Методика разработки подводящих упражнений для прыжковых элементов в фигурном катании на коньках
Островский Иван Денисович,
тренер по фигурному катанию, ГАУ «СШОР № 1» E-mail: coolfigurist@mail.ru
Данная статья посвящена тому, чтобы объяснить метод разработки подводящих упражнений в течение специальной подготовки фигуристов. Автор статьи показывает, что метод создания подводящего упражнения для прыжковых элементов придерживается определенных принципов и критериев, учитывая которые, можно разрабатывать любые подводящие упражнения исходя из надобности отработки определенного аспекта прыжка, либо исправления тенденции к ошибке или уже сформированного не правильного исполнения прыжкового элемента. Автор считает, что все прыжковые элементы фигурного катания могут быть и должны быть подвержены классификации, а также разделению на базовые основные фазы исполнения. В методике указанно на то, что у каждой из этих базовых основных фаз прыжка есть определенные функции, выполняя которые, спортсмен приходит к технически правильному исполнению. Соответственно, данная методика направлена на то, чтобы максимально точно подчеркнуть важность функций базовых фаз прыжка и их цели для того, чтобы разработка подводящих упражнений была максимально эффективной.
Ключевые слова: методика, упражнение, прыжки, фигурное катание.
о с
CJ
см оэ
Введение
В связи с тем, что наблюдается отсутствие у большинства начинающих тренеров системного подхода к формированию блоков подводящих упражнений, а также нарушение последовательности изучения основных аспектов прыжковых элементов, считаю проблему, освященную в этой статье актуальной. Разработанная мной методика позволит сформировать сложно координационный навык с помощью понимания того, как создать подводящее упражнение. Так же эта методика позволит любому специалисту, работающему в сфере фигурного катания, разрабатывать свои подводящие упражнения в зависимости от особенностей ошибок допускаемых конкретно их спортсменами или имеющих тенденцию к формированию ошибки.
Основным критерием определения момента, в котором требуется использование подводящего упражнения, является пересечение нескольких сложно координационных движений одномоментно. В фигурном катании значительное количество элементов подходит под этот критерий, а следовательно, применение подводящих упражнений происходит на регулярной основе.
Цель исследования: получить методику, которая позволит даже начинающему тренеру по фигурному катанию иметь представление, как создать нужное ему подводящее упражнение для максимально быстрого получения результата, который будет выражаться в технически правильном исполнении элемента. Задачи исследования:
1. Выделить критерии, благодаря которым, можно сделать подводящие упражнения эффективными.
2. Выделить отдельные основные фазы прыжка, для того, чтобы иметь возможность определить точную направленность решения проблемы в прыжке.
3. Определить цель использования основных фаз прыжка.
4. Показать на примере как разрабатывается подводящее упражнение.
Методика и организация исследования. Исследование было проведено на базе анализа работы групп спортсменов, составляющих по 10 человек, в общем количестве 30 человек, возрастом от 5 до 13 лет. Срок проведения исследования - 5 лет.
Результаты исследования: благодаря разработанной методике, было обучено 3 тренера, которые в последующем эффективно применяли полу-
ченные знания, в связи с чем, получили результативных спортсменов, которые в краткие сроки осваивают прыжковые элементы и выполняют разрядные требования.
В методику включена схема разделения основных прыжковых элементов на базовые фазы прыжка, а также моменты, в которых могут возникать сложности в освоении. Разработка любого подводящего упражнения для освоения технически сложного движения начинается с определения конкретного момента: в нашем случае - прыжка фигурного катания, в котором требуется отработка и цель, которую будет преследовать это упражнение. Базовая цель любого упражнения - это формирование правильного ощущения и понимания того, что происходит с телом в момент прыжкового элемента. [2]
В связи с тем, что многооборотные прыжки, помимо того, что они сложно координационные -они еще и выполняются с большой скоростью движений, а также на большой скорости передвижения по ледовой площадке. Следовательно, времени для отслеживания правильности исполнения движений и у спортсмена, и у тренера крайне мало и только профессионалы высокого уровня, как правило, уже имеющих сформированные навыки, могут быстро корректировать потенциальную ошибку уже во время исполнения. А раз так, то так же основным критерием создания подводящего упражнения в фигурном катании является - замедление потенциально нужного движения до такого уровня, при котором все стороны тренировочного процесса могут контролировать правильность исполнения выделенного для отработки движения.
