К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОДО MOODLE В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО КАК ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
© Малыгина Е.В.*
Московский городской педагогический университет, г. Москва
В статье рассматриваются актуальные проблемы применения технологий дистанционного обучения в курсе преподавания английского как второго иностранного языка бакалаврам языковых факультетов высших учебных заведений. Применение системы дистанционного образования Moodle позволяет повысить эффективность организации самостоятельной работы студентов, а также значительно разнообразить материал курса и виды учебной деятельности.
Ключевые слова- E-learning, Moodle, система дистанционного обучения, электронный курс, элемент курса, система упражнений.
Компьютерные технологии с каждым днем все больше проникают во все сферы жизни современного человека. Уровень развития современного общества диктует новые требования к системе образования, включая высшее профессиональное образование. Сегодня различные информационные технологии используются образовательными учреждениями практически во всех сферах своей деятельности. Использование средств информатизации позволяют говорить о таких вещах, как индивидуализация обучения и дистанционное сопровождение образования.
В последнее время во многих странах, включая РФ, широкое распространение получает концепция E-learning, подразумевающая процесс обучение в электронной форме через сеть Интернет посредством использования систем управления обучением (Learning Management Systems или LMS). В России подобное программное обеспечение обозначается термином «система дистанционного обучения» (СДО), так как именно с помощью таких систем многие вузы организовывают дистанционное обучение студентов. Задача использования технологий E-learning состоит в том, чтобы эффективно интегрировать их в традиционное аудиторное обучение. Предполагается, что при правильной организации смешанное обучение способно обеспечить наивысшее качество образования, т.к. доставка материалов преподаваемого курса, осуществляемая в значительной степени электронными средствами системы, предоставляет обучающимся ничем не ограниченный доступ к теоретическому знанию и заданиям на его усвоение, тогда как во время очных встреч преподаватель может сосредоточиться на вопросах студентов, на разъяснении сложных моментов, на организации дискуссий, т.е. мак-
* Старший преподаватель кафедры Западноевропейских языков и переводоведения ИИЯ.
симально активизировать процесса обучения. Таким образом, электронные формы обучения предоставляют новые возможности для более активного вовлечения студентов в образовательный процесс.
Одной из систем организации дистанционного обучения является образовательная платформа Moodle, представляющая собой программное обеспечение с лицензией GPL, что подразумевает возможность его бесплатного скачивания и использования, изменения в соответствии с нуждами конкретного образовательного учреждения, а также интеграции с другими продуктами. Moodle (аббревиатура от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, т.е. «модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда») используется более чем в 50000 организаций из более чем 200 стран мира и переведена на десятки языков, в том числе и на русский [2]. В Российской Федерации зарегистрировано более 1000 инсталляций этой системы, при этом количество пользователей Moodle в некоторых инсталляциях достигает 500 тысяч человек [3].
Как представляется, широкие функциональные возможности Moodle в том, что касается организации дистанционного обучения, а также сам формат работы через сеть Интернет, отвечающий потребностям современной молодежи, делают данную СДО полезным и удобным инструментом преподавания английского языка как второго иностранного в языковых вузах. Количество часов, отводимое программой высших учебных заведений на формирование соответствующих компетенций по курсу второго иностранного языка, представляется существенно ограниченным, в то время как студенты, как правило, демонстрируют очень высокую мотивацию к овладению английским как языком международного общения и заинтересованы в расширении багажа своих знаний посредством дистанционного взаимодействия с преподавателем.
Для использования СДО Moodle подходит любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. Используя Moodle, преподаватель может создавать учебные курсы различной сложности и наполнять их вариативным учебным материалом: текстами, аудио- и видео-файлами, презентациями, опросниками, тестами, контрольными и т.п. Технология позволяет учащимся получать дополнительную информацию по изучаемой теме и смежным областям, а также проявлять самостоятельность в выборе порядка выполнения заданий. Также существует возможность мгновенной передачи данных материалов через сеть Интернет. По результатам выполнения учащимися заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является и источником предоставления учебного материала, и средством обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса [1].
