциплины;

- учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов;

- педагогические тестовые материалы;

б) дополнительные элементы:

- учебники, учебные пособия;

- конспект или курс лекций;

- электронные презентации;

- учебные фильмы;

- практикум;

- глоссарий;

- методические указания (рекомендации) по выполнению контрольных работ, подготовке к зачетам и экзаменам и т.д.

2. Определение числа модулей, на которые будет разбит контент, и формата его подачи: структурный или календарный. Структурный формат предполагает последовательный список модулей контента, а календарный формат связывает каждый модуль с конкретным временным интервалом. На практике обычно используют структурный формат, потому что в нем система все равно предоставляет преподавателю возможность ограничивать по времени выполнение самостоятельной работы, выполнение тестовых заданий и т.п.

3. Заполнение учебно-методическим материалом нулевого модуля, который всегда виден и доступен студентам. Например, сюда следует поместить девиз и эмблему дисциплины, по которым легко отличить данный курс от других. Кроме того, в нулевой модуль следует поместить следующие элементы дисциплины:

- вступление, содержащее вводные указания самого общего характера для студентов;

- цели преподавания и задачи изучения дисциплины;

- обязательный минимум содержания дисциплины, если он установлен нормативными документами;

- требования к уровню освоения содержания дисциплины: что в результате изучения дисциплины студент должен знать, уметь и какими практическими навыками овладеть;

- тематический план дисциплины, в котором раскрывается модульная структура дисциплины с указанием количества часов, отводимых на изучение всех элементов структуры и форм контроля знаний (умений, навыков);

- список нормативно-правовых документов, снабженных гиперссылками на полный текст документов в сети Интернет или на сервер учебного заведения;

- списки основной и дополнительной литературы, рекомендуемой для изучения дисциплины;

- список вопросов к зачету или экзамену в зависимости от формы контроля знаний;

- описание системы текущего и итогового контроля знаний (например, описание применяемой балльно-рейтинговой системы);

- глоссарий с указанием ключевых слов, ведущих к нему;

- чат, позволяющий организовать учебное обсуждение проблем и совместную работу преподавателя и студентов в режиме реального времени. Студенты и преподаватель могут обмениваться небольшими текстовыми сообщениями в заранее запланированное время;

- учебный форум, позволяющий организовать учебное обсуждение проблем, совместную работу преподавателя и студентов, проведение консультаций по отдельным темам и содержанию курса в целом. Форум позволяет студентам загружать файлы, что дает возможность выстроить вокруг этих файлов учебное обсуждение выполненной работы, дать возможность самим студентам оценить работы друг друга;

- новостной форум, в котором преподаватель может делать объявления для всех участников своей группы (рис. 1).

2. Обязательный минимум содержания дисциплины

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Q 4. Тематический план дисциплины

8. Методические рекомендации студентам очной формы обучения ^ 11. Используемое программное обеспечение

Программа для просмотра файлов формата PDF gl Рейтинги студентов групп 111, 112, 113, 114, IIS, 1511, 1531, 1532, 1541

Рисунок 1. Рекомендуемая структура нулевого модуля

Проблемы науки и образования 145

После того, как преподаватель запланирует дату и время чата, форума, а также тестового испытания студентов, соответствующие предупреждающие сообщения автоматически будут появляться в окне «Наступающие события».

4. Заполнить контентом первый и последующие учебные модули. Основные информационные ресурсы, предоставляемые системой, - это текстовая страница (веб-страница с упрощенным дизайном), веб-страница (с расширенным дизайном, включая видео, звук и анимацию), ссылка на файл (который сохраняется на сервере) или веб-страницу (в Интернет), пояснение (текст и рисунки). Ресурсы можно объединять в каталоги (папки). Среди множества элементов дисциплины, с помощью которых подается учебный материал или проверяется его знание студентами, наиболее эффективными являются:

- лекция;

- тест;

- задание;

- опрос.

