Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грушина Татьяна Петровна

В статье рассматриваются возможности применения в педагогической деятельности учителя электронных средств обучения: образовательных платформ и электронных ресурсов. Дается краткая характеристика некоторых электронных ресурсов и их использование учителем при подготовке к уроку, организации самоконтроля, закрепления знаний учащихся по географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ELECTRONIC RESOURCES AND EDUCATIONAL PLATFORMS IN PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE TEACHER

The article deals with the possibilities of using electronic means of teaching in the pedagogical activity of the teacher: educational platforms and electronic resources. It gives a brief characteristic of some electronic resources and their use by the teacher in preparation for the lesson, organization of self-control, consolidation of students' knowledge of geography.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ»

Естественно-научное образование

УДК 378.147.88:372.891

Т.П. Грушина

Использование электронных ресурсов и образовательных платформ в педагогической деятельности учителя

В статье рассматриваются возможности применения в педагогической деятельности учителя электронных средств обучения: образовательных платформ и электронных ресурсов. Дается краткая характеристика некоторых электронных ресурсов и их использование учителем при подготовке к уроку, организации самоконтроля, закрепления знаний учащихся по географии.

Ключевые слова: методика обучения географии; средства обучения географии; организация самостоятельной деятельности; электронные ресурсы; электронные платформы; информационные технологии.

На современном этапе развития образования происходит изменение учебного процесса: меняются источники знаний, методы обучения, способы коммуникации между учителем и учеником, трансформируется роль и функции преподавателя, а также меняются средства обучения.

Информатизация образования происходит быстрыми темпами, создаются и внедряются в учебный процесс новые электронные средства обучения. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) полностью изменили как организацию учебного процесса, так и этап подготовки учителя к уроку, его методическое сопровождение [1; 5].

Средства обучения необходимы для формирования научных знаний, их основная функция заключается в обеспечении наглядности в ходе обучения учащихся предмету «География», но в то же время они являются и источником получения новых знаний учащихся.

© Грушина Т.П., 2018

Комплексное использование средств обучения решает важную образовательную задачу, оно способствует формированию универсальных учебных действий (УУД), причем в большей степени познавательных учебных действий, что является важным условием развития исследовательских умений учащихся.

Познавательные УУД подразумевают умение результативно мыслить и работать с информацией и являются системой способов познания окружающего мира, организации самостоятельного процесса поиска, систематизации, обобщения и использования полученной информации [2].

Меняется роль учителя, он только помогает учиться, ученик учится сам, поэтому использование большого спектра средств обучения на уроках географии, а в особенности инновационных, позволяет формировать регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД учащихся. Тем самым решается одна из важных задач образования — научить учиться, то есть освоить способы учебной деятельности, обеспечивающие успешный процесс обучения в школе. Универсальные учебные действия являются базой для овладения ключевыми компетенциями, которые и составляют основу умения учиться [2].

Современные электронные средства обучения основаны на применении новых технологий. Это компьютерные программы, электронные учебники, пособия, атласы, разнообразные диагностические материалы для учащихся, интерактивные карты и геоинформационные системы, презентационные программы.

Современная информационно-образовательная среда сейчас представлена такими яркими проектами, как Московская электронная школа (МЭШ), являющейся образовательной платформой, на которой учителя могут создавать свои сценарии уроков, использовать методический опыт коллег, пользоваться электронными ресурсами библиотеки для создания своих образовательных продуктов, таких как сценарий урока, тесты, пособия по курсам, электронный дневник. Помимо МЭШ есть много электронных средств и других образовательных платформ, которые могут помочь современному учителю при подготовке к уроку и организации самостоятельной деятельности учащихся, проверке их знаний. В данной статье остановимся подробно именно на них.

Большие возможности для учеников, их родителей и учителей разных предметов представляет цифровая образовательная платформа ЛЕКТА (https://lecta.ru). Она создана для внедрения электронного образовательного контента в школах России. Для учителей эта платформа дает возможность подготовки уроков, заданий, создания условий онлайн-обучения в классе (проверка географической карты), а также дает возможности для совершенствования своих знаний по предмету и методики его проведения, педагогики.

Естественно-научное образование

87

На образовательной платформе «ЛЕКТА» можно пройти курсы повышения квалификации по разным предметным областям знаний.

Электронное обучение предполагает использование информационных и электронных технологий, поэтому для реализации электронных форм обучения применяются электронные учебники, цифровые образовательные серверы и т. д. Согласно приказу Министерства образования и науки № 1159 от 8 декабря 2014 года, учебники, входящие в федеральный перечень, обязательно должны иметь электронную версию [2].

