II университета 'ЖУРНАЛ водных / I коммуникации
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
М. Е. Бубнова,
СПГУВК
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО БЛОКА ВНУТРИФИРМЕННЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА
METHODS OF ELABORATING ORGANIZATIONAL UNIT WITHIN AUDITING STANDARDS
Вопросы разработки внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности в настоящее время являются особенно актуальными в связи с повышением требований к качеству и эффективности аудиторской деятельности. Внутрифирменные стандарты находятся в процессе разработки и вызывают немало споров как в профессиональной среде, так и на уровне государственных органов регулирования аудиторской деятельности.
The elaboration of standards for internal auditing activities is now particularly actual because of increasing demands for quality and effectiveness of auditing activities. Intra-standards are under development and cause a great deal of controversy, as in a professional environment as at the level of government regulatory bodies of auditing activities.
Ключевые слова:внутрифирменные стандарты аудита, состав стандартов, требования к разработке, функции сотрудников, положение об отделе, должностная инструкция.
Key words: internal auditing standards, list of standards, requirements for the elaboration, stafffunctions, the state of the department, job description.
Н
<4 ж
ЕОБХОДИМОСТЬ стандартизации методик аудиторских проверок признается большинством специалистов в области аудита и бухгалтерского учета, что объясняется целым рядом объективных причин.
Во-первых, на эволюцию стандартов аудита в немалой степени влияет развитие и совершенствование стандартов бухгалтерского учета. Формирование нормативно-законодательных требований и принципов в бухгалтерском учете приводит к стандартизации форм бухгалтерской отчетности, что позволяет применять общие подходы к методикам аудиторских проверок.
Кроме того, в условиях динамичного развития фондового рынка крупнейшие компании, чьи акции котируются на мировых фондовых рынках, сталкиваются с необходимостью создания универсальных принципов учета и стандартизированных форм отчетности с тем, чтобы отчетность была понятна заинтересованным пользователям в любой стране мира.
Во-вторых, развитию общепризнанных стандартов способствует рост монополизма в сфере аудита и консультационных услуг. В настоящее время количество аудиторских фирм сокращается в связи со слиянием некоторых ведущих аудиторско-консалтинговых фирм. Лидеры в области оказания аудиторских услуг чаще всего применяют единые внутрифирменные стандарты во всех своих филиалах.
В-третьих, внутрифирменные стандарты аудита ограничивают возможность проведения некачественного аудита, поскольку, пользуясь стандартами, аудитор должен выполнить необходимый набор аудиторских процедур и его работу можно проверить, изучив рабочие документы.
Разработка внутрифирменных, а в соответствии с формулировкой Федерального закона РФ № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. внутренних правил (стандартов) является важнейшим направлением совершенствования профессионального уровня аудиторов и качества работы аудиторских фирм.
Состав стандартов
При разработке аудиторской организацией состава внутрифирменных стандартов определяющее значение имеют следующие положения:
— формирование пакета внутренних стандартов как условия комплексного подхода к организации и технологии проведения аудита;
— включение в состав пакета различных по назначению групп стандартов.
При этом необходимо неукоснительно следовать принципу комплексности, что достигается через выполнение требований федеральных правил стандартов.
На практике выделяются следующие блоки стандартов:
1) стандарты организационного блока (по структуре фирмы, технологии организации, аудита выполняемым функциям, другим особенностям ее функционирования);
2) стандарты, уточняющие порядок проведения аудита (расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения федеральных стандартов и правил);
3) стандарты, регулирующие порядок формирования письменной информации и заключений аудиторов;
4) стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;
5) специализированные стандарты по оказанию прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Требования к разработке внутрифирменных стандартов
При разработке внутрифирменных стандартов всех блоков аудиторская организация должна обеспечивать выполнение следующих требований:
— целесообразность — стандарты должны иметь практическое применение;
— преемственность — каждый последующий стандарт должен опираться на разработанные ранее стандарты;
— непротиворечивость — вновь принятые стандарты должны согласовываться и взаимоувязываться с предыдущими стандартами;
— логическая стройность — формулировки стандарта должны обеспечивать четкость и логическое изложение;
— полнота — стандарты должны раскрывать наиболее важные вопросы;
— детализация — должны подробно раскрывать изложенные принципы и положения;
— единство терминологической базы для стандартов всех уровней регулирования.