Преподаватель способен по своему усмотрению использовать тематическую и календарную структуризацию курса. При тематической структуризации курс разделяется на секции по темам (что особенно удобно для изучающих английский как второй иностранный, т.к. большинство учебников основаны на изучении ряда тем и проблематик). При календарной структуризации каждая неделя изучения курса представляется отдельной секцией, такая структуризация удобна при дистанционной организации обучения и позволяет учащимся правильно планировать свою учебную работу.
Отметим, что редактирование содержания курса проводится автором курса в произвольном порядке и может легко осуществляться прямо в процессе обучения. Для каждого электронного курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе.
Таким образом, СДО Moodle дает преподавателю многочисленные инструменты для представления учебно-методических материалов курса более чем одной группе учащихся, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности студентов, как индивидуальной, так и групповой.
Структурно СДО Moodle представляет собой набор модулей и позволяет гибко добавлять или удалять элементы. В зависимости от содержания курса и концепции преподавания преподаватель включает наиболее подходящие элементы и ресурсы, предоставляемые СДО. Основными интерактивными элементами СДО Moodle в дистанционной работе с изучающими второй иностранный язык являются Лекция, Задание, Тест, Глоссарий, Вики, Форум и Чат.
Элемент Лекция строится по принципу чередования страниц с теоретическим материалом и страниц с обучающими тестовыми заданиями и вопросами. В рамках преподавания практической дисциплины данная функция может использоваться для самостоятельной работы учащихся с дополнительными аутентичными текстами по изучаемым темам. В курсе преподавания английского как второго иностранного для учащихся с более высоким уровнем владения английским языком в рамках изучения темы Technology (учебно-методический комплекс Language Leader Upper-Intermediate, Pearson Longman 2008) в разделе Лекция можно разместить дополнительный аутентичный материал для самостоятельного ознакомления и последующей работы с ним, например, статью из британской газеты The Guardian «Bad weather prompting more British farmers to favour GM use».
Приведем небольшой отрывок статьи: «Washout summer and flooded autumn have persuaded an increasing number offarmers to back use of the technology. The extreme weather of 2012 has turned British farmers on to genetically modified crops, with calls from farming leaders to start using the technology as a way to help combat the effects of climate change». Учащиеся самостоятельно изучают предложенный аутентичный текст, дальнейшая работа пред-
полагает ответы студентов на вопросы, которые могут быть размещены как в самом элементе Лекция, так и в других элементах СДО Moodle, например, в Форуме. Для проверки изученного материала можно предложить следующие вопросы: 1) What made British farmers favour genetically modified crops? 2) What priority do some farmers in the UK have now? 3) What will any move towards GM require? 4) Why do many environmental groups in the UK oppose the use of GM technology? 5) What position do major UK retailers have towards GM food?
Элемент Задание позволяет преподавателю ставить перед учащимися задачи, которые требуют ответа в электронной форме (файл с письменным ответом - эссе, контрольная работа, таблица и т.д.) и дает возможность загрузить его на сервер до истечения установленного срока. Элемент Задание также позволяет преподавателю оценивать полученные ответы. После замечаний студенты могут переделать задание и снова прислать его на проверку. Элемент Задание является аналогом традиционного домашнего задания, при этом его можно применять для разных видов деятельности - от простого поиска в Интернете до выполнения совместных проектов, участия в языковых квестах, создания презентаций и других видах деятельности, т.е. по содержанию Задание может сильно варьироваться. Оно должно сопровождаться четкими инструкциями, преподавателем могут задаваться срок сдачи, максимальная оценка и формат ответа. При необходимости для каждого задания можно отвести специальный Форум (см. далее), в котором будет участвовать вся группа, комментировать и оценивать работы друг друга.
Рассмотрим пример работы в подобном формате. Учащиеся получают задание посмотреть видеофильм «Seeds of Freedom» (http://www.youtube. com/watch?v=ZvgaMd6GBgQ), соответствующий изучаемой тематике Technology. В описании задания преподаватель указывает объем и содержание работы, которую студент должен выполнить. Так, это может быть список вопросов по содержанию видео, ср.: 1) Why are different cultures anonymous in including seed into their rituals? 2) What is traditional method of breeding seed? 3) How come traditional indigenous farmers can t breed one crop, but need a diversity of them? 4) How were fertilizers and pesticides (such as "Roundup") created? 5) How do hybrid seeds (F1 seeds) differ from traditional ones?6) What problems caused by practicing the GM technology do farmers in India and Argentina report? и т.д.
