Научная статья на тему 'Методика проведения блиц-игры «Создаем нормативный акт»'

Методика проведения блиц-игры «Создаем нормативный акт» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
681
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / NORMATIVE LEGAL ACT / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / LEGISLATING / БЛИЦ-ИГРА / BLITZ GAME / ПРОЦЕДУРЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / PROCEDURES LAW-MAKING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Станислав Александрович.

Для лучшего усвоения обучаемыми сложной последовательности процедур правотворческого процесса возможно использование такой неординарной процедуры проведения практического занятия, как блиц-игра, которая хорошо зарекомендовала себя при подготовке специалистов по юридическим специальностям 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Станислав Александрович.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodics of conducting a blitz game «Create a normative act»

For better absorption of trainees complex sequence of procedures of law-making process, it is possible to use such extraordinary procedures for conducting practical classes as blitz game, which is well proven in the preparation of specialists in the legal professions.

Текст научной работы на тему «Методика проведения блиц-игры «Создаем нормативный акт»»

УДК 340.113.2 ББК 67.022.14

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БЛИЦ-ИГРЫ «СОЗДАЕМ НОРМАТИВНЫЙ АКТ»

СТАНИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ ИВАНОВ,

доцент кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.01 - теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве E-mail: ivantgp.mosumvd@yandex.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Для лучшего усвоения обучаемыми сложной последовательности процедур правотворческого процесса возможно использование такой неординарной процедуры проведения практического занятия, как блиц-игра, которая хорошо зарекомендовала себя при подготовке специалистов по юридическим специальностям1.

Ключевые слова: нормативный правовой акт, правотворчество, блиц-игра, процедуры правотворческого процесса.

Annotation. For better absorption of trainees complex sequence of procedures of law-making process, it is possible to use such extraordinary procedures for conducting practical classes as blitz game, which is well proven in the preparation of specialists in the legal professions.

Keywords: normative legal act, legislating, blitz game, procedures law-making process.

Вводная часть.

Учебная дисциплина: Теория государства и права.

Тема: Правотворчество.

Форма практического занятия: Блиц-игра как разновидность учебной игровой процедуры, сочетающая в себе элементы конкретной ситуации, разыгрывание ролей и дискуссию.

Время проведения занятия: 2 академических часа2.

Место проведения занятия: учебная аудитория.

Категория обучающихся: учебный взвод курсантов (учебная группа студентов) 1-го курса очной формы обучения3.

Цели занятия: содержательные: 1) сформировать представления участников блиц-игры о логической последовательности различных процедур в правотворческом процессе, о месте и назначении каждой процедуры в процессе подготовки любого нормативного правового акта в российской правовой системе; 2) создать условия для принятия правовых решений курсантами (студентами) в ограниченных временных рамках; 3) сформировать целостное представление участников игры о логике формирования юридического процесса; психолого-педагогические: 4) помочь курсантам (студентам) 1-го курса адаптироваться к обучению в вузе4, используя неординарную (игровую) форму проведения практического занятия; 4) содействовать формированию коммуникативных качеств обучаемых на групповом этапе игры.

Формирование и развитие компетенций5: 1) формирование способности разрабатывать нормативные правовые акты и участвовать в их разработке по про-

филю деятельности (ПК-1); 2) развитие способности принимать решения в соответствии с законом (ПК-5); 3) развитие способности действовать в соответствии с Конституцией РФ, руководствуясь принципом законности (ОК-1), в частности, принципом законности в правотворческой сфере; 4) развитие способности к проявлению психологической устойчивости (ОК-8), в частности, в сложной игровой ситуации; 5) развитие способности к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации (ОК-9), выработке и принятию правовых решений в короткий промежуток времени.

Методическое обеспечение: 1) раздаточный материал каждому обучаемому (таблица с заданием к блиц-игре - см. Приложение); 2) интерактивная доска6.

Развернутый план проведения блиц-игры.

1. Вступительное слово педагога - 5 минут.

