Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДЕТСКИХ ТРЕНАЖЁРОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ БИЛИАРНОГО ТРАКТА'

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДЕТСКИХ ТРЕНАЖЁРОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ БИЛИАРНОГО ТРАКТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRESCHOOLERS / BILIARY TRACT DYSFUNCTIONS / PHYSICAL REHABILITATION / TRAINING AIDS / DIGESTIVE SYSTEM DISEASES / CHILDREN / ДОШКОЛЬНИКИ / ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА БИЛИАРНОГО ТРАКТА / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ТРЕНАЖЕРЫ / ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бакай И.Н., Сесёлкин А.И., Карпова Н.В., Корнев А.В.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанную комплексную программу физической реабилитации детей 5-6 лет с функциональными нарушениями желчевыводящих путей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Методика и организация исследования. В работе участвовало 99 детей дошкольного возраста 5-6 лет. В исследовании использовался комплекс методов: изучение научно-литературных источников, анкетирование, тестирование физической подготовленности (двигательные тесты), медико-биологические, психологические методы, методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. После реализации методики было установлено уменьшение показателя ПДФ у детей обеих групп - 61% и 73% соответственно. Опрос родителей о выявлении изменений клинической картины заболевания, самочувствия и активности детей показал, что они стали более активны и жизнерадостны, улучшился психоэмоциональный фон ребенка, сократилось количество жалоб на боль в области живота. После курса реабилитации было отмечено улучшение симптоматики у детей групп А и В. До эксперимента показатели физической подготовленности детей экспериментальных групп А и В достоверно не отличались (р>0,05). После эксперимента наблюдался прирост показателей физической подготовленности по всем видам в обеих группах. Отмечена достоверность различий (р<0,05) между детьми группы А и группы В. Таким образом, дифференцированная модель позволяет последовательно осуществить процесс восстановления физического и функционального состояния детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бакай И.Н., Сесёлкин А.И., Карпова Н.В., Корнев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KIDS TRAINING AIDS IN APPLICATION TO PRESCHOOLERS WITH BILIARY TRACT DYSFUNCTIONS

Objective of the study was theoretically and experimentally substantiate a comprehensive program of physical rehabilitation of the 5-6 year-old children with biliary tract dysfunctions in conditions of pre-school educational institutions.Methods and structure of the study. Sampled for the study were the 5-6 year-old children (n=99). For the purposes of the study, the following methods were applied: analysis of scientific and literary sources, questionnaire survey, physical fitness tests (motor tests), biomedical and psychological methods, mathematical statistics. Results of the study and conclusions. After the implementation of the proposed methodology, the digestive system disease rate decreased in the children of both groups - 61% and 73%, respectively. Their parents were subject to a questionnaire survey to detect changes in the clinical picture, wellbeing and activity of the children. It showed that the children became more active and cheerful, their psychoemotional background improved, and the number of complaints of abdominal pain decreased. After the rehabilitation course, the symptoms in the children of Groups A and B improved. Prior to the experiment, the physical fitness rates in the children of Groups A and B did not differ statistically significantly (p>0.05). After the experiment, the physical fitness rates increased in both groups. There was a significant difference (p<0.05) between the children of Groups A and B. Consequently, the differentiated model allows for the sequential recovery of the physical and functional states of preschoolers.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДЕТСКИХ ТРЕНАЖЁРОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ БИЛИАРНОГО ТРАКТА»

методика применения детских тренажёров в дошкольном образовательном учреждении для детей с дисфункциональными расстройствами билиарного тракта

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 06.04.2020 г.

Информация для связи с автором: sjazinain@rgsu.net

Кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Бакай1 Доктор педагогических наук, профессор А.И. Сесёлкин1 Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Карпова1 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Корнев1

1 Российский государственный социальный университет, Москва

KIDS TRAINING AIDS IN APPLICATION TO PRESCHOOLERS WITH BILIARY TRACT DYSFUNCTIONS

PhD, Associate Professor I.N. Bakai1 Dr.Hab., Professor A.I. Seselkin1 PhD, Associate Professor N.V. Karpova1 PhD, Associate Professor A.V. Kornev1

