Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ'

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
117
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / СТУДЕНТЫ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лукашина Екатерина Евгеньевна

В данной статье определены основные упражнения для студентов специальной медицинской группе на занятиях адаптивной физической культурной. Проведен отбор средств и методов с учетом принципов доступности и индивидуализации для студентов с учетом их состояния здоровья. Разработана методика проведения занятий по адаптивной физической культуре. Предложенная методика основывалась на практических рекомендациях и комплексах корригирующих упражнений, направленных на улучшение показателей здоровья у студентов специальной медицинской группы. Проведено тестирование показателей здоровья и функциональной подготовленности студентов. Разработаны методические рекомендации по оптимизации и совершенствованию методики проведения занятий физическими упражнениями со студентами специальных медицинских групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лукашина Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF CONDUCTING CLASSES ON ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE FOR STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

This article defines the main exercises for students of the special medical group in the classes of adaptive physical culture. The selection of tools and methods was carried out taking into account the principles of accessibility and individualization for the students, taking into account their state of health. The methodology of conducting classes on adaptive physical culture has been developed. The proposed methodology was based on practical recommendations and sets of corrective exercises aimed at improving the health indicators of students of a special medical group. The health indicators and functional readiness of the students were tested. Methodological recommendations have been developed for optimizing and improving the methods of conducting physical exercises with students of special medical groups.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ»

54.

8. Fatkhullina, A.M. and Bekmansurov R.H. (2018), "The role of musical accompaniment during physical activity", NovaInfo, No. 86, pp. 183-185, available at: https://novainfo.ru/article/15376 ?ysclid=l9ihw5vt5w25147661.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.10.2022

УДК 378.147

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Екатерина Евгеньевна Лукашина, старший преподаватель, Государственный университет по землеустройству, Москва

Аннотация

В данной статье определены основные упражнения для студентов специальной медицинской группе на занятиях адаптивной физической культурной. Проведен отбор средств и методов с учетом принципов доступности и индивидуализации для студентов с учетом их состояния здоровья. Разработана методика проведения занятий по адаптивной физической культуре. Предложенная методика основывалась на практических рекомендациях и комплексах корригирующих упражнений, направленных на улучшение показателей здоровья у студентов специальной медицинской группы. Проведено тестирование показателей здоровья и функциональной подготовленности студентов. Разработаны методические рекомендации по оптимизации и совершенствованию методики проведения занятий физическими упражнениями со студентами специальных медицинских групп.

Ключевые слова: методика, студенты, адаптивная физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p246-249

METHODS OF CONDUCTING CLASSES ON ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE FOR STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

Ekaterina Evgenyevna Lukashina, the senior teacher, State University of Land Use Planning,

Moscow

Abstract

This article defines the main exercises for students of the special medical group in the classes of adaptive physical culture. The selection of tools and methods was carried out taking into account the principles of accessibility and individualization for the students, taking into account their state of health. The methodology of conducting classes on adaptive physical culture has been developed. The proposed methodology was based on practical recommendations and sets of corrective exercises aimed at improving the health indicators of students of a special medical group. The health indicators and functional readiness of the students were tested. Methodological recommendations have been developed for optimizing and improving the methods of conducting physical exercises with students of special medical groups.

Keywords: methodology, students, adaptive physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура и спорт играют важную роль в жизни общества. Одной из важнейших задач физического воспитания является укрепление здоровья населения, профилактика и лечение различных заболеваний. В настоящее время вопрос о здоровье студенческой молодежи стоит особенно остро. По мнению ряда специалистов, на сегодняшний день наблюдается тенденция снижения здоровья среди студентов. Это обуславливается различными факторами, такими как сидячий образ жизни, неблагоприятные экологические условия, генетическая предрасположенность, слабость опорно-двигательного аппарата, избыточный вес и многое другое. В связи с этим все больше сту-

дентов имеют различные противопоказания к сильным физическим нагрузкам и по состоянию здоровья попадают в специальные медицинские группы. В результате этого повышается роль адаптивной физической культуры, предназначенной для лиц с ограниченными возможностями и имеющих нарушения функциональных систем организма.

