РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
УДК 625.7:8
методика распределения субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям для софинансирования
расходных обязательств по строительству автомобильных дорог
а. е. сбитнев,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики
E-mail: sbitnev80@bk. ш Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
В статье предложена методика распределения субсидий из регионального дорожного фонда, предоставляемых бюджетам муниципальных образований для софинансирования строительства автомобильных дорог местного значения. Использование разработанной методики позволяет сократить внутрирегиональную пространственную поляризацию в уровне развития автодорожной сети за счет приоритетного оказания финансовой помощи территориям с низким уровнем обеспеченности собственными финансовыми ресурсами.
Ключевые слова: субсидии, автомобильные дороги, строительство, муниципальное образование, софинансирование, бюджетные расходы.
Финансовая помощь, предоставляемая из средств дорожного фонда субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований (МО) для софинансирования расходных обязательств по строительству автомобильных дорог на их территориях, осуществляется в форме субсидий, размер которых устанавливается в региональной дорожно-строительной программе. В связи с этим
возникает проблема рационального распределения субсидий между МО региона.
В настоящее время разработано множество различных методов и моделей распределения межбюджетных трансфертов, в том числе субсидий на развитие сети автомобильных дорог [2, 4—8].
Для определения размера субсидий, передаваемых из Федерального бюджета регионам на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, сейчас используется методика, предлагаемая в подпрограмме «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)» [8]. В соответствии с данной методикой общий размер субсидии распределяется между субъектами РФ пропорционально протяженности автодорог, численности постоянного населения, количеству зарегистрированных транспортных средств на их территории, а также отношению индекса бюджетных расходов субъектов к уровню их бюджетной обеспеченности.
Однако, по мнению автора, определенные сомнения вызывает правомерность распределе-
ния субсидий пропорционально протяженности автомобильных дорог, поскольку такой подход предполагает выделение значительных средств тем территориям, которые уже имеют достаточно развитую автотранспортную инфраструктуру. Это может привести к сдерживанию темпов социально-экономического развития территорий со слаборазвитой сетью автомобильных дорог из-за сохраняющихся инфраструктурных ограничений. Кроме того, согласно рассматриваемой методике, распределение субсидий осуществляется пропорционально индексу бюджетных расходов субъекта РФ, что противоречит государственной финансовой политике [6, 7].
По мнению автора, финансовая поддержка из регионального бюджета в приоритетном порядке должна оказываться МО со слаборазвитой автодорожной инфраструктурой, собственные финансовые ресурсы которых не позволяют осуществлять планомерное развитие муниципальной сети автомобильных дорог.
В качестве показателей, характеризующих уровень обеспеченности МО региона автомобильными дорогами, могут использоваться следующие: плотность сети автодорог с твердым покрытием в расчете на 1 000 чел. населения и на 1 000 км2 территории, коэффициент Энгеля, отношение количества зарегистрированных на территории МО автотранспортных средств к протяженности дорог местного значения и др. Данные показатели имеют различные размерность и направленность, поэтому их значения необходимо привести к безразмерным однонаправленным величинам при помощи нормализации [1]:
Jju(t-1)
*ju (t-1)
max a
1<u <U
j eMx\
ju (t-1)
mm a. ,, ,s
1<u <U ju (t-1)
a
, j e M 2
ju(t-1)
где u = 1, U — номера МО региона;
j = 1, m — номера показателей, характеризующих уровень обеспеченности МО региона автомобильными дорогами местного значения; m — общее количество показателей, используемых для характеристики уровня обеспеченности МО региона автомобильными дорогами местного значения;
M ={j / j ^ max} — подмножество показателей, имеющих направленность на максимизацию;
M2 = {j / j ^ min} — подмножество показателей, имеющих направленность на минимизацию;
M nM2 = 0; |Mi| + \M2\ = m ;
t = 1,T — номер года программного периода, в котором осуществляется распределение субсидии;
aju (t-i) — значение j-го показателя по u-му МО региона в (t — 1)-м году; ßju(t-1) — нормализованное значение j-го показателя по u-му МО региона в (t — 1)-м году: ß
ju (t-1)
[0;1].
Первоначальный расчет доли субсидии, предоставляемой бюджету МО региона в ¿-м году программного периода, предлагается выполнять с использованием следующей формулы:
d,„ = -
БО,
j=i
ju (t-1)
X БОи1 -Eß
ju(t-1) j=1 У
где
^-ы — расчетное значение доли субсидии, предоставляемой бюджету и-го МО региона в ¿-м году программного периода:
du, e d e Sd
X da = 1; dut > 0, u = 1,U, t = 1,T;
БО — уровень расчетной бюджетной обеспеченности и-го МО региона в ¿-м году программного периода.