1 Russian State Social University, Moscow

Аннотация

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанную комплексную программу физической реабилитации детей 5-6 лет с функциональными нарушениями желчевыводящих путей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Методика и организация исследования. В работе участвовало 99 детей дошкольного возраста 5-6 лет. В исследовании использовался комплекс методов: изучение научно-литературных источников, анкетирование, тестирование физической подготовленности (двигательные тесты), медико-биологические, психологические методы, методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. После реализации методики было установлено уменьшение показателя ПДФ у детей обеих групп - 61% и 73% соответственно. Опрос родителей о выявлении изменений клинической картины заболевания, самочувствия и активности детей показал, что они стали более активны и жизнерадостны, улучшился психоэмоциональный фон ребенка, сократилось количество жалоб на боль в области живота. После курса реабилитации было отмечено улучшение симптоматики у детей групп А и В. До эксперимента показатели физической подготовленности детей экспериментальных групп А и В достоверно не отличались (р>0,05). После эксперимента наблюдался прирост показателей физической подготовленности по всем видам в обеих группах. Отмечена достоверность различий (р<0,05) между детьми группы А и группы В. Таким образом, дифференцированная модель позволяет последовательно осуществить процесс восстановления физического и функционального состояния детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольники, дисфункциональные расстройства билиарного тракта, физическая реабилитация, тренажеры, заболевания органов пищеварения, дети.

Annotation

Objective of the study was theoretically and experimentally substantiate a comprehensive program of physical rehabilitation of the 5-6 year-old children with biliary tract dysfunctions in conditions of pre-school educational institutions. Methods and structure of the study. Sampled for the study were the 5-6 year-old children (n=99). For the purposes of the study, the following methods were applied: analysis of scientific and literary sources, questionnaire survey, physical fitness tests (motor tests), biomedical and psychological methods, mathematical statistics.

Results of the study and conclusions. After the implementation of the proposed methodology, the digestive system disease rate decreased in the children of both groups - 61% and 73%, respectively. Their parents were subject to a questionnaire survey to detect changes in the clinical picture, wellbeing and activity of the children. It showed that the children became more active and cheerful, their psy-choemotional background improved, and the number of complaints of abdominal pain decreased. After the rehabilitation course, the symptoms in the children of Groups A and B improved. Prior to the experiment, the physical fitness rates in the children of Groups A and B did not differ statistically significantly (p>0.05). After the experiment, the physical fitness rates increased in both groups. There was a significant difference (p<0.05) between the children of Groups A and B. Consequently, the differentiated model allows for the sequential recovery of the physical and functional states of preschoolers.

Keywords: preschoolers, biliary tract dysfunctions, physical rehabilitation, training aids, digestive system diseases, children.

Введение. На современном этапе развития физической реабилитации и модернизации отечественной системы дошкольного воспитания особенно остро встает вопрос о поиске путей эффективного совершенствования структуры и содержания физической реабилитации в условиях дошкольного образовательного учреждения, что актуализирует необходимость формирования условий для своевременной коррекции нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта у детей.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанную комплексную программу физической реабилитации детей 5-6 лет с функциональными нарушениями желчевыводящих путей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Методика и организация исследования. В работе участвовало 99 детей дошкольного возраста 5-6 лет (с письменного согласия родителей). Во время исследования были проанали-

№ 7 • 2020 Июль | Yuli

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с I-

зированы карты диспансерного наблюдения и на основе метода случайной выборки сформированы две экспериментальные группы (А и В) и одна контрольная (С). Группа С включала 48 детей, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе (26 мальчиков и 22 девочки). Первая экспериментальная группа А состояла из 27 детей (14 мальчиков и 13 девочек). Во вторую экспериментальную группу В вошло 24 ребенка (11 мальчиков и 13 девочек). В экспериментальные группы вошли дети с диагнозом «Дисфункциональные нарушения билиарного тракта (дискинезия желчевыводящих путей)», смешанной формы, в стадии неполной ремиссии. Контрольная группа С не занималась по разработанной программе, дети контрольной группы посещали занятия, организуемые в дошкольном образовательном учреждении.

Рассматриваемая в данной статье методика физической реабилитации реализовывалась по 3 периодам: адаптационный, тренировочный и стабилизационный.

В структуру комплексной методики на занятиях лечебной гимнастикой включались дозированные, ритмически повторяемые физические упражнения на детских тренажерах (ве-лотренажер, беговая дорожка, брусья опорные). Упражнения на тренажерах выполнялись в тренировочном и стабилизационном периодах в подготовительной, основной и заключительной частях занятия лечебной гимнастикой.