На платформе «ЛЕКТА» представлено более 600 учебников из федерального перечня от ведущих издательств («Дрофа», «Вентана-Граф», АСТ, «Астрель», «Бином»), ими можно пользоваться как платно, так и бесплатно. На платформе учитель может качественно подготовиться к уроку, используя разработанные к каждой теме презентации, которые можно изменять, редактировать и применять в своей профессиональной деятельности. Учитель может воспользоваться разработанными заданиями, диагностическими работами, использовать для подготовки учащихся к всероссийской проверочной работе (ВПР) прошлые варианты заданий, призванные помочь в подготовке к ВПР. Платформа содержит электронные галереи изображений, аудиовидеоматериа-лы, интерактивные карты, словари.

Для учителей географии и истории есть интересное бесплатное онлайн-при-ложение к атласам «Атлас+». Его основная цель — проверка знаний или самостоятельная подготовка учащихся по номенклатуре на знание пространственного расположения объектов (рис. 1-2).

Рис. 2. Пример интерактивного задания из приложения «Атлас +»

Приложение «Атлас+» расширяет возможности печатного атласа и включает несколько сотен заданий различных типов: задания с выбором ответа, интерактивная палитра, установление соответствий, ввод текста, расстановка названий, дат и значков на карте и многие другие варианты (рис. 3).

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

89

Одна из популярных в современной школе — образовательная платформа «Учи.ру». Ее основная задача — дать возможность каждому ученику, в свободное от учебы время, совершенствовать свои знания по разным предметам в интерактивной игровой форме. Ученик может самостоятельно изучить курс в комфортном для себя темпе с необходимым именно для него количеством повторений и отработок вне зависимости от его уровня подготовки. Многие учителя регистрируют свои классы на платформе и в режиме онлайн проводят олимпиады по разным предметам. Каждый год платформа предлагает новые увлекательные олимпиады, например: «Русский с Пушкиным», «Диноолим-пиада», «Заврики» и другие.

Образовательный конструктор учебных заданий, викторин, тестов для учащихся по разным предметам — LearningApps.org. Его основная задача — дать возможность создания авторских интерактивных заданий и тренажеров. Это приложение позволяет создавать интерактивные задания разных видов сложности и форм: кроссворды, пазлы, игры, викторины (рис. 4-5).

Рис. 4. Пример интерактивного задания в LearningApps.org

Рис. 5. Пример интерактивного задания в LearningApps.org

В освоении приложение очень простое. Нужна регистрация личного кабинета, где будет сохраняться весь авторский набор созданных заданий и результаты учащихся. Для успешного формирования исследовательских умений необходимо систематически включать в учебный процесс тренировочные частично-поисковые задания [3]. С помощью этого электронного ресурса учитель может создать свои задания и организовать самостоятельную деятельность учащихся, как индивидуальную, так и групповую. Результаты учащихся будут отражаться на личной странице учителя, это значительно освобождает время учителя на проверку работ.

Электронных конструкторов по созданию тестов, обучающих игр по географии, викторин достаточно много, и эта вариативность позволяет учителю выбрать и использовать именно тот ресурс, который ему удобен в использовании. Примером может также стать Kahoot (https://kahoot.com/) — сервер для создания викторин, тестов, проведения опросов. Интересная программа позволяет в быстрой, игровой форме получить срез знаний учащихся по теме или разделу курса. Ученики отвечают на вопросы викторины (теста, опроса) со своих телефонов, планшетов, компьютеров, с любого устройства, имеющего доступ в Интернет.

В задания можно вставлять аудиовидеосюжеты. Для участия в тестировании учащимся необходимо открыть сервер и ввести ПИН-код, который им дает учитель. Викторина загружается, и ученик отвечает на вопросы. Все результаты с подсчетом баллов после окончания появляются у учителя. Другими примерами могут стать: Myquiz (https://myquiz.ru/) — создание интерактивных викторин; Quizlet (https://quizlet.com/ru) — сервер для создания интерактивных викторин, диаграмм и других учебных продуктов.

Естественно-научное образование

91

Одним их лучших образовательных проектов Сколково в образовательной сфере является образовательная платформа «ЯКласс» (http://www.yaklass.ru/).

