Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ СТРАНОВЕДЧЕСКИХ ЗАДАЧ В КУРСЕ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН"'

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ СТРАНОВЕДЧЕСКИХ ЗАДАЧ В КУРСЕ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / METHODS OF TEACHING GEOGRAPHY / СТРАНОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД / REGIONAL STUDIES APPROACH / ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ / ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ / FORMATION OF SKILLS / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROBLEM-BASED LEARNING / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / LEARNING TASKS / PERSONALITY-ORIENTED TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грушина Татьяна Петровна

В статье рассматриваются методические особенности организации самостоятельной деятельности студентов при изучении курса «Социально-экономическая география зарубежных стран». Приводятся примеры обучающих страноведческих заданий для студентов, позволяющих расширить их знания и умения, повысить познавательный интерес к предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of Application of Teaching Tasks in Regional Studies in the Course "Socio-Economic Geography of Foreign Countries"

The article considers the methodical features of the organization of independent activity of students in the study of the course "Socio-economic geography of foreign countries". Examples of teaching tasks in regional studies for students that allow them to expand knowledge and skills, to increase cognitive interest to the subject are given.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ СТРАНОВЕДЧЕСКИХ ЗАДАЧ В КУРСЕ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН"»

УДК 378.147.88:372.891

Т.П. Грушина

Методика применения обучающих страноведческих задач в курсе «Социально-экономическая география зарубежных стран»

В статье рассматриваются методические особенности организации самостоятельной деятельности студентов при изучении курса «Социально-экономическая география зарубежных стран». Приводятся примеры обучающих страноведческих заданий для студентов, позволяющих расширить их знания и умения, повысить познавательный интерес к предмету.

Ключевые слова: методика обучения; страноведческий подход; обучающие задачи; формирование умений; проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.

А можно ли это сделать, если главными в учебном процессе останутся только объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы подачи учебного материала? Конечно, нет. Нужны и другие методические подходы. Важно правильно организовать свой учебный процесс, причем на всех уровнях: на уровне деятельности педагога — организатора и управленца учебного процесса; на уровне деятельности учащихся, которые являются полноценными субъектами образовательного процесса, но могут быть в нем пассивными слушателями или активными участниками, в зависимости от того, как преподаватель построит свои занятия. Приоритетными методами в преподавании были и всегда будут проблемные методы подачи учебного содержания, а также применение исследовательского метода. Важно не только дать знания по предмету и попросить учащихся их запомнить, важно научить думать, осмыслять информацию, критически относиться к внешне умным утверждениям. Для любого педагога, даже опытного, применение проблемных методов в учебном процессе связано с многими трудностями, вследствие чего многие педагоги используют их достаточно редко. Создание проблемной личностно-смысловой ситуации и ее развертывание на занятии — сложный процесс, требующий знаний и умений, педагогического мастерства

еред современным педагогом сейчас стоит важная задача — не просто дать учащимся знания по своему предмету, но и научить их получать эти знания самостоятельно, а затем уметь исполь-

зовать.

© Грушина Т.П., 2018

педагога, достаточной эрудированности аудитории. При организации самостоятельной деятельности учащихся педагогу необходимо наличие дополнительного времени на разработку интересных проблемных, исследовательских заданий, выполняя которые учащиеся самостоятельно добывают знания, изучают новую тему, делают выводы и могут переносить свои знания в созданную педагогом новую учебную ситуацию.

В университете во время подготовки будущих бакалавров и магистров географов различного профиля наиболее актуально применение обучающих задач при организации самостоятельных практических занятий.

Курс «Социально-экономическая география зарубежных стран» имеет в структуре своего курса большое содержание страноведческой направленности. Предполагается изучение модельных стран различных регионов мира: Европы, Азии, Северной Америки, Латинской Америки, Африки и Австралийского Союза. Стран много, у всех есть свои уникальные черты, своя специфика развития, проблемы, перспективы дальнейшего роста. Большое внимание при изучении курса уделяется формированию картографических, аналитических умений, умений давать сравнительные характеристики стран, регионов, исследовательских умений обучающихся. Важными педагогическими задачами являются «развитие опыта принятия решений» (И.Т. Суравегина) и развитие критического мышления студентов и их аналитических способностей, поэтому ведущими методическими приемами могут стать «технология критического мышления», «технология исследовательской деятельности учащихся» или метод критического мышления [1]. Суть этого метода заключается в поиске в задании верного варианта определения задачи путем диагностирования ложных вариантов и их вычленения. Специфика страноведческого содержания предопределяет организацию исследовательской деятельности студентов на практических занятиях, разработку проблемных, обучающих задач по странам, составление проблемных лекций-визуализаций и проведение дискуссий со студентами.

Для повышения качества усвоения знаний страноведческой направленности нужна систематическая организация исследовательской самостоятельной работы студентов по решению обучающих страноведческих задач [3]. Приведем примеры интересных обучающих задач.

