Ф.А. Гедрович
О НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ АРХИВОВЕДЕНИЯ
Статья раскрывает одну из многочисленных проблем сохранения национального документального наследия России - проблему особенностей использованных в XX в. для создания кинофотодокументов носителей документной информации. Приводятся сведения о вкладе преподавателей кафедры НТЭДА ИАИ РГГУ в решение задачи по оценке состояния документов и предотвращению утраты содержащейся в них информации.
Ключевые слова: документальное национальное наследие, аудиовизуальные документы, нитрооснова, триацетатная основа, стабильность нитроосновы, «уксусный синдром», методы определения состояния документов.
Научно-технические проблемы архивоведения могут быть названы прикладными, если забыть о том, что документ может многократно использоваться и быть использован во всех аспектах только в том случае, если он физически существует. Конечно, эта мысль подкрепляется теоретическими разработками и практическими действиями архивистов по отбору на постоянное хранение наиболее полноценного с информационной точки зрения комплекса документов, рациональной организацией их хранения, а также по многообразному использованию содержащейся в них информации. В то же время анализ одного из последних нормативных документов, который определяет содержание работы архивов, хранящих документы АФ РФ и другие архивные документы, позволяет сделать вывод, что обеспечение сохранности архивных документов в целом и их физико-химической сохранности в первую очередь является одной из основных задач хранителей нашего документального наследия1.
© Гедрович Ф.А., 2011
Эксплуатационная пригодность документа при прочих равных условиях зависит от сохранности носителя информации, которая определяется его физико-механическими характеристиками (целостностью, прочностью, эластичностью и др.) и сохранностью информации. Перед архивистами постоянно возникают практические задачи по оценке эксплуатационных характеристик документов для организации выставок, подготовки публикаций, обеспечению доступа к документам. Опытом практической работы архивов и экспериментальными исследованиями установлено, что надежная сохранность носителя обеспечивает надежную сохранность информации документа2. Решение многих задач в области обеспечения сохранности архивных документов требует привлечения ученых, специалистов, экспериментаторов в разных областях науки и техники. Полученные результаты научных исследований помимо информирования архивной общественности путем публикации статей требуют обязательного подтверждения легитимности включением их в соответствующие нормативные документы разного уровня. Это определяется ответственностью архивистов перед грядущими поколениями, которая не позволяет им ориентироваться только на мнения отдельных специалистов, пусть и уважаемых в архивном мире. Приведу один из примеров, характеризующих сложность и важность проблем, возникающих в деятельности архивистов и требующих междисциплинарных научных подходов.
Нитроцеллюлоза (или нитрат целлюлозы) была, вероятно, самым первым пластическим материалом, производство которого принесло коммерческий успех. Ее получают обработкой хлопковой или древесной целлюлозы смесью азотной и серной кислот. Целлюлоза - природный полимер, состоящий из глюкозных единиц, каждая из которых содержит три гидроксильные группы; последние реагируют с азотной кислотой, причем каждая из гидроксильных групп реагирует независимо от других. Если в среднем нитруется больше чем 2,5 гидроксильные группы на одно глюкозное звено, получают пироксилин, используемый для изготовления бездымных порохов и ракетных топлив. При более низких степенях нитрования получается слегка желтый, прозрачный, твердый, упругий формуемый пластик, известный под названием целлулоида, который обычно комбинируют с наполнителями, пигментами, пластификаторами и стабилизаторами для приготовления очень полезного материала для литьевого и выдувного формования и для производства листов и покрытий. Большим недостатком целлулоида является его легкая воспламеняемость3.
Именно нитроцеллюлоза позволила в 1889 г. родиться кинематографу, а впоследствии и микрографии как промышленному
производству. Она обладала очень хорошими эксплуатационными свойствами, но принесла много бед и потерь в связи со своей особенностью при старении становиться способной к самовоспламенению, т. е. пожароопасной. В нашей стране до 1965 г. это был основной носитель кино- и фотоизображений. И несмотря на то что с 1965 г. производство нитроцеллюлозных пленок было прекращено, до 1970 г. встречаются фильмы «совместного монтажа», в которых могли встретиться отдельные планы на нитроцеллюлозной основе.
В России наиболее крупные собрания кинодокументов, в том числе и на нитрооснове, хранят Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) и Госфильмофонд России. В Гос-фильмофонде, по свидетельству его директора Н.М. Бородачева, хранятся более 60 тыс. наименований, а в РГАКФД - более 54 тыс. наименований кинофильмов.