Дополнительно можно использовать чат, форум (по конкретному модулю, а не по всей дисциплине в целом) и анкета (ее место последнем модуле обучения).

5. Подключить в установленном порядке студенческие группы к разработанному учебному курсу и, при необходимости, продемонстрировать студентам в компьютерном классе основные приемы работы с системой управления обучением.

Рассмотрим структуру типового модуля на примере учебного курса дисциплины «Информатика». Модуль рассчитан на изучение в течение четырех недель. Он содержит две темы, по каждой теме представлены список изучаемых вопросов, интерактивная лекция, электронная презентация (демонстрация аудиторных лекций), список контрольных вопросов для самопроверки.

Типовой модуль сопровождается учебником (его частью, подлежащей изучению), курсом лекций, учебным пособием для самостоятельной работы студентов, разбитым на практические занятия, и тестовым заданием на 30 -50 вопросов. Рекомендуется по окончанию изучения модуля дополнить его рейтинговой оценкой студентов по данному модулю и накопленный за время обучения рейтинг. В случае если рабочая программа дисциплины предусматривает опрос и выполнение самостоятельной работы, их также следует включить в состав модуля (рис. 2).

Лекция как элемент учебной дисциплины представляет собой набор кадров, чередующихся с тестовыми заданиями. Для создания лекции следует разбить учебный материал дисциплины на порции, которыми он будет впоследствии изучаться. Размер порции рекомендуется ограничить одной - двумя кадрами в зависимости от наличия иллюстраций, чтобы текст кадра можно было видеть целиком, без использования полос прокрутки.

Кадр первой лекции рекомендуется дополнить одним тестовым заданием, а каждый следующий кадр - дополнить двумя тестовыми заданиями: одно связано с текущим кадром, а второе - с одним из предыдущих кадров. Такая система тестирования способствует лучшему усвоению учебного материала.

Модуль 5. Базы данных информационных систем

|Цдема 5.1. Базы данных: понятие, классификация и структурные элементы. Модели баз данных Щ Демонстрация аудиторной лекции Щ Контрольные вопросы для самопроверки по теме 5.1 Ц^Тема 5.2. Формирование информационных объектов и установка связей между ними. Системы управления базами

gib Интерактивная лекция "Таблицы и запросы MS

gb Интерактивная лекция "Формы и отчеты MS Access" [Ц Контрольные вопросы для самопроверки по теме 5.2

Q ПЗ 2. Создание запросов на выборку Q ПЗ 3. Создание запросов с выражениями и

2L Программа для чтения текста в формате "дежа вю"

^ Самостоятельная работа по модулю 5 ^ Создание презентации к базе данных

Рисунок. 2. Структура типового модуля

Таким образом, изучение интерактивного варианта лекции по сравнению с его книжным аналогом помогает каждому студенту самостоятельно (с помощью средств MOODLE) не только осваивать теоретический материал, но и оперативно контролировать качество его усвоения. Средства системы MOODLE позволяют преподавателю предусмотреть индивидуальную текстовую реакцию на правильные и неправильные ответы, на неполные ответы и на типичные ошибки в ответах. Кроме того, преподаватель имеет

Проблемы науки и образования

возможность управлять процессом изучения лекции. Он может предусмотреть в случае неправильного или неполного ответа повторный показ кадра, который был недостаточно хорошо изучен, и блокировать показ следующих кадров лекции. При повторе тестов последовательность ответов автоматически меняется случайным образом. Студент в случае затруднений, которые могут у него возникнуть в ходе изучения лекции, имеет возможность обратиться к членам своей группы или к преподавателю, используя средства чата и форума. Преподаватель получает подробную статистику о процессе изучения лекции: сколько времени потрачено на ее изучение, сколько набрано баллов за ответы на вопросы каждым студентом.