Технологии применения детских тренажеров на занятиях лечебной гимнастикой:

1. Обеспечение тренировки всех систем организма ребенка (сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обменных и терморегуляционных процессов) с учетом оптимальных для данного возраста физических нагрузок.

2. Удовлетворение естественной потребности ребенка в разных формах двигательной активности.

3. Целенаправленное развитие общей выносливости организма ребенка и совершенствование его физических качеств.

4. Овладение ребенком определенными двигательными умениями.

5. Воздействие специальных упражнений, выполняемых на тренажерах, на функциональное состояние желудочно-кишечного тракта детей.

7. Укрепление мышечного корсета в процессе оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения желудочно-кишечного тракта.

На занятиях применялись следующие детские тренажеры: велотренажер, беговая дорожка, брусья опорные.

«Беговая дорожка» применялась для тренировки мышц пояса нижних конечностей, плечевого пояса, сердечнососудистой и дыхательной систем.

«Велотренажер» использовался с целью тренировки мышц ног, брюшного пресса, укрепления сердечнососудистой и дыхательной систем.

«Брусья опорные». Преимущественная направленность воздействия тренажера - тренировка мышц брюшного пресса в статическом и динамическом режиме.

Результаты исследования и их обсуждение. Анкетирование родителей о состоянии здоровья детей позволило уточнить длительность и особенности течения заболевания. Родителями были отмечены жалобы ребенка на боль в области живота, тошноту. Ранее в лечении 22 детей (38,5 %) использовали средства и формы физической реабилитации (лечебную физическую культуру, лечебный массаж), 55 детей (96,4 %) - диетотерапию и прием минеральных, 49 детей (85,9 0%) - медикаментозную терапию.

Для оценки эффективности применения средств физической реабилитации проводилась ультразвуковая диагностика желчевыводящей системы, которая применялась по назначе-

нию лечащего врача в поликлинике, где наблюдался ребенок. Ультразвуковое исследование выполнялось по показателю нарушения опорожнения и нарушению координации, характерному для дисфункциональных нарушений билиарной системы. Показатели были выявлены на основе анализа медицинских карт детей, посещающих ДОУ.

В начале педагогического эксперимента дети обеих групп незначительно отличались по показателям, характеризующим состояние желчного пузыря (показатель двигательной функции - ПДФ). Средние величины ПДФ до эксперимента отмечены у 83 % детей группы А, у 82 % детей группы В. После реализации методики физической реабилитации с применением упражнений на тренажерах было установлено уменьшение показателя ПДФ у детей обеих групп - 61 % и 73 % соответственно. У детей группы А выявлено значительное уменьшение показателя ПДФ по сравнению с исходным значением (норма 59-75 %), что может свидетельствовать об эффективности предложенной методики физической реабилитации с применением детских тренажеров, в частности о положительном влиянии на тонус и моторику желчного пузыря специальных физических упражнений, выполняемых на детских тренажерах (велотренажер, беговая дорожка, опорные брусья).

Основным симптомом дисфункциональных нарушений билиарного тракта является наличие болевого синдрома. Опрос родителей о выявлении изменений клинической картины заболевания, самочувствия и активности детей показал, что они стали более активны и жизнерадостны, улучшился психоэмоциональный фон ребенка, сократилось количество жалоб на боль в области живота. После курса реабилитации было отмечено улучшение симптоматики у детей групп А и В. До внедрения курса реабилитации у детей экспериментальных групп количество приступов заболевания не отличалось, в среднем их частота составляла 1-2 приступа в месяц. При опросе родителей через 6 месяцев после внедрения курса реабилитации было выявлено, что нестабильная ремиссия отмечалась у 11 (37,9 %) детей экспериментальной группы А и у 17 (60,7 %) детей экспериментальной группы В. Приступы отмечались 1 раз в 1-2 месяца. Стабильная ремиссия наблюдалась у 19 (65,5 %) детей экспериментальной группы А и 11 (39,2 %) детей экспериментальной группы В. Приступы стали носить эпизодический характер 1 раз в 6 месяцев.

