Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕСТАВРАЦИИ АРХИВНЫХ ФОТОПЛЕНОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКРИЛОВЫХ ЛАКОВ'

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕСТАВРАЦИИ АРХИВНЫХ ФОТОПЛЕНОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКРИЛОВЫХ ЛАКОВ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
163
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТАВРАЦИЯ / RESTORATION / АРХИВНЫЕ ФОТОПЛЕНКИ / ARCHIVAL PHOTOFILMS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Бабкин Олег Эдуардович, Ильина Виктория Валентиновна, Виноградов Евгений Леонидович, Комиссарова Ксения Сергеевна

Предложена методика реставрации триацетатцеллюлоз- ной основы фотопленок, предполагающая предваритель- ное увлажнение для восстановления плоскостности пленки и последующее грунтование основы акриловым лаком для устранения механических дефектов. Предлагаемая мето- дика позволяет существенно сократить процесс обработки сканированного изображения в графическом редакторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Бабкин Олег Эдуардович, Ильина Виктория Валентиновна, Виноградов Евгений Леонидович, Комиссарова Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF RESTORATION OF ARCHIVAL PHOTOFILMS BY USING THE ACRYLIC RESIN LIQUID

The technique for restoration of the triacetate cellulose base of photofilms is proposed. It involves a preliminary moistening to restore the flatness of the film and subsequent priming of the base with the acrylic resin liquid to eliminate mechanical defects. The proposed technique allows a significant reduc- tion in the processing of a scanned image in a graphics editor.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕСТАВРАЦИИ АРХИВНЫХ ФОТОПЛЕНОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКРИЛОВЫХ ЛАКОВ»

УДК 778.588-03:658.78

Oleg E. Babkin1, Viktoriya V. Ilina2, Evgeny L. Vinogradov3, Ksenia S. Komissarova4

METHOD OF RESTORATION OF ARCHIVAL PHOTOFILMS BY USING THE ACRYLIC RESIN LIQUID

St.Petersburg State University of Film and Television, 13 Pra-

vdi str., St.Petersburg, 191119, Russia

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University

29 Politechnicheskaya str., St.Petersburg, 195251, Russia

e-mail: ilina-victory@yandex.ru

The technique for restoration of the triacetate cellulose base of photofilms is proposed. It involves a preliminary moistening to restore the flatness of the film and subsequent priming of the base with the acrylic resin liquid to eliminate mechanical defects. The proposed technique allows a significant reduction in the processing of a scanned image in a graphics editor.

Key words: restoration, archival photofilms.

Введение

Архивные кино- и фотодокументы представляют собой неотъемлемую часть истории и составляют более трети объемов хранения архивов. При этом в большинстве своем - это технические пленочные материалы (фотопленки), к которым, кроме непосредственно негативных фотопленок, относят слайды, диапозитивы и микроформы. Основной объем приходится на микроформы, которые в свое время были признаны эффективным вариантом экономии площадей хранения и удешевления сохранения фондов, и использовались для копирования газет и рукописей (микрофильмы), научных статей (микрофиши) и инженерных документов. В настоящее время объемы хранимых микроформ в несколько раз превышают объемы всех архивных материалов [1].

Основной проблемой сохранения любого вида архивных фотопленок является ограничение по срокам хранения. Известно, что в технологии их производства применялись материалы, склонные к быстрому старению с последующей невосстанавливаемой деструкцией. Речь идет и о пленках-носителях (преимущественно, эфиро-целлюлозных) и о серебро-желатиновых регистрирующих слоях, подверженных бактериологическому разложению. Сохранность пленочных фотоматериалов обеспечивается соблюдением жестких условий хранения, предполагающих контроль климатических параметров - влажности, температуры (таблица 1), а также светового режима. Важна и превентивная защита архивных фотоматериалов от

О. Э. Бабкин1, В. В. Ильина2, Е. Л. Виноградов3, К. С. Комиссарова4

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕСТАВРАЦИИ АРХИВНЫХ ФОТОПЛЕНОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКРИЛОВЫХ ЛАКОВ

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения,

191119, Санкт-Петербург, ул. Правды, 13 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д.29 e-mail: ilina-victory@yandex.ru

Предложена методика реставрации триацетатцеллюлоз-ной основы фотопленок, предполагающая предварительное увлажнение для восстановления плоскостности пленки и последующее грунтование основы акриловым лаком для устранения механических дефектов. Предлагаемая методика позволяет существенно сократить процесс обработки сканированного изображения в графическом редакторе.

