литература
1. Нигматуллин Р. В. Роль юридической науки в развитии современной России // Юридический мир. 2012. № 3.
2. Бикчинтаева Л. Г. Психологические детерминанты профессиональных деструкций в деятельности сотрудников органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. № 1.
3. Коломийченко Е. В. Использование инновационных методов обучения на практических занятиях // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. № 4.
4. Булгакова Л. Ф. К вопросу о влиянии авторитета преподавателя образовательной организации МВД России на формирование нравственно-профессиональной ориентации у курсантов // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 3.
5. О полиции: Федеральный закон (текст с изменениями и дополнениями на 2016 год). М.: Эксмо, 2016.
© Михайлов В. И.
УДК 378.147.88:614812-057.36
Р. Х. НИГМАТУЛЛИН, заместитель начальника Медико-санитарной части МВД по Республике Башкортостан, кандидат медицинских наук (г. Уфа)
R. H. NIGMATULLIN, deputy head of the Medical Health Care Unit of the Ministry of Internal Affairs
of the Republic of Bashkortostan, candidate of medi- ^
cal sciences (Ufa) ^
О. Б. ШМЕЛЁВ, старший преподаватель кафед- ^
ры профессиональной подготовки Уфимского g
юридического института МВД России (г. Уфа) ^
O. B. SHMELEV, senior instructor of the chair of eq
professional training of Ufa Law Institute of the Inte- ^
rior Ministry of Russia (Ufa) §
„ I
методика проведения практических занятии «медицинская |
подготовка» с сотрудниками, обучающимися по программе £
подготовки сотрудников органов внутренних дел, *
привлекаемых к проведению контртеррористических |
операций на территории северо-кавказского региона |
российской федерации »
&
THE METHODOLOGY FOR PRACTICAL CLASSES ON «MEDICAL *
TRAINING» FOR OFFICIALS ENROLLED IN THE TRAINING ON THE g
PROGRAM FOR INTERNAL AFFAIRS OFFICIALS ENGAGED IN CARRYING |
OUT COUNTERTERRORISM OPERATIONS IN THE TERRITORY OF THE 4
NORTH CAUCASIAN REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION ^
*
s
о
Аннотация. В статье рассматривается методика проведения практических занятий «Медицинская подготовка» с сотрудниками, обучающимися по программе ^ подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контр-
террористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Ключевые слова и словосочетания: методика, практическое занятие, медицинская помощь, медицинская подготовка, Северо-Кавказский регион.
Annotation. The article discusses the methodology for practical classes on «Medical Training» for officials enrolled in the training program for internal affairs officials engaged in carrying out counterterrorism operations in the territory of the North Caucasian region.
Key words: methodology, practical classes, medical care, medical training, the North Caucasian region.
К критериям оценки проведения занятия, его качеству и результативности относится степень подготовленности преподавателя, обеспечение занятия необходимым материалом, методикой его проведения. В нашем случае как никогда важен грамотно составленный учебно-методический комплекс. Содержание должно соответствовать основным вопросам темы, порядок их отработки и помогает преподавателю методически правильно провести занятие. Значение учебно-методического ком-^ плекса заключается также в том, что при его составлении изучается новая литература, систематизируются и уг-^ лубляются знания по каждому учебному | вопросу.
оц Обычно к проведению практиче-
^ ских занятия приступают после чтения ^ лекций, где даются необходимые для их Л проведения теоретические знания. В Ц данном случае лекционные занятия не Ц предусмотрены программой, что явля-^ ется особенностью обучения. Практиче-^ ские занятия формируют умения прак-| тического характера на основе теории, ^ т. е. несколько нарушается первичность ^ соотношения знаний - умений. ¡^ Медицинская подготовка обу-
® чающихся по программе подготовки со-§ трудников органов внутренних дел, ^ привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории ^ Северо-Кавказского региона Россий-а ской Федерации, проводится только в § виде практических занятий по отработок ке обучаемыми приемов оказания первой помощи раненым и способам их
транспортировки. Методика проведения занятия не должна быть шаблонной. Вариантом повышения эффективности управления процессом адаптации к учебной деятельности является неординарная подача материала [1]. Во всех случаях необходимо подбирать наиболее понятные формы объяснения вопросов и практической отработки по ним, также должна соблюдаться дистанция общения. Выделяют 3 допустимые дистанции общения:
1) публичная - 3,5 м - на лекциях;
2) деловая - 3,4-1,2 м - допускается на практических занятиях;
3) личная - 1,2-0,45 м - допускается на практических занятиях.
Здесь же при показе приемов помощи преподаватель вторгается в личное пространство слушателя, что также отличает данные практические занятия по медицинской подготовке от других.
Как вариант можно рекомендовать такой порядок проведения занятий по обучению сотрудников оказанию первой помощи.
Во вводном слове находят отражение тема «Оказание первой помощи», желаемая цель занятия, рассматриваемые учебные вопросы, время, место и порядок его проведения. Во время вводной части необходимо выяснить общий уровень базовой подготовки по оказанию первой помощи, ведь это окажет существенное влияние на ход занятия, так как тематика занятия охватывает весь ее спектр.
При изучении темы по оказанию первой помощи при ранениях и крово-
течениях сделать упор на исторические примеры. В прошлых войнах многие раненые погибали вследствие недостаточного владения приемами оказания помощи при кровотечениях их товарищами и приемами самопомощи, хотя для этого и не требовались обширные познания. Следует разъяснить различия в алгоритме остановки кровотечений. Так, при оказании помощи гражданам обязательно надевание перчаток из аптечки первой помощи в целях недопущения собственного заражения инфекциями, передающимися с кровью. При оказании же помощи раненому товарищу это не обязательно, потому что перед командировкой все проходят диспансеризацию и не должны иметь заболеваний, несущих опасность окружающим. Это привлекает внимание обучаемых к данной теме, повышает их активность на занятиях. В виде дополнения можно добавить, что изучение приемов оказания первой помощи никогда не будет лишним и в повседневной жизни. Необходимо помнить, что только при условии развития профессиональной компетенции, стремления к самопознанию и познанию других людей, человек не только обогащает свой субъективный жизненный опыт, но и перестраивает себя, осваивая и формируя эффективные способы управления своей жизнью [2].