Другими словами, процесс разработки и применения внутренних стандартов должен быть организован таким образом, чтобы в целом дать возможность аудиторским организациям:
— полнее соблюдать требования федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
— сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной;
— уменьшить трудоемкость аудиторских проверок;
— содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий;
— обеспечить высокое качество аудитора и способствовать снижению аудиторского риска;
— детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита и т. д.
Внутрифирменные стандарты организационного блока предназначены для регулирования взаимоотношений между аудиторской организацией и проверяемым экономическим субъектом, между аудиторами, сотрудниками и администрацией аудиторской организации в соответствии с основными принципами проведения аудита и этическими нормами, оплаты труда, организации планирования и порядка заключения договоров.
Внутрифирменные стандарты утверждаются приказом руководителя аудиторской фирмы. За соблюдением внутрифирменных стандартов в организации руководителем утверждается должностное лицо.
В данном блоке также разрабатывается форма и содержание трудового договора между этим должностным лицом и аудиторской организацией, в котором раскрываются функции аудитора по обеспечению контроля за соблюдением и применением внутренних стандартов.
то есть положение является документом, регламентирующим виды деятельности каждого структурного подразделения и всей организации в целом. Роль положения состоит в создании взаимодействия всех структурных подразделений, исключении дублирования в их работе.
Наиболее важными документами с позиции нормативного регулирования и стандартизации деятельности аудиторской фирмы являются положения и должностные инструкции. Эти документы предназначены для регламентации всех сторон и направлений деятельности всех должностных лиц.
Нормативным документом, используемым для разработки положения, является ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.
В положении закрепляют статус отдела, место в системе управления, внутреннюю организацию, задачи и функции, права и обязанности, выполняемые в процессе деятельности.
Состав разделов положения: общие вопросы, основные задачи, функции, руководство, права и обязанности, структура, взаимоотношения и связи.
Положение разрабатывает и подписывает руководитель отдела. Утверждает положение руководитель аудиторской организации.
Раздел «Общие вопросы» начинают с пункта, устанавливающего точное название отдела (управление, отдел и др.), его место в организационной структуре, степень самостоятельности, должность руководителя, которому она подчиняется, порядок определения численности и штата отдела в соответствии со штатным расписанием.
Отдельным пунктом дается перечень основных правовых, директивных, нормативных и инструктивных документов, которыми служба руководствуется в своей работе.
В раздел «Общие вопросы» могут включаться дополнительные пункты, например о праве доступа к документам (помимо ее сотрудников) высших должностных лиц организации, их конкретном составе (председатель совета директоров, президент, генеральный директор, исполнительный, коммерческий,
финансовый директор, руководитель службы безопасности и др.).
Заключительный пункт устанавливает наличие печати, ее описание, условия хранения и назначения.
В разделе «Основные задачи» формулируются задачи, стоящие перед конкретным отделом, приводится порядок оформления движения и учета личного состава организации, порядок работы с персоналом, его обучение, повышение профессиональных и квалификационных характеристик, оптимизация использования трудовых ресурсов.
Примером этому является аттестация работников, которая направлена на рациональную расстановку кадров по участкам, звеньям, рабочим местам. Для этого составляются графики и планы проведения аттестации, оформляются результаты заседаний аттестационных комиссий. Цели деятельности организации формулируются исходя из ее реальной деятельности.
В разделе «Функции» раскрывается всесторонняя характеристика деятельности отдела. Описание функций должно быть грамматически и стилистически четким (не допускающим двоякого толкования или искажения смысла) и охватывать все функции, выполняемые отделами. Состав функций должен разрабатываться исходя из общих целей и задач, то есть этот раздел положения основывается на втором разделе и увязывается с ним по содержанию.