Так как ощущения спортсмена при исполнении прыжкового элемента - величина крайне необъективная, и в основном сильно искаженная относительно реально происходящего, то лучшее, что может сделать тренер при создании подводящего упражнения - это утрировать отрабатываемое движение для того, чтобы при ускоренном исполнении этого движения уже непосредственно в прыжковом элементе, спортсмен выдал достаточно амплитудное действие. Т.к. в большинстве случаев, при быстром исполнении алгоритма действий в прыжковом элементе, спортсмены склонны сокращать амплитуду для того, чтобы успеть выполнить всю последовательность движений за время нахождения в воздухе.
К критериям, выделяемым мной для создания подводящих упражнений, можно отнести еще и комбинирование двух или нескольких последовательных фаз прыжка в одно упражнение, для того, чтобы не только сформировать понимание одного конкретного движения, но и дать спортсмену понимание последовательности не полного алгоритма движений, используемого в прыжковом элементе.
Немаловажным аспектом является понимание того, какую цель в прыжковом элементе выполняет каждая отдельная фаза прыжка. И при разра-
ботке подводящего упражнения обязательно нужно учитывать ее.
В итоге, для разработки подводящего упражнения, нужно исходить из следующего алгоритма критериев:
1. Разделение сложно координационного движения (прыжкового элемента) на базовые последовательные фазы и определение движения, на отработку которого, будет направленно упражнение.
2. Замедление движения относительно его реальной скорости исполнения, с возможным последующим ускорением, по мере отработки и набора объема движений.
3. Утрирование исполнения отрабатываемого движения в зависимости от цели базовой фазы прыжка.
4. Соединение нескольких отрабатываемых движений в последовательность при надобности отработать переход от одного действия к другому или от одной базовой фазы прыжка к другой. [4]
Основные базовые фазы прыжкового элемента фигурного катания:
1. Создание начального вращения.
2. Прыжок.
3. Ускорение вращения в воздухе.
4. Разгруппировка (остановка вращения).[1] Исходя из перечня базовых основных фаз
прыжка, можно выделить цели каждой из них.
Создание начального вращения (движение тела по окружности) происходит дугой или сочетанием двух или нескольких дуг (моухок, тройка). Дуга - это движение тела по окружности в равновесии на опорной ноге с небольшим общим отклонением тела к центру окружности, по которой движется спортсмен на определенной скорости. Диаметр окружности, как правило, выбирается спортсменом в зависимости от поступательной скорости, с которой он передвигается по льду к исполнению прыжкового элемента. Чем больше скорость, тем больше диаметр окружности дуги. Нередко, когда диаметр окружности, по которой на скорости скользит спортсмен на столько велик, что кажется, что спортсмен едет практически по прямой. Во время формирования начального вращения дугой, или их сочетанием у спортсмена амплитуда отведения рычагов (т.е. рук и ног) от центра будущей оси вращения (т.е. центра тела) максимально широкая, так как в последующих фазах будет происходить ускорение вращения в воздухе посредством сокращения амплитуды рычагов к оси вращения тела. Соответственно, цель этой фазы прыжка заложена в ее назывании. Движением тела по дуге, в позиции с максимально широким положением рычагов от будущей оси вращения, раскрутить себя до наступления следующей фазы прыжка. Все фазы прыжка будем рассматривать на основе прыжкового элемента фигурного катания на коньках - Аксель. Дуга в прыжке Аксель выполняется ходом вперед на наружнем (внешнем) ребре лезвия левой ноги.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
Позиция рук, как правило, отведены назад в замах. Правая маховая нога так же отведена в замах. Позицию рук и маховой ноги можно условно называть позицией натяжения, т.к. мышцы передней поверхности растягиваются для последующего сокращения. В окончании данной фазы прыжка происходит въезд (стопор) во время которого происходит резкое сокращение диаметра круга движения тела и начинает формироваться ось дальнейшего вращения тела. Так же в окончании этой фазы прыжка происходит мах руками и маховой ногой посредством резкого сокращения мышц передней поверхности рычагов и выход соответственно их из позиции натяжения. Т.к. въезд (стопор) происходит практически одновременно с махом рычагами и все это происходит за максимально короткое время, то именно в окончании этой фазы прыжка, как правило происходит формирования наибольшего количества ошибок среди спортсменов изучающих этот элемент. Соответственно, можно сделать вывод, что именно для отработки правильности исполнения этого движения стоит применять подводящее упражнение.