Педагог напоминает курсантам (студентам), что на предыдущем, семинарском занятии были рассмотрены теоретические вопросы о понятии, признаках, видах и принципах правотворчества, действии нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц, а на данном, практическом, занятии, как и было объявлено ранее, проводится блиц-игра «Создаем нормативный акт». При этом он обращает внимание, что занятие будет проведено в игровой форме, поэтому всем необходимо внимательно слушать ведущего занятие педагога и четко выполнять все его рекомендации по решению поставленных задач, быть готовыми к тому, что на их выполнение отводится короткий промежуток времени. От того, насколько успешно они

смогут выполнить предложенные задания, зависит, будут ли у них сформированы наиболее важные для юристов качества и навыки, смогут ли они успешно реализовать полученные знания на занятиях по «Конституционному праву России» (по теме, связанной с законотворчеством в Российской Федерации) и «Административному праву» (по теме, связанной с ведомственным правотворчеством), а также на занятиях по другим юридическим дисциплинам.

2. Индивидуальный этап блиц-игры - 20 минут.

Педагог лично раздает каждому обучаемому заранее откопированный лист с текстом задания к блиц-игре и таблицей (см. Приложение), в которой необходимо будет выставить индивидуальные и групповые ответы на задание. Затем он зачитывает для всей группы задание, комментируя его ключевые элементы, и обращает внимание на то, что на данном (индивидуальном) этапе игры необходимо дать самостоятельные ответы, а возможность пообщаться будет у каждого на следующем, групповом этапе блиц-игры. Необходимо напомнить, что на индивидуальное выполнение задания отводится 15 минут, пользоваться можно конспектом лекции и конспектом дополнительной литературы, рекомендованной по данной теме занятия.

Для некоторых курсантов (студентов) текст задания может показаться непривычным, поэтому педагогу придется сразу с самого начала игры спроецировать на интерактивную доску таблицу к блиц-игре7 и в качестве примера показать им как выбирается нужная процедура, как выставляются соответствующие цифры в графе «Индивидуальный ответ», указав в таблице заведомо неправильный ответ и предупредив об этом. Если у курсантов (студентов) будут вопросы, то необходимо не только ответить на них, но в отдельных случаях и подойти к каждому из них. Педагогу не следует отвечать на такие вопросы как «А что значит такая-то правотворческая процедура?», «А что это такое?» и т.п., так как обучаемые должны иметь общие представления о правотворческом процессе до начала блиц-игры благодаря материалу лекции, предыдущему семинарскому занятию по общей характеристике правотворчества и самостоятельной работе перед семинарским и практическим занятиями.

Во время проведения индивидуального этапа игры педагог проходит по рядам и наблюдает за правильностью заполнения обучающимися графы «Индивидуальный ответ». В данном случае педагог не подсказывает, а контролирует технику заполнения соответствующей графы таблицы, т.е. дает по мере необходимости техническую подсказку, а также объявляет всей группе, сколько минут осталось до завершения индивидуального этапа игры (10 мин., 5 мин., 1 мин.). Для обучающихся, которые медленно выполняют индивидуальное задание, можно делать также следующие объявления: «Пока кто-то слишком долго раздумывает, другие уже заканчивают индивидуальную работу» и т.п.

3. Групповой этап блиц-игры - 25 мин.

Данный этап является кульминацией всей блиц-игры. Для его проведения педагогу необходимо выявить желающих быть координаторами в небольшой группе из 4-5 человек8 и самим подобрать состав ее участников для выполнения группового этапа зада-ния9. Далее педагог объявляет, что задание остается прежним, только его необходимо будет выполнить уже в составе набранных групп, причем в группе должно быть достигнуто взаимное соглашение по каждой правотворческой процедуре, а результаты каждому обучаемому необходимо выставить в последней графе таблицы «Групповой ответ». После выполнения задания всей группе предстоит выбрать докладчика, который расскажет всем участникам игры, как и к каким результатам пришли в итоге члены группы, как в целом работала группа. На выполнение группового задания отводится 20 минут.

Во время группового этапа педагог подходит к каждой группе и наблюдает как работают ее участники (как принимаются решения, как проходит дискуссия и т.д.), делает соответствующие записи, которые понадобятся ему на завершающем этапе «Подведение итогов блиц-игры». При затруднении в работе группы педагог рассказывает ее участникам о том, как можно организовать групповую работу, чтобы придти к консенсусу по групповым ответам, при этом, не сообщая им правильных ответов, хотя курсанты (студенты) могут и спрашивать об этом, например: «А мы правильно расположили такую-то процедуру на такое-то место?» и т.п. Частично стимулировать завершение групповой работы можно, как и на предыдущем этапе, объявлениями: «Пока первая группа разбирается с такой-то процедурой, четвертая группа уже заканчивает работу», «До завершения группового этапа работы осталось 15 минут (10, 5, 1 минута)».

