Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ'

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
74
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР / ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Волженина Екатерина Анатольевна, Кайгородова Вера Андреевна, Шавелкин Денис Сергеевич

На протяжении нескольких последних лет происходит реформа образования в РФ. Серьезные изменения в системе образования произошли после перехода на ФГОС-3+, а сейчас все ВУЗы постепенно переходят на ФГОС-3++. Эпидемия COVID-19 во всем мире и в России, в том числе, внесла свои корректировки в процесс обучения. В 2020 году во время первой и второй волн коронавируса почти все учебные заведения перешли на удаленное обучение, что стало поводом для проведения занятий в дистанционной форме. Не смотря на высокую скорость вакцинации, не исключена третья волна заболеваемости COVID-19 в РФ, поэтому методика дистанционного обучения в настоящее время является наиболее актуальной. В статье проведен анализ основных приложений, подходящих для дистанционного проведения занятий. Предложен программный комплекс, позволяющий проводить контроль знаний, обучающихся в дистанционной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Волженина Екатерина Анатольевна, Кайгородова Вера Андреевна, Шавелкин Денис Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR CONDUCTING CLASSES IN A REMOTE LEARNING ENVIRONMENT

Over the past several years, education reform has been taking place in the Russian Federation. Serious changes in the education system took place after the transition to FGOS-3 +, and now all universities are gradually switching to FGOS-3 ++. The COVID-19 epidemic around the world and in Russia, including, has made its own adjustments to the learning process. In 2020, during the first and second waves of coronavirus, almost all educational institutions switched to distance learning, which became the reason for conducting distance classes. Despite the high rate of vaccination, the third wave of COVID-19 morbidity in the Russian Federation is not excluded, therefore, the distance learning method is currently the most relevant. The article analyzes the main applications suitable for distance learning. A software package has been proposed that allows monitoring the knowledge of students in a distance form.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Методика проведения занятий в условиях удаленного обучения

Волженина Екатерина Анатольевна,

ассистент кафедры 101, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» E-mail: eva@mai.ru

Кайгородова Вера Андреевна,

ассистент кафедры 101, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

E-mail: vakajgorodova@mai.education

Шавелкин Денис Сергеевич,

старший преподаватель кафедры 101, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» E-mail: dshavelkin@inbox.ru

На протяжении нескольких последних лет происходит реформа образования в РФ. Серьезные изменения в системе образования произошли после перехода на ФГОС-3+, а сейчас все ВУЗы постепенно переходят на ФГОС- 3 ++. Эпидемия COVID-19 во всем мире и в России, в том числе, внесла свои корректировки в процесс обучения. В 2020 году во время первой и второй волн коронавируса почти все учебные заведения перешли на удаленное обучение, что стало поводом для проведения занятий в дистанционной форме. Не смотря на высокую скорость вакцинации, не исключена третья волна заболеваемости COVID-19 в РФ, поэтому методика дистанционного обучения в настоящее время является наиболее актуальной. В статье проведен анализ основных приложений, подходящих для дистанционного проведения занятий. Предложен программный комплекс, позволяющий проводить контроль знаний, обучающихся в дистанционной форме.

Ключевые слова: дистанционное обучение, персональный компьютер, программный комплекс.

о с

CJ

см о см

Анализ основных программ для проведения дистанционного обучения

Процесс дистанционного обучения уже достаточно проработан и существует множество программных продуктов [1], используемых при проведении такого рода занятий. Рассмотрим только те, которые позволяют проводить не только лекции, но и практические, а также другие виды занятий в дистанционной форме.

Skype - приложение, позволяющее обмениваться сообщениями, устраивать видео и видеокон-ференцсвязь. Позволяет объединить в голосовой и видеочат до 50 человек. Достоинства: простота сервиса, а также демонстрация экрана в чате [2]. Недостатки: малые возможности для настройки пользователя, высокие требования к персональному компьютеру (ПК), необходима высокая скорость интернет соединения.

Discord - приложение для отправки сообщений, аудиовызовов и различной видеосвязи. В отличие от Skype запускается очень быстро и не требует высоких системных требований к ПК, имеет множество настроек пользователя во время проведения групповых аудио и видеоконференций. Единственным недостатком является ограничение по отправке больших файлов в бесплатной версии, что может затруднить проведение некоторых видов занятий.

Zoom - более продвинутое приложение, разработанное специально для видеоконференций с большим количеством участников. Главным преимуществом, по сравнению с рассмотренными ранее, является «виртуальная доска» - функция, позволяющая делать пометки, писать текст, изображать схемы и чертежи всем участникам чата. Наряду с преимуществами, имеется серьезный недостаток - ограничение по времени использования режима конференции (40 минут) для бесплатной версии.

Google Hangouts - приложение предназначено для создания видеочата. Обладает самым простым интерфейсом, что позволяет работать с ним даже начинающим пользователям, однако имеется существенное ограничение по количеству участников (до 15 человек) в бесплатной версии, также к недостаткам можно отнести малые возможности настройки пользовательского интерфейса.

Microsoft Teams - приложение, которое позволяет вести видеоконференции, чаты, обмениваться файлами и совместно работать. При этом платформа имеет множество функциональных возможностей, а именно - прямо в чате дается доступ к основным сервисам компании (office, powerpoint, excel). Так же необходимо отметить, что Microsoft Teams разрешает объединять до 250 пользовате-

лей. Интерфейс непростой, однако с ним в состоянии разобраться средний пользователь ПК.