Типы представления ответов допускают ответ в виде файла или нескольких файлов (одного из распространенных форматов - файлы Office Word и Powerpoint, Adobe, графические, аудио и т.д.), загруженного студентом, или же ответ может быть дан просто в виде текста, набираемого прямо внутри системы. Отзыв преподавателя дается в виде комментария, который преподаватель пишет на самом сайте, или же он может загрузить файл (например, презентацию с исправленными ошибками) и отправить студенту. Третий
вариант - ведомость с оценками. После замечаний студенты могут переделать задание и снова прислать его на проверку, т.е. есть возможность сдать работу повторно.
Элемент Тест позволяет создавать наборы тестовых заданий. Тестовые задания могут быть с несколькими вариантами ответов, с выбором верно / не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, ответ на соответствие, эссе и др. Тест является аналогом традиционной контрольной работы. Приведем в качестве примера контрольный тест на отработку и закрепление грамматического материала Reported Speech, составленный на основе статьи «Bad weather prompting more British farmers to favour GM use», предложенной учащимся ранее для самостоятельного изучения.
Fill in the gaps with the correctform of the verb:
1) But they emphasized that any move towards GM_slow (be), involve scientific assessment and_(require) public support.
2) Adrian Ivory, who farms in Perthshire, said colder, wetter summers_
(seem) to be becoming the norm, and these_(require) different varieties
to cope with the adverse growing conditions.
3) Supermarkets said they_(not envisage) consumer enthusiasm increasing in the same way as farmers.
Отметим, что СДО Moodle предоставляет множество функций, облегчающих обработку тестов. Преподаватель имеет возможность задать шкалу оценки и изменить ее позднее. Также существует механизм полуавтоматического пересчета результатов при корректировке преподавателем тестовых заданий после прохождения теста обучающимися. В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования и, что очень важно, сложности отдельных тестовых вопросов для обучающихся. Преподаватель может устанавливать различные ограничения в работе с тестом: начало и конец тестирования, задержки по времени между попытками, количество попыток для сдачи теста, пароль на доступ, доступ только с определенных сетевых адресов и т.д. Преподаватель может давать комментарии как к отдельным ответам, так и ко всему тесту в зависимости от различных условий.
Элемент Wiki (вики) делает возможной совместную групповую работу обучаемых над электронным курсом. Эта технология специально была создана для коллективной разработки, хранения, структуризации информации (в основном гипертекста) путем взаимодействия пользователя с веб-сайтом [1]. Преподаватель добавляет к курсу wiki-страницы, которые может редактировать любой участник.
Данный элемент позволяет организовать проектную работу студентов. Так, с использованием Wiki можно организовать следующую учебную деятельность - поделить группу на две переводческие команды и предложить каждой проект на перевод фрагмента видеофильма «Seeds of Freedom».
Наиболее удачным будет комбинированный подход, при котором процесс перевода (и его корректировки) происходит в Wiki, а общение участников проекта - с использованием Чата (см. далее) в качестве вспомогательного средства. На вики-страничку каждой из команд будет заноситься сам перевод текста, а в чате будет происходить «мозговой штурм». Все изменения, вносимые студентами в Вики, можно проследить. В результате преподаватель может увидеть «эволюцию» текста перевода, а группы смогут просмотреть и проанализировать переводы друг друга по окончании работы над проектом. Более того, преподаватель способен оценить вклад каждого студента, узнать, кто и что добавил на вики-страницу.
Элемент Глоссарий позволяет создавать и редактировать список определений, как в словаре. Наличие глоссария, объединяющего и объясняющего активный вокабуляр в рамках изучаемой темы, просто необходимо в условиях внеаудиторной самостоятельной работы. Глоссарий может быть открыт для создания новых записей (статей) как преподавателем, так и студентами. Глоссарий также предоставляет возможность комментирования и оценки включенных в него словарных статей. Рекомендуется использование Глоссария в режиме «автосвязывания» - если лексема из Глоссария встречается где-либо в тексте Лекции, она автоматически выделяется подчеркиванием, при этом при нажатии на данное слово или словосочетание возникает новое окно с соответствующей словарной статьей. В Глоссарии есть возможность поиска терминов по алфавиту, по автору, по дате создания и т.д.