4. Знакомство с результатами групповой работы - 15 мин.

После завершения групповой работы педагог предлагает докладчикам от каждой группы написать специальным карандашом на интерактивной доске групповые ответы10 и рассказать, почему и как они пришли в своей группе к тем или иным результатам, как работала группа, как принимались решения в группе. Каждый член группы на данном этапе игры может дополнить выступление докладчика из своей группы, если они о чем-то не сообщили, например, об особых мнениях и т.п. Представители других групп могут задать любой вопрос докладчику по результатам работы его группы, т.е. по существу сообщения. После заслушивания последнего сообщения педагог переходит к самому интересному и долгожданному для курсантов (студентов) этапу игры.

5. Подведение итогов блиц-игры - 20 мин.

Педагог выделяет несколько содержательных подходов к выполнению предложенного задания, которые прозвучали в сообщениях докладчиков и сложившихся предварительно в индивидуальных ответах обучае-

мых. Затем в графе «Правильный ответ» он определяет место каждой процедуры в правотворческом процессе, с подробными комментариями, почему именно так сложилось в юридической науке и практике, приводит примеры из Конституции РФ и федеральных законов в качестве иллюстраций теоретических положений. Педагог отдельно анализирует, в чем и на какой именно процедуре ошиблась та или иная группа, курсант (студент) в выполнении задания. Помимо этого, он анализирует, по каким причинам в конкретных группах не были учтены мнения других членов группы, которые в индивидуальных ответах наиболее точно определили место той или иной процедуры в правотворческом процессе (среди наиболее распространенных причин - недостаточная аргументация, пассивное поведение, спонтанное принятие решений в группе и т.д.).

Педагог обращает внимание обучаемых на необходимость подбора более тщательных аргументов в групповой дискуссии, на необходимость обращения к логическому мышлению своих коллег по группе, на возможность возвращения к предыдущим этапам групповой дискуссии и пересмотра отдельных решений, принятых членами группы. Здесь педагогу важно донести до курсантов (студентов), что умение работать в группе, способность аргументировать свою позицию, представлять свою точку зрения, слушать точку зрения оппонента неоднократно понадобятся им на различных этапах профессиональной деятельности, на самых различных должностях, к примеру, при работе в составе оперативно-следственных групп, в работе штабов, на руководящей работе и т.д. При этом на данном этапе блиц-игры педагог не дает обучающимся персональных советов, психологических консультаций, поскольку такое возможно при использовании другого инструментария (тренинги, тесты, развивающие интервью и т.п.) и в другой обстановке, а дает рекомендации в обобщенной и обезличенной форме и каждый курсант (студент) использует («примеряет к себе») эти выводы и рекомендации самостоятельно, т.е. исходя из самостоятельного анализа результатов своей работы под руководством педагога во время игры. Вместе с тем, педагогу следует быть готовым к тому, что кто-то из курсантов (студентов) может подойти к нему после занятия для разъяснения некоторых общих рекомендаций.

Далее педагог предлагает курсантам «позаниматься арифметикой», т.е. посчитать сначала индивидуальную, а затем и групповую ошибку. Для этого необходимо воспроизвести в таблице на своем листе правильные ответы, озвученные педагогом, и в каждой строке графы «Индивидуальная ошибка» вписать разницу из двух цифр, взятых, соответственно, из граф «Индивидуальный ответ» и «Правильный ответ», вычесть из большей цифры меньшую, а затем сложить все цифры графы «Индивидуальная ошибка». Ту же процедуру необходимо проделать и для подсчета групповой ошибки в соответствующей графе, используя разницу цифр по каждой строке в графах «Правиль-

ный ответ» и «Групповой ответ» с последующим сложением всех цифр графы «Групповая ошибка».

