Научная статья на тему 'Методика проведения занятий по адаптивной физической культуре с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья'

Методика проведения занятий по адаптивной физической культуре с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1427
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика проведения занятий по адаптивной физической культуре с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья»

Раздел Тема Ядро физической теории Знания, на которых акцентируется внимание студентов

коны электродинамики и принцип относительности.

Переменные электрические и магнитные поля Электромагнитная индукция. Система уравнений Максвелла. Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн. Свободное электромагнитное поле. Свет как электромагнитная волна. Вещество и поле- два вида материи. Другие виды материи. Виды излучения как явления, имеющие единую электромагнитную, полевую природу.

Специальная теория относительности Скорость распространения электромагнит-ных волн Скорость распространения света. Конечность скорости света. Предельный характер скорости света. Инвариантность скорости света.

Специальная теория относительности Основные положения специальной теории относительности. Пространство и время в СТО. Принцип причинности в СТО. Мысленный эксперимент в физике. Электродинамическая картина мира.

Квантовая теория (Атомная физика. Физика атомного ядра и элементарных частиц) Строение атома Опыты Резерфорда. Спектральные закономерности. Теория Бора. Атом как структурный уровень материи. Модель Резерфорда-Бора. Моделирование как метод познания.

Уравнение Шредингера Частица в бесконечно глубокой потенциальной яме. Туннельный эффект. Соотношение неопределенностей. Теория атома водорода. Периодический закон. Соотношение неопределенностей и принцип дополнительности. Принципы, осуществляющие связь между теориями (причинности, симметрии, соответствия и дополнительности). Неклассический способ описания объекта.

Строение ядра. Энергия связи. Состав ядра. Энергия связи. Ядерные реакции. Структура атомного ядра. Ядро как звено в цепи развития представлений о структуре материи. Фундаментальные взаимодействия.

Систематика элементарных частиц Систематика элементарных частиц. Кварковая модель адронов. Кварки как частицы, замыкающие цепь структурных составляющих материи Вселенной. Анализ качественного состава частиц после Большого Взрыва. Современная физическая картина мира. Постнеклассический способ описания природы.

Анализ логики развития изучаемых в курсе физики теорий с целью структурирования отдельных разделов курса привел к выделению возможного общего инвариантного ядра (табл. 1).

Особое внимание уделяется эволюции физической картины мира, физическим свойствам материальных объектов, особенностям их движения и взаимодействия, свойствам пространства и времени на макро-, мега- и микроуровне. Данные положения исключительно важны, так как представляют собой «основы бытия», с которых начинает формироваться научное мировоззрение студента. Они достаточно подробно рассматриваются в различных разделах курса общей физики и обобщаются на уровне современной физической картины мира.

Включены вопросы, связанные с методологией научного познания, изучение которых является необходимым условием глубокого усвоения физической науки и развития теоретического мышления студента. Определено место общенаучным методам познания, способам описания объекта характерным классическому, неклас-

сическому и постнеклассическому мышлению.

Решение задачи фундаментализации образования будет способствовать формированию творческого мышления, профессиональному росту специалиста, способности к самообучению, профессиональной мобильности, конкурентоспособности на рынке труда. Перечисленные качества в настоящее время становятся особенно актуальными для выпускника вуза.

Литература

1.Голубева О.Н., Суханов А.Д. Современный взгляд на структуру физики и ее отражение в учебном курсе. Физическое образование в ВУЗах. Журнал Московского физического общества, серия Б, т. 2. №3, 1996.

2. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы. Под ред. С.Е. Каменецкого и Н.С. Пуры-шевой - М.: ACADEMIA, 2000.

3. Шукшунов В.Е., Лозовский В.Н., Сысоев Н.И. Фун-даментализация высшего технического образования. Известия Международной академии наук высшей школы. №3 (21), 2002.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ А.В. Корнев, аспирант кафедры спортивных дисциплин Шуйского государственного педагогического университета

По данным Всемирной организации здравоохранения, защиты населения состоит около 10 млн. инвалидов — около 10% населения Земли являются инвалидами. В 6,8% всего населения. Только за последнее десятилетие Российской Федерации на учете в органах социальной число детей-инвалидов увеличилось более чем в 2 раза.

В последние годы внимание к детям-инвалидам со стороны государства значительно усилилось. Однако в системе специальных учреждений крайне мало внедряются методики занятий, способствующие социальной адаптации, коррекции и профилактике нарушений развития их воспитанников [2].

