Научная статья на тему 'Методика проведения тренировки по оздоровительной аэробике с учетом соматотипа девочек 11-13 лет'

Методика проведения тренировки по оздоровительной аэробике с учетом соматотипа девочек 11-13 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОБИКА / МЕТОДИКА / СОМАТОТИП / ТРЕНИРОВКА / ДЕВОЧКИ 11-13 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашковская Яна Алексеевна

В данной статье приводится методика проведения занятий по оздоровительной аэробике с девочками 11-13 лет, в которой рассматривается применение индивидуально-типологического подхода к занимающимся с учетом соматотипа. В ходе проведения эксперимента девочки были поделены на группы по соматотипа микро-, макрои мезосоматики. Каждому соматотипу свойственны свои «сильные» стороны в развитие физических качеств. Автор предлагает методику проведения тренировки по аэробике исходя из возможностей ребенка, принадлежащего к определенному соматотипу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашковская Яна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods for carrying out the training on improving aerobics taking into account the somatotype of the girls aged 11 13 years

This article introduces the methodology for the lessons in recreational aerobics for the girls aged 11-13 years. The methodology includes applying the individual typological approach to the learners based on the somatotype. During the experiment, the learners have been divided into several groups according to their somatotype micro-, macro and mezosomatics. Each somatotype has its own "strengths" in developing physical skills. The author suggests methodology of training in aerobics based on the child's capabilities according to the specific somatotype.

Текст научной работы на тему «Методика проведения тренировки по оздоровительной аэробике с учетом соматотипа девочек 11-13 лет»

УДК 796.07

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВКИ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКЕ С УЧЕТОМ СОМАТОТИПА ДЕВОЧЕК 11-13 ЛЕТ

Яна Алексеевна Пашковская, аспирант, Педагогический институт физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета

Аннотация

В данной статье приводится методика проведения занятий по оздоровительной аэробике с девочками 11-13 лет, в которой рассматривается применение индивидуально-типологического подхода к занимающимся с учетом соматотипа. В ходе проведения эксперимента девочки были поделены на группы по соматотипа - микро-, макро- и мезосоматики. Каждому соматотипу свойственны свои «сильные» стороны в развитие физических качеств. Автор предлагает методику проведения тренировки по аэробике исходя из возможностей ребенка, принадлежащего к определенному соматотипу.

Ключевые слова: аэробика, методика, соматотип, тренировка, девочки 11-13 лет. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p141-145

METHODS FOR CARRYING OUT THE TRAINING ON IMPROVING AEROBICS TAKING INTO ACCOUNT THE SOMATOTYPE OF THE GIRLS AGED 11 - 13

YEARS

Yana Alekseevna Pashkovskaya, the post-graduate student, Pedagogical Institute of Physical Culture and Sports of The Moscow City Pedagogical University

Annotation

This article introduces the methodology for the lessons in recreational aerobics for the girls aged 11-13 years. The methodology includes applying the individual typological approach to the learners based on the somatotype. During the experiment, the learners have been divided into several groups according to their somatotype - micro-, macro and mezosomatics. Each somatotype has its own "strengths" in developing physical skills. The author suggests methodology of training in aerobics based on the child's capabilities according to the specific somatotype.

Keywords: aerobic, methodology, somatotype, training, girls 11-13 years old.

На современном этапе дополнительное образование по аэробике в средних общеобразовательных школах (СОШ) и гимназиях Москвы не соответствует передовым требованиям. Мы имеем слабую методическую подготовку кадров, отсутствие учебных планов и конспектов, составленных на основе примерных программ спортивной подготовки для детско-юношеских спортшкол, однотипность предлагаемых связок элементов и комплексов силовой подготовки, а также отсутствие индивидуального психофизиологического подхода к юным школьницам.