Из формулы следует, что доля выделяемой МО субсидии представляет собой функцию, обратно пропорциональную уровню развития муниципальной сети автомобильных дорог и уровню его бюджетной обеспеченности.
Распределение субсидий между МО осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, ответственным за управление дорожным хозяйством региона.
Обязательным условием предоставления МО субсидии является включение объектов дорожного строительства, предлагаемых для софинансиро-вания за счет средств регионального бюджета, в утвержденные на очередной финансовый год муниципальные целевые программы. Проекты строительства автомобильных дорог местного значения, претендующие на предоставление ассигнований из бюджета субъекта РФ, должны соответствовать долгосрочным целям и приоритетам социально-
-1
u =1
u=1
Рис. 1. Блок-схема алгоритма распределения субсидий из регионального бюджета, предоставляемых бюджетам МО для софинансирования расходных обязательств по строительству автомобильных дорог
экономического развития МО и региона. Размер предоставляемой МО субсидии не может превышать общей потребности в капитальных вложениях, необходимых для реализации данных проектов, с учетом установленного максимального уровня софинансирования.
Алгоритм реализации методики распределения субсидии между МО региона для одного года программного периода представлен на рис. 1.
Выделение средств из регионального бюджета на софинансирование строительства муниципальных автомобильных дорог осуществляется на основании соглашений о предоставлении субсидий, которые заключаются между органом исполнительной власти субъекта РФ, ответственным за управление дорожным хозяйством, и органами местного самоуправления МО.
Не использованные в отчетном финансовом году средства направляются на увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта РФ в очередном году.
Проиллюстрируем алгоритм практической реализации предлагаемой методики на условном примере. В региональной дорожно-строительной программе на очередной финансовый год предусмотрено выделение субсидии бюджетам МО для софинан-сирования расходных обязательств по строительству автомобильных дорог С ( в размере 2 000 000 тыс. руб. Максимальный уровень софинансирования дорожных проектов за счет средств регионального бюджета У™фх был установлен в размере 80 %.
Для характеристики уровня обеспеченности МО региона автомобильными дорогами были выбраны следующие показатели:
1) плотность сети автодорог местного значения с твердым покрытием в расчете на 1 000 чел. населения;
2) плотность сети автодорог местного значения с твердым покрытием в расчете на 1 000 км2 территории;
3) коэффициент Энгеля [3]:
к
3 у!и • я'
где L — протяженность автомобильных дорог местного значения с твердым покрытием, тыс. км;
Н — численность населения, тыс. чел.;
S — площадь территории, тыс. км2;
4) отношение количества зарегистрированных на территории МО автотранспортных средств к протяженности дорог местного значения.
Исходные данные для расчета значений показателей, характеризующих уровень обеспеченности МО автомобильными дорогами по состоянию на 1 января т. г., предшествующего году распределения субсидии, представлены в табл. 1.
Расчетные значения показателей, отражающих обеспеченность МО автодорогами, представлены в табл. 2.
Результаты нормализации значений показателей с использованием первых двух формул представлены в табл. 3.
Таблица 1
Исходные данные для расчета значений показателей, характеризующих обеспеченность МО региона автомобильными дорогами
№ Протяженность Численность Площадь территории, Количество
МО автомобильных дорог, км населения, тыс. чел. тыс. км2 транспортных средств, ед.
1 219,5 90,9 24,0 25 302
2 581,2 465,4 105,0 156 277
3 161,9 79,5 28,0 25 887
4 251,1 82,4 46,2 19 309
5 45,7 29,3 41,5 6 433
6 92,6 26,9 80,4 4 499
Таблица 2
Матрица значений показателей, характеризующих уровень обеспеченности Мо региона автомобильными дорогами
№ МО Плотность сети автодорог в расчете на 1 000 чел. населения, max Плотность сети автодорог в расчете на 1 000 км2 территории, max Коэффициент Энгеля, max Отношение количества транспортных средств к протяженности автодорог, min
1 2,41 9,15 0,0047 115,3
2 1,25 5,54 0,0026 268,9
3 2,04 5,78 0,0034 159,9
Окончание табл. 2
№ мо Плотность сети автодорог в расчете на 1 000 чел. населения, max Плотность сети автодорог в расчете на 1 000 км2 территории, max Коэффициент Энгеля, max Отношение количества транспортных средств к протяженности автодорог, min
4 3,05 5,44 0,0041 76,9
5 1,56 1,10 0,0013 140,8
6 3,44 1,15 0,0020 48,6
Таблица 3 Матрица нормализованных значений показателей, характеризующих уровень обеспеченности МО региона автомобильными дорогами
№ МО Плотность сети автодорог в расчете на 1 000 чел. населения Плотность сети автодорог в расчете на 1 000 км2 территории Коэффициент Энгеля Отношение количества транспортных средств к протяженности автодорог
1 0,701 1,000 1,000 0,421
2 0,363 0,605 0,559 0,181
3 0,592 0,632 0,730 0,304
4 0,885 0,594 0,866 0,632
5 0,453 0,120 0,279 0,345
6 1,000 0,126 0,424 1,000
пределению между МО региона, у которых ДС<0 (МО № 1, 3, 4 и 5), составляет 273 054 (определяется как сумма ДС по МО № 2 и 6). Объем софинан-сирования дорожно-строительных проектов по МО № 2 и № 6 устанавливается на максимальном уровне » (80 % от общей потребности в финансировании). Результаты перераспределения субсидии представлены в табл. 6.
