Научная статья на тему 'Методика проведения летней практики студентов факультета скульптуры'

Методика проведения летней практики студентов факультета скульптуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рисование движущейся лошади. / drawing of a moving horse.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананьев Андрей Алексеевич

Рассматриваются основные проблемы проведения летней практики факультета скульптуры на конном заводе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Teaching Methods of Summer Practice for the Sculpture Department students

The general problems of summer practice for the sculpture department students at a stud is considered here

Текст научной работы на тему «Методика проведения летней практики студентов факультета скульптуры»

А. А. Ананьев

Методика проведения летней практики студентов факультета скульптуры

Рассматриваются основные проблемы проведения летней практики факультета скульптуры на конном заводе. Ключевые слова: рисование движущейся лошади.

А. А. Ananiev A Teaching Methods of Summer Practice for the Sculpture Department students

The general problems of summer practice for the sculpture department students at a stud is considered here. Key words: drawing of a moving horse.

Летняя учебно-творческая практика как органичное продолжение учебного процесса проводится на всех факультетах института имени И. Е. Репина. На скульптурном факультете проведение такой практики имеет некоторые особенности.

Существует очень давняя традиция, по которой молодые скульпторы общаются летом не только с людьми, природой, но и, наверное, с самыми красивыми и грациозными животными -лошадьми. Когда-то, лет двадцать назад, творческие практики проводились на Северном Кавказе: на ипподроме в г. Пятигорске и на Терском конном заводе в Минеральных Водах. Теперь и самого завода нет, да и ехать на Кавказ стало опасно.

В 2002 г. руководству факультета удалось договориться о проведении летней практики студентов с директором одного из старейших в России конных заводов в селе Хреновое, расположенном в самом центре Воронежской области. Хреновской конезавод был основан графом Алексеем Орловым-Чесменским на пожалованных ему императрицей Екатериной II землях, расположенных вдоль реки Битюг в Воронежской губернии, еще в 1776 г. Живописные места, а также наличие необходимой для рисования натуры - прекрасных лошадей, - все это как нельзя лучше подходит для проведения полноценной творческой практики студентов.

Методика проведения творческой практики идеально подходила под режим работы конного хозяйства. Рано утром и к вечеру, когда жара спадала, наездники - кто верхом, а кто в качалках с запряженными в них рысаками - «рысили» по большому кругу ипподрома. Студенты в это время делали быстрые наброски. Изображение бегущей лошади - дело не простое, поэтому студенты по моей просьбе рисовали несколько фаз движения лошади на одном листе и, когда эти движения повторялись, стремились уточнить рисунок. Остальное время дня было отдано изображению пасущихся в левадах кобыл с жеребятами и стоящих в денниках жеребцов.

Особое внимание студентов было обращено на необходимость изучения как лошади в целом, так и отдельных частей ее тела, в частности: головы, различных частей передних и задних ног, крупа, плечевого пояса, общей формы и силуэта корпуса. Как и в рисовании человека, в рисунке лошади необходимо представлять ее среднюю линию, которая, в силу горизонтального положения тела, видна при рисовании спереди и сзади с различных ракурсов.

Лошадь - непозирующая натура, и в этом основная трудность ее изучения. Фактически наброски движения больше фиксируются в памяти, чем на бумаге. Поэтому в первые дни практики результат был малозаметен, и во время ежедневного обсуждения набросков изображения на листах напоминали кого угодно (собак, лосей, верблюдов), но только не лошадей. Однако к концу практики у наиболее трудолюбивых студентов прогресс был очевиден.

Отдельным учебным заданием для студентов стала лепка этюда лошади из пластилина. Каждый студент привез с собой небольшой каркас и пластилин и по вечерам лепил на самодельных станках этюд лошади. Кстати сказать, все готовые этюды благополучно проделали путь в тысячу километров обратно в Петербург.

Лошадь - уникальное животное в плане изучения, так как принцип «золотого сечения» выражен в строении ее тела с предельной ясностью. Это позволяет студентам проводить аналогии со строением человеческого тела и вырабатывать в себе внутреннее ощущение гармонии пропорций. Для подобной работы был изготовлен большой циркуль, поделенный по золотому сечению; потом с помощью бечевки осторожно, чтобы не напугать животное, были сделаны замеры различных частей тела лошади. К удивлению многих студентов, соотношения частей совпадали на циркуле с точностью до сантиметра. Например, поперечная ось глаз, длина головы до затылочного гребня к длине шеи, длина шеи с головой от лба до основания к длине корпуса от грудных мышц до седалищных бугров, длина лопатки к длине плеча, соотношения длин всех остальных отделов ног, вплоть до копыт, - все это составляло пропорцию «золотого сечения», как у человека.

Восприятие натуры скульптором несколько отличается от восприятия ее живописцем. В благоприятном случае в нем преобладает рационализм, попытка в первую очередь выявить конструкцию изображаемого, увидеть строение по сечениям (как бы на мониторе компьютера). При этом тональные отношения выдерживаются более условно, облегченно. В другом случае незнание, непонимание конструкции дополняется полным непониманием тональных отношений, невидением различия между светом и тенью и - как результат - полной беспомощностью в изображении и обработке формы . Поэтому в целях ломки сложившегося стереотипа и преодоления однобокости восприятия студентам предлагалось использовать все имеющиеся в арсенале изобразительные материалы и разнообразить технику рисунков. Например, вслед за линейным наброском пером скачущей лошади поставить задачу на тональное решение рисунка животного при сумеречном осве-

щении в конюшне на фоне окна, где светом выхватываются лишь отдельные фрагменты ее тела. В результате такого чередования у студентов просыпается интерес к пятну, исчезает пренебрежение к тону, и линия в их набросках (а потом и в рисунках) перестает быть жесткой обводкой, появляются касания со средой.

Большую пользу в изучении лошади приносит рисование гипсового экорше, но существуют объективные сложности с его транспортировкой на практику. Поэтому на практике этот эффективный метод обучения не использовался.

Лошадь всегда была и будет, так сказать, любимым животным для многих поколений скульпторов, достаточно вспомнить П. Клодта, Н. Лансере, П. Трубецкого и многих других мастеров прошлого. Поэтому традиция проведения летней творческой практики, связанной именно с лошадьми, кажется вполне оправданной. Но, безусловно, она не имеет жестких ограничений. Конная практика - не самоцель, а средство, о чем необходимо постоянно напоминать студентам, предостерегая их от рисования только лошадей.

Выезд далеко от дома на относительно продолжительный срок, по сути, является стрессовой ситуацией, при которой обостряется восприятие окружающего мира, и студентам надоедает сосредотачиваться на одной теме. Поэтому закономерно появление зарисовок пейзажей, натюрмортов, портретов друг друга и местных жителей, набросков с других животных. Все это в конечном итоге расширяет студентам поле деятельности и придает выставке работ с летней практики более разнообразный и целостный вид.

ЛИТЕРАТУРА:

гЛаптев А. Рисование лошади // Советы мастеров. М., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.