Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.11.2013.
УДК 796.07
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВКИ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКЕ С УЧЕТОМ СОМАТОТИПА ДЕВОЧЕК 11-13 ЛЕТ
Яна Алексеевна Пашковская, учитель,
ГБОУГимназия №1567, Москва
Аннотация
В данной статье приводится методика проведения занятий по оздоровительной аэробике с девочками 11-13 лет, в которой рассматривается применение индивидуально-типологического подхода к занимающимся с учетом соматотипа. В ходе проведения эксперимента девочки были поделены на группы по соматотипам - микро-, макро- и мезосоматики. Каждому соматотипу свойственны свои «сильные» стороны в развитие физических качеств. Автор предлагает методику проведения тренировки по аэробике исходя из возможностей ребенка, принадлежащего к определенному соматотипу.
Ключевые слова: аэробика, методика, соматотип, тренировка, девочки 11-13 лет.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p117-120
TECHNIQUE OF CARRYING OUT THE HEALTH-IMPROVING AEROBICS TRAINING SESSION TAKING INTO ACCOUNT THE SOMATOTYPE OF GIRLS
AGED 11-13 YEARS
Yana Alekseevna Pashkovskaya, the teacher,
Public Budgetary Educational Institution Gymnasium No. 1567, Moscow
Annotation
This article introduces the methodology of lessons on the recreational aerobics for girls aged 11-13 years. The methodology includes applying the individual typological approach to the learners based on the somatotype. During the experiment, the learners have been divided into several groups according to their somatotype - micro-, macro- and mezosomatics. Each somatotype has its own "strengths" in developing the physical skills. The author suggests the methodology for training in aerobics based on the child's capabilities according to the specific somatotype.
Keywords: aerobic, methodology, somatotype, training, girls aged 11-13 years old.
На современном этапе дополнительное образование по аэробике в средних общеобразовательных школах (СОШ) и гимназиях Москвы не соответствует передовым требованиям. Мы имеем слабую методическую подготовку кадров, отсутствие учебных планов и конспектов, составленных на основе примерных программ спортивной подготовки для детско-юношеских спортшкол, однотипность предлагаемых связок элементов и комплексов силовой подготовки, а также отсутствие индивидуального психофизиологического подхода к юным школьницам.
Решение поставленной проблемы оптимизации занятий по оздоровительной аэробике у школьниц средних классов видится нам в трех аспектах. Во-первых, это реализация учебно-тренировочного процесса на основе качественно подобранной методической базы. Во-вторых, возможность внедрения типирования искомого контингента школьниц по физиологическим признакам. В-третьих, строить методику, учитывая связь между типом телосложения и характером протекания психических процессов у школьниц 11-13 лет на занятиях оздоровительной аэробикой [1].
На основе полученного фактического материала, нами была предпринята попытка разработки методики построения тренировочного процесса детей 5-6 классов по оздоро-
вительной аэробике с применением индивидуально-типологического подхода к школьницам. Следует отметить, что соматотическая конституция это не только тип физических пропорций тела, но и программа его будущего физического развития на последующие годы жизни. Одна их самых общепринятых классификаций по типу телосложения различает три типа: микросоматик, мезосоматик и макросоматик. Каждый из этих типов склонен к определенным физическим нагрузкам. Например, микросоматики лучше демонстрируют аэробные способности, чем макросоматики, для которых, в свою очередь, характерны лучшие показатели силы и выносливости.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами целью исследования является совершенствование структуры и содержания занятий оздоровительной аэробикой для девочек 11-13 лет с учетом их соматотипа.
МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе ГБОУ гимназии 1567 г. Москвы. В 20102013 гг. В эксперименте принимали участие девочки в возрасте 11-13 лет, в количестве 62 человек. Были сформированы две учебно-тренировочные группы - контрольная и экспериментальная, численностью 32 в экспериментальной группе и 30 человек в контрольной, с примерно равным уровнем физического развития. Также была разработана методика проведения тренировок по оздоровительной аэробике для девочек с различными соматотипами и учетом индивидуально-типологического подхода.
На начало педагогического эксперимента у девочек экспериментальной и контрольной групп было проведено тестирование физической подготовленности и антропометрические измерения для проведения соматотипирования, расчета жировой и мышечной массы тела.
Для определения конституциональной принадлежности девочек были рассчитаны баллы соматотипа по системе Р. Н. Дорохова.
После расчета баллов соматотипа занимающиеся разделились на три подгруппы: макросоматики, для которых баллы соматотипов (БСТ) = 0,569^0,800; мезосоматики, для которых БСТ = 0,433^0,568; микросоматики, для которых БСТ = 0,200^0,432.
На рисунке отображено процентное соотношение занимающихся по группам со-матотипов.
Далее были произведены вторичные и заключительные измерения, анализ полученных данных сравнивался с данными зафиксированными на период начала эксперимента.
Рис. Распределение занимающихся детей оздоровительной аэробикой по группам соматотипов
В предложенной методике занимающиеся прошли отбор по нескольким критериям: возрасту, физиологическим особенностям, схожести развития двигательных качеств
и соматотипам. Также в данной методике отражены особенности использования предложенного материала: дозировка занятий и интенсивность выполнения упражнений.
Дети микросоматического типа сравнительно быстро восстанавливаются после занятия, но длинные рычаги костей и малая мышечная масса вынуждают их постоянно прибегать к силовым упражнениям, поэтому в их занятие преобладает силовая нагрузка. Из-за плохого метаболизма дети макросоматического типа легко набирают вес, поэтому в их занятиях преобладает аэробная нагрузка средней интенсивности, которая улучшает обмен веществ. Мезосоматики хорошо воспринимают любую нагрузку, важно лишь, чтобы она была постоянной и сочетала в себе и аэробную работу, и силовую.