После этого педагог предлагает обучающимся еще раз поработать над ошибками, используя собственный, полученный на занятии статистический материал, но уже в другом аспекте. В частности, им предлагается проанализировать соотношение двух полученных цифр: если индивидуальная ошибка меньше групповой, то это только подтверждает, что курсант (студент) недостаточно активно работал в группе, ему необходимо активнее и смелее отстаивать свою позицию в дискуссии с коллегами. А превышение индивидуальной ошибки над групповой ошибкой является, с одной стороны, показателем того, то курсант (студент) умеет слушать своих товарищей, принимать их аргументацию, а может быть даже «отсиживаться за спиной товарищей», с другой стороны, это может являться показателем слабой подготовки к занятию самого курсанта (студента). Педагог рекомендует таким обучаемым концентрировать внимание на лекционных занятиях, уделять больше времени на самостоятельную подготовку к семинарским занятиям и не только знакомиться с материалом учебников по теории государства и права, но и составлять конспект по вопросам Плана семинарского занятия, а после этого 2-3 раза возвращаться к повторению лекционного материала и материалов к семинарскому занятию.

Такой подход к самостоятельной подготовке связан со спецификой данной учебной дисциплины: поскольку теория государства и права одна из первых и очень сложных учебных дисциплин по профилю юридической специальности (большой объем учебного материала, построенный на усвоении огромного количества новых понятий и категорий), соответственно, материал данной дисциплины подавляющим большинством обучаемых усваивается не сразу, а после многократного повторения и даже воспроизведения (вслух или письменно). Именно так рекомендовали усваивать сложный учебный материал наиболее успешные профессора нашей кафедры, такие как В.Д. Зорькин, В.А. Колокольцев, П.А. Астахов и др. И нашим обучаемым следует прислушаться к мнению наиболее авторитетных юристов.

Далее педагог предлагает всем курсантам (студентам) самим выставить себе две оценки за блиц-игру: одну оценку за индивидуальную работу и одну оценку за групповую работу по предложенным на интерактивной доске или учебной доске критериям (0-10 баллов

- «отлично»; 11-20 баллов - «хорошо», 21-35 баллов

- «удовлетворительно», свыше 36 баллов - «неудовлетворительно») и продиктовать их педагогу для выставления в журнал11. Данная педагогическая процедура имеет воспитательное значение, поскольку каждый обучаемый лично включен в процесс оценивания результатов своей работы на занятии и может выставить себе объективные оценки.

6. Заключительное слово педагога - 5 мин.

В заключительной части занятия педагогу важно

«вывести из игры» обучаемых и спросить их мнение о блиц-игре в целом, что оказалось самым сложным, стоит ли проводить еще подобного рода игровые процедуры12. Педагог оценивает в какой мере группа достигла целей данного занятия, уровень подготовленности к занятию группы в целом, напоминает тему следующего занятия и рекомендует, на какие вопросы следует обратить внимание при подготовке к следующему занятию.

Приложение.

Раздаточный материал к блиц-игре. Блиц-игра «Создаем нормативный акт» Задание: В Таблице приведены в произвольном порядке различные процедуры правотворческого процесса, которые применяются при создании любого нормативного правового акта. Вам необходимо за 15 минут привести их в порядок, т.е. указать все процедуры правотворческого процесса в логической после-

довательности, от самой первой процедуры, с которой начинается процесс создания нормативного акта, до самой последней процедуры, завершающей этот процесс.

Для этого Вам необходимо прочитать все указанные в Таблице правотворческие процедуры, выбрать ту, что является самой первой, с которой начинается процесс создания нормативного акта, и в графе «Индивидуальный ответ» в строке напротив данной процедуры выставить цифру «1». Продолжить работу далее можно по предложенной схеме: прочитать все правотворческие процедуры еще раз, кроме уже отмеченной цифрой 1, и выбрать такую процедуру, которая логически следует за первой выбранной процедурой и в той же самой графе «Индивидуальный ответ» в строке напротив второй по очереди процедуры выставить цифру «2». И так далее, до самой последней, завершающей процедуры, которую Вы отметите цифрой «15».