Пример упражнения. Дуга под Аксель с вращением на наружнем ребре вместо въезда. Здесь мы отрабатываем равновесие на опорной ноге во время исполнения дуги
Во время исполнения дуги происходит отведение левой руки в позицию натяжения с сохранением позиции натяжения правой руки и правой ноги. После чего происходит въезд во вращение на наружнем ребре одновременно с выносом колена правой маховой ноги на уровень 90 градусов перед собой, а также мах руками до позиции перед собой. Под коньком должен оказаться рисунок на льду такой же, как на рис. 1.
Рис. 1
Таким образом, у спортсмена формируется понятие того, как создать начальное вращение дугой и сформировать ось вращения на въезде (стопоре) не теряя равновесие, на опорной ноге падая при этом в центр круга, что является типичной ошибкой при исполнении. Естественно, это упражнение выполняется гораздо медленнее, чем при реальном исполнении, например даже в Акселе в 1,5 оборота.
Теперь переходим к следующей основной базовой фазе прыжка.
В этой фазе прыжка происходит непосредственно отрыв спортсмена ото льда за махом свободной ногой и руками с последующим подтягиванием тела наверх на высоту этого маха. При этом все со-„ зданное ранее вращение сохраняется. Т.е. в этой = фазе прыжкового элемента спортсмен фактиче-« ски начинает двигаться в нескольких направлениях одновременно: в направлении поступательного движения, наверх, а так же вокруг своей оси. Та-
кое количество точек контроля соответственно потенциально грозит формированию ошибок при исполнении, а значит, скорее всего, потребует подводящего упражнения для отработки соединения двух фаз прыжка - создания начального вращения и прыжка. Упражнение, например, может быть таким. Перекидной или Аксель в полтора оборота с левой ноги на левую. Перехода на правую ногу в воздухе в этом упражнении нет для того, чтобы исключить переход спортсмена уже в следующую фазу прыжка и сконцентрировать его внимание на отработке этих двух частей прыжка.
К уже озвученному движению в первом подводящем упражнении добавляется отрыв от земли с подтягиванием тела на уровень маховой ноги. Спортсмен должен сначала исполнять это упражнение в половину оборота (т.е. перекидной) и далее по мере формирования навыка дуги, въезда и прыжка можно ускорять все упражнение до исполнения Акселя в полтора оборота.
Также, во время перехода от создания начального вращения к прыжку, есть потенциальная склонность к свалу центра тяжести спортсмена к центру круга в время формирования оси вращения, что блокирует продолжение движения тела в направлении поступательной скорости за маховой ногой вперед. [3]
Для противодействия формированию этой ошибки, можно так же использовать, например такое упражнение, как прыжок перекидной через позицию шпагата с переносом веса в воздухе на правую ногу, как и в обычном перекидном. Таким образом, центр тяжести беспрепятственно будет двигаться в направлении поступательного движения. В этом упражнении наглядно видно, как утрирование и замедление исполнения помогают сформировать правильные ощущения для спортсмена при дальнейшем изучении более многооборотного прыжка, когда акцент внимания спортсмена будет смещен больше на ускорение вращения. А так же можно применять чередование упражнений в сочетании с исполнением самого прыжкового элемента в конце. Например: Аксель с левой на левую ногу, выезд, перекидной через позицию шпагата в длину, шаг и в конце Аксель в полтора или два с половиной оборота. Таким образом, мы уменьшаем количество прошедшего времени от исполнения подводящего упражнения до применения этих ощущений непосредственно в самом прыжковом элементе, а значит, скорее всего, увеличиваем точность воспроизведения нужных нам движений. [5]
Выводы
На примере рассмотрения двух из четырех фаз прыжка Аксель, я показал свою методику разработки подводящих упражнений для прыжковых элементов фигурного катания. Придерживаясь алгоритма критериев, которые были выявлены в моей работе, можно разрабатывать подводящие упражнения к любому из прыжков, или каждой из его отдельных
основных базовых фаз, цели которых так же были
озвучены в этой работе.