Один из путей реабилитации - двигательная активность, стимулирующая развитие всех систем и функций организма, коррекцию, компенсацию и профилактику двигательных и психических нарушений, воспитание личности. Физкультурно-оздоровительная деятельность в специализированных учреждениях отличается спецификой направлений, по которым ведется работа с детьми-инвалидами. При этом осуществляется систематическое и планомерное решение следующих специфических задач: коррекционно-развивающих, профилактических, лечебно-восстановительных, обусловленных физическими и психическими отклонениями в состоянии здоровья детей.

На базе Шуйского государственного педагогического университета совместно с сотрудниками научно-исследовательской лаборатории факультета физической культуры разработана экспериментальная методика проведения занятий по физической культуре с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья (умственная отсталость), которая апробирована и внедрена в воспитательный процесс детского дома-интерната на базе ОГУ Шуйского комплексного центра по социальному обслуживанию населения.

Экспериментальная методика проведения занятий по адаптивной физической культуре, содержание коррекци-онно-реабилитационной работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, разрабатывались с учетом уровня (состояния) их здоровья, особенностей сопутствующих дефектов развития и соматических заболеваний [1].

Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность реализации методики занятий физическими упражнениями, являлись:

1) согласованность деятельности инструктора по физической культуре, психолога, воспитателей, инструктора по ЛФК, музыкального работника и врачей по реализации содержания программного материала по АФК;

2) включение в режим дня детей-инвалидов разнообразных и доступных форм двигательной активности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия (индивидуальные и малогрупповые), физкультминутки, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, прогулки на свежем воздухе, физические упражнения после сна, подвижные и малоподвижные игры, комплексы упражнений в «сухом» бассейне, игротренинг на развитие мелкой моторики, тематические игровые комплексы упражнений с музыкальным сопровождением;

3) использование игры как главного средства, формы и метода для решения комплекса задач адаптивного физического воспитания, формирования мотивации к регу-

лярным занятиям физическими упражнениями;

4) интеграция двигательной и познавательной деятельности;

5) регулирование психоэмоционального настроя детей и физической нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей личности воспитанников, степени заболевания;

6) стимулирование средствами АФК развития у детей уверенности в своих собственных силах и возможностях.

Сущность экспериментальной методики для детей-инвалидов заключается в том, что с помощью специально подобранных упражнений,осуществляется профилактика и коррекция вторичных отклонений, происходит опосредованное влияние на развитие сенсорных каналов, познавательной и психомоторной деятельности, развитие и коррекция координации, мелкой моторики.

Сравнение исходных и конечных результатов эксперимента позволило констатировать достоверное улучшение у детей экспериментальной группы показателей двигательной реакции на внешний раздражитель, ориентировки в пространстве, координации, мелкой моторики. Большинство детей (78%), занимавшихся по специальной методике, стали различать понятия: «право - лево», «верх - низ», «сзади - спереди», «около», стали уметь перестраиваться в соответствии с командами инструктора. У них, по сравнению с детьми контрольной группы, улучшились показатели двигательной активности, физической подготовленности, уменьшились случаи заболевания ОРЗ. Дети экспериментальной группы стали более дисциплинированными, аккуратными, добросовестными.

Практические рекомендации:

- для разработки содержания занятий с детьми-инвалидами необходимо глубокое и тщательное изучение индивидуальных особенностей заболевания ребенка;

- группы для занятий формировать по 5-6 человек с учетом специфики заболевания, степени физической подготовленности, адекватности поведения;

- двигательное пространство физкультурного зала и физкультурно-спортивный инвентарь должны быть безопасными, иметь различную, многовариативную по оформлению сенсорную насыщенность;

- нагрузка на занятии должна регулироваться в соответствии с физическим состоянием детей;

- при изучении нового двигательного действия необходимо многократное его повторение инструктором вместе с детьми в каждой части занятия с паузами для отдыха.

Литература

1. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие - М.: Спорт АкадемПресс, 2002.

2. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ УМЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИООНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Т.А. Твердохлебова, кандидат педагогических наук, Астраханский государственный политехнический колледж

Любые знания человек приобретает для того, чтобы пользоваться ими, решать с их помощью соответствующие задачи [1]. Это означает, что выпускник среднего специального учебного заведения (колледжа), будущий техник-эколог, должен уметь самостоятельно решать практически значимые задачи, возникающие в его будущей профессиональной деятельности с применением приобретенных за время учебы знаний.

В своей практической деятельности эколог ежедневно решает задачи, которые связаны с разработкой технологии (способа, метода) либо по нахождению параметра, характеризующего состояние объекта окружающей среды, либо с очисткой объекта окружающей среды от вредного воздействия. Например, разработать способ очистки природного газа от сероводорода, водных ресурсов от нефтяной пленки, почвы от засоленности, разработать метод по нахождению влажности сыпучих материалов. Такой тип задач назовем «Разработка технологии (метода) выполнения деятель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.