ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ И КЛАССИФИКАЦИИ ВНУТРИФИРМЕННЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Савина О.П., к.э.н., ст. преподаватель кафедры «Аудит» ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)»
Аннотация. В статье представлены результаты исследования внутрифирменной стандартизации аудиторской деятельности. Проведен обзор определений понятия «внутрифирменные стандарты». Исследованы значения и классификация внутрифирменных стандартов.
Ключевые слова: стандартизация аудиторской деятельности, внутрифирменные стандарты, значение внутрифирменных стандартов, группы стандартов.
Современной российской экономике присущи глобализация и реформирование всех областей. Изменения затрагивают многие стороны экономической деятельности как на уровне страны, так и на уровне отдельно взятой организации. Поэтому, на наш взгляд, аудит является перспективным направлением в отечественной экономической системе, так как он соответствует международным стандартам.
В условиях инновационной экономики особое значение приобретает стандартизация аудиторской деятельности.
Формированием профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается Комитет международной аудиторской практики, действующий на правах постоянного комитета в рамках Международной федерации бухгалтеров. На основе международных стандартов аудита в нашей стране принимаются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые в большей своей части полностью соответствуют международным стандартам. Несмотря на то что многие вопросы, возникающие при проведении аудиторских проверок, регулируются либо нормативными документами, либо действующими стандартами, в практике их применения различными аудиторскими фирмами зачастую возникает необходимость в их дополнении, объяснении, расшифровке или обобщении применительно к каждой аудиторской фирме.
Внутрифирменные стандарты аудиторской организации - это документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности. Нами проведен обзор определения понятия «внутрифирменные стандарты» (табл. 1).
Таблица 1 - Обзор определения понятия «внутрифирменные стандарты»
№ п/п Автор Понятие
1 2 3
1. Подольский В.И.[7] Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг
2. Сиротенко Э.А. [8] Под внутрифирменными стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности
1 2 3
3. Шеремет А.Д., Суйц В.П. [13] Внутрифирменные стандарты — это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения
4. Жарылгасова Б.Т. [4] Внутрифирменные стандарты аудиторской организации - это документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренним стандартам, разработанным в
аккредитованных аудиторских объединениях
5. Макарова Л.Г. [6] Внутренние стандарты аудиторских организаций (ВСАО) -документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией
6. Солончева С.В. [9] Внутрифирменные (технологические) стандарты - некая совокупность регламентов, разрабатываемых и утверждаемых аудиторской фирмой, описывающих весь процесс проведения аудиторской проверки и оказания сопутствующих аудиту услуг, начиная с момента получения задания и заканчивая подготовкой отчетных документов (аудиторское заключение, отчет по результатам проведения аудиторской проверки и т.д.), предоставляемых руководству аудируемого лица и представителям его собственника
Обзор понятия «внутрифирменные стандарты» позволил выявить два подхода к рассмотрению данного понятия. Первая группа авторов, такие как Э.А. Сиротенко, В.И. Подольский и др., трактуют понятие «внутрифирменные стандарты» как документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита. Вторая группа авторов, например А.Д. Шеремет, рассматривают внутрифирменные стандарты как набор инструкций или совокупность регламентов. Первая группа понятий базируется на правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций». С понятийной точки зрения, на наш взгляд, более емким является второй подход.
Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание - тайная информация. Внутрифирменные стандарты - это набор внутрифирменных инструкций и руководств, которые постоянно корректируются в целях совершенствования.
Разработанная система внутрифирменных стандартов позволяет регулировать аудиторскую деятельность с учетом всех тенденций ее развития и опыта в масштабах международного аудиторского сообщества,
принимая во внимание специфику учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, нормативно-правового регулирования хозяйственной деятельности и аудита отдельной страны и собственного подхода аудиторской организации к проводимым проверкам и составляемым заключениям. Ученые большое внимание уделяют исследованию значения внутрифирменных стандартов. Значение стандартов проявляется в результатах, которые позволяют добиться их применения. Данные стандарты проявляются по 23 обобщенным нами значениям в таблице 2.