Проведенный анализ показывает, что основные приложения схожи по выполняемым функциям и применение их ограничивается определенными особенностями. Самым оптимальным является Microsoft Teams, которое можно использовать даже в потоковых лекциях.

Программный комплекс для проведения занятий в дистанционной форме

Несмотря на все преимущества рассмотренного приложения не всегда возможно достичь цели занятий используя только встроенные сервисы, поэтому для повышения качества усвоения материала предлагается использовать специализированный программный комплекс [2, 3].

Программный комплекс представляет из себя файл блок-задач (различного рода информации), который можно использовать как для контрольного опроса в начале или в конце лекционного занятия, так и для решения задач во время практических или лабораторных занятий в форме дистанционного обучения. Программный комплекс разработан в среде программирования Borland C++ на языке С++ и сохраняется на ПК в виде приложения с расширением.exe.

Программа сочетается практически со всеми операционными системами, системные требования соответствуют самым простым современным ПК и ноутбукам, занимает менее 30 Мб на жестком диске.

Алгоритм использования программного комплекса представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Алгоритм использования программного комплекса для проведения дистанционных занятий

При подготовке к занятию необходимо ввести требуемую информацию в основное меню головного файла программы (рис. 2), указать количество вариантов, а также требуемую полноту ответов и ограничение по времени, а также скопировать файл с текстом задания в формате^^ в папку «задания» и сгенерировать файлы для выдачи обучающимся.

Во время проведения занятия необходимо, довести до обучающихся требования по оформлению и отводимое время на ответы. В головном файле нажать кнопку начало, после чего всем участникам будут разосланы файлы с заданиями (рис. 3), которые автоматически откроются и запустится таймер, по завершении установленного времени файл закроется.

По завершении занятия необходимо, собрать со всех участников файлы с ответами и проверить полученные результаты в свободное время.

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Рис. 2. Внешний вид основного меню головного файла

Рис. 3. Внешний вид меню обучающегося

Разработанные формы удобны для восприятия благодаря удачному сочетанию цветовой гаммы и эргономичному размещению основных тем в меню. Отчет времени в верхней левой части меню не отвлекает обучающегося от работы и в то же время способствует ускорению процесса формирования ответа.

Полученные файлы с ответами обучающихся удобно компилируются в одну таблицу в Excel-фай-ле, что позволяет произвести быструю проверку полученных результатов и в то же время отметить основные недостатки при подведении итогов контрольного вопроса на следующем занятии.

Заключение

Разработанный программный комплекс позволяет проводить любые виды занятий в условиях удаленного формата обучения и отлично сочетается с приложением Microsoft Teams, облегчает преподавателю генерацию и сбор полученных результатов. При проведении тестирования программа позволяет ввести значения тестов и по результатам его выполнения обучающийся узнает свой результат, а преподаватель в полученных от обучающихся файлах сможет получить статистические данные по качеству усвоения тех или иных вопросов.

Литература

1.

2.

о с

CJ

см о см

Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М: Изд-во МПСИ: Воронеж: МОДЭК, 2010. -448 с. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Пе-

тров. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. -272 с.

3. Нагаева, И.А. Инновационные информационные технологии в образовательных системах: учебное пособие / И.А. Нагаева; М-во образования Московской обл. МГОУ ВПО «Московский гос. ун-т» - М.: Изд-во МГОУ, 2013. - 224 с.

METHODOLOGY FOR CONDUCTING CLASSES IN A REMOTE LEARNING ENVIRONMENT

Volzhenina E.A., Kaigorodova V.A., Shavelkin D.S.

Moscow Aviation Institute (National Research University)

Over the past several years, education reform has been taking place in the Russian Federation. Serious changes in the education system took place after the transition to FGOS-3 +, and now all universities are gradually switching to FGOS-3 ++. The COVID-19 epidemic around the world and in Russia, including, has made its own adjustments to the learning process. In 2020, during the first and second waves of coronavirus, almost all educational institutions switched to distance learning, which became the reason for conducting distance classes. Despite the high rate of vaccination, the third wave of COVID-19 morbidity in the Russian Federation is not excluded, therefore, the distance learning method is currently the most relevant. The article analyzes the main applications suitable for distance learning. A software package has been proposed that allows monitoring the knowledge of students in a distance form.

Keywords: distance learning, personal computer, software package.

References

1. Winter, I.A. Educational psychology: textbook for universities / I.A. Zimnyaya. - M: Publishing house of MPSI: Voronezh: MODEK, 2010. - 448 p.

2. Polat, E.S. New pedagogical and information technologies in the education system: textbook. manual for ped students. universities and systems of raising. qualif. ped. frames / E.S. Polat, M. Yu. Bukharkina, M.V. Moiseeva, A.E. Petrov. - M.: Ed. Center "Academy", 2002. - 272 p.

3. Nagaeva, I.A. Innovative information technologies in educational systems: textbook / I.A. Nagaeva; Ministry of Education of the Moscow Region MGOU VPO "Moscow state. un-t " - M.: Publishing house of MGOU, 2013. - 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.