УДК 811.111:378
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЕКТНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
И.Ю. Соловьева
В статье подчеркивается актуальность применения методики информационных технологий в обучении иностранным языкам, а также показывается эффективность проектных форм работы на занятиях. Анализируются преимущества таких форм обучения, которые интенсифицируют самостоятельную работу студентов, повышают их познавательную активность и мотивацию. Приводятся примеры методики работы над проектом
Ключевые слова: информационные технологии, метод проектов, мотивация
Сегодня трудно представить себе современный мир без компьютеров и сети Интернет. Компьютерные технологии проникли во все сферы человеческой жизни, в том числе и в область обучения иностранным языкам. Эффективность использования Интернета определяется тем, что учащийся как бы «забывает», что он находится в процессе изучения иностранного языка, перед ним ставится лишь определенная интересная познавательная задача, которую он должен решить, путешествуя по сети Интернет.
При обучении иностранному языку ведущим компонентом содержания обучения становятся не теоретические основы соответствующего языка, а способы деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Обучение любому виду деятельности происходит в ходе выполнения соответствующей деятельности и связанных с ней действий и операций.
Существуют различные подходы к классификации функций, которые выполняет компьютер в учебном процессе по иностранному языку [2]. Можно выделить следующие функции компьютера по отношению к обучаемому:
• Коммуникативная функция,
предполагающая то, что процесс обучения осуществляется в диалоге «обучаемый - компьютер».
• Информативная функция сводится к тому, что обучаемый может воспользоваться
информационными ресурсами, которые ему представит компьютер (компьютерные словари, тексты рассказов, газет, различные иноязычные энциклопедии, базы данных и т.д.).
• Тренировочная функция
заключается в обращении к компьютерным тренажерам,
стандартным обучающим
программам и т. д.
Соловьева Ирина Юрьевна - ВГУ, канд. филос. наук, доцент, e-mail: [email protected]
• Управляющая функция компьютера
связана с возможностью настройки обучающих программ на
определенный уровень знаний обучаемого или на определенную программу его действий.
• Контролирующая функция связана
с проверкой компьютером правильности определенных
действий обучаемого и
выставления ему оценки.
В результате использования современных компьютеров при обучении иностранному языку, могут быть эффективно решены следующие дидактические задачи: 1) формирование умений и навыков чтения иностранных тексов; 2)
совершенствование умений аудирования; 3) умение построений монологических и диалогических высказываний; 4) умений письменной речи при подготовке различного рода сочинений, пересказов, рефератов; 5) пополнение словарного запаса; 6) формирование устойчивой мотивации иноязычной деятельности обучаемых с помощью оперативных материалов сети Интернет, электронной почты, результатов работы поисковых систем.
Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам сводится к возможности преподавателя активно использовать локальные сети,
телекоммуникационные средства, мультимедийные программы. Обладая такими техническими средствами, можно организовать коллективную творческую работу в режиме реального времени.
Глобальная сеть Интернет предлагает преподавателям иностранного языка множество полезных ресурсов. Это специальные программы обучения иностранным языкам, а также аутентичный материал, отбор которого преподаватель может проводить самостоятельно и адаптировать его к конкретным учебным задачам. Включение материалов сети в содержание урока является одной из основных возможностей использования Интернета.
Тексты многих Интернет-ресурсов могут служить дополнительным материалом при изучении
отдельных тем, являться свежим источником информации.
Более того, сеть Интернет предоставляет преподавателям иностранного языка безграничные возможности для получения любого рода информации, что может сделать уроки
эффективными и увлекательными, а сам процесс подготовки преподавателя к занятиям — более быстрым и полезным. Примерами такого
эффективного урока могут выступать проектные форма работы на занятиях иностранного языка.
Новые тенденции в развитии нашего
общества содействовали распространению «защиты проекта» как формы групповой деятельности учащихся. В ней студент выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучшения жизни.
Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни.
Методику работы над проектом можно широко использовать как в процессе обучения иностранному языку, так и в процессе воспитания студентов. В проекте студент выступает и как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, и как творческое лицо, пробующее предложить новые решения отдельных жизненных проблем.
Метод проектов приобретает все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление студента и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые он приобретает в вузе, а уметь применять их на практике.
Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, студенты должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения и т. п.; умение работать с разнообразным справочным материалом. Задачей обучения различным видам речевой деятельности и является формирование многих из названных умений. К творческим умениям
относятся: умение вести дискуссию; слушать и слышать собеседника; отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение
находить компромисс с собеседником; умение
лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая
осуществляется в целостной системе обучения в вузе (не только в обучении иностранному языку), причем совсем не обязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом [3].
Итак, если преподаватель решил использовать при изучении какого-либо раздела или вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать; четко определить учебные задачи; продумать какую помощь можно оказать студентам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Сначала преподавателю необходимо разработать план
проектной работы, продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Студенты должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем, как переходить к
обсуждению проблемных вопросов.
Проектную форму работы можно поделить на несколько этапов. На первом этапе студентам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить, сформулировать. Здесь нельзя не обойтись без наводящих вопросов. Задача
преподавателя здесь — раскрыть ситуацию так, чтобы студенты смогли решить ее самостоятельно. Все первоначальные предложения студентов записываются без комментариев. При этом преподаватель наводящими вопросами должен подвести ребят к тем пунктам плана, которые он наметил заранее. Затем проводится коллективное обсуждение этих пунктов. Далее студенты делятся на группы и разрабатывают свой собственный
проект по принятому плану.
Второй этап можно назвать подготовительным. Он обеспечивает языковые и речевые умения студентов. Здесь проводится поисковая работа над проектом, которая невозможна без современных компьютерных технологий. Такой вид работы развивает исследовательские умения студентов,
совершенствует сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладывает основы будущих самостоятельных высказываний.
Третий этап представляет собой защиту и обсуждение проектов. Каждая группа защищает свой проект по ранее обсужденному плану. После презентации проектов студенты выбирают наиболее интересный и приходят к общему решению вопроса. Подводятся итоги дискуссии.
Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для студента. Во время работы над проектом строятся новые отношения преподавателя и студента. Преподаватель не является для студентов единственным источником информации. Он становится консультантом, помощником. Работа над проектом поможет студентам проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.
Таким образом, мы не можем отрицать тот факт, что информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранным языкам. Практика показывает, что они имеют не мало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации.
Умение пользоваться методом проектов и применять информационные технологии в обучении иностранным языкам — показатель высокой квалификации преподавателя иностранного языка, его прогрессивной методики обучения и развития
студентов вузов. Недаром эти технологии относятся к технологиям XXI века.
1.
Литература
Зубов А.В. Применение информационных технологий в обучении иностранным языкам / А. Зубов. - М.: «Академия», 2009. - 143 с.
2. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера в вопросах и ответах / Т.В. Карамышева. - СПб.: Союз, 2001. - 190 с.
3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. -2000. - № 2. - стр. 39 - 45.
Воронежский государственный университет
THE STRATEGIES OF INFORMATION TECHNOLOGIES AND PROJECT WORK IN LANGAUGE LEARNING I.Yu. Solovieva
The article shows the effectiveness of information technologies and project work usage in language learning. These strategies increase individual student’s work, their activity, research skills, and motivation. There are also examples of the ways of project work
Key words: information technologies, project work, motivation