Научная статья на тему 'Методика преподавания молекулярной физики для будущих преподавателей физики'

Методика преподавания молекулярной физики для будущих преподавателей физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
822
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИКА / МЕТОДЫ / ЗАДАЧА / РЕШЕНИЕ / ПРИМЕНЕНИЕ / УПРАЖНЕНИЯ / БУДУЩИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моргуненко Ю.В.,

Статья посвящена методикам преподаваний молекулярной физики для будущих преподавателей физики Добиться максимального усвоения лекционного материала студентами возможно только при наличии вспомогательного материала, то есть необходима демонстрация приборов, установок, моделей, таблиц, графиков и слайдов. Возможна демонстрация непродолжительного эксперимента. Современная проблема сокращения количества часов изучения курса общей физики в технических вузах приводит к тому, что освоить курс физики на достаточно высоком уровне в рамках одного или двух семестров становится практически невыполнимой задачей. Поэтому необходимо задаться вопросом изменения общей программы по физике и формирования особого подхода к самой методике ее преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моргуненко Ю.В.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика преподавания молекулярной физики для будущих преподавателей физики»

и общества на русском языке учащимися средних общеобразовательных школ является успешное разрешение выделенных выше педагогических проблем.

Анализ и обобщение изложенного материала позволяют сформулировать вывод о том, что выделение и разрешение педагогических проблем обучения учащихся русскому языку в современной средней общеобразовательной школе есть путь эффективного повышения качества их образования.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

2. Каримов М.Ф. Атомистическая исследовательская программа Демокрита и её значение для дидактики химии, физики и языкознания // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т.19. - № 3. - С. 67 - 70.

3. Каримов М.Ф., Сайниев Н.С. Дидактическое представление взаимовлияния материальных и информационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 4. - С. 89 - 97.

4. Каримов М.Ф. Учебное и научное информационное моделирование действительности в системе непрерывного образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2018. - № 3 (25). - С. 152 - 156.

© Каримов М.Ф., Махиянова Э.Р., 2019

УДК37

Ю.В. Моргуненко

студентка 4 курса ДВФУ, г. Уссурийск, РФ Е-mail: Julia.morgunenko.97 @ mail.ru Научный руководитель: О.Е. Кадеева старший преподаватель г. Уссурийск, РФ E-mail: opgamen@mail.ru

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ ДЛЯ БУДУЩИХ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИКИ

Аннотация

Статья посвящена методикам преподаваний молекулярной физики для будущих преподавателей физики

Добиться максимального усвоения лекционного материала студентами возможно только при наличии вспомогательного материала, то есть необходима демонстрация приборов, установок, моделей, таблиц, графиков и слайдов. Возможна демонстрация непродолжительного эксперимента. Современная проблема сокращения количества часов изучения курса общей физики в технических вузах приводит к тому, что освоить курс физики на достаточно высоком уровне в рамках одного или двух семестров становится практически невыполнимой задачей. Поэтому необходимо задаться вопросом изменения общей программы по физике и формирования особого подхода к самой методике ее преподавания.

Ключевые слова:

физика, методы, задача, решение, применение, упражнения, будущие преподаватели.

Любое научное открытие, каким бы случайным оно ни казалось, предопределено общим ходом развития науки и средств производства. Поэтому открытия и изобретения часто совершаются независимо друг от друга несколькими исследователями, изобретателями или творческими группами.

Сущность исследовательского метода заключается в организации учителем поисковой, творческой деятельности учащихся для решения новых проблем и проблемных задач. Назначение данного метода -полноценное усвоение студентами опыта творческой деятельности.

С помощью исследовательского метода организуется творческое усвоение знаний, т.е. этот метод учит студентов применять известные им знания для решения проблемных задач и поиска новых знаний в результате такого решения.

Умение учащимися объяснять явления природы говорит о том, что они хорошо ориентируются в изученном материале. Поэтому необходимо использовать на уроках исследовательский метод обучения для того, чтобы учащиеся лучше усваивали материал.

Для иллюстрации сказанного нами разработан урок с использованием исследовательского метода обучения, в котором учащимся предлагается ряд изобретательских заданий, заданий на объяснение опытных фактов и фактов, встречающихся в природе.

В курсе молекулярной физики особая роль отводится демонстрационному эксперименту, который является средством наглядности и повышает познавательную деятельность учащихся, поэтому при использовании исследовательского метода обучения демонстрационный эксперимент играет важную роль в усвоении учащимися как пройденного, так и нового материала.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование исследовательского метода обучения молекулярной физике, должно повысить эффективность преподавания, вызвать больший интерес к теме у учащихся и, наконец, разнообразить творческую деятельность, не только учащихся, но и учителя.

Молекулярная физика как учебный предмет дает возможности для развития познавательных и творческих способностей учащихся, основой которых являются знания о физических явлениях и физических законах. Универсальным средством обучения, способствующим формированию естественнонаучных умений, обычно являются задачи. Так как для студентов предмет физика был изучен на родине, то на данном этапе нужен только как базовый для изучения других технических наук, поэтому решение задач для них было ограничено до минимально необходимого для повторения пройденного теоретического материала. Основной упор делается на изучение познавательных и творческих способностей, овладению умениями применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических процессов и явлений и практического использования физических законов. В результате обучения учащийся должен уметь самостоятельно приобретать новые знания, находить и отбирать нужную литературу, анализировать необходимую информацию.