Ключевые слова: реставрация, архивные фотопленки.

биоповреждений для ингибирования биологической деградации [2, 3]. Но даже соблюдение всех параметров не обеспечивает длительного хранения фотопленок, и срок сохранности материалов на триацетатцеллюлозной (ТАЦ) пленке-основе по статистике не превышает 50 лет, нитроцеллюлозной - 30 лет [3, 4]. Профилактическая обработка и реставрация известными методами (глянцевание основы, использование казеиновых покрытий) продлевает время сохранения архивных фотопленок, но не бесконечно, более того, большинство из известных методов являются однократными.

Таблица 1. Условия хранения различных видов кинофотодокументов (стандарты РФ)

Наименование нормативного документа Цветные оригиналы и страховые копии кинофотодокументов Черно-белые оригиналы и страховые копии кинофотодокументов и микроформы страхового фонда Магнитные фонограммы на 35-мм пленке

ГОСТ 7.65-92 температура: -5 °С влажность: 40-50 % температура: +15 °С влажность: 40-50 % -

ГОСТ 7.68-95 - - температура: + 8..+18 °C влажность: 45-65 %

1 Бабкин Олег Эдуардович, д-р техн. наук, профессор, каф. фотографии и народной художественной культуры СПбГИКиТ, e-mail: obabkin@rambler.ru Oleg E. Babkin, Dr Sci. (Eng.), Professor, Department of Photography and Folk Art Culture, St. Petersburg State University of Film and Television

2 Ильина Виктория Валентиновна, канд. техн. наук, доцент, каф. фотографии и народной художественной культуры СПбГИКиТ, e-mail: ilina-victory@yandex.ru

Viktoriya V. Ilina, Ph.D, Associate Professor, Department of Photography and Folk Art Culture, St. Petersburg State University of Film and Television

3 Виноградов Евгений Леонидович, д-р техн. наук, профессор, СПбПУ Петра Великого, Институт металлургии, машиностроения и транспорта, кафедра «Автоматы», e-mail: vinogradov-el@rambler.ru

Evgeny L. Vinigradov, Dr Sci. (Eng.), Professor, Department of Automatics, Institute of Metallurgy, Machine Building and Transport, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University

4 Комиссарова Ксения Сергеевна, специалист по учебно-метод. pаботе, каф. фотографии и народной художественной культуры СПбГИКиТ, e-mail: kkc12kkc@mail.ru

Ksenia S. Komissarova, specialist in educational and methodological work, , Department of Photography and Folk Art Culture, St. Petersburg State University of Film and Television

Дата поступления 26 декабря 2017 года

В настоящее время принят подход к сохранению архивных документов, в том числе кино- и фотодокументов, предполагающий перевод в электронный вид и резервное хранение копий [5]. Методика предполагает пересъемку или сканирование материала с последующей обработкой в графическом редакторе и сохранение на электронном носителе. Основной проблемой при оцифровке является появление визуальных эффектов на скан-копии, причиной которых являются механические повреждения основы (царапины, пробои), устранение которых требует значительных трудозатрат при редактировании изображения.

Предлагаемая методика реставрации предлагает использование акриловых лаков для грунтования полимерной пленки-основы материала, что позволяет нивелировать механические дефекты и получать сканированное изображение, требующее минимальной правки в графических редакторах. Дополнительно лаковый слой позволяет увеличить прочность материала на разрыв. Выбор в качестве реставрационного материала органорастворимых полиакрилатов обусловлен их физико-химическими свойствами (атмосферостойкость; светостойкость; стойкость к воздействию основных деградабельных факторов - атмосферного кислорода, воды, щелочей и кислот; хорошая пропускаемость в видимой части спектра (до 92 %); наличие показателя преломления, близкого к аналогичному показателю ТАЦ-пленок) [6].