Обучающие задачи

В предлагаемых задачах обучающему дается малоизвестное географическое название и предлагается несколько вариантов ответов. Решение обучающей задачи состоит не в отгадывании правильного ответа, а в выявлении неправильных и объяснении их неправильности. Важным моментом деятельности обучающихся является возможность в процессе решения задачи

использовать географические атласы, справочники, учебную литературу, все возможные средства обучения. В этот момент решается одна из важнейших методических задач: систематизируется и продолжает формироваться самостоятельное умение учащихся работать с различными источниками получения знаний (учебная литература, атласы, интернет-ресурсы). В процессе поиска правильного решения обучающей задачи учащиеся самостоятельно анализируют литературные источники, работают с текстовым и внетекстовыми компонентами учебных пособий и учебников, сравнивают географические объекты, анализируют картографические источники знаний, при этом у них формируются важнейшие компетенции, как предметные географические, так и метапредметные. Учащиеся должны научиться применять свои знания, логическое мышление и умение обращаться с источниками информации для выявления и диагностики ложных вариантов ответов.

Обучающая задача: «Определите страну Европейского региона»

Условие обучающей задачи Известно: Искомая страна принадлежит географическому региону Европа. Это государство имеет сухопутную границу с восьмью странами, пять государств из которых по форме правления являются монархиями, а по морю эта страна граничит еще и с шестой монархией. Про некоторых ее соседей известно следующее:

1 Небольшое государство, расположенное в гористой местности. Государство не имеет выхода к морю. Глава государства носит титул «Великий герцог».

2 Карликовое государство, площадь которого в несколько раз меньше площади парка «Сокольники» в Москве. Главой государства является князь. Жителей этой страны именуют монегасками. Страна имеет выход к побережью Лигурийского моря.

3 Это государство в недавнем прошлом владело огромными территориями в Южной и Юго-Восточной Азии, Африке, Северной и Латинской Америке. Однако сейчас у самой границы этой страны находится колониальное владение другой монархии.

4 Столица этой маленькой страны является самой высокогорной в Европе. Самое интересное, что главы государства у страны нет!

5 Это федеративная страна, здесь находится мировой центр торговли алмазами, а столица страны является столицей всего ЕС.

6 Эта страна занимает островное положение, однако его глава одновременно является главой государства, которое занимает целый материк!

Задание: Определите искомое государство Европейского региона и его соседей.

Ответы обучающей задачи

Географический объект — Франция Имеет 8 соседей по суше: Бельгия, Люксембург, Германия, Швейцария, Италия, Монако, Андорра, Испания, один сосед по морю — Великобритания. Граничит (по форме правления) с 5 монархиями: Люксембург, Монако, Испания, Андорра, Бельгия, Великобритания.

1 Это небольшое по площади государство — Люксембург. Глава государства носит титул «Великий герцог».

2 Карликовое приморское княжество на побережье Лигурийского моря — Монако, его площадь — 2,02 км2.

3 Это государство, имевшее ранее колонии в разных регионах мира — Испания. Сейчас у самой границы этой страны находится Гибралтар, скала на юге Пиренейского полуострова, которой владеет Великобритания.

4 Андорра — парламентское княжество, монарха в ней нет, управляют страной совместно президент Франции и епископ Урхельский (Испания).

5 Это королевство — Бельгия.

6 Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Королева является номинальном главой государства в некоторых бывших доминионах — например в Австралийском Союзе.

Обучающая задача: «Определите, что это за объект»

Искомый объект — Европа Условие обучающей задачи: Даны 4 варианта определения географического объекта. Надо выбрать единственный правильный вариант решения. В трех других вариантах содержится противоречивая или неверная информация. Обучающийся должен найти верное решение, а также диагностировать и доказать ложность высказывания.

1 Европа — крупнейший технополис, располагающийся во второй абсолютной монархии, находящийся на острове и имеющий выход к Северному морю.

2 «Европа» — крупнейший химический концерн, находящийся в стране, являющейся лидером по производству продукции химической промышленности в Европе. Эта страна является самой большой по площади в Европе.

3 Европа — крупнейший материк, омываемый тремя океанами.

4 Европа — остров между бывшей португальской и бывшей французской колониями.

Ответы обучающей задачи

Географический объект — Европа

1 Неверный ответ. В Европе все монархии конституционные, есть лишь теократическая монархия Ватикан, находящаяся на Аппенинском полуострове, в столице Италии, городе Риме. В Великобритании конституционная монархия.

2 Неверный ответ. Наиболее «химизированной страной» является Германия, но она самая большая в Европе по численности населения, а не по площади.

3 Неверный ответ. Европа омывается двумя океанами, а также она не является континентом, а представляет собой часть света.

4 Верный ответ. Это необитаемый остров в Мозамбикском проливе, между островом Мадагаскар и африканским континентом. Остров является заповедником.