Таблица 2 - Значение системы внутрифирменных стандартов
Значение ВФС Авторы
Жарыгласова Б.Т. И1 Хулхачиева Г.Д. Г121 ХахоноваН.Н. Г111 Сиротенко Э.А. ГСП Галова Е.В. [3] Суворова С.П. Бычкова С.М. [2]
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Обеспечение определенного уровня качества аудита + + + +
2. Гарантия результатов аудиторской проверки + +
3. Определение меры ответственности аудиторов +
4. Внедрение в аудиторскую практику новых разработок и технологий + + + +
5. Понимание пользователями содержания процесса аудиторской проверки + + +
6. Ограничение контроля над аудиторской деятельностью со стороны государства +
7. Уменьшение работы аудиторов + + + +
8. Использование в качестве инструментария вспомогательных рабочих документов технического характера (вопросники, таблицы) +
9. Обеспечение дополнительного контроля за работой ассистентов аудитора + +
10. Оптимизация технологии и организации проведения аудита + +
11. Содействие внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений и технологий +
12. Укрепление общественного престижа профессии + +
13. Отражение и учет специфики экономической среды и рынка аудиторских услуг, в которых работает данная аудиторская организация +
14. Раскрытие собственного подхода к выполнению аудиторских процедур, сбору аудиторских доказательств, их документированию и оформлению результатов проверки в виде четких указаний с целью повышения качества проверки и уменьшения риска ошибок при формулировании заключения +
15. Регламентирование деятельности аудиторов в рамках данной аудиторской организации и обеспечение основы политики урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между сотрудниками и руководством аудиторской организации, между руководством аудиторской организации и контролирующими органами +
16. Обеспечение общей эффективности функционирования аудиторской организации как предпринимательской структуры +
17. Облегчение аудиторам ведения переговоров с клиентами +
18. Обеспечение взаимосвязи отдельных элементов аудиторского процесса + +
19. Упорядоченное проведение проверки в разрезе объектов аудита +
20. Обеспечение прозрачности проведения проверки +
21. Повышение достоверности отчетности +
22. Обеспечение соблюдения профессионального поведения аудитора в соответствии с этическими нормами аудита +
23. Создание общего имиджа профессии +
Проведенный в таблице 2 обзор показывает, что различные авторы выделяют разные результаты применения внутрифирменных стандартов, однако ряд аспектов имеют общий характер, например: обеспечение определенного уровня качества аудита, внедрение в аудиторскую практику новых разработок и технологий, уменьшение работы аудиторов. Оригинальными аспектами, которые, на наш взгляд, представляются чрезвычайно важными, выступают такие, как: отражение и учет специфики экономической среды и рынка аудиторских услуг, в которых работает данная аудиторская организация; обеспечение соблюдения профессионального поведения аудитора в соответствии с этическими нормами аудита; обеспечение общей эффективности функционирования аудиторской организации как предпринимательской структуры.
Исследования результатов применения внутрифирменных стандартов позволяет сделать вывод о целесообразности и необходимости их применения в целях обеспечения качественного оказания аудиторских услуг.
Целью разработки внутрифирменных стандартов является повышение качества и надежности аудиторских услуг, эффективности полученных результатов, уменьшение трудоемкости работы аудитора, снижение аудиторского риска и создание дополнительного уровня гарантий для пользователей бухгалтерской информации. Также внутренние стандарты аудиторской организации позволяют применять в аудиторской практике новые технологии и методики проверки и унифицировать принципы и подходы аудиторской фирмы при аудите.
Отсутствие внутрифирменных стандартов ставит под сомнение соответствие аудиторских услуг, оказываемых организацией, общеустановленным стандартам, уровень профессионализма ее руководства, ведущих аудиторов. И наоборот, наличие внутрифирменных стандартов служит показателем высокого профессионализма аудиторов, то есть во внедрении и разработке стандартов заинтересовано руководство аудиторской организации.
Разработка внутрифирменных стандартов должна быть поручена высокопрофессиональным сотрудникам (ведущим аудиторам), хорошо разбирающимся как в международных и российских стандартах аудиторской деятельности, так и в самой технологии аудита, располагающим отличными знаниями теории и практики по учету, аудиту, анализу, финансам и праву.
Внутрифирменные стандарты утверждаются приказом руководителя аудиторской организации и вступают в силу с момента утверждения. Все сотрудники аудиторской организации должны быть своевременно осведомлены об утверждении стандартов.
Разработка внутрифирменных стандартов основывается на принципах профессиональной этики аудита, таких как: независимость,
профессиональное суждение и скептицизм, существенность, разумная уверенность.
При подготовке внутрифирменных аудиторских стандартов целесообразно соблюдать следующие условия:
взаимное стремление всех заинтересованных сторон к достижению согласия с учетом мнения каждой из сторон по управлению качеством аудиторских услуг, применимости, совместимости и взаимозаменяемости;
необходимость создания внутрифирменных стандартов следует оценивать с точки зрения их применимости и практичности; обеспеченность стандартов четкими формулировками и ясностью изложения;
- должно соблюдаться единство терминологической базы, т.е. все внутрифирменные стандарты должны содержать единую трактовку терминов;
стандарты должны периодически и своевременно обновляться. Теорией и практикой выработаны различные подходы к классификации внутрифирменных стандартов. Следует констатировать, что данные классификации предполагают использование целого ряда классификационных признаков, которые существенно различаются в исследованиях различных авторов.