С помощью тестовых заданий подводится итог изучения каждого модуля. Преподаватель имеет возможность ограничить время и количество попыток прохождения тестовых заданий, день и время их прохождения.

Система позволяет задавать максимальную оценку за тест и автоматически нормировать результат тестирования. Это может быть удобно для подсчета рейтинга студентов в балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости. Однако для преподавателей и студентов более удобна 100-балльная система оценки.

Задание - это также важный элемент MOODLE, который позволяет преподавателю осуществлять контроль учебной активности студентов в ходе изучения одного модуля или всего курса. Как правило, учебная дисциплина имеет задания по выполнению самостоятельной работы. Их удобно оформлять в виде заданий, в результате запуска которых каждый студент может загрузить на сервер результат своей работы в виде файла любого формата. Преподаватель может оперативно проверить загруженные студентом файлы или тексты, прокомментировать их, указать на ошибки и оценить, а также при необходимости предложить доработать задания.

Для достижения максимального эффекта при выполнении студентами заданий преподаватель может открыть ссылки на файлы, присланные участниками курса, и сделать эти работы предметом обсуждения в форуме.

Наконец, опрос, по сути, является простой формой короткого тестирования студентов, которая может применяться для проверки их готовности к изучению нового учебного материала.

Дистанционное обучение, как и любой учебный процесс, помимо содержательной части, включает организационную составляющую. Система управления обучением предоставляет каждому студенту персональные возможности для наиболее эффективного изучения материала, а преподавателю - менеджеру учебного процесса - необходимые инструменты для формирования учебных программ, контроля их прохождения, составления отчетов о результативности обучения, организации коммуникаций. Управление студентами включает в себя задачу их регистрации и контроля доступа к учебному контенту, организацию их в группы для предоставления им общих курсов и составления отчетности, управление преподавательскими ресурсами.

С целью подготовки и переподготовки специалистов креативного типа, обладающих широким диапазоном специальных знаний, умений и навыков, предлагается дополнить учебный курс следующими элементами.

1. Мультимедийные учебные материалы для сопровождения электронных учебников и практикумов, построенные с использованием современных информационных технологий и средств: видеофрагментов и обучающих видеофильмов, Flash-апплетов, Java-апплетов, объектов ActiveX, средств записи изображений с экрана монитора, средств записи звука, средств моделирования работы технических устройств и программ. К созданию мультимедийного контента рекомендуется привлекать студентов вуза, владеющих соответствующими технологиями, однако, для создания контента профессионального уровня требуется специальная лаборатория инновационных обучающих технологий. Например, в Российской таможенной академии и ее филиалах уже созданы и функционируют такие лаборатории и центры, оснащенные новейшим электронным оборудованием. Для привлечения к работе студентов ежегодно проводятся творческие конкурсы, где они демонстрируют свои умения и навыки. Из числа победителей формируется группа, занимающаяся разработкой креативных учебных проектов.

2. Нормативно-правовая информация в области высшего образования и таможенного дела (государственные программы, планы, указы Президента России, федеральные законы, приказы ФТС России, анализы, тенденции, прогнозы и концепции развития таможенного дела и т.д.).

3. Гиперссылки на сайты, форумы, блоги и видеоматериалы таможенной и околотаможенной тематики (например, www.youtube.com). Подборкой ссылок могут заниматься не только преподаватели дисциплин, но и студенты при выполнении самостоятельной работы, для чего данные задания целесообразно включить в план работы. Необходимо следить за актуальностью и доступностью этих ссылок, а также подписаться на автоматическую рассылку соответствующей информации (по каналу RSS и по электронной почте).

4. В перечень заданий для самостоятельной работы рекомендуется включить задания креативного, творческого характера, направленные на самостоятельное применение полученных знаний, умений, навыков в решении конкретных проблем; задания, связанные с выполнением проектов индивидуально, при сотрудничестве в группе; индивидуальные и совместные практические работы.

Проблемы науки и образования 149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.