У детей до исследования были выявлены симптомы вегетативного синдрома (СВД). Проявления вегетативной дисфункции в группах А и В соответственно: слабость - у 26 (93,1 %) и 25 (89,2 %%) детей; утомляемость - у 14 (48,2 %%) и 12 (42,8 %) детей; эмоциональная неустойчивость - у 20 (68,9 %%) и 21 (75 %%) ребенка, нарушение сна - у 12 (41,3 %%) и 11 (39,2 %%) детей; головокружение - у 5 (17,2 %%) и 7 (25 %%) детей; головная боль - у 16 (55,1 %) и 15 (53,5 %) детей; снижение аппетита - у 9 (31 %) и 10 (35,7 %) детей. После проведенного исследования выявлена положительная динамика вегетативного тонуса у детей в группах А и В: слабость - у 9 (31 %%) и 11 (39,2 %%) детей; утомляемость - у 6 (20,6 %%) и 8 (28,5 %) детей; эмоциональная неустойчивость - у 9 (31%) и 13 (46,4 %%) детей, нарушение сна - у 7 (24,1 %%) и 10 (35,7 %%) детей; головокружение - у 2 (6,8 %) и 4 (14,2 %) детей; головная боль - у 7 (24,1 %) и 8 (28,5 %) детей; снижение аппетита - у 3 (10,3 %%) и 4 (14,2 %%) детей.

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности предложенной структуры физической реабилитации и содержания занятий лечебной гимнастикой с применением детских тренажеров в дошкольных образовательных учреждениях для детей с дисфункциональными нарушениями билиарного тракта.

Выводы. Дифференцированная модель позволяет последовательно осуществить процесс восстановления физи-

52

http://www.teoriya.ru

№7 • 2020 Июль | Yuli

ческого и функционального состояния детей дошкольного возраста с дисфункциональными нарушениями билиарного тракта. Детям в период ремиссии данного нарушения целесообразно применять комплексную методику физической реабилитации в условиях дошкольного образовательного учреждения, которая включает лечебную гимнастику с применением упражнений на детских тренажерах, и она может быть реализована на основе разных материально-технических возможностей дошкольного образовательного учреждения. Составные элементы данной методики физической реабилитации перспективны для комплексного лечения детей и при других заболеваниях пищеварительной системы и детям из групп риска возникновения данных заболеваний.

Использованная литература

1. Александрова В.А. Функциональные расстройства желчевыво-дящей системы у детей / В.А. Александрова, С.В. Рычкова // Лечащий врач. Медицинский научно-практический журнал. - 2008.

- № 7 (175). - С. 59-61.

2. Бакай (Сязина) И.Н. Особенности физической реабилитации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения при нарушениях билиарной системы / И.Н. Бакай (Сязина) // Социальная политика и социология. - 2013. - № 4-1 (96). - С. 87-92.

3. Бакай И.Н. Здоровьеразвивающие технологии в физической реабилитации детей младшего школьного возраста с вегетативными нарушениями / И.Н. Бакай, Н.В. Карпова, В.П. Карташев, А.Н. Студнева // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 5.

- С. 56-58.

4. Белозерова Л.М. Лечебная физическая культура в педиатрии: учеб. пособие / Л.М. Белозерова, Л.Н. Власова, В.В. Клестов. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - С. 156-164.

5. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика: Руководство для врачей / Под ред. В.Л. Голубева. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2010. - С. 422-455; С. 567-608.

6. Зайцева О.В. Современные представления о лечении детей с дискинезиями желчевыводящих путей / О.В. Зайцева, Г.А. Сам-сыгина и др. // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатоло-гии и колопроктологии. - 2010. - С. 8-11.

7. Куршин М.А. Лечебная физкультура в комплексном лечении хронических заболеваний желчевыводящих путей у детей (Методические рекомендации для методистов лечебной физкультуры) / М.А. Куршин, З.А. Кузнецова, Т.Н. Зайцева и др. - Новокузнецк, 2006. - 15 с.

References

1. Aleksandrova V.A., Rychkova S.V. Funktsionalnye rasstroystva zhelchevyvodyashchey sistemy u detey [Functional disorders of biliary system in children]. Lechashchiy vrach. Medical scientific and practical journal. 2008. No. 7 (175). pp. 59-61.

2. Bakay (Syazina) I.N. Osobennosti fizicheskoy reabilitatsii detey v us-loviyakh doshkolnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya pri narusheni-yakh biliarnoy sistemy [Features of physical rehabilitation of children in preschool educational institution in case of biliary system disorders]. Sotsialnaya politika i sotsiologiya.2013. no. 4-1 (96). pp. 87-92.