При наличии в отделе структурных подразделений в раздел вводятся соответствующие их названиям подразделы и описание функций дается для каждого структурного подразделения. Тем самым закрепляется объем ответственности каждого структурно -го подразделения и каждого работника за определенный участок работы. При этом необходимо тщательно продумать разграничение функций между отдельными отделами или участками, чтобы избежать дублирования.
В разделе «Права и обязанности» отделы наделяются правами, необходимыми для осуществления возложенных на них задач и функций:
— представительствовать в федеральных (региональных, городских) организациях
<ч
по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
— давать в пределах своей компетенции указания структурным подразделениям;
— вносить руководству организации предложения по совершенствованию работы.
Отдельным пунктом устанавливаются обязанности отдела. В обязанности включаются:
— сохранение конфиденциальных сведений, получаемых в ходе аудиторской проверки, в течение не менее 5 лет после окончания проверки;
— выполнение указаний и поручений руководства организации;
— выполнение требований законодательства РФ.
В разделе «Руководство» устанавливаются наименование должности руководителя (начальник, управляющий), осуществляющего непосредственное (административное) руководство деятельностью сотрудников отдела; порядок его назначения и освобождения от должности; требования к профессиональной подготовке, квалификации и стажу работы. Отдельным пунктом закрепляется наличие заместителя, а если он не предусмотрен штатным расписанием, то устанавливается должность лица, замещающего руководителя службы в период временного отсутствия (болезни, отпуска).
Должностные обязанности руководителя отдела не регламентируются отдельным документом (должностной инструкцией), поэтому в разделе «Руководство» закрепляются обязанности, права и ответственность руководителя.
В числе обязанностей руководителя отражаются те виды деятельности, которые он выполняет для организации повседневной работы и выполнения ее задач и функций. В этот подраздел обычно вносят функции координации деятельности службы, планирование ее работы, контроль за работой сотрудников, ее распределение, совершенствование организационной структуры, участие в разработке нормативно-методического обеспечения деятельности отдела.
На руководителя отдела возлагаются определенные обязанности — перечисляется перечень обязанностей.
К типовым обязанностям руководителя относят обычно следующие:
— организация деятельности отдела, руководство сотрудниками отдела, распределение обязанностей между ними;
— составление (участие) штатного расписания организации;
— организация работы по укомплектованию организации работниками требуемых профессий, специальностей и квалификации;
— участие в решении вопросов о высвобождении работников при проведении реорганизации структурных подразделений, изменении штата и численности работников;
— анализ причин текучести кадров и нарушений трудовой дисциплины и др.
Для разграничения прав службы и ее руководителя в разделе устанавливают персональные права руководителя отдела. В их числе обычно есть право устанавливать круг ответственности своих заместителей, утверждать определенные документы, издавать распоряжения в пределах своей компетенции, визировать документы, назначать и освобождать от занимаемых должностей работников своих подразделений (или представлять документы для этих процедур), применять меры поощрения или взыскания, определять обязанности и права работников отделов, разрабатывать должностные инструкции, регламенты, положение о персонале и другие нормативные документы по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
Ответственность руководителя отдела устанавливается за выполнение в полном объеме предусмотренных положением задач и функций, обеспечение установленного порядка оформления документов и сохранность документов.
Раздел «Структура» включает описание внутренней структуры отдела: перечисление внутренних подразделений. Если отдел не имеет структурных подразделений, то выделенные участки перечисляются в первом разделе. Этот раздел устанавливает не порядок подчиненности, а распределение общих функций по отдельным звеньям или участкам. Если в отделе отсутствует внутренняя структура, то в разделе «Общие положения» вторым пунктом определяется численный со-
став ее работников, а раздел «Структура» в положение не включают.
