Научная статья на тему 'Комплексное воздействие средств адаптивной физической культуры на коррекционно-логопедический процесс преодоления общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста'

Комплексное воздействие средств адаптивной физической культуры на коррекционно-логопедический процесс преодоления общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
746
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексное воздействие средств адаптивной физической культуры на коррекционно-логопедический процесс преодоления общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста»

О. Н. Делягина

Комплексное воздействие средств адаптивной

физической культуры на коррекционно-логопедический процесс преодоления общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время логопедическую помощь детям с речевыми нарушениями, как правило, начинают оказывать с двухлетнего возраста. Чтобы доказать эффективность воздействия средств адаптивной физической культуры на общее развитие детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи, необходимо знать особенности речевого и физического развития детей, поступающих в младшие и средние логопедические группы коррекционного учреждения. У детей с речевыми нарушениями раннее речевое развитие чаще всего протекает без отклонений. Около года появляются первые слова и звукоподражания, но далее речь не развивается, остается на том же уровне примерно до 3-4 лет. Кроме слов, состоящих из повторяющихся слогов «мама», «папа», «баю-баю» и звукоподражаний, некоторые дети начинают произносить вместо целого слова лишь его ударный слог: «ка» (каша, кошка), «ку» (кубики), «дя» (дядя). Появляются слова-заменители, которые они используют вместо многих слов. Из-за ограниченности словарного запаса дети широко используют мимику и жесты. Фразовая речь у большинства детей отсутствует, общение осуществляется за счёт слов-подражаний. Кроме того, дети испытывают моторные трудности в произношении звуков и объединении слогов в слова. Нарушение звукопроизношения проявляется в отсутствии артикуляции многих звуков (требующих подъема передней части языка), в смешении имеющихся в речи звуков, в оглушении звонких согласных, смягчении твердых звуков, что является подтверждением нарушений артикуляторной моторики, которая, несомненно, связана с развитием общей моторики. Для всех детей с общим недоразвитием речи характерны общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки у таких детей сформированы слабо, движения недостаточно организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательные память и внимание.

В коррекционно-логопедическом процессе необходимо учитывать тот факт, что у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи, с одной стороны, нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи), а с другой стороны, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным

96

развитием локомоторных функций, наблюдается некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от своих сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственновременным параметрам, нарушающим последовательность элементов действий, опуская его составные части.

Рассматривая методику комплексного воздействия на детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада, можно условно разделить её на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционновоспитательную.

1. К лечебно-оздоровительной работе с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, относятся:

- медикаментозное лечение, которое назначают невропатолог либо психоневролог (в течение учебного года по показаниям);

- психологическая работа, которую проводит педагог-психолог (2 раза в неделю по 15-20 мин);

- ЛФК, которую проводит инструктор по ЛФК (2 раза в неделю по 20 мин);

- лечебно-профилактический массаж, который проводит медицинская сестра по массажу (в течение учебного года по показаниям).

2. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, в настоящее время осуществляется по двум направлениям:

- прямому логопедическому воздействию, которое реализуется во время подгрупповых и индивидуальных занятий, проводимых учителем-логопедом (ежедневно по 15-20 мин);

- косвенному логопедическому воздействию, которое представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для детей и их близкого окружения. Особая роль в комплексе коррекционных мероприятий отводится развитию двигательных функций, так как, по данным ряда авторов, ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы. Большое значение также имеют игры с пением и музыкальным сопровождением. Поэтому важным разделом логопедической работы является, по мнению Г.А. Волковой и других ученых, логопедическая ритмика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений,

97

осуществляемых в целях логопедической коррекции; способствует перевоспитанию личности ребенка с речевым нарушением, его социальной адаптации.

Консультативно-методическая работа учителя-логопеда с родителями и педагогами направлена на создание правильного отношения к ребенку и организацию самостоятельной работы ребенка вне логопедических занятий путем проведения цикла бесед о сущности и причинах тяжелых нарушений речи и методах их устранения, направленности речевых занятий, о роли родителей и педагогов в коррекционно-педагогическом процессе.

В особенности применения современной комплексной методики по преодолению у младших дошкольников общего недоразвития речи не входит или недостаточно акцентируется физкультурнооздоровительная работа, которую в обычном детском саду проводит инструктор по физической культуре, а в коррекционных дошкольных учреждениях могут и должны, на наш взгляд, проводить воспитатель, инструктор по ЛФК, педагог-психолог и учитель-логопед.

3. Физкультурно-оздоровительная работа в нашем коррекционном учреждении является третьей равноценной частью методики комплексного воздействия на детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществляется следующем образом:

- занятия физическими упражнениями проводит инструктор по физической культуре (3 раза в неделю по 20-25 мин);

- занятия физическими упражнениями в режиме дня:

• утренняя гимнастика, которую проводит воспитатель (ежедневно по 5-6 мин);

• подвижные игры, которые проводит воспитатель, инструктор по ЛФК, педагог-психолог, учитель-логопед (ежедневно по 2530 мин);

• прогулки, которые проводит воспитатель, учитель-логопед (2 раза в день по 30-60 мин);

• спортивные развлечения, которые проводит инструктор по физической культуре (1 раз в месяц по 25 мин);

• дни здоровья (1 раз в квартал);

- самостоятельные занятия детей под руководством воспитателя, педиатра, медсестры, инструктора ЛФК, педагога-психолога, учителя-логопеда (ежедневно по желанию, инициативе детей).

Таким образом, участвуя в физкультурно-оздоровительной работе с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи, можно убедиться, что речевое и двигательное развитие ребёнка находятся в большой зависимости друг от друга. Поэтому можно предположить, что несвоевременность и низкая эффективность использования средств адаптивной физической культуры в младшем дошкольном

98

возрасте не только не способствуют преодолению общего недоразвития речи, но и усугубляют недостатки общего развития детей, что отрицательно влияет на их психическое и физическое развитие.

В коррекционно-логопедической работе с детьми 3-4 лет на развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики отводится максимум 10 мин, что составляет 38 % от общего времени занятия (26 мин), тогда как в классической схеме логопедического занятия на каждый вид работы отводится по 4 мин, что составляет по 17 % от общего времени занятия (24 мин).

Учитывая особенности развития общей, мелкой и речевой моторики детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи, можно предположить, что, уделив максимум внимания двигательной активности, специальным дыхательным упражнениям и играм, коррекционнологопедический процесс по преодолению дефектов речи будет более успешным и динамичным.

Т. О. Дубинская, И. А. Лукьянова

Повышение эффективности коррекционной работы

учителя-логопеда

Нарушения речи - достаточно распространённое явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Но они очень часто являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного коррекционного воздействия. У многих детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематичеких процессов, наблюдается несформированность пространственных ориентировок, сукцессивных функций, межполушарного взаимодействия. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок - подросток - взрослый», т. е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

С каждым годом, к сожалению, возрастает число детей, страдающих речевыми патологиями. Многие дети не посещают детский сад, и только придя в школу, начинают заниматься с логопедом. Поэтому у школьных логопедов огромная задача: провести коррекционную работу таким образом, чтобы наверстать упущенное время и исправить речевые нарушения у обучающихся за достаточно короткий период. Ведь школьный логопед исправляет нарушения не

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.