Поскольку в столбце 4 табл. 6 отсутствуют положительные значения, то цикл перераспределения субсидии считается оконченным. Установленный уровень софинансирования строительства автомобильных дорог на территории МО в программном году ^ в процентах от общей потребности в капитальных вложениях представлен в столбце 5 табл. 6.
Таким образом, практическая реализация предлагаемой методики позволит повысить эффективность использования средств регионального бюджета, направляемых на развитие сети муниципальных автомобильных дорог, за счет оптимального распределения субсидий.
Таблица 5
Результаты первоначального распределения субсидии
№ МО d, , ut' в долях ед. Cut , тыс. руб. К, , тыс. руб. max ut ' тыс. руб. AC, , ut ' тыс. руб.
1 0,136 272 342 451 700 361 360 —89 018
2 0,113 226 315 233 729 186 983 39 332
3 0,160 320 143 628 420 502 736 —182 593
4 0,088 175 418 614 490 491 592 —316 174
5 0,226 452 524 1 073 970 859 176 —406 652
6 0,277 553 258 399 420 319 536 233 722
Итого 1,000 2 000 000 — — —
Таблица 4 Уровень расчетной бюджетной обеспеченности МО региона
№ МО Уровень расчетной бюджетной обеспеченности
1 0,578
2 1,271
3 0,680
4 0,941
5 0,907
6 0,348
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности МО региона на очередной финансовый год (год распределения субсидии) представлен в табл. 4.
Результаты первоначального распределения бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта РФ, предоставляемых бюджетам МО для софинансирования расходных обязательств по строительству автомобильных дорог, представлены в табл. 5.
Из анализа данных, представленных в табл. 5, следует, что объем субсидии, подлежащей перерас-
Таблица 6
Результаты перераспределения субсидии
№ МО о*, , ;,7 в долях ед. с;, , тыс. руб. А С*, ;,7 тыс. руб. у ф, , соф.;, ' %
1 0,223 333 275 —28 085 73,8
2 — 186 983 0 80,0
3 0,262 391 771 —110 965 62,3
4 0,144 214 665 —276 927 34,9
5 0,371 553 770 —305 406 51,6
6 — 319 536 0 80,0
Итого 1,000 2 000 000 — —
Список литературы
1. Бузырев В. В., Васильев В. Д., Зубарев А. А. Выбор инвестиционных решений и проектов: оптимизационный подход / 2-е изд., испр. и доп. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
2. Глухов В. В., Медников М. Д., Коробко С. Б. Математические методы и модели для менеджмента: учеб. пособие. СПб: Изд-во «Лань», 2005.
3. Дингес 3. В., Гусейналиев В. А. Методы оценки внетранспортного эффекта от реализации дорожных проектов. М.: Информавтодор, 2007.
4. Колмаков И. Б. Методы оптимального распределения трансфертов // Экономика и математические методы. 2007. № 3. С. 102—120.
5. Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Рос-
сийской Федерации: утверждена постановлением Правительства РФ от 22.11.2004 № 670.
6. Сбитнев А. Е. Развитие теоретических и методических основ выбора для реализации оптимальных вариантов долгосрочных целевых программ (на примере региональных программ развития сети автомобильных дорог). Тюмень: ТюмГАСУ, 2010.
7. Сбитнев А. Е. Формирование методики распределения субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям на строительство автомобильных дорог // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия «Экономика». 2009. № 7 (34). С. 178—182.
8. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010—2015 гг.)»: утверждена распоряжением Правительства РФ от 15.06.2007 № 781-р.