Обучающая задача «Определите страну по ее соседям»

Условие обучающей задачи: Даны интересные сведения о пяти соседях страны, которую нужно определить. Сначала обучающиеся находят соседей по формулировкам, а затем определяют страну и географические объекты, про которые говорилось в формулировках.

1 В этой стране берет начало самая полноводная река материка. Здесь находится столица древнего города инков. В столице этой страны находится единственный в мире музей золота.

2 Это государство является самым большим по площади на материке и является крупнейшим производителем железной руды на этом материке и главным экспортером кофе. Знаменитая статуя-символ находится во втором по величине городе страны, которая раньше была столицей.

3 Страна внутриконтинентальная, бывшая колония Испании, жители там говорят на испанском и гуарани. Здесь произрастает вечнозеленый кустарник, из которого делают знаменитый чай.

4 Эта страна занимает южную часть материка и восточную часть архипелага Огненная Земля. Здесь находится высочайшая точка материка.

5 Здесь находится меридионально вытянутая пустыня, которая образовалась под влиянием холодного морского течения.

Ответы обучающей задачи

Географический объект — страна Боливия

1 Перу Река Амазонка — самая полноводная река Южной Америки. Город Куско — столица империи инков. Столица страны — город Лима.

2 Бразилия Статуя Христа-Искупителя находится в Рио-де-Жанейро.

3 Парагвай Йерба, Падуб Парагвайский — вечнозеленый кустарник, из листьев которого делают парагвайский чай.

4 Аргентина Высочайшая точка материка — гора Аконкагуа (6962 м).

5 Чили Пустыня Атакама.

Критериями для диагностики сформированности исследовательских умений студентов может стать предложенная В.П. Беспалько система уровней усвоения содержания сформированности исследовательских умений [2]. Используя критерии для диагностики качества знаний и сформированности предметных и мета-предметных умений, можно сделать вывод об эффективности использования обучающих задач. Предметные и межпредметные умения учащихся формируются комплексно, так как вопросы и задания в задачах имеют разные уровни сложности. Обучающиеся вычленяют существенные и несущественные признаки, обобщают, составляют фрагментарные страноведческие описания — эти умения принадлежат к первой группе сложности. Сложные вопросы обучающих задач направлены

на формирование умений: осуществлять перенос знаний и умений на другие сходные задания; применять знания в новой ситуации; выявлять причинно-следственные связи и географические закономерности [2]. К третьему типу сложности относятся «обратные» задачи; задания на формирование умений получать другие задания из новых источников информации; умение использовать теории для объяснения фактов, раскрытия закономерностей; умение мыслить, доказывать свое мнение; составлять полные страноведческие описания, моделировать; умение прогнозировать [2].

Обучающие задачи абсолютно по-иному организуют самостоятельную деятельность учащихся. Использование разнообразных средств обучения для поиска информации позволяет систематически формировать важные компетенции обучающихся, такие как: умение работать с литературными и интернет-источниками, систематизировать учебный материал, анализировать и сравнивать факты, процессы, явления, выявлять причинно-следственные связи, формировать пространственное воображение, то есть общеметодические умения, которые преподаватель должен формировать в процессе обучения любого из курсов географии.

Литература

1. Грушина Т.П. Технология организации исследовательской деятельности учащихся при изучении геоэкологических проблем в курсе «География России»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Грушина Татьяна Петровна. М., 2008. 186 с.

2. Грушина Т.П. Технологический подход в геоэкологическом образовании студентов на основе проблемного и личностно-ориентированного обучения // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». 2017. № 1 (25). С. 101-108.

3. Грушина Т.П. Формирование исследовательских умений школьников при изучении геоэкологических проблем своей местности // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». 2010. № 1 (5). С. 110-116.

Literatura

1. Grushina T.P. Texnologiya organizacii issledovatel'skoj deyatel'nosti uchashhixsya pri izuchenii geoe'kologicheskix problem v kurse «Geografiya Rossii»: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02 / Grushina Tat'yana Petrovna. M., 2008. 186 s.

2. Grushina T.P. Texnologicheskij podxod v geoe'kologicheskom obrazovanii studen-tov na osnove problemnogo i lichnostno-orientirovannogo obucheniya // Vestnik MGPU. Seriya «Estestvenny'e nauki». 2017. № 1 (25). S. 101-108.

3. Grushina T.P. Formirovanie issledovatel'skix umenij shkol'nikov pri izuchenii geoe'kologicheskix problem svoej mestnosti // Vestnik MGPU. Seriya «Estestvenny'e nauki». 2010. № 1 (5). S. 110-116.

T.P. Grushina

Methodology of Application of Teaching Tasks in Regional Studies in the Course "Socio-Economic Geography of Foreign Countries"

The article considers the methodical features of the organization of independent activity of students in the study of the course "Socio-economic geography of foreign countries". Examples of teaching tasks in regional studies for students that allow them to expand knowledge and skills, to increase cognitive interest to the subject are given.

Keywords: methods of teaching geography; regional studies approach; learning tasks; formation of skills; problem-based learning; personality-oriented teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.