Литература
1. Мишин А. Н., Фигурное катание как космический полет / А.Н. Мишин, В.А. Шапиро. - СПб.: «Реноме», 2015-296.
2. Агапова В.В. Физкультурно-спортивная образовательная программа по фигурному катанию на коньках на этапе начальной подготовки / Обл. метод. совет по физической культуре и спорту Всеволжского р-на, 2003.
3. Мишин А. Н., Прыжки в фигурном катании. М., «Физкультура и спорт», 1976.
4. Тихомиров А.К., Кузнецов А.В. Требования к координационным способностям в фигурном катании на коньках. - Малаховка: МоГИФК, 1989.
5. Основы биомеханики прыжков в фигурном катании на коньках (Виноградова Валентина Ивановна) - Советский спорт, 2022.
6. Мишин А. Н., Биомеханика Движений Фигуриста - Ленанд 2021.
7. Тузова Е. Н., Обучение базовым элементам фигурного катания. Учебно-методическое пособие. - М.: Человек, Sport, 2015. 96 с. (Библиотечка тренера).
8. Огилви Р., Азы фигурного катания. (Пер. с англ.) Под редакцией В.И. Рыжкина. М., «Физкультура и спорт», 1974.
9. Мишин А. Н., Апарин В.А. К вопросу о скорости отталкивания в прыжках фигуристов // Совершенствование подготовки спортсменов различной спортивной квалификации на современном этапе. Сб. науч. трудов / под ред. В.А. Апарина, И.М Козлова, СПб, ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005.
10. Е. Н. Тузова, Развитие физических способностей у юных фигуристов, Издательство «Sport», издание, 2015.
METHODOLOGY FOR DEVELOPING LEAD-UP EXERCISES FOR JUMPING ELEMENTS IN FIGURE SKATING
Ostrovsky I.D.
SAU "ShOR № 1"
This article is devoted to explaining the method of developing lead-up exercises during the special training of figure skaters. The author of the article shows that the method of creating an approach exercise for jump elements adheres to certain principles and criteria, taking into account which any approach exercises can be developed based on the need to work out a certain aspect of the jump, or correct a tendency to an error or already formed incorrect execution of the jump element. The author believes that all jumping elements of figure skating can and should be subject to classification, as well as division into basic main phases of performance. The methodology indicates that each of these basic basic phases of the jump has certain functions, performing which, the athlete comes to a technically correct performance. Accordingly, this technique is aimed at emphasizing as accurately as possible the importance of the functions of the basic phases of the jump and their purpose in order for the development of lead-up exercises to be as effective as possible.
Keywords: technique, exercise, jumps, figure skating. References
1. Mishin A. N., Figure skating as a space flight / A.N. Mishin, V.A. Shapiro. - St. Petersburg.: Renome, 2015-296.
2. Agapova V.V. Physical culture and sports educational program in figure skating at the stage of initial training / Region. method. council for physical culture and sports of the Vsevolzhsky district, 2003.
3. Mishin A. N., Jumping in figure skating. M., "Physical culture and sport", 1976.
4. Tikhomirov A.K., Kuznetsov A.V. Requirements for coordination abilities in figure skating. - Malakhovka: MOGIFC, 1989.
5. Fundamentals of the biomechanics of jumps in figure skating (Vinogradova Valentina Ivanovna) - Soviet sport, 2022.
6. Mishin A. N., Biomechanics of Skater Movements - Lenand 2021.
7. Tuzova E. N., Teaching the basic elements of figure skating. Teaching aid. - M.: Man, Sport, 2015. 96 p. (Library of the trainer).
8. Ogilvy R., Basics of figure skating. (Translated from English) Edited by V.I. Ryzhkin. M., "Physical culture and sport", 1974.
9. Mishin A. N., Aparin V.A. On the issue of repulsion speed in figure skaters' jumps // Improvement of training of athletes of various sports qualifications at the present stage. Sat. scientific works / ed. V.A. Aparina, I.M. Kozlova, St. Petersburg, GAFK im. P.F. Lesgaft, 2005.
10. E. N. Tuzova, Development of physical abilities in young figure skaters, Sport Publishing House, edition, 2015.