Рекомендуется использовать в обучении метод инцидента. Обучение слушателей сфокусировано на решении проблем, иногда требующих у лица, оказывающего помощь, принятия незамедлительного решения. Цель метода инцидента - подготовить слушателя самостоятельно действовать в условиях, связанных с угрозой жизни. Слушателю дается конкретная краткая ситуация ур-гентного состояния, требующая принятия быстрого решения. В данном случае необходимо учитывать психологические и психофизиологические особенности личности сотрудников органов внутренних дел в зависимости от нали-
чия поведенческих факторов риска развития заболеваний [3].
Повторение приемов, отрабатывавшихся ранее, позволяет преподавателю выявить степень усвоения обучаемыми пройденного материала, повышает у них чувство ответственности и интерес к изучению новой темы.
Для материального обеспечения занятий необходимо иметь аптечки первой помощи. В качестве обязательного минимума рекомендуются ИПП (индивидуальные перевязочные пакеты) каждому обучаемому и жгуты - по одному на двоих обучаемых. Можно использовать наглядные пособия: накладные имитаторы ранений, учебные фильмы, рекомендованные МВД России. После изложения каждого учебного вопроса или раздела следует провести экспресс-опрос 2-3 сотрудников и выяснить, что материал правильно понят. Практические приемы оказания первой помощи необходимо показать, используя обучаемого в роли условно пораженного. После показа прием выполняют 2-3 со- ^ трудника под прямым контролем пре- 5 подавателя. з
Общие ошибки, присущие мно- у гим, разбираются со всей группой. Для сц того чтобы обучаемые смогли испра- ¡^ вить свои дефекты, упражнения повторяют. В завершении преподаватель оце- | нивает действия обучаемых на занятии. Ц
При проведении занятия не обя- | зательно придерживаться последова- ^ тельности, изложенной выше. В случае ^ достаточной теоретической подготовки § сотрудников по учебному вопросу пре- | подавателю целесообразно сразу же приступить к его практической отработ- ^ ке. В других случаях можно изложить ® сначала все вопросы, а затем перехо- | дить к их практической отработке. К ^ проведению занятий можно привлекать медицинского работника, который бу- ^ дет сопровождать отряд во время ко- §
мандировки.
Тема второго занятия «Способы поддержания работоспособности в ус-
ч©
I
§
I
£
£ §
ловиях горно-лесистой местности» носит больше теоретический характер, поэтому и методика его проведения будет несколько иной. В этом случае элемент занятия, посвященный отработке практических приемов, выпадает, и большая часть учебного времени затрачивается на изложение содержания изучаемой темы. Сложность проведения такого занятия заключается в том, чтобы сохранить его практическую направленность, не превратить в лекцию. С этой целью учебный материал целесообразно излагать небольшими разделами, чередуя рассказ преподавателя с опросом обучаемых. При изучении темы необходимо сопровождать изложение материала примерами из повседневной жизни, опыта накопленного сотрудниками в предыдущих командировках. Затем путем постановки коротких вопросов следует проверить степень усвоения ими содержания данной темы и ответить на вопросы, возникшие у них. Также в ходе занятия необходимо использовать доступные технические средства, например, имитатор высотного дефицита кислорода при дыхании (ИВДК), представляющий собой шлем-маску с гофрированной трубкой от обычного противогаза, в котором выдыхательный клапан перевернут на 180°, но его свойства не нарушены, а лепесток вдыха-
тельного клапана отогнут при помощи проволочной вставки. В результате получается дополнительное «мертвое» пространство и обеспечивается понижение процентного содержания кислорода во вдыхаемом воздухе. В процессе предварительной тренировки можно применять и просто противогаз, не трогая его клапанов, но в этом случае содержание кислорода во вдыхаемом воздухе будет несколько выше, чем в ИВДК [4, с. 49].
Это позволит существенно сократить сроки адаптации в условиях высокогорья и является спецификой подготовки именно этой категории сотрудников.
Результат оказания первой помощи прямо зависит от времени ее оказания пострадавшим.
Помощь максимально эффективна при оказании ее в самые первые минуты после ранения. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сотрудники максимально полно отработали алгоритм первой помощи, быстро ориентировались и правильно оказывали ее пострадавшим в условиях боевых действий.
В то же время очевидно, что в отведенные 4 часа плановых занятий по медицинской подготовке выработать у сотрудников автоматизм выполнения приемов оказания первой помощи представляет собой нереальную задачу.
литература
1. Васильченко А. В., Исхаков Э. Р. Методы повышения эффективности управления процессом адаптации к учебной деятельности // Вестник МВД РФ. 2003. № 1.
2. Габзалилов В. Ф., Куприянова О. В. Психологическая поддержка потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса в деятельности подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 4.
3. Исхаков Э. Р., Цепилова О. А., Прокопенко И. В., Науширванов О. Р. Психологические и психофизиологические особенности личности сотрудников органов внутренних дел в зависимости от наличия поведенческих факторов риска развития заболеваний // Вестник Уфимского юридического института МВД России. № 2.
4. Алескеров Р. Р. Физическая подготовка военнослужащих подразделений внутренних войск МВД России // Вестник спортивной науки. 2006. № 3.
© Нигматуллин Р. Х.
© Шмелёв О. Б.
•к "к "к