Научная статья на тему 'Методика применения анализа научных статей при изучении внешнеполитического курса России и КНР'

Методика применения анализа научных статей при изучении внешнеполитического курса России и КНР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Наумик Владлена Андреевна, Чистяков Сергей Александрович, Головин Алексей Анатолиевич

«Один пояс один путь» масштабная инициатива, выдвинутая Китаем, с целью создания новой модели международного сотрудничества и экономического взаимодействия. Она предполагает объединение уже существующих инициатив «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF APPLYING THE ANALYSIS OF SCIENTIFIC ARTICLES IN THE STUDY OF THE FOREIGN POLICY OF RUSSIA AND CHINA

"One belt one road" is a large-scale initiative put forward by China to create a new model of international cooperation and economic interaction. It involves combining existing initiatives the "economic belt of the silk road" and the "Maritime silk road of the XXI century" [1].

Текст научной работы на тему «Методика применения анализа научных статей при изучении внешнеполитического курса России и КНР»

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ АНАЛИЗА НАУЧНЫХ СТАТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА РОССИИ И КНР

Наумик Владлена Андреевна, студентка Чистяков Сергей Александрович, студент Головин Алексей Анатолиевич, д.э.н., профессор, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия

«Один пояс - один путь» - масштабная инициатива, выдвинутая Китаем, с целью создания новой модели международного сотрудничества и экономического взаимодействия. Она предполагает объединение уже существующих инициатив - «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века» [1].

Научный сотрудник, бывший директор и докторант Института экономики Китайской академии современных международных отношений Чэнь Фэнъин так охарактеризовала данный проект: «Эта грандиозная идея, охватывающая время и пространство, наследующая прошлое и настоящее, соединяющая Китай и зарубежные страны и придающая древнему Шёлковому пути оттенок новой эры, была провозглашена как перспективная стратегическая концепция, беспроигрышная дорога для мирного развития и великое практическое дело. Этот проект не только унаследовал дух древнего Шёлкового пути с солидарностью, доверием, равенством, терпимостью и взаимным обучением, а также взаимовыгодным сотрудничеством в качестве основы, но также соответствует тенденциям эпохи мира, развития, сотрудничества и взаимовыгоды XXI века. Он имеет далеко идущее стратегическое значение и глобальное влияние».

Такая инициатива действительно соответствует возросшим экономическим возможностям и амбициям КНР. Китай призывает к участию огромное количество стран, расположенных вдоль планируемого пути. Такой грандиозный проект предполагает включение в него участников из Азиатско-Тихоокеанского региона, Центральной Азии, Ближнего Востока, Африки и Европы. Он будет охватывать 4,4 млрд. человек (63% всего населения Земли), а по ВВП, предположительно будет достигать 21 трлн. долл. США (29% от общего объёма) [1].

В декабре 2013 г. на Центральном рабочем совещании по вопросам экономики Председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что китайская экономика отличается особым ростом, Китай может помогать другим странам как крупная страна-производитель. Китай на сегодняшний день в состоянии экспортировать не только недорогие предметы первой необходимости, но также может предоставить миру современные технологии и оборудование. Китайская валюта является одной из резервных в мире, поэтому КНР может работать с другими странами, чтобы справиться с финансовыми рисками. На ряду с этим у неё есть силы

инвестировать за рубежом и использовать возможности для развития в странах, которые срочно нуждаются в средствах [2].

«Один пояс - один путь» имеет огромное значение для всей Евразии, и в особенности для России, которая географически расположена между двумя центрами экономической силы - ЕС и КНР. Однако проект является неоднозначным для ряда стран. В частности, Индия не выражает особого желания участвовать в такой инициативе. России также необходимо сформировать свою позицию по отношению к данному проекту.

В своей научной статье «Перспективы участия РФ в китайском геоэкономическом проекте «Один пояс - один путь» Небренчин А.С. и Небренчин С.М выражают мнение, что подобная инициатива вызывает заинтересованность в России, поскольку имеет все шансы помешать планам США касательно построения однополярного мира. Но в то же время не отрицается тот факт, что многие страны Евразии опасаются вместо американской гегемонии получить китайскую, которая будет иметь свою специфику доминирования. Поводы для беспокойства есть у стран, сопредельных с Китаем - Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, тех стран, которые Россия привыкла считать своей сферой влияния. Авторы отмечают, что этот проект имеет риски стать не только коридором продвижения товаров, но и коридором продвижения культуры, геополитических интересов и влияния Китая, как главного идеолога инициативы.

Несомненно, для РФ проект Великого Шёлкового Пути несёт большие перспективы развития в контексте торговли, инфраструктуры, внедрения современных технологий и инноваций. Но вместе с тем возможные риски и угрозы не позволяют говорить об окончательном и однозначном решении. В самой России нет единого мнения по вопросу участия в проекте. Звучат обвинения в адрес Пекина в том, что, используя свою намного более эффективную экономику, тот стремиться поглотить Россию, сделать её своим сырьевым придатком и, в конце концов, подчинить российскую внутреннюю и внешнюю политику своей воле.