Темп музыки обуславливает последовательность упражнений и их интенсивность, поскольку диктует скорость движения. Темп менее 100 ритмичных ударов в минуту считается медленным и подходит для растяжки, в то время как темп 100-120 ритмичных ударов в минуту часто используется в водно-подготовительной или заключительных частях занятия. Аэробная серия выполняется при темпе музыки 130-160 ритмичных ударов в минуту, так как при данной интенсивности выполняемых упражнений увеличивается частота сердечных сокращений, и, соответственно, функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что подтверждает аэробный характер нагрузки.
Самый высокий темп музыки у детей микросоматического типа, так как этот вид соматотипа легче переносит аэробную нагрузку, следовательно этим детям комфортно заниматься под быстрый темп музыки. У макросоматиков напротив самый низкий темп музыкального сопровождения, ведь они склонны к силовой, а не к аэробной нагрузке. При высоком темпе музыки дети макросоматического типа не будут успевать выполнять движения правильно, что снижает эффективность занятия. Мезосоматики равномерно хорошо воспринимают и аэробную и силовую нагрузки, поэтому темп музыкального сопровождения у этой подгруппы средний [2, 4].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В предложенной методике по оздоровительной аэробике занятия дозировались с учетом соматотипа занимающихся в экспериментальной группе (таблица).
Таблица
Параметры физической нагрузки для занимающихся по традиционной и
экспериментальной методике по оздоровительной аэробике
Параметры Нагрузки Традиционная методика Экспериментальная методика
Макросома- тики Мезосомати- ки Микросома- тики
Уровень сложности комбинаций Средний Средний Средний, высокий Средний, высокий
Темп музыки уд/мин 130-140 120-140 130-150 140-160
Продолжительность подготовительной части, мин 10 10 10 10
Продолжительность аэробной части в основной части, мин 40 50 40 20
Продолжительность силовой части в основной части, мин 20 15 25 40
Продолжительность заключительной части, мин 15 10 10 15
Общая продолжительность занятия 85 85 85 85
Школьницы макросамотического типа телосложения до 62% времени урока тратили на аэробную часть и до 13% на силовую часть, таким образом, уделялось больше внимания аэробной нагрузке. Для школьниц мезосоматического типа нагрузка в аэробной и силовой части составляла соответственно 47% и 30%. Школьницы микросоматического типа большую часть времени выполняли силовую нагрузку, меньше - аэробную (соот-
ветственно 47% и 23%). В подгруппе микросоматиков время, проведенное на развитие гибкости составляло 15 минут (17% от всего времени занятий), а в подгруппе макросома-тиков и мезосоматиков - 10 минут, что составило 12%. Девочки всех типов занимались 3 раза в неделю по 85 минут. Данное распределение времени на различные виды нагрузки для девушек разных типов телосложения было обосновано анализом специальной литературы [3, 4].
Из вышеизложенного материала следуют выводы:
1. На основе дифференцированного подхода к дозированию физических нагрузок с учетом особенностей соматотипа девочек 11-13 лет, разработана методика занятий по оздоровительной аэробике с применением индивидуально-типологического подхода, в ходе реализации которой педагогическое воздействие было направлено на ведущие физические качества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фещенко, Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Фещенко Е.К. - СПб., 1999. - 15 с.
2. Лисицкая, Т.С. Аэробика. Теория и методика / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. - М. :
ФАР, 2002. - 221 с.
3. Панов, В. Координационные способности детей: как их повысить? / В. Панов // Спорт в школе. - 1996. - № 46. - С. 24.
4. Погудин, С.М. Комплексная оценка индивидуального развития школьников / С.М. По-гудин, С.А. Соловьева, Е.Э. Котова ; Чайковский гос. ин-т физ. культуры. - Чайковский : [б.и.], 1996. - 80 с.
REFERENCES
1. Feshchenko, E.K. (1999), Age and sexual features of a self-assessment of strong-willed qualities, dissertation, St. Petersburg.
2. Lisitsky, T.S. and Sidneva, L.V. (2002), Aerobics. Theory and technique, “FAR”, Moscow.
3. Panov, V. (1996), “Coordination abilities of children: How to raise them?”, Sports at school, No. 46, pp. 24.
4. Pogudin, S. M., Solovyeva, S. A. and Kotova, Ye.E. S. A. (1996), Complex assessment of individual development of school students, publishing house “ChGIFK”, Tchaikovsky.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.11.2013.
УДК 796.01:612
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЯКУТСКИХ ЖЕНЩИН - ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА
Раиса Ивановна Платонова, доктор педагогических наук, профессор, Владлена Романовна Абрамова, кандидат биологических наук, доцент,
Анна Дмитриевна Павлова, старший преподаватель,
Иван Яниславович Парфенов, студент,
Ирина Дмитриевна Платонова, магистрант,
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Аннотация
Республика Саха (Якутия) относится к числу регионов с наименьшими климатическими ресурсами для благоприятного проживания человека: дискомфортные условия создаются за счет суровой долгой зимы, с продолжительностью до 3 месяцев полярной ночи, низкой температуры воздуха до -70o, резких перепадов температуры. Поэтому Республика (Саха) Якутия с ее особыми природно-климатическими условиями является одной из экстремальных территорий нашей страны,