3. Bakay I.N., Karpova N.V., Kartashev V.P., Studneva A.N. Zdorovyer-azvivayushchie tekhnologii v fizicheskoy reabilitatsii detey mladshego shkolnogo vozrasta s vegetativnymi narusheniyami [Health improvement technologies for physical rehabilitation service to junior schoolchildren with autonomic disorders]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 5. pp. 56-58.

4. Belozerova L.M., Vlasova L.N., Klestov V.V. Lechebnaya fizicheskaya kultura v pediatrii [Physiotherapy in pediatrics]. Study guide. Rostov-on-Don: Feniks publ., 2009. pp. 156-164.

5. Golubev V.L. [ed.] Vegetativnye rasstroystva: klinika, lechenie, di-agnostika: Rukovodstvo dlya vrachey [Autonomic Disorders: Clinic, Treatment, Diagnosis: A Guide for Physicians]. M.: Meditsinskoe in-formatsionnoe agentstvo publ., 2010. pp. 422-455; pp. 567-608.

6. Zaytseva O.V., Samsyigina G.A. et al. Sovremennye predstavleniya o lechenii detey s diskineziyami zhelchevyvodyashchikh putey [Modern ideas about treatment of children with biliary dyskinesia]. Rossiyskiy zhur-nal gastroenterologii, gepatologii i koloproktologii [Russian Journal of Gastroenterology, Hepatology and Coloproctology]. 2010. pp. 8-11.

7. Kurshin M.A., Kuznetsova Z.A., Zaytseva T.N. et al. Lechebnaya fizkultura v kompleksnom lechenii khronicheskikh zabolevaniy zhelchevyvodyashchikh putey u detey (Metodicheskie rekomen-datsii dlya metodistov lechebnoy fizkultury) [Physiotherapy exercises in complex treatment of chronic diseases of biliary tract in children (guidelines for physiotherapy exercises)]. Novokuznetsk, 2006. 15 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

алгоритмизация диагностики физического состояния школьников и студентов

Кандидат технических наук, доцент Б.Х. Ланда1 1Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, Казань

УДК/UDC 371.7

Ключевые слова: образование, здоровье, тестирование, методика, учащиеся, мониторинг физических качеств.

Введение. В настоящее время актуализируется проблема организации учебного процесса с учетом состояния здоровья обучающихся.

Цель исследования - обосновать алгоритм тестирования показателей здоровья на основе характеристик физического состояния обучающихся.

Методика и организация исследований. Тестирование проводилось в школах и вузах г Казани и 20 районах Республики Татарстан.

Работа осуществлялась в рамках авторского проекта № 2.2.3.3/3115 «Мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности в охране здоровья обучающихся и оценке качества образования» ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы».

Результаты исследования и их обсуждение. Алгоритм диагностики включает:

• заполнение карты фактических измерений в табличном редакторе (работа с приборами и инструментами);

• расчёт показателей;

• оценка полученных данных на основе информационно-диагностических средств.

ALGORITHMIZATION OF PHYSICAL CONDITION DIAGNOSTICS IN SCHOOLCHILDREN

PhD, Associate Professor B.Kh. Landa1 1Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasov, Kazan

Поступила в редакцию 20.03.2020 г.

По результатам тестирования подготовлена аналитическая записка, включающая педагогический анализ физических качеств и физической подготовленности каждого обучающегося.

Выводы. Полученные результаты, основанные на педагогических измерениях и компьютерной обработке, позволяют: дать оценку эффективности организованного учебного процесса физического воспитания; выполнить на уроках ФК своевременную коррекцию развития физических качеств обучающихся; познать широкие возможности методики по их отслеживанию в мониторинге на протяжении всех лет учебы. Надежность результатов обеспечивается тем, что подписанная исполнителем исходная информация в виде групповых карт фактических измерений, куда заносятся данные на каждого обучающегося в любом общеобразовательном учреждении, хранится в компьютере. Разработанный алгоритм диагностики может быть использован для обработки данных сдачи норм ГТО любым половозрастным контингентом населения. Литература

1. Ланда Б.Х. Диагностика физического состояния: обучающие методика и технология: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. - М.: Спорт, 2017. - 128 с.

2. Ланда Б.Х. ВФСК ГТО: структура, содержание, технология внедрения: учеб. пособие (рекомендовано ФУМО, 2020. - 137 с.)

Информация для связи с автором: b-landa@yandex.ru

№ 7 • 2020 Июль | Yuli

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.