И тем не менее, КНР рассматривает Российскую Федерацию как основного партнёра в реализации проекта «Пояса и пути». На этом основании Россия пытается скорректировать свой курс так, чтобы получить максимальную выгоду от осуществления инициативы. Такое сотрудничество представляет для Москвы возможность модернизации регионов Сибири и Дальнего Востока, которые давно требуют особого внимания и инвестиций. Также Россия имеет планы подключения к проекту своего Северного морского пути, самого короткого морского пути из Северо-восточной Азии в Западную Европу. Для Москвы будет выгодно привлечь сторонние инвестиции в развитие её северных территорий, однако китайская сторона пока не готова отстраивать Арктику и создавать инфраструктуру вдоль Северного пути, поскольку не намеревается своими руками создавать явные стратегические преимущества для России.

РФ вносит свои коррективы, дополняя инициативу. В мае 2015 Владимир Путин и Си Цзиньпин договорились о сопряжении двух инициатив: Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути [2]. Такое сопряжение позволило бы снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций между Москвой и Пекином в Центральной Азии, куда так стремительно проникает Китай. Путин ещё раз уделяет особое внимание этому аспекту в июне 2015 г., отвечая на вопрос китайских журналистов, и снова подчёркивает: «Главное, что мы должны сделать, это объединить наши усилия в рамках Евразийского экономического союза и в рамках китайской инициативы «Шёлкового пути». Можно ли сделать это или нет? Уверен, что можно» [3].

Для США проект «Пояса и пути» может представлять угрозу их экономическому влиянию, не только конкретно в АТР, но и во всём глобальном мире. В ноябре 2018 года на саммите АТЭС в Папуа — Новой Гвинее Японский банк международного сотрудничества, американская "Корпорация частных зарубежных инвестиций" и австралийская "Экспортная финансовая и страховая корпорация" договорились о строительстве завода по производству сжиженного природного газа (СПГ).

Было заявлено о готовности трёх стран финансировать в Азиатско-Тихоокеанском регионе инфраструктурные проекты, которые «помогут удовлетворить потребности региона, не вынуждая нести долговое бремя».

Упоминание о долговом бремени - явный выпад против китайской глобальной инициативы «Один пояс - один путь». В рамках этой программы Китай с 2013 года инвестирует средства в строительство портов, железных и автомобильных дорог, мостов, трубопроводов и других инфраструктурных объектов.

Со своей стороны, Соединённые Штаты начали намеренно убеждать страны третьего мира в том, что такая инициатива лишь попытка Пекина загнать их в долговое рабство. Ряд стран, в число которых входит Пакистан, Малайзия, Мьянма, Сьерра-Леоне уже пересмотрели свои совместные проекты с Китаем, частично снизив их стоимость или вовсе отказавшись от планов реализации проектов на китайские деньги.

США в данном случае является частью трио совместно с Японией и Австралией, которое планирует стать противовесом Китаю в его намерениях осуществлять экономическую экспансию в регионе. Они официально закрепили намерение поддерживать крупные инфраструктурные проекты друг друга в АТР, создавая таким образом конкуренцию китайской инициативе.

Вашингтон также действует известным приёмом введения санкций. В июне власти США оштрафовали ряд компаний-резидентов специальной экономической зоны Сиануквиль в Камбодже. Эта зона создавалась как раз в рамках проекта «Пояса и пути». Камбоджийские компании были обвинены в реэкспорте запрещённых в США китайских товаров.

Очевидно, что китайская инициатива «Один пояс - один путь» является движением КНР в сторону распространения своего экономического и, что не исключено, политического влияния. Основным противником осуществления такого мегапроекта выступают Соединённые Штаты Америки. Они будут различными способами препятствовать попыткам оспаривания своего доминирования в мире и отдельных регионах. Россия и Китай едины в стремлении создания многополярного, полицентричного мира. Однако реализация таких глобальных китайских инициатив может нести как экономическую выгоду для РФ, так риски и угрозы попасть под непосредственное китайское влияние как самого крупного восточноазиатского соседа.

Список литературы

1 Лавров: ШОС играет все более значимую роль в международных делах [Электронный ресурс] // ТАСС. Режим доступа: https://tass.ru/politika/5367728 (дата обращения 23.11.2019).

2 МИД Китая: ШОС должен стать площадкой для сопряжения Шелкового пути с ЕАЭС [Электронный ресурс] // РИА Новости. Режим доступа: https://ria.ru/20160522/1437702578.html (дата обращения 23.11.2019).

3 Китай предлагает создать зону свободной торговли в рамках ШОС [Электронный ресурс] // ТАСС. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/2527761 (дата обращения 23.11.2019).

METHODS OF APPLYING THE ANALYSIS OF SCIENTIFIC ARTICLES IN THE STUDY OF THE FOREIGN POLICY OF RUSSIA AND CHINA

Naumik Vladlena Andreevna, student Chistyakov Sergey Alexandrovich, student Alexey Golovin, doctor of Economics, Professor, Southwestern state University, Kursk, Russia

"One belt - one road" is a large-scale initiative put forward by China to create a new model of international cooperation and economic interaction. It involves combining existing initiatives - the "economic belt of the silk road" and the "Maritime silk road of the XXI century" [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.