Усилия архивистов по сохранению этих уникальных свидетельств «зримой истории» вызывают огромное уважение и благодарность не только кинематографистов, которые постоянно обращаются к этим сокровищам, не только обычных зрителей, которые, просматривая эти материалы, могут окунуться в воспоминания о днях минувших, но и историков, которым кропотливая и незаметная внешнему взгляду работа архивистов позволяет еще и еще раз удостовериться в значимости аудиовизуального и научно-технического наследия. Именно научно-технического наследия, так как многие оригиналы кинодокументов по способу записи информации могут быть отнесены к аудиовизуальным документам, а по содержанию - к научно-техническим. К таким документам относят: кинофотофоновидео-, телеметрические и электронные документы, отражающие процесс НИР; магнитные ленты, негативы и позитивы киноотпечатков, отражающие испытание технологического процесса: комплекс материалов, объединенных сценарием (фильм); фотонегативы изделий длительных испытаний, связанных с составлением эталонов; магнитные ленты, негативы и позитивы киноотпечатков, отражающие процесс отработки изделий и производства технологического оборудования; фотофиксационные карточки на элементы (сегменты) объектов реставрации; аэронегативы (микрофильмы с них - основной и копия с основного микрофильма) съемок месторождений полезных ископаемых (здесь сохранена терминология цитируемого документа)4.
Кинодокументы на нитрооснове представляют большую историческую ценность как носители ретроспективной информации. Они же создают реальную опасность как возможный источник возникновения пожаров. Поэтому сотрудникам архивов необходимо уделять постоянное серьезное внимание техническому состоянию и
условиям хранения этих документов. Проблемы организации хранения этих документов большинству архивистов известны. Позволю себе напомнить только те, решение которых связано со значительными материальными затратами, и показать на конкретных примерах, как они разрешались.
1. Организация изолированного хранения кинодокументов на огнеопасной нитроцеллюлозной основе - это для архива любого уровня сложная задача, требующая не только специальных хранилищ с устойчивостью строительных конструкций по группе «Б», но и создание в хранилищах кинодокументов на нитрооснове пониженных температуры и влажности для продления срока их «жизни». Это связано с тем, что повышение температуры воздуха на каждые 5° С ускоряет процесс так называемого «старения», а иначе - разложения носителя оригиналов в 2-4 раза.
О значимости и необходимости сохранения аудиовизуального наследия упоминается уже в 1913 г., в самом начале процесса становления нашего кинематографического производства. В редакционной статье «Вестника кинематографии» (1913. № 15. 27.07. С. 9-10) достаточно точно сформулирована мысль о документальности и информативности аудиовизуальных технических средств записи информации: «Что и говорить: кинематография настолько вошла в обиход нашей жизни, что не считаться с нею немыслимо, в особенности в той ее части, где она передает действительную жизнь в ее государственных, общественных и частных проявлениях. Как в национальных библиотеках хранят мертвые памятники эпохи в виде рукописей, книг и изображений, так не менее важным является необходимость сохранить для будущего оживленные свидетельства событий и лиц, благо могущественные средства к этому предоставляют кинематограф и граммофон, каждый в отдельности или в идеальном соединении, которого добьется не нынче - завтра гениальный Эдисон». И далее, в следующем абзаце: «За границей уже сделаны попытки в области хранения граммофонных пластинок, начали их собирать, если не ошибаемся, в Парижской национальной библиотеке и в особом помещении при "Большой опере", устроенном так, что в нем устранены атмосферные влияния на качество пластинок»5.
И здесь следует вспомнить, что в СССР до 1975 г. не было Российского государственного архива кинофотодокументов. Специальные архивы были в Азербайджане и в Украине (с 1930-х годов), в Белоруссии и Армении (с 1940-х годов). Во всех союзных республиках, кроме РСФСР. Фактическое создание Центрального государственного архива кинофотофонодокументов РСФСР началось в 1978 г. после специального Постановления правительства
РСФСР № 406 от 3.06.1975 г., а первые фотодокументы архив принял на хранение только в 1979 г. Девять киностудий, 65 фильмотек, 80 фонотек Комитетов по телевидению и радиовещанию России были определены источниками комплектования этого архива. Архивисты столкнулись на местах с вопиющими фактами незаконного уничтожения кинофотофонодокументов (утрачены целые исторические периоды), несоблюдением условий хранения, отсутствием учета. За довольно короткий период с 1979 по 1995 г. архив выявил и собрал 26281 ед. хр. кинофотофонодокументов, при этом размещаясь в неприспособленных для хранения зданиях (Никольская церковь в селе Кутуково, в 23 км от Владимира, и двух помещениях, одно из которых в деревянном доме, в г. Владимире). В связи с образованием РГАКФД, произошло объединение собранной коллекции ЦГАКФД РФ с документами ЦГАКФД СССР6.