Большинство авторов выделяют классификацию по следующим признакам: по назначению, по стадиям аудита и т.д. в пределах одного и того же классификационного признака ученые выделяют различные группы стандартов. Так, В.И. Подольский, С.П. Суворова в классификации по назначению выделяют шесть групп стандартов: стандарты, содержащие общие положения по аудиту; стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита; стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений; специализированные стандарты; стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг; стандарты
по образованию и подготовке кадров. Э.А. Сиротенко выделяет четыре группы стандартов: стандарты, содержащие общие положения по аудиту; стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита (рабочие); стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов (стандарты отчетности); специализированные стандарты. Е.В. Галова выделяет лишь две группы стандартов: стандарты, обеспечивающие организацию аудиторских услуг; стандарты, обеспечивающие качество аудиторских услуг. Оригинальным представляется методологический подход Н. Лосевой, выделяющей две группы стандартов: концепция развития аудиторской организации и внутрифирменных стандартов аудита и внутрифирменные стандарты, дополняющие и уточняющие положения федеральных и международных стандартов аудита. В.Д. Андреев разработал подход к классификации стандартов внутреннего аудита, который, на наш взгляд, может быть использован и при разработке внутрифирменных стандартов аудита.
Приведенный обзор исследованных классификаций внутрифирменных стандартов позволил сформировать авторский подход, предполагающий выделение следующих групп стандартов: 1) стандарты на процессы (работы); 2) стандарты на сопутствующие аудиту услуги и прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью; 3) стандарты на компетенцию; 4) стандарты организационно-методические; 5) стандарты на термины и определения (глоссарий); 6) стандарты на методы контроля.
Базовая классификация внутрифирменных стандартов содержится в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций», при этом выделяются следующие группы стандартов:
1. Стандарты, содержащие общие положения по аудиту.
2. Стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита.
3. Стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов.
4. Специализированные стандарты.
5. Стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг.
6. Стандарты, по образованию и подготовке кадров.
Форма изменений внутрифирменных стандартов может различаться; это может быть постепенное улучшение стандарта или коренная реконструкция.
В целом внутрифирменный стандарт аудита представляет собой документ с приложениями.
В зависимости от специфики объекта внутрифирменные стандарты целесообразно разделить на следующие виды: стандарты основополагающие; стандарты на сопутствующие услуги и прочие услуги аудиторской деятельности; стандарты на процессы; стандарты на методы контроля, анализа. Классификации и сущность отдельных групп стандартов представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Группы внутрифирменных стандартов и их сущность
Группы стандартов Сущность стандартов
Стандарты основополагающие Нормативные документы, содержащие общие или руководящие положения для определенной области оказания аудиторских услуг. Могут использоваться как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты
Стандарты на сопутствующие услуги и прочие услуги аудиторской деятельности Нормативные документы, содержащие требования к качеству услуг, которые оказывает аудиторская организация
Стандарты на процессы Нормативные документы, содержащие требования соответственно к процессу (например, к сбору и отражению информации, формированию итоговых документов по результатам аудита)
Стандарты на методы контроля, анализа Нормативные документы, устанавливающие методики, правила, процедуры различных действий (например, стандарты, регламентирующие контроль качества на уровне аудиторской организации, на уровне отдельного аудиторского задания)
Таким образом, в любой аудиторской организации можно выявить значительное число задач, которые целесообразно решать с помощью внутрифирменных стандартов. Преимуществом стандартизации на уровне аудиторской организации является возможность устанавливать свои правила разработки и применения собственных стандартов с учетом специфики структуры организации и области ее деятельности.
Предлагаемая классификация внутрифирменных стандартов смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартизации, что также согласуется с мировым и государственным опытом стандартизации.
Библиографический список:
1. Андреев В.Д. Внутренний аудит: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 464 с.
2. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Международные стандарты аудита: учеб. пособие / под ред. С.М. Бычковой. - М.: Велби, Проспект, 2007. - 432 с.
3. Галова Е.В. Внутрифирменные стандарты аудита - гарантия качества аудиторской проверки // Финансы. - 2007. - № 7.
4. Жарылгасова Б.Т. Общие рекомендации по разработке внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. - 2007. - № 12.
5. Лосева Н.А. Внутрифирменные стандарты аудиторских организаций: теория, методология, практика // Стандарты и качество. - 2007. - № 2. - С. 75.
6. Макарова Л.Г. Методологические аспекты разработки внутренних стандартов аудиторских организаций // Аудиторские ведомости. - 2001. - № 11.
7. Подольский В.И. Аудит: Учебник / Под ред. В.И. Подольского. - М.: Экономистъ, 2004. - 494 с.
8. Сиротенко Э.А. Внутрифирменные стандарты аудита: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: КНОРУС, 2006. - 224 с.
9. Солончева С.В. Методические основы разработки внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности: диссертация к.э.н.: 08.00.12.
10. Суворова С.П., Парушина Н.В., Галкина Е.В., Ковалева А.М. Основы внутрифирменной стандартизации аудиторской деятельности: учеб. пособ. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 336 с. - (Высшее образование).
11. Хахонова Н.Н. Аудит: учебник. - М.: КНОРУС, 2011. - 720 с.
12. Хулхачиева Г.Д. Развитие методики внутреннего аудита и ее особенности в сельскохозяйственных операциях: дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: (08.00.12). Защищена 24.12.2010 / Хулхачиева Галина Доржиевна [Науч. рук. д-р экон. наук, проф. И.Н. Богатая]. - Ростов н/Д, 2010. - 178 с.
13. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 448 с. - (Высшее образование).
E-mail: [email protected]