Учителям это дает возможность следить за активностью своих учащихся, видеть их результат, осуществлять автоматическую проверку контрольных и домашних заданий, организацию учебного процесса в игровой форме, а также сертификацию учительской компетенции по ИКТ. Для учеников эта платформа является своего рода тренажером по разным предметам, с помощью которого ученики самостоятельно повышают свой уровень знаний, здесь можно самостоятельно подготовиться к ОГЭ. Родители могут заниматься и контролировать уровень знаний своего ребенка, им доступна статистика ребенка в режиме онлайн: количество решенных задач, общее время, проведенное в «ЯКласс».

На образовательной платформе «Мультиурок» (https://multiurok.ru/) можно воспользоваться бесплатным конструктором учительского сайта и создать свой. На этой платформе каждый учитель может общаться и обмениваться опытом со своими коллегами, хранить свои учебные материалы и использовать материалы своих коллег.

Интересным средством обучения и одновременно площадкой организации исследовательской деятельности учащихся является образовательная платформа «Глобальная школьная лаборатория» (https://globallab.org/ru/). Здесь в режиме онлайн проводятся совместные школьные проекты и исследования. Можно принять участие в вебинаре или конференции.

Большие возможности в саморазвитии и повышении квалификации для педагогов предлагает образовательная платформа «Инфоурок» (https://infourok.ru/). Учителя могут пользоваться методической библиотекой, участвовать в профессиональных конкурсах, а для учащихся есть возможность бесплатного просмотра видеоуроков.

В условиях вариативности образования расширяется спектр средств обучения, однако не все они разработаны с учетом требований ФГОС ООО [4]. Большое количество мультимедийных презентаций, сценариев уроков, представленных на учительских сайтах, а также на образовательной платформе «Московской электронной школы» (МЭШ), не всегда отвечают психолого-педагогическим требованиям и планируемым результатам обучения. Поэтому на этапе подготовки к занятию, при выборе средств обучения, в особенности созданных другими учителями, прежде всего надо полагаться на знания методики преподавания географии и знания научных основ предмета географии.

Литература

1. Воронова Т.С. Компьютерные технологии в географическом образовании и образовательном туризме // Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития: материалы V всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: Новосибирский госуд. пед. ун-т, 2016. С.242-246.

2. Грушина Т.П. Электронный учебник географии как новая форма учебной литературы // Вестник МГПУ. Серия: «Естественные науки». 2016. № 1 (21). С. 104-109.

3. Грушина Т.П. Формирование исследовательских умений школьников при изучении геоэкологических проблем своей местности // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». 2010. № 1 (5). С. 110-116.

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. 44 с. (Стандарты второго поколения).

5. Шульгина О.В. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии // География в школе. 2003. № 8. С. 45-49.

Literatura

1. Voronova T.S. Komp'yuternye texnologii v geograficheskom obrazovanii i obrazovatel'nom turizme // Geograficheskaya nauka, turizm i obrazovanie: sovremenny'e problemy' i perspektivy' razvitiya: materialy' V vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: Novosibirskij gosud. ped. un-t, 2016. S. 242-246.

2. Grushina T.P. E'lektronny'j uchebnik geografii kak novaya forma uchebnoj literatury' // Vestnik MGPU. Seriya: «Estestvenny'e nauki». 2016. № 1 (22). S. 104-109.

3. Grushina T.P. Formirovanie issledovatel'skix umenij shkol'nikov pri izuchenii geoe'kologicheskix problem svoej mestnosti // Vestnik MGPU. Seriya «Estestvenny'e nauki». 2010. №1 (5). S. 110-116.

4. Fundamental'noe yadro soderzhaniya obshhego obrazovaniya: proekt / pod red. V.V. Kozlova, A.M. Kondakova. M.: Prosveshhenie, 2009. 44 s. (Standarty' vtorogo pokoleniya).

5. Shul'gina O.V. Vozmozhnosti i problemy' ispol'zovaniya komp'yuterny'x texnologij v prepodavanii geografii // Geografiya v shkole. 2003. № 8. S. 45-49.

T.P. Grushina

The Use of Electronic Resources and Educational Platforms in Pedagogical Activity of the Teacher

The article deals with the possibilities of using electronic means of teaching in the pedagogical activity of the teacher: educational platforms and electronic resources. It gives a brief characteristic of some electronic resources and their use by the teacher in preparation for the lesson, organization of self-control, consolidation of students' knowledge of geography.

Keywords: methods of teaching geography; means of teaching geography; organization of independent activity; electronic resources; electronic platforms; Information Technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.