2. Второй существенной задачей архивов, хранящих кинофотодокументы, является постоянное наблюдение за стабильностью носителя. Именно невнимание к состоянию нитроцеллюлозной основы кинофильмов явилось причиной пожаров кинохранилищ мирового значения (Нью-Йорк, 1948 г.; Рамбуйе, 1980 г. и др.).
Не избежала этой участи и Россия. В 1960-х гг. возникали пожары на Нижне-Волжской киностудии, в фильмотеке Якутского ТВ, в конце 1970-х годов в Госфильмофонде СССР, а также в архиве Молдавии. И хотя, к счастью, их результаты не столь разрушительны, они вызвали тревогу и зарубежных, и отечественных коллег.
Для того чтобы избежать этих неприятностей, ученые нашей страны - специалисты НИКФИ - придумали специальный химический анализ, который предусматривал взятие небольшого образца из кинодокумента и нагревание его в пробирке на глицериновой бане в течение 90 минут. Этот анализ определенным образом характеризовал степень разложения (старения) нитро-целлюлозной основы и отражал уровень ее стабильности. Но был трудоемким, длительным, сопровождался неприятным запахом нагретого глицерина, для некоторых кинодокументов требовал ежегодного взятия образца и, что самое главное, не давал сведений о состоянии каждого плана кинофильма, которых в одном рулоне может быть до двухсот. Он также не был применим к фотодокументам, так как приводил к утрате информации. Из-за трудности в организации и проведении этого исследования архивисты не хотели его проводить. Только в 1983 г. совместными усилиями специалистов РГАКФД (тогда ЦГАКФД СССР) и РГАНТД (тогда НИЦТД СССР) было впервые проведено выявление вида основы и исследование стабильности нитроосновы кинодокументов архива7.
В 1987 г. российские специалисты в области обеспечения сохранности аудиовизуальных документов НИЦТД СССР изобрели новый способ исследования стабильности нитроосновы кино- и фотодокументов. Этот способ основывался на измерении электрической характеристики материала, не требовал взятия образцов, являлся неразрушающим и позволял получить сведения о физико-химическом состоянии не только каждого плана, но и каждого кадра кинодокумента8. Однако и этот метод имел при практическом применении определенные трудности, которые архивы не смогли преодолеть. Это, в первую очередь, необходимость длительного (иногда до 5 дней) кондиционирования рулона кинодокумента до достижения им равновесия с относительной влажностью воздуха в измерительной комнате, либо надо было проводить измерения непосредственно в хранилище, что неприемлемо из-за низких температур хранения и не отвечает требованиям техники безопасности.
Об этой проблеме достаточно убедительно говорит на сайте РГАКФД начальник отдела технического контроля РГАКФД И.В. Фалина, которая характеризует научно-практическую деятельность архива. Отмечая множество тех вопросов, которые возникают в практической работе с кинодокументами на нитроос-нове, она следующим образом формулирует требования к методам контроля стабильности нитроосновы: «Этот метод (обязательно не-разрушающий) должен быть прямым, т. е. фиксировать процессы, происходящие только в основе. Желательно также, чтобы он был бесконтактным, дающим представление о стабильности кинодокумента на всем протяжении, а не в конкретной случайно выбранной точке»9.
Кафедра научно-технических и экономических документов и архивов факультета технотронных архивов и документов Исто-рико-архивного института РГГУ (НТЭДА ФТАД ИАИ РГГУ) с момента своего создания в 1999 г. регулярно участвует в решении тех задач, которые ставит перед архивной отраслью практика хранения документов на различных носителях. За последние почти десять лет представитель кафедры участвовал в разработке шести научно-исследовательских поисковых тем, которые направлены на решение задач, возникающих как в области консервации и реставрации документов, так и в выборе методов контроля сохранности носителя. Следует отметить, что руководство кафедры, факультета и Историко-архивного института всегда поддерживали творческое взаимодействие кафедры и архивов. Результаты работы в этом направлении нашли свое воплощение не только в отчетах о НИР и статьях в профильных журналах, но и в нормативных документах:
рекомендациях, национальных стандартах, технологических регламентах.