Методы исследования

Оценку физико-механических свойств реставрационного покрытия проводили по разнице свойств материала до и после нанесения лакового слоя по параметрам: предел прочности и относительное удлинение при разрыве. В качестве прибора испытания использовали разрывную машину, снабженную динамометром и приводным механизмом.

Для оценки плоскостности фотопленки использовали методику измерения подъема краев образца размером 19x35 мм, свободно лежащего на ровной горизонтальной поверхности. Воспроизводимость результатов оценивали по показаниям пяти равнозначных экспериментов. Характеристикой плоскостности считали абсолютную площадь контактной поверхности образца (мм2) и соотношение площади контакта к общей площади образца (%). Измерения проводили при комнатной температуре и влажности воздуха 70 %.

Измерение адгезии проводили методом нормального отрыва с помощью прибора Neuertek KN-10. Для определения толщины реставрационного покрытия использовали полуавтоматический микрометр.

Оценку эффективности коррекции механических повреждений поверхности полимерной пленки-основы фотоматериала лаковыми покрытиями проводили методом построения профилограмм. Метод заключается в анализе светопропускания сканированных на просвет образцов пленки и построении координатной зависимости уровня серого, относящегося к одной строке изображения (при разрешении сканера 480x480 dpi -до 1000 значений при формате А4). Учитывая, что сканирование дает градацию 256 оттенков серого цвета на переходе от абсолютно черного до абсолютно белого цвета, «цена деления» сканера равняется 1/256, а абсолютная приборная погрешность по среднему коэффициенту светоотражения составляет 0,002. Построение координатной зависимости уровня серого дает наглядное представление об оптической неоднородности образца. Любой механический дефект (потертость, царапина, проч.) на профилограмме представляет собой локальную область оптической неоднородности, отображаемую как отклонение (пик) от среднего показателя серого. Учитывая это, принимали, что интенсивность пика соответствует глубине механического по-

вреждения. Сканирование проводили на планшетном сканере со слайд-модулем EPSON, модель V500.

Экспериментальная часть

Объектом исследования являются растворы смол Pliolite AC 80 и Degalan LP 64/12 в о-ксилоле.

На рисунке 1 представлен исходный реставрируемый материал - скан-кадр черно-белой негативной фотопленки, имеющий существенные дефекты регистрирующего слоя и основы. На изображении просматриваются износ пленки и глубокие царапины, а также слабые органические загрязнения (отпечатки). Плоскостность пленки составляет 23 % (от площади кадра). Отдельно приведен сигнальный фрагмент изображения, характеризующий степень износа.

Рисунок 1. Сканированный образец - кадр фотопленки без реставрации, внизу приведен сигнальный фрагмент изображения с механическими дефектами

Подготовку фотопленки к оцифровке начинали с обеспыливания поверхности антистатической кистью с применением промышленного антистатика ЛАНА.

Для уменьшения удаления следов жировых загрязнений фотопленку обработали со стороны пленки-основы ватным тампоном, смоченным в растворителе Р-4.

Плоскостность пленки восстанавливали выдерживанием в водном растворе смеси «глицерин-ацетон» в соотношении 60 : 35 : 5 (об. %) в течение 72 ч. Режим увлажнения и рецептура увлажняющего раствора были подобраны в результате сравнительных испытаний (рисунки 2, 3). В результате, удалось достичь восстановления плоскостности кадра до 57 %.