А.А. Артеменков утверждает, что роль адаптивной физической культуры в физическом воспитании студентов достаточно велика [1]. По мнению М.А. Савенко, корригирующие упражнения способствуют укреплению организма, улучшают самочувствие, повышают настроение занимающимся [2]. В то же время на сегодняшний день многие вопросы, касающиеся организации и проведения занятий среди студентов специальных медицинских групп изучены недостаточно полно. В специальной литературе недостаточно подробно раскрыто дозирование нагрузки на занятиях адаптивной физической культурой с использованием индивидуального и дифференцированного подходов. Одной из проблем, снижающей эффективность проведения занятий, является нехватка педагогических кадров, имеющих опыт и навыки для работы со специальной медицинской группой [2,3]. Традиционные средства и методы группового и поточного проведения занятий не всегда работают со студентами с ограниченными возможностями, требующими особого подхода. Следовательно, разработка и обоснование методики проведения занятий по адаптивной физической культуре у студентов специальных медицинских групп является приоритетным направлением представленной работы.

Цель исследования - разработать методику проведения занятий по адаптивной физической культуре для студентов специальных медицинских групп.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики.

Исследование проходило на базе Государственного университета по землеустройству в городе Москва. Было отобрано 30 студентов, по состоянию здоровья относящихся к специальной медицинской группе. Было сформировано две группы - экспериментальная и контрольная. Исследование проходило в течение двух лет. Занятия по адаптивной физической культуре проводились 2 раза в неделю по 90 минут. Для оценки показателей функциональных систем организма был проведен врачебный и педагогический контроль.

Для каждого студента разрабатывалась своя коррекционная методика. Основу методики составляли комплексы корригирующих упражнений, направленные на нормализацию функциональных систем организма в сочетании с развитием физических качеств. Во время занятий акцент делался на развитие навыков стабилизации суставов в правильном положении, укрепления мышц-стабилизаторов позвоночника и применение упражнений с использованием вспомогательных устройств. Исследование включало использование на занятиях, кроме элементов существующей типовой программы, средств оздоровительной гимнастики. Во время занятий часто использовалось музыкальное сопровождение. Оно было направлено на создание положительной атмосферы и поднятия настроения занимающимся.

Важным компонентом методики проведения занятий со студентами специальной медицинской группы были упражнения, направленные на повышение адаптационных возможностей организма. Для этого были разработаны следующие рекомендации:

- преимущественно использовать упражнения аэробного характера. Это объясняется тем, что упражнения анаэробного характера выполняются с высокой интенсивностью и могут вызвать чрезмерное утомление у занимающихся;

- оптимальный диапазон нагрузки должен быть в пределах ЧСС 110-150 ударов в минуту. При более низкой интенсивности тренировочный эффект будет слишком слабым, в то время как нагрузка свыше 150 ударов в минуту может оказаться чрезмерной для

юношей и девушек со слабой адаптационной системой;

- использовать принцип систематичности. Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Для совершенствования и сохранения достигнутого уровня функциональных систем организма нужны повторные нагрузки через определенные интервалы отдыха.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Как показало исследование, у большинства испытуемых были достаточно слабо развиты функциональные системы организма. Исследование показателей сердечно -сосудистой системы с помощью метода ритмокардиографии выявило очень слабые адаптационные возможности у большинства студентов. У многих юношей и девушек показатели вариабельной устойчивости были в неудовлетворительном состоянии после физической нагрузки. Поэтому при разработке комплексов физических упражнений, а также при дозировании нагрузки мы принимали в расчет индивидуальные особенности организма и исходили из его функциональных возможностей и самочувствия испытуемого.

К концу эксперимента обучающиеся заметно улучшили возможности адаптации к физической нагрузке и показатели вариабельной устойчивости организма. У 64% испытуемых адаптационные возможности соответствовали уровню удовлетворительно и более высокому, что говорит об эффективности предложенной нами методики. Индекс напряжения Баевского улучшился у 70% испытуемых, индекс вегетативного равновесия у 55%.

При измерении пробы Руфье в начале исследования средний показатель был 11 условных единиц, что говорит о слабой работе сердечно-сосудистой системы. К концу исследования среднее значение индекса Руфье составило 7 условных единиц, что соответствует удовлетворительному состоянию. Прирост показателя составил 36%. Значение Гарвардского степ-теста в начале исследования в среднем составляло 58 условных единиц, при этом у 85% испытуемых уровень результатов оказался ниже среднего. К концу исследования у 30% испытуемых показатель соответствовал оценке «хорошо», у 50% оценке «выше среднего».