Приведем пример работы с Глоссарием. В описании студентам предлагается дать определения следующим лексемам, входящим в активный вока-буляр по теме «Technology: Genetic Engineering»: genetically modified crops, monocrop, bt-crops, climate-resilient farming, engineered resistance, F1 hybrids, hybrid breakdown, fertilizer, pesticide, nutritional value, novel genes, super-pests, small-scale traditional farming / large-scale industrial farming, to buy local, pro-GM lobby и т.д. Студенты выполняют задание, составляя активный словарь по изучаемой теме, оценивая, комментируя и корректируя ответы друг друга.
Элемент Форум используется для организации дискуссии по темам. После создания темы каждый участник дискуссии может добавить к ней свой ответ или прокомментировать уже имеющиеся ответы. Для того чтобы вступить в дискуссию, пользователь может просто просмотреть темы дискуссий и ответы, которые предлагаются другими. Это особенно удобно для новых членов группы, для быстрого освоения основных задач, над которыми работает группа. История обсуждения этих проблем сохраняется в базе данных. Пользователь также может сыграть и более активную роль в обсуждении, предлагая свои варианты ответов, комментарии и новые темы для обсуждения.
Данный элемент представляется удобным использовать для организации совместного обсуждения студентами на английском языке некоторой проблемы в коммуникативном формате «мозгового штурма» (brainstorming).
Рассмотрим в качестве примера задание для коллективного обсуждения студентами проблемы, затронутой в статье «Bad weather prompting more British farmers to favour GM use», в рамках изучаемой ими темы «Technology». В описании Форума предлагается следующая формулировка задания:
Your marketing team is working on the new marketing policy for a major British retailer Asda to help them keep up with their biggest competitors Morrisons, Sainsbury and Tesco. Stocking and selling GM products grown in Britain or products made with GM ingredients will help Asda keep their prices low and potentially attract bigger crowds looking for a good value. Farmers that supply the chain might be easily persuaded into the GM technology if they see their profits increase and their costs diminish. On the other hand you 're not sure the public will feel positive about this move, as British consumers are becoming more health-conscious and tend to be suspicious about the use of the controversial GM technology in farming.
Учащиеся вступают в дискуссию на английском языке, предлагая свои идеи, просматривая и комментируя ответы, которые предлагаются другими участниками. История обсуждения этих проблем сохраняется в базе данных и может быть просмотрена и оценена преподавателем.
Элемент Чат предназначен для организации дискуссий и ролевых игр в режиме реального времени. Пользователи системы имеют возможность обмениваться текстовыми сообщениями, доступными как всем участникам дискуссии, так и отдельным участникам по выбору Данный элемент СДО можно использовать как вспомогательный инструмент для работы над другими заданиями, так и для дистанционного общения преподавателя с учащимися. Разнообразные цели привлечения Чата включают в себя, например, проведение консультаций и семинаров в режиме реального времени. При использовании элемента Чат можно задавать время его проведения, т.е. назначать чат-сессию на конкретный день и конкретное время и регулярно повторять сессии, например, раз в неделю, как обычный семинар. Одним из преимуществ данного элемента является просмотр прошлых чат-сессий, что очень удобно, если Чат используется в качестве консультативного ресурса.
Кроме вышеперечисленных основных элементов СДО Moodle, которые могут быть эффективно использованы в курсе изучения английского как второго иностранного языка, программа имеет ряд дополнительных элементов, которые также могут понадобиться при усложнении курса в пользу большего объема дистанционного обучения.
Элемент Семинар представляет собой довольно сложный вид работы для студентов, который позволяет им взаимно оценивать работы по заранее предусмотренным преподавателем критериям. Например, студент должен оценить эссе или презентации, которые другие студенты группы загружают на сайт. Параметры оценивания преподавателем работы студентов предусматривают «двойную» стратегию оценивания - можно применять сово-
купное оценивание или же выставить оценку за саму работу студента и оценку за выполненное им оценивание. Критерии взаимного оценивания студентами работ также задаются преподавателем. При выставлении своих оценок студенты имеют возможность оставлять свой комментарий по каждому критерию, а также составлять общий отзыв по рецензируемой работе.