Плоскостность пленки, % 25

20

Таблица 3. Адгезия однослойного реставрационного покрытия к ТАЦ пленке-основе

15

10

5 15 25

Содержание ацетона в смеси, %

Рисунок 2. Увлажнение образца фотопленки в растворной смеси «ацетон : глицерин : вода» при содержании воды 60 об.% и времени выдержки 24 ч

Плоскостность пленки, % 60

50

40

30

20

10

РПо^е АС 80 (30 %) Degalan 1_Р 64/12 (30 %)

Толщина покрытия, мкм Прочность на разрыв, кг/см2 Относительное удлинение при разрыве, мм Толщина покрытия, мкм Прочность на разрыв, кг/см2 Относительное удлинение при разрыве, мм

без покрытия 16 5 без покрытия 16 5

17 19 6 17 17 5

Адгезия исследуемых покрытий к ТАЦ пленке-основе оказалась удовлетворительной для обоих типов смол, и достаточной для практики реставрации пленочных материалов (таблица 3).

5 15 25

Содержание ацетона в смеси, %

Рисунок 3. Увлажнение образца фотопленки в растворной смеси «ацетон : глицерин : вода» при содержании воды 60 об.% и времени выдержки 72 ч

В процессе физико-механических испытаний установлено, что покрытия растворов смолы PLЮLITE АС80 в о-ксилоле имеют значимое улучшение прочностных характеристик (таблица 2). Тенденция наблюдается для всех концентрационных зависимостей, при этом толщина покрытий максимальна при использовании 30 % раствора смолы. Значения прочности являются достаточными в практике реставрационной обработки пленки-основы для оцифровки при использовании всех исследованных концентрационных зависимостей.

Таблица 2. Физико-механические свойства фотопленок до и после нанесения реставрационного покрытия

РПо№е АС 80 (5 %) Degalan 1_Р 64/12 (5 %)

Толщина А, кгс/см2 Толщина А, кгс/см2

покрытия, мкм покрытия, мкм

17 3,0 17 3,2

Реставрация пленки-основы заключалась в нанесении двухслойного лакового покрытия: 5 % раствор PLЮLITE АС80 в о-ксилоле (нижний слой) и 30 % раствор PLЮLITE АС80 в о-ксилоле (верхний слой). Сушка слоев составляла 5 мин. в естественных условиях, без применения конвекции.

Послойным нанесением лаковых растворов разной концентрации (от меньшего к большему) удалось загрунтовать механические дефекты разной глубины. Эффективность процесса грунтования механических дефектов оценивали по критерию заполнения реставрационным лаком при помощи профилограмм (рисунки 4, 5).

Рисунок 4. Профилограмма исходного образца ТАЦ пленки без реставрационного покрытия

Рисунок 5. Профилограммы ТАЦ пленки с реставрационным покрытием: слева - использован 15 % раствор РУюШе АС 80;

справа - использован 30% раствор РИоМе АС 80

Из рисунков 4 и 5 видно, что лаковые покрытия сглаживают механические дефекты пленки (оценка ведется по интенсивности пиков), при этом стоит отметить, что менее концентрированный раствор заполняет более глубокие дефекты. Стоит также отметить, что при использовании растворов невысоких концентраций наблюдается их стекание к краям кадра, на что указывает выраженный прогиб кривой профилограммы.

На рисунке 6 приведено сканированное изображение кадра фотопленки после реставрации двухслойным лаковым покрытием PLЮLITE АС80 в о-ксилоле. Наблюдается полное подавление механических шумов, что особенно наглядно видно на отдельно приведенных к рисункам 1 и 6 масштабированных сигнальных образцах изображения.

Рисунок 6. Сканированный образец - кадр фотопленки после реставрации при двухслойном нанесении покрытия из растворов Pliolite AC 80 в о-ксилоле (без коррекции цвета в редакторе PHOTOSHOP). Внизу приведен сигнальный фрагмент изображения с устраненными механическими дефектами

Недостатком предлагаемой методики реставрации является изменение оттенка изображения в сторону сине-красных тонов, поэтому готовому электронному изображению требуется дополнительная корректировка цвета до тона оригинала в графическом редакторе типа PHOTOSHOP.

Выводы

Установлено, что восстановление плоскостности пленки, необходимое для качественного нанесения реставрационных слоев и последующего сканирования, лучше проводить 40 об. % водным раствором смеси «глицерин-ацетон», с содержанием ацетона 5 об. % в течение 72 ч.