В удержании равновесия в положении стоя на полу прирост составил 32% в экспериментальной группе и 24% в контрольной. Равновесие в положении сидя на мяче улучшилось на 55% в экспериментальной группе и 39% в контрольной. В тесте на силовую выносливость мышц брюшного пресса занимающиеся прибавили на 37% в экспериментальной и 23% в контрольной. Силовая выносливость мышц спины увеличилась на 35% в экспериментальной и 21% в контрольной группах.

ВЫВОДЫ

1. С целью получения своевременной объективной информации о функциональном состоянии организма студентов специальных медицинских групп необходимо применять мониторинговую систему физиологического контроля. Для этой цели мы рекомендуем использовать компьютерный метод ритмокардиографии, позволяющий определить вариабельность сердечного ритма, которая является одним из важнейших показателей здоровья при занятиях физическими упражнениями. Использование компьютерных методов оценки вариабельности сердечного ритма при занятиях физическими упражнениями позволяют определить перенапряжение у студентов, способность адаптироваться к физической нагрузке, прогнозировать вероятность лучших или худших результатов в конкретный день. Такой подход позволяет более рационально подбирать нагрузку, эффективно осуществлять оперативный контроль и повышает эффективность занятий физическими упражнениями.

2. В процессе исследования использовалась методика, направленная на повышение адаптационных возможностей организма и улучшения показателей здоровья. Были

разработаны комплексы упражнений преимущественно аэробной направленности, предназначенные для улучшения работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Важную роль играли такие упражнения, как ходьба и равномерный бег, а также упражнения на растягивание, улучшающие работу дыхательной системы. Разрабатывались методические рекомендации, комплекс домашних заданий, проводились беседы со студентами о необходимости регулярных и систематичных занятий физическими упражнениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артеменков А.А. Концепция оптимизации функционального состояния и повышения адаптационных возможностей человека : автореф. дис. ... канд. биол. наук/ Артеменков Алексей Александрович. - Смоленск, 2015. - 23 с.

2. Савенко М.А. Занятия адаптивной физической культуры для студентов специальной медицинской группы / М.А. Саенко // Физическая культура, здоровье и спорт : материалы всероссийской научно-практической конференции (Москва, 26 октября 2020 г.). - Люберцы : Российская таможенная академия, 2020. - C. 91-93.

3. Чепакова М.Е. Адаптивная физическая культура для студентов специальной медицинской группы / М.Е. Чепакова // Молодой исследователь - от идеи к проекту : материалы научно-практической конференции (Йошкар-Ола, 24 мая 2019 г.). - Йошкар-Ола : Марийский государственный университет, 2019. - C. 317-319.

REFERENCES

1. Artemenkov, A.A. (2015), The concept of optimizing the functional state and increasing the adaptive capabilities of a person, dissertation, Smolensk.

2. Savenko, M.A. (2020), "Classes of adaptive physical culture for students of a special medical group materials", Physical culture, health and sport, Proceedings of the Russian scientific and practical conference, October 26, 2020, Lyubertsy. pp. 91-93.

3. Chepakova, M.E. (2019), "Adaptive physical culture for students special medical group", Young researcher - from idea to project, Proceedings of the Scientific and practical conference, May 24, 2019, Yoshkar-Ola, pp. 317-319.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.10.2022

УДК 796.411

АНАЛИЗ СПЛОЧЕННОСТИ СБОРНОЙ КОМАНДЫ ПО АЭРОБНОЙ ГИМНАСТИКЕ ДЛЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ СОСТАВОВ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ

ГРУПП

Валерий Михайлович Лымаренко, кандидат медицинских наук, доцент, Университет при межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС, Санкт-Петербург; Ирина Вячеславовна Склярова, кандидат химических наук, доцент, Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье поднимается проблема неблагоприятного психологического климата, обусловленная конфликтным взаимодействием в спортивной команде на примере сборной СЗГМУ им. И.И. Мечникова по аэробной гимнастике. Рассматриваются пути разрешения межличностных конфликтов в спортивной команде путем изменения стартовых составов сборной команды на основании анализа сплоченности спортивного коллектива с помощью социометрического контент-анализа. Актуальность. Анализ литературы показал, что проблема совместной деятельности спортсменов в командах в настоящее время изучена недостаточно, поэтому остается актуальной необходимость поиска путей формирования сплоченности спортивного коллектива для достижения наилучших спортивных результатов. Цель исследования: использовать преимущества социометрического мето-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.