С 2004 г. осуществлялась разработка экспресс-метода определения стабильности нитроцеллюлозной основы архивных кинодокументов. Эта научно-исследовательская работа проводилась РГАНТД, апробация результатов осуществлялась в РГАКФД, научное руководство - представителем кафедры НТЭДА ФТАД ИАИ РГГУ.
Результаты анализа и обобщения исследований процесса старения нитроцеллюлозной основы учеными и специалистами в нашей стране и за рубежом, а также, и в первую очередь, положительные результаты разработки индикаторного экспресс-метода определения стабильности нитроцеллюлозной основы кинодокументов, полученные в 2005-2007 гг., позволили подготовить «Рекомендации по условиям хранения и применению индикаторного экспресс-метода оценки стабильности кинодокументов на нитроцеллюлозной основе в государственных архивах».
В Рекомендациях приведены требования к организации и условиям хранения документов, порядку и содержанию контроля за состоянием НЦ-основы носителя, правила обращения с документами, а также в приложениях дана конкретная методика определения стабильности НЦ-основы, которая может быть применена в архивах для обеспечения безопасного хранения документов на НЦ-основе.
Электронная версия Рекомендаций размещена на сайте Ро-сархива в разделе «Методические разработки», что делает текст доступным как практическим работникам архивов, так и студентам нашего факультета10.
3. Следующей по важности задачей для хранителей аудиовизуальных документов является сохранение содержащейся в кинофильмах информации при условии, когда нитрооснова разложилась и находится в состоянии, когда даже незначительное повышение температуры окружающего воздуха, трение при перемотке, случайные удары могут привести к самовозгоранию кинофильма. Решение этой проблемы возможно только путем копирования фильма на более безопасный носитель. Пришедшая на смену нитрооснове аце-татцеллюлозная основа считается безопасной. Действительно, она по горючести соответствует обычной бумаге и в течение последних 30-40 лет считалась надежной. Именно поэтому в архивах России проводилась планомерная работа по копированию кинофильмов с огнеопасной нитроосновы на безопасную пленку. Значительную работу в этом направлении провел РГАКФД. В начале 1980-х годов около половины всего собрания этого архива составляли кинодокументы на нитрооснове. Перевод 45 194 ед. хр. на безопасную пленку
проводился в течение 12 лет и потребовал крупных финансовых и трудовых затрат11.
В результате этой плановой работы была предотвращена утрата ценнейшей этнографической информации, содержащейся в фильмах «Тунгусы» (1927 г.), «В горах Кавказа» (1927 г.), «Жизнь талы-шей в Ленкоранском крае» (1931 г.). Эти фильмы в середине 80-х гг. были перекопированы на безопасную пленку. В связи с опасностью дальнейшего хранения огнеопасных (нестабильных) оригинальных негативов последние были уничтожены12.
Так как архив осуществляет наблюдение не только за каждой единицей хранения, но и за отдельными планами в рулоне, то выявленные огнеопасные планы заменяются контратипными на безопасной пленке. Такие замены сделаны в фильмах «По Бурято-Монголии» (1929 г., 3 и 4 ч.), «Абхазия» (1929 г., 1 и 3 ч.), «Чечня» (1929 г., 2 и 3 ч.), «Байкал» (1928 г., 2 и 3 ч.). Таким образом, из 9 обследованных фильмов оригинальные негативы полностью сохранены только у двух: «Адыгея» (1930 г.) и «Тайга сегодня. Удэ» (1936 г.)13.