Приведем пример использования элемента Семинар в рамках изучения тем «Technology» и «Technology: Genetic Engineering» (учебно-методический комплекс Language Leader Upper-Intermediate, Unit 12). Студентам предлагается написать эссе на одну из тем: 1) People rely on technology too much these days 2) Technology can solve all the world's problems 3) Technology often leads to social and environmental problems. Данное задание предполагает написание студентами самого эссе, его загрузку в систему Moodle через элемент Семинар, а также оценивание работ своих однокурсников по следующим критериям: композиция и логичность изложения своей точки зрения, грамотность, соответствие содержания теме, использование активной лексики и речевых клише. Преподаватель оценивает работу студентов совокупно, т.е. каждый студент получает оценку за само эссе, а также за рецензирование эссе других студентов.
Элемент Книга представляет собой сложный, многостраничный документ, состоящий из некоторого количества html-страниц. Таким образом в системе можно частично разместить учебник, который необходим студентам для изучения практической грамматики (например, «A Practical English Grammar» авторов A.J. Thomson и A.V Martinet). Интерфейс элемента позволяет задавать параметры книги, например, разные типы форматирования глав или же создание подглав. В настройках Книги можно выбрать следующие функции: печатать книгу, печатать главу, импортировать главу. Импорт глав позволяет в формате zip-файла загрузить несколько html-страниц на сайт. Необходимые разделы учебника можно загрузить в виде набора html-файлов или папок, в которых лежат html-файлы.
Элемент Опрос предназначен для проведений быстрых опросов и голосований. Преподаватель задает вопрос и определяет несколько вариантов ответов. Преподаватель видит результаты в виде понятной таблицы. Данная функция может быть использована для проведения голосования или сбора мнений по какому-либо вопросу. Одним из способов использования элемента Опрос является разработка системы опросов в начале курса (или по ходу его изучения) для того, чтобы выяснить уровень подготовленности учащихся и наблюдать за их прогрессом.
Элемент Анкета также предоставляет несколько способов мониторинга, которые могут быть полезны при наблюдении за прогрессом обучающихся, оценивании их достижений и повышении мотивации к обучению. Преподаватель может использовать анкету, чтобы собрать данные о студен-
тах, их мнениях и пожеланиях, что поможет узнать больше о группе и на основании этого более эффективно выстраивать свой курс.
СДО Moodle используется преподавателями ГБОУ ВПО МГПУ в том числе в Институте иностранных языков в курсе подготовки переводчиков как с первым, так и со вторым иностранным языком.
Подводя итог, отметим, что растущая роль электронных средств коммуникации в современном мире влечет за собой пересмотр методов преподавания в высшей школе и повсеместное внедрение информационных технологий. Использование СДО Moodle позволяет значительно варьировать формы образовательного процесса в ходе изучения какой-либо дисциплины и его содержание, в частности, предоставляя большие возможности для преподавания английского языка как второго иностранного в языковых вузах. Использование СДО Moodle предоставляет преподавателям следующие возможности: создавать и управлять установками курса, включая регистрацию студентов на курс; загружать в систему в любое время необходимую информацию (учебные тексты, лекционный материал), которая будет доступна студентам; добавлять и удалять инструменты в курсе; размещать он-лайн тесты и контрольные задания, что позволяет оперативно проверять текущий уровень успеваемости студентов; организовать консультации или занятия в форумах, чатах и т.д.; устанавливать события в календаре и оповещать студентов об их приближении; просматривать результаты работы студентов и контролировать их деятельность по изучению курса.
Улучшая качество образования при помощи новых информационных технологий, высшие учебные заведения повышают мотивацию студентов к самостоятельному обучению путем поисковой деятельности и углублению знаний. СДО Moodle имеет огромный потенциал и может быть использована в языковых вузах в курсе подготовки учителей, специалистов по межкультурной коммуникации и переводчиков.
Список литературы:
1. Марутян М.Б. Использование ИКТ в организации процесса подготовки переводчиков на базе языковых факультетов / М.Б. Марутян // Язык и культура. - Томск: НИТГУ 2012. - № 3. - С. 89-101.
2. Сайт ООО «Открытые технологии» - официального партнера МооШе в Российской федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.open-technology.ru/products/moodle, свободный.
3. Сайт Российской ассоциации пользователей Moodle [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.infoco.ru, свободный.