Определено, что реставрацию фотопленки с множественными механическими дефектами пленки-основы необходимо проводить методом послойного нанесения покрытия, используя лаковые растворы разных концентраций.

Выявлено, что послойное нанесение 5 % и 30 % растворов PLIOLITE AC80 в о-ксилоле позволяют полностью устранить механические дефекты ТАЦ пленки-основы фотоматериалов.

Литература

1 Бабкин О.Э., Ильина В.В. Реставрация архивных кинофотодокументов. Кино- и фотопленки // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-1 (74). С. 17-20.

2. Ильина В.В., Бабкин О.Э. Особенности деструкции триацетатцеллюлозной полимерной пленки -основы кинофотоматериалов // Достижения вузовской науки: сб. материалов XXVI Международной научно-практической конференции. г. Новосибирск, 12 апреля 2016. Новосибирск: ЦРНС, 2016. № 26. С. 76-81.

3. Бурдыгина Г.И. Фильмокопии. Свойства, профилактика, реставрация, хранение. М.: Искусство, 1991. 205 с.

4. Бабкин О.Э., Ильина В.В., Терехова И.В.. Ти-бирькова О.Г. Ацетатцеллюлозные полимерные пленки // VI Междунар. конференция «Деформация и разрушение материалов и наноматериалов», Москва, 10-13 ноября 2015 г. М.: ИМЕТ РАН, 2015.С. 650-651.

5. ГОСТ Р 33.3.02-2008. Единый российский страховой фонд документации. Страховые копии документации, являющиеся национальным научным, культурным и историческим наследием. Общие требования к условиям хранения. М.: Стандартинформ, 2009. 16 с.

6. Бабкин О.Э., Ильина В.В., ОрловаЛ.А. Материал реставрационной подготовки основы фотопленки для ее оцифровки и последующего хранения: сб. научн. трудов. посвященный Году российского кино «Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России», в 2-х ч. СПб.: СПбГИКиТ, 2016. С. 108113.

References

1 Babkin O.E., Ilina V.V. Restavratsiya arkhivnykh kinofotodokumentov. Kino- i fotoplenki // Istoricheskiye. filosofskiye. politicheskiye i yuridicheskiye nauki. kulturologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki. 2016. № 12-1 (74). S. 17-20.

2. Ilina V.V., Babkin O.E. Osobennosti destruktsii triatsetattsellyuloznoy polimernoy plenki - osnovy kinofotomaterialov // Dostizhenija vuzovskoj nauki: sb. materialov XXI Mezhdunarodnoj nauchno-prakt. konf. g. Novosibirsk, 12 aprelja 2016. Novosibirsk: CRNS, 2016. № 26. S. 76-81.

3. Burdygina G.I. Filmokopii. Svoystva. profilaktika. restavratsiya. khraneniye. M.: Iskusstvo. 1991. 205 s.

4. Babkin O.E., Ilina V.V., Terekhova I.V., Tibirkova O.G. Atsetattsellyuloznyye polimernyye plenki // VI Mezhdun. konferentsiya «Deformatsiya i razrusheniye materialov i nanomaterialov». 10-13 noyabrya 2015 g. Moskva. M.: IMET RAN. 2015.S.650-651.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. GOST R 33.3.02-2008. Edinyy rossiyskiy strakhovoy fond dokumentatsii. Strakhovyye kopii dokumentatsii. yavlyayushchiyesya natsionalnym nauchnym. kulturnym i istoricheskim naslediyem. Obshchiye trebovaniya k usloviyam khraneniya. M.: Standartinform. 2009. 16 s.

6. Babkin O.E., Ilina V.V., Orlova L.A. Material restavratsionnoy podgotovki osnovy fotoplenki dlya eye otsifrovki i posleduyushchego khraneniya: sb. nauchn. trudov. posvjashhennyj Godu rossijskogo kino «Aktual'nye voprosy razvitija industrii kino i televidenija v sovremennoj Rossii», v 2-h ch. SPb.: SPbGIKiT, 2016. S. 108-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.