Переход кинофотопромышленности в начале второй половины прошлого века на выпуск безопасной ацетатцеллюлозной основы был воспринят как панацея от всех бед, возникающих при архивном хранении кинофотодокументов на нитроцеллюлозной основе. Однако и ацетатцеллюлозная основа к сегодняшнему дню (максимальный срок хранения документов на ацетатцеллюлозной основе 40-50 лет) проявила свои особенности: при старении в хранилищах аудиовизуальных документов появился запах уксусной кислоты, некоторые рулоны сильно покоробились, а некоторые невозможно было копировать или просматривать из-за текучести основы. Эти процессы наблюдались ранее всего там, где условия в хранилищах не регулировались, а температура и влажность воздуха были высокими. Данный процесс (процесс естественного старения ацетат-целлюлозной основы), к сожалению, предотвратить невозможно. Однако его можно замедлить и принять все меры для сохранения содержащейся в документах на этой основе информации. Разложение ацетатцеллюлозных пленок сопровождается и проявляется запахом уксусной кислоты, которая выделяется в окружающую среду. Это явление получило название «уксусный синдром». Реакция разложения является автокаталитической (ускоряется под влиянием накапливающихся продуктов распада основы) и начинается тем быстрее, чем выше температура и относительная влажность воздуха окружающей среды14.
«Уксусный синдром» за рубежом начали исследовать во второй половине ХХ в., так как раньше, чем в нашей стране, стали исполь-
зовать триацетатные пленки. У нас этой проблеме начали уделять внимание только в конце ХХ - начале ХХ1 в. Достаточно обширные результаты были получены в НИКФИ как по обобщению зарубежного опыта, так и по практическому наблюдению за материалами в Госфильмофонде РФ. Подготовленные в НИКФИ рекомендации ориентированы в основном на использование в практике архивного хранения зарубежных дорогостоящих расходных материалов, что существенно удорожает поддержание аудиовизуальных документов и микроформ в эксплуатационно-пригодном состоянии.
Возникшая в российских государственных архивах проблема хранения и сохранения документов, подверженных «уксусному синдрому», вызвала необходимость разработки доступных для реализации в практике и достаточно дешевых методов выявления начала процесса деструкции ацетатцеллюлозной основы и стала важнейшей гуманитарной проблемой для государственных архивов. В связи с этим в план работы РГАНТД была включена тема по исследованию процесса «уксусного синдрома» документов на пленочных носителях, в том числе микроформ страхового фонда.
В ходе экспериментального исследования по данной теме был изучен процесс «уксусного синдрома» как на отечественных (цветных, черно-белых, негативных, позитивных пленках и магнитных лентах), так и на импортных материалах. Проводились измерения физико-математических и оптических характеристик, определение кислотности (рН) пленки, определение наличия уксусной кислоты в триацетатных пленках методом титрования, исследование влаго-содержания кинофотопленок и магнитных лент, а также контроль химической стабильности ацетатцеллюлозной основы индикаторами и ИК-спектроскопия образцов на ацетатцеллюлозной основе с разной степенью разложения. Были также проведены предварительные эксперименты по применению поглотителей уксусной кислоты, среди которых активированный уголь, мел, оксид кальция, силикагель и др. Результаты этих предварительных экспериментов не вошли в итоговые документы, так как требуется проведение более длительной натурной апробации в реальных условиях архивохранилищ. По результатам проведенных исследований подготовлен отчет о НИР и рекомендации. В данном документе приводятся рекомендации по организации и условиям хранения микроформ страхового фонда, в приложениях представлены доступные отечественным архивам методики выявления и контроля состояния ацетатцеллюлозной основы15.
Одну гуманитарную задачу научно-технической составляющей архивоведения на основании научного подхода и большого объема
экспериментальных исследований на данном этапе можно считать решенной. Правда, потребуется еще много усилий для реализации на практике данных рекомендаций.
Изложенные в данной статье примеры, факты, задачи и решения - это лишь небольшая часть общей проблемы организации хранения и сохранения кинодокументов. Для каждой из разновидностей аудиовизуальных документов могут быть раскрыты свои особенности. В частности, для фонодокументов - это разнообразие технологий записи информации (механическая, магнитная, фотографическая, цифровая) и эволюция носителей звуковой информации (бумага, восковые валики, стальная проволока, магнитные ленты на разных основах, шеллачные, винилитовые и виниловые грампластинки, металлические граморигиналы CD-диски).
Ускорение процессов создания и развития технически обусловленных средств письма, смена технологий, носителей и форматов записи информации, множество сфер применения документацион-ных массивов - это то, с чем постоянно в конце XX - начале XXI вв. сталкиваются архивы. Наиболее зримым примером этих процессов, безусловно, являются цифровые технологии, которые находят все более широкое применение в практике создания аудиовизуальных документов. Поэтому перед применением этих технологий для документов постоянного хранения следует провести полномасштабное научно-экспериментальное изучение всех особенностей поведения используемых носителей цифровой информации в условиях долговременного естественного и искусственного старения.