Раздел «Ответственность» может выделяться в самостоятельный раздел или включается в раздел «Руководство». Он содержит перечисление основных позиций, по которым руководитель несет персональную ответственность за выполнение работы отдела, за состояние документации, ее соответствие требованиям нормативных документов, достоверность информации, ее утечку, организацию работы отдела.
В разделе «Взаимоотношения. Связи» отражаются наличие и характер взаимосвязей между отделами, которые могут возникать в ходе выполнения задач и функций организации, их взаимные обязательства, а также взаимодействие аудиторов с другими организациями и учреждениями, саморегулируемыми организациями профессиональных аудиторов.
Так, отделы, как правило, взаимодействуют:
— с юрисконсультом (юридической службой) организации — по вопросам информации об изменениях в действующем законодательстве и правового обеспечения разрабатываемых документов;
— хозяйственным управлением — по вопросам обеспечения бланками, бумагой, канцелярскими принадлежностями и оборудованием;
— техническим отделом — по вопросам обеспечения отделов организационной и вычислительной техникой, ее эксплуатации и ремонта, автоматизированными программами учета.
Раздел может быть дополнен порядком урегулирования разногласий, возникающих в работе между структурными подразделениями, перечислением видов деятельности.
Помимо тесных связей внутри организации, отделы имеют контакты с другими организациями и учреждениями: городскими (региональными, областными и др.), отделами социального обеспечения, аудиторскими фирмами, саморегулируемыми организациями аудиторов.
Структура сотрудничества с аудиторскими фирмами разрабатывается для объеди-
нения и повышения эффективности работы аудиторов путем проведения встреч. Во время встреч анализируются результаты предыдущих работ, обсуждаются дальнейшие планы, проблемы, координируется работа, оцениваются результаты аудиторской работы и разрабатываются рекомендации на перспективу.
Правовое значение положения как организационного документа повышается при включении в него разделов, устанавливающих порядок и контроль за исполнением внутрифирменных стандартов организации, критерии оценки работы структурных подразделений, порядок стимулирования и мер ответственности работников за выполнение возложенных функций, а также сроки действия положения и порядок его пересмотра.
Положение разрабатывается на длительный срок и пересматривается при изменении структуры организации, переподчинении отделов, при изменениях в организационной структуре, при внедрении новых технологий обработки и подготовки документов, схем документооборота. Порядок пересмотра положения может быть предусмотрен в последнем разделе.
Стандарт «Правила разработки должностных инструкций аудиторской организации»
Должностная инструкция является организационным документом, закрепляющим функции работника. Данный документ определяет функции, права, обязанности и ответственность работника организации.
Для оформления должностной инструкции рекомендовано использовать обязательные реквизиты: наименование организации, наименование документа, дату, место подготовки и гриф утверждения, расположенный в правой части документа. Структура текста инструкции должна содержать следующие разделы: общие положения, функции, должностные обязанности, права, ответственность, должностные связи.
Содержание должностной инструкции регламентировано Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 г. N° 37, в котором содержится регла-
<ч
5) может давать указания работникам отдела по вопросам, входящим в его компетенцию.
Раздел V «Ответственность» раскрывает содержание и формы ответственности должностного лица за результаты и последствия своей деятельности, а также за факты непринятия своевременных мер или действий, относящихся к его обязанностям. В инструкции может быть установлена административная, дисциплинарная и материальная ответственность. Меры ответственности устанавливаются в соответствии с действующим законодательством и с учетом специфики работы организации. При подготовке этого раздела за основу следует брать разделы «Функции» и «Должностные обязанности», в соответствии с которыми и детализируется ответственность должностного лица.
Например, перечень ответственности начальника отдела внутреннего аудита может выглядеть следующим образом.
Ответственность:
1) несет ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей;
2) в соответствии с действующим законодательством несет материальную ответственность за причиненный материальный ущерб;
3) несет персональную ответственность за состоянием трудовой и исполнительской дисциплины, за сохранение сотрудниками отдела аудиторской тайны, соблюдением принципа конфиденциальности по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
В разделе VI «Взаимоотношения (связи по должности)» регулируются производственные контакты между должностными лицами данного и иных структурных подразделений организации, устанавливается круг служебных связей. В этом же разделе могут перечисляться связи со сторонними организациями.