Решение поставленной проблемы оптимизации занятий по оздоровительной аэробике у школьниц средних классов видится нам в трех аспектах. Во-первых, это реализация учебно-тренировочного процесса на основе качественно подобранной методической базы. Во-вторых, возможность внедрения типирования искомого контингента школьниц по физиологическим признакам. В-третьих, строить методику, учитывая связь между типом телосложения и характером протекания психических процессов у школьниц 11-13 лет на занятиях оздоровительной аэробикой [3].

На основе полученного фактического материала, нами была предпринята попытка разработки методики построения тренировочного процесса детей 5-6 классов по оздоровительной аэробике с применением индивидуально-типологического подхода к школь-

ницам. Научной новизной данной работы является то, что в качестве объективного варианта типирования впервые для девочек 11-13 лет была выбрана соматотическая модель, или принцип деления членов группы по виду телосложения.

Следует отметить, что соматотическая конституция это не только тип физических пропорций тела, но и программа его будущего физического развития на последующие годы жизни.

Одна их самых общепринятых классификаций по типу телосложения различает три типа: микросоматик, мезосоматик и макросоматик. Каждый из этих типов склонен к определенным физическим нагрузкам. Например, микросоматики лучше демонстрируют аэробные способности, чем макросоматики, для которых, в свою очередь, характерны лучшие показатели силы и выносливости.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами целью исследования является -совершенствование структуры и содержания занятий оздоровительной аэробикой для девочек 11-13 лет с учетом их соматотипа. В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи: определить соматотип девочек 11-13 лет, занимающихся оздоровительной аэробикой; разработать на основе индивидуально-типологического подхода методику занятий оздоровительной аэробики с девочками 11-13 лет.

МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ специальной литературы, педагогический эксперимент, тестирование, антропометрия, методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе ГБОУ гимназии 1567 г. Москвы. В 2010-2013 гг. В эксперименте принимали участие девочки в возрасте 11-13 лет, в количестве 62 человек.

Были сформированы две учебно-тренировочные группы - контрольная и экспериментальная, численностью 32 в экспериментальной группе и 30 человек в контрольной, с примерно равным уровнем физического развития.

На первом этапе исследования был сделан обзор научно-методической, психолого-педагогической литературы по исследуемому направлению; проведен анализ оценка методик проведения аэробики для девочек 11-13 лет.

Была разработана методика проведения тренировок по оздоровительной аэробике для девочек с различными соматотипами и учетом индивидуально-типологического подхода.

На втором этапе были проведены тестирования физической подготовленности на начало педагогического эксперимента у девочек экспериментальной и контрольной группы, также производился замер антропометрический измерений для проведения со-матотипирования, расчета жировой и мышечной массы тела.

Для определения конституциональной принадлежности девочек производились измерения длины и массы тела, и были посчитаны баллы соматотипа по системе Р.Н. Дорохова.

После расчета баллов соматотипа занимающиеся разделились на три подгруппы: макросоматики, для которых баллы соматотипов (БСТ)=0,569-800; мезосоматики, для которых БСТ=0,433-0,568; микросоматики, для которых БСТ=0,200-0,432.

На рисунке отображено процентное соотношение занимающихся по группам со-матотипов.

Далее были произведены вторичные и заключительные измерения, анализ полученных данных сравнивался с данными зафиксированными на период начала эксперимента.

В предложенной методике занимающиеся прошли отбор по нескольким критериям: возрасту, половой принадлежности, физиологическим особенностям, схожести раз-

Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 6 (112) - 2014 год вития двигательных качеств и соматотипам.

Рис. Распределение занимающихся детей оздоровительной аэробикой по группам

соматотипов

Также в данной методике отражены особенности использования предложенного материала: дозировка занятий и интенсивность выполнения упражнений.