Результаты исследований состояния кинодокументов, приведенные в данной статье, органично вошли в лекционные курсы и блоки практических занятий по дисциплине «Экология документа» и «Технология архивной репрографии». Это, надеюсь, послужит развитию у наших студентов не только универсальных и профессиональных компетенций, а также профессионально-практических навыков, но и формированию бережного и уважительного отношения к документальному наследию нашего Отечества.
Примечания
Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук. Утверждены приказом Минкуль-
туры РФ от 18.01.07 № 19, зарегистрированным в Минюсте РФ 06.03.2007, регистрационный № 9059. М.: Минкультуры РФ, Росархив, ВНИИДАД, 2007. 187 с.
Устинов В.А. Обеспечение физико-химической сохранности видеодокументов. Метод. пособие. М., 1989. 128 с.
Энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс]. URL: http://www.krugosvet. ru/artikles/ (дата обращения: 21.11.2008).
Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения (Приказ Минкультуры РФ от 31.07.2007 № 1182, зарегистрирован в Минюсте РФ 27.09.2007, регистрационный № 10194). М.: Федеральное архивное агентство, ВНИИДАД, 2008. 382 с.
Сохранить для будущего оживленные свидетельства... // Киноведческие записки. М.: НИИ Киноискусства, 1996. 31. С. 79-81.
Алексеева Н.Е. Филиал РГАКФД (г. Владимир): Прошлое и настоящее // РГАКФД - 70 лет. Красногорск: ФАС РФ, 1996. С. 74-78.
Гедрович Ф.А. Исследование и обеспечение сохранности цветных кинодокументов в государственных архивах: Автореф. дис. ... канд. техн. наук. М., 1983. 22 с.
Михайлов О.А., Серебренников А.И., Гедрович Ф.А. Способ определения пожа-роопасности кинофотоматериалов на нитроцеллюлозной основе. Авторское свидетельство № 1401356. М.: Госкомизобретений СССР, 1988. 8 с. Фалина И.В. О некоторых изменениях в подходе к оценке состояния кинодокументов в процессе долговременного хранения и использования [Электронный ресурс] // Сайт РГАКФД. URL: http://www.rgakfd.ru/n_prakt_d.htm (дата обращения: 31.01.2008).
Гедрович Ф.А., Малышева Л.Ф., Калантарова Н.А. Рекомендации по условиям хранения и применению индикаторного экспресс-метода оценки стабильности кинодокументов на нитроцеллюлозной основе в государственных архивах [Электронный ресурс] // Росархив, РГАНТД, РГАКФД. URL: http://www.rusacives.ru/mtthodics/estimations-stability.shtml (дата обращения: 31.01.2008).
Калантарова Н.А. Некоторые проблемы обеспечения сохранности кино- и видеодокументов РГАКФД // РГАКФД - 70 лет. Красногорск, 1996. С. 13-15. Гедрович Ф.А. Обеспечение сохранности этнографических кинофильмов 1930 годов // Аудиовизуальная антропология. История с продолжением. М., 2008. С. 105-109.
Гедрович Ф.А. Проблемы сохранности документов визуальной антропологии в архивах России // Материалы гуманитарного симпозиума «Открытие и сообщаемость культур». М.: Ин-т гуманитарного партнерства «Путь», 1998. С. 45-48.
Гедрович Ф.А. Некоторые аспекты, проблемы сохранения научного, культурного и исторического наследия // Архивный фонд РФ: феномен, мифы и реальность.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тез. докладов и сообщений международ. науч. конф. Москва, 23-24 мая. М., 2001; Гедрович Ф.А. Проблемы обеспечения сохранности технотронных документов // Безопасность архивов и архивных фондов: Доклады и сообщения на Всеросийской научно-практической конференции 30 ноября - 1 декабря 1999 г. М., 2000. С. 196-199; Гедрович Ф.А., Малышева Л.Ф. Как хранить пленки с триацетатной основой // Отечественные архивы. 2005. № 5. С. 48-52.
15 Гедрович Ф.А., Малышева Л.Ф. Рекомендации по условиям хранения и методам выявления «уксусного синдрома» кинофотодокументов и микроформ на ТАЦ-основе в государственных архивах / Науч. ред. А.С. Шапошников. М.: МАКС Пресс, 2005. 48 с.