№/ № Названия процедур правотворческого процесса Индивидуальный ответ Индивидуальная ошибка Пра-виль-ный ответ Групповая ошибка Групповой ответ

1 2 3 4

1 Опубликование проекта НПА

2 Юридическая экспертиза проекта НПА

3 Принятие НПА

4 Решение органа о подготовке проекта НПА

5 Введение в действие НПА

6 Согласование проекта НПА со структурными подразделениями органа

7 Выявление потребности в регулировании общественных отношений

8 Обнародование НПА

9 Лингвистическая экспертиза проекта НПА

10 Согласование проекта НПА с заинтересованными ведомствами

11 Составление перечня НПА, подлежащих отмене после принятия проекта НПА

12 Написание текста проекта НПА

13 Внесение в текст проекта НПА поправок после его обсуждения

14 Финансовое заключение по проекту НПА

15 Антикоррупционная экспертиза проекта НПА

£ £

Оценка: Оценка:

Литература

1. Аймалетдинова Л.А. и др. Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании: монография. Красноярск: НИЦ, 2012.

2. Борисова Н.В., Соловьева А.А. Новые технологии обучения: блиц-игры и нетрадиционные лекции. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.

3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009.

4. Губина С.Т. Активное социально-психологическое обучение: применение дискуссионных, игровых и тренинговых методов: Уч. пос. Глазов: Глазовский гос. пед. ин-т, 2010.

5. Кондратенко Е.В. Технологии профессионально ориентированного обучения в вузе: Уч. пос. Йошкар-Ола: ФГОУ ВПО «Марийский гос. ун-т», 2012.

6. Никодимова Е.А. Личностно ориентированные технологии обучения: сравнительный анализ: монография. Вологда: ВИРО, 2012.

7. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Уч. пос. М.: Академия, 2012.

References

1. Aymaletdinova L.A. and others. Innovative technologies and teaching methods in professional education: monograph. Krasnoyarsk: NIC, 2012.

2. Borisova N.V, Solovyeva A.A. New learning technologies: blitz games and non-traditional lectures. M: Research center of problems of quality of training, 2002.

3. Verbitskiy A.A., Larionova O.G. Personality and competence-based approaches in education: problems of integration. M.: Logos, 2009.

4. Gubina S.T. Active socio-psychological training: use of discussion, games and training methods: Text edit. Glazov: Glazov state ped. institute, 2010.

5. Kondratenko E.V. Technologies of professionally based higher education: Text edit. Yoshkar-Ola: FGOU VPO «Mari state University», 2012.

6. Nikodimova E.A. Personality-oriented learning technologies: a comparative analysis: monograph. Vologda: VIRO, 2012.

7. Panfilova A.P. Innovative pedagogical technologies: Active learning: Text edit. M: Academy, 2012.

1 Данной методической разработке в 2013 г. был присужден диплом I степени в конкурсе на лучшую методическую разработку семинарского (практического) занятия в Московском университете МВД России.

2 Оптимальным представляется предусмотреть в Темплане дисциплины после проведения лекции по данной теме проведение семинарского занятия (2 ч.), а также проведение практического занятия (2 ч.) с использованием блиц-игры.

3 Со слушателями (студентами) заочной формы обучения данная блиц-игра может быть использована как элемент (часть) семинарского занятия, из-за небольшого объема аудиторной нагрузки, предусмотренного для слушателей-заочников (См.: Иванов С.А. Особенности использования блиц-игр в преподавании курса теории государства и права для слушателей заочной и вечерней форм обучения. // Использование активных форм обучения как средство повышения качества подготовки специалистов: Материалы Уч.-метод. сбора, январь 2008 г. М.: МосУ МВД России, 2008.).

4 Занятия по теории государства и права начинаются, как правило, с 1-го семестра.

5 В соответствии с пп. 5.1-5.2 ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 40.05.02 (031001.65) Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»).

6 В отсутствие интерактивной доски - учебная доска.

7 В отсутствие интерактивной доски педагогу придется самому на перемене воспроизвести таблицу на учебной доске.

8 Из опыта проведения блиц-игр: слово «лидер» на данном этапе игровой процедуры рекомендуется избегать. Для выявления лидера (лидеров) в группе и формирования лидерских качеств используется, как правило, другой инструментарий и при других обстоятельствах.

9 Оптимальное количество малых групп в данной блиц-игре: 4±1.

10 В отсутствие интерактивной доски педагог организует работу докладчиков возле учебной доски, предварительно разделив графу «Групповой ответ» на количество столбцов по количеству сформированных групп.

11 Листки с заданием и таблицей вместе с результатами работы остаются у курсантов (студентов).

12 Исходя из опыта проведения блиц-игр во время обучения по курсу «Теория государства и права» рекомендуется проводить не более 2-3 блиц-игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.