Дети микросоматического типа сравнительно быстро восстанавливаются после занятия, но длинные рычаги костей и малая мышечная масса вынуждают их постоянно прибегать к силовым упражнениям, поэтому в их занятие преобладает силовая нагрузка. Из-за плохого метаболизма дети макросоматического типа легко набирают вес, поэтому в их занятиях преобладает аэробная нагрузка средней интенсивности, которая улучшает обмен веществ. Мезосоматики хорошо воспринимают любую нагрузку, важно лишь, чтобы она была постоянной и сочетала в себе и аэробную работу, и силовую.

Темп музыки обуславливает последовательность упражнений и их интенсивность, поскольку диктует скорость движения. Темп менее 100 ритмичных ударов в минуту считается медленным и подходит для растяжки, в то время как темп 100-120 ритмичных ударов в минуту часто используется в вводно-подготовительной или заключительных частях занятия. Аэробная серия выполняется при темпе музыки 130-160 ритмичных ударов в минуту, так как при данной интенсивности выполняемых упражнений увеличивается частота сердечных сокращений, и, соответственно, функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что подтверждает аэробный характер нагрузки.

Самый высокий темп музыки у детей микросоматического типа, так как этот вид соматотипа легче переносит аэробную нагрузку, следовательно, этим детям комфортно заниматься под быстрый темп музыки. У макросоматиков напротив самый низкий темп музыкального сопровождения, ведь они склонны к силовой, а не к аэробной нагрузке. При высоком темпе музыки дети макросоматического типа не будут успевать выполнять движения правильно, что снижает эффективность занятия. Мезосоматики равномерно хорошо воспринимают и аэробную и силовую нагрузки, поэтому темп музыкального сопровождения у этой подгруппы средний [4, 8].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В предложенной методике по оздоровительной аэробике занятия дозировались с учетом соматотипа занимающихся в экспериментальной группе (см. табл.).

Школьницы макросамотического типа телосложения до 62% времени урока тратили на аэробную часть и до 13% на силовую часть, таким образом, уделялось больше внимания аэробной нагрузке. Для школьниц мезосоматического типа нагрузка в аэробной и силовой частях составляла соответственно 47% и 30%. Школьницы микросоматического типа большую часть времени выполняли силовую нагрузку, меньше - аэробную (соответственно 47% и 23%). В подгруппе микросоматиков время, проведенное на развитие

гибкости, составляло 15 минут (17% от всего времени занятий), а в подгруппе макросо-матиков и мезосоматиков - 10 минут, что составило 12%. Девочки всех типов занимались 3 раза в неделю по 85 минут. Данное распределение времени на различные виды нагрузки для девушек разных типов телосложения было обосновано анализом специальной литературы [6, 7, 8].

Таблица

Параметры физической нагрузки для занимающихся по традиционной и

экспериментальной методике оздоровительной аэробики

Параметры нагрузки Традиционная методика Экспериментальная методика

Макросоматики Мезосоматики Микросоматики

Уровень сложности комбинаций Средний Средний Средний, высокий Средний, высокий

Темп музыки уд/мин 130-140 120-140 130-150 140-160

Продолжительность подготовительной части, мин 10 10 10 10

Продолжительность аэробной части в основной части, мин 40 50 40 20

Продолжительность силовой части в основной части, мин 20 15 25 40

Продолжительность заключительной части, мин 15 10 10 15

Общая продолжительность занятия 85 85 85 85

Таким образом, анализ распределения по группам соматотипов девочек 11-13 лет, занимающихся оздоровительной аэробикой в школе, показал, что занимающиеся разных соматотипов различаются по длине и массе тела, а следовательно и по баллам соматоти-па. На основе дифференцированного подхода к дозированию физических нагрузок с учетом особенностей соматотипа девочек 11-13 лет, разработана методика занятий по оздоровительной аэробике с применением индивидуально-типологического подхода, в ходе реализации которой педагогическое воздействие было направлено на ведущие физические качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспутчик, В.Г. Аэробика на все вкусы / В.Г. Беспутчик // Спорт в школе. - 2000. -№29. - С. 30-35.