Для повышения качества должностной инструкции целесообразно установить в данном разделе порядок и периодичность предоставления (а также получения) данным работником отчетов, планов и других документов.
Несмотря на то что должностная инструкция — документ унифицированный по правилам оформления и структуре текста (разделов), в дополнение к основным разделам в должностную инструкцию могут быть включены и иные разделы.
Например, в должностную инструкцию может быть включен раздел «Оценка работы», где на основе разделов «Функции» и «Должностные обязанности» устанавливаются критерии оценки труда. К таким критериям можно отнести, например, соблюдение сроков подготовки документов и их соответствие установленным нормам, обеспечивающим юридическую силу документа.
К дополнительным разделам относится и раздел «Порядок пересмотра должностной инструкции». В нем устанавливают или срок действия инструкции (например, «Инструкция подлежит пересмотру один раз в год), или условия пересмотра должностной инструкции, в числе которых: изменение организационной структуры, пересмотр штатного расписания, появление новых видов работы, ведущих к перераспределению должностных обязанностей, внедрение новых технологий, меняющих характер работы и др. Данный раздел располагают в конце должностной инструкции.
Таким образом, на эффективность работы аудиторской организации существенное влияние оказывает организационная структура управления. С нашей точки зрения, повышению эффективности может способствовать представленная автором структура организации, включающая следующие отделы: общего аудита, налогообложения, методический отдел, отдел управленческого консультирования, юридический отдел, внутреннего контроля, маркетинга, оценки, профессионального обучения.
Структура носит рекомендательный характер. Каждый отдел выполняет определенные виды работ, и одновременно организационная структура будет содействовать выполнению требований законодательства к разработке внутрифирменных стандартов: целесообразность, непротиворечивость, преемственность, полнота, детализация, единство терминологической базы.
Список литературы
1. Федеральный закон РФ от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
2. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности». Кодекс этики аудиторов России. — 5-е изд. — М.: Ось-89, 2007. — 256 с.
3. Интернет-интервью директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации Л. З. Шнейдмана от 03.03.2009 г.
4. Сиротенко Э. А. Внутрифирменные стандарты аудита: учеб. пособие. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2006. — 224 с.
5. Подольский В. И., Савин А. А., Сотникова Л. В. Международные и внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности: учеб. пособие / под ред. В. И. Подольского. — М.: Вузовский учебник, 2006. — 302 с.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A WAY OF INCREASING INVESTMENT
ACTIVITY ON TRANSPORT
В статье обосновывается использование государственно-частного партнерства как действенного инструмента развития инвестиционного потенциала транспорта в условиях критического уровня государственного финансирования.
The article explains use of state-private partnership as an effective instrument for developing investment potential of transport in the conditions of critical level of state financing.
Ключевые слова: транспорт, инвестиции, государственно-частное партнерство, концессионное соглашение, риски.
Key words: transport, investment, public-private partnership, concession agreement, risks.
О. В. Малиновская,
д-р экон. наук, проф., СПГУВК;
Е. А. Савкин,
соискатель, СПГУВК
АЧЕСТВО инфраструктуры транспортной отрасли влияет на производительность страны, ее конку-
применительно к транспортной отрасли, следует определить, является ли она жизнеспособной. Эта модная в настоящее время модель предполагает взаимодействие государственных и частных средств при решении крупных народнохозяйственных задач по развитию транспортной инфраструктуры.
во
V
о X 3
рентоспособность и способность привлекать иностранные инвестиции. Вместе с тем проблема государственных инвестиций в транспортную отрасль по-прежнему остается дискуссионной, поэтому, рассматривая модель государственно-частного партнерства (ГЧП)
МВФ посвятил проблемам развития ГЧП несколько исследований (в марте 2004 г.