2. Бриль, М.С. Отбор в спортивных играх / М.С. Бриль. - М. : Физкультура и спорт, 1980.

- 127 с.

3. Фещенко, Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств: автореф. дис. канд. психол. наук. / Е.К. Фещенко. - Рос. гос. пед. ун-т им А.И.Герцена. - СПб., 1999. - 15 с.

4. Лисицкая, Т.С. Аэробика. Теория и методика. Т. 1. / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. - М. : ФАР, 2002. - 221 с.

5. Лисицкая, Т.С. Аэробика. Частные методики. Т. 2./ Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева.- М. : ФАР, 2002. - 211 с.

6. Люйк, Л. Управление нагрузкой в занятиях оздоровительной аэробикой с девушками и женщинами разного возраста / Л. Люйк, О. Муина // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Меж-дунар. Конгр. М., 1998. - Т. 2. - С. 549.

7. Панов, В. Координационные способности детей: Как их повысить? / В. Панов // Спорт в школе. - 1996. - № 46. - С. 24.

8. Погудин, С.М. Комплексная оценка индивидуального развития школьников / С.М. По-гудин, С.А. Соловьева, Е.Э. Котова. - Чайковский : Изд-во Чайковского гос. ин-та физ. культуры, 1996. - 80 с.

REFERENCES

1. Besputchik, V. G. (2000), "Aerobics for all tastes", Sports at school, No. 29, pp. 30-35.

2. Bril, M. S. (1980), Selection in sports, Physical culture and sports, Moscow.

3. Feshchenko, E.K. (1999), Age and sexual features of a self-assessment of strong-willed qualities, dissertation, St. Petersburg.

4. Lisitskaya, T.S. and Sidneva, L.V. (2002), Aerobics. Theory and technique, Vol. 1, FAR, Moscow.

5. Lisitskaya, T.S. and Sidneva, L.V. (2002), Aerobics. Private techniques. Vol. 2, FAR, Moscow.

6. Lyuyk, L. and Muina O. (1998), "Management of loading in occupations by improving aerobics with girls and women of different age", Person in the sports world: New ideas, technologies, prospects, conference, Moscow, pp. 549.

7. Panov, V (1996), Coordination abilities of children: How to raise them?", Sports at school, No. 46, pp. 24.

8. Pogudin, S.M., Solovyova S.A. and Kotova, E.E. (1996), Complex assessment of individual development of school students, publishing house "TchSIPC", Tchaikovsky.

Контактная информация: yanaosel@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.06.2014.

УДК 378

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор, Эльдар Фаридович Капшанов, соискатель, Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени

С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для внедрения информационных образовательных технологий в практику подготовки курсантов военно-физкультурного вуза. К их числу авторы относят следующие: понимание преподавателями высокой эффективности внедрения информационных образовательных технологий в практику подготовки курсантов; владение преподавателями этими технологиями для обучения курсантов, а также разработку и реализацию специального курса подготовки преподавателей для овладения ими. Сюда же они относят: приобретение знаний, связанных с изучением особенностей использования информационных образовательных технологий в подготовке курсантов; повышенное внимание к применению интерактивных средств и методов обучения; формирование психологической готовности преподавателей к использованию новых информационных образовательных технологий. Важными условиями являются: изучение передового педагогического опыта по внедрению информационных образовательных технологий в практику подготовки курсантов; повышение ответственности преподавательского состава по реализации информационных образовательных технологий.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, курсанты военно-физкультурного вуза, информационные образовательные технологии.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p145-148

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR INTRODUCTION OF THE INFORMATION EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN PRACTICE OF TRAINING OF CADETS OF MILITARY AND SPORTS HIGHER

EDUCATION INSTITUTION

Valery Lucic Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor, Eldar Faridovich Kapshanov, the competitor, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,

St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of researches of the authors on justification of the psychology and pedagogical conditions necessary for introduction of the information educational technologies in practice

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.