В формировании естественнонаучных знаний при изучении каждой темы, в подготовке будущих преподавателей, используются, вопросы и задания. Рассмотрим структуру одного из практических занятий.

Повторение усвоенных знаний в устной или тестовой форме.

Изучение нового материала, введение новых элементов знаний.

Повторение и закрепление новых знаний с использованием дидактических средств обучения.

Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника или со специально подготовленным текстом.

Для повторения усвоенных знаний используются вопросы в устной и тестовой форме, краткие пересказы [2].

Тестовые задания могут быть как в закрытой форме (выбор ответа из нескольких), так и открытой формы, где надо закончить фразу, найти определение в тексте. Изучение нового материала в аудитории происходит с поэтапным увеличением объема информации. Теория предмета разбита на блоки, каждый из которых имеет тексты, формулы и пояснения к ним. Учащиеся должны выделить из нового материала главное, осознать, понять логику между отдельными частями темы, увидеть между ними связь. Далее преподаватель повторяет и обсуждает изученный материал, работает с текстом.

Для успешного освоения теоретического материала необходимо научно обоснованно проводить

аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу, которая состоит из двух этапов. На первом этапе изучаются теоретические материалы, рассмотренные по предмету на занятии. На втором этапе предлагаются материалы, которые связаны с изучаемой темой, но выходят за рамки программы и, по возможности, сориентированы на будущую специализацию. Для этого предлагаются следующие темы текстов для изучения:

Свободное падение и падение тел в реальных условиях. Что такое вес тела? Как измерить вес тела? Механическая энергия и сила трения.

Что такое отражение звука, как и почемупроисходит отражение? Что такое звуколокаторы и акустический резонанс?

Продольные и поперечные волны. Волна иэнергия. Роль тепловых явлений. Электрический заряд и электризация тел.

Для стимулирования самостоятельной работы полезно рассматривать по несколько качественных задач, которые помогают закрепить физический смысл законов и правил и вызывают интерес. Ниже приведены примеры таких вопросов [3]:

Какую скорость переменного движения показывает спидометр автомобиля? Благодаря какой внешней силе движется автомобиль?

Почему при движении автомобиля на труднопроходимом участке пути давление в шинах нужно снижать?

Объясните, на что расходуется кинетическая энергия движущегося автомобиля при торможении? Какие источники тока применяют в автомобиле и в чем различие между ними? Следует отметить, что такая работа обязательно контролируется, оценивается умение учащихся привлекать полученные в процессе обучения знания по разным темам курса физики.

Одно из главных умений будущих учителей - это поиск необходимой литературы. Таким образом, опыт работы преподавателей молекулярной физики на Подготовительном факультете показывает, что методика обучения будущих преподавателей отличается от аналогичной для бакалавров технической направленности тем, что они уже имеют базовую подготовку по предмету. Это дает возможность и время более серьезно изучать предмет для успешного применения его в дальнейшем при обучении и преподавании по своей специализации. Список использованной литературы:

1. Косарева И.А., Шилова Т.В. О специфике подготовки учебно - методических материалов по физике для самостоятельной работы иностранных учащихся на подготовительном факультете МАДИ, Сборник научных трудов «Международное образование и сотрудничество», Том 2, МАДИ, 2016 -С.109-113.

2. Лагун И.М., Лукашин О.В. Специализированное учебное пособие для самостоятельной работы иностранных учащихся// Вестник ТулГУ. Серия Соврем, образоват. технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. - Вып. 13. - Матер. XIII Межд. научно -практич. конф. «Современные образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла». - Тула: Изд-во ТулГУ, 2018.-С. 11-14.

3. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. - М.: Просвещение, 2018.

4. Лидер А.М., Склярова Е.А., Сёмкина Л.И. Вопросы методики преподавания курса физики в техническом университете / А.М. Лидер, Е.А. Склярова, Л.И. Сёмкина // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 24. - С. 787-790.

5. Морозова М.А. Формирование готовности студентов к самореализации в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук /М.А. Морозова. - Ульяновск, 2017. -С. 83.

6. Полевая М.В. Современный преподаватель: взгляд на студентов и методики преподавания в вузе / М.В. Полевая// Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2017. - № 3( 19). - С. 83-90.

7. Роговая Н.А. Лекторское мастерство как основа педагогической деятельности /Н.А. Роговая // Наука и современность. - 2018. - № 29. - С. 108-113.

8. Трофимова С.Ю. Логика построения курса общей физики в педагогическом вузе /С.Ю. Трофимова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2015. - № 3. - С. 147-153.

9. Чугунов Е.А., Ермолаева В.В. Сравнение методик преподавания общего курса физики на примере проведения лабораторных работ в технических вузах Швейцарии и России /Е.А. Чугунов, В.В. Ермолаева // Молодой ученый. - 2018. - № 5. - С. 569-571.

10.Степанова Т. И., Горбатюк С. Ю., Ноговицына Я. И. Опережающее обучение и пути его реализации в школе. -Якутск: Изд-во ИРО и ПК, 2017. - 116 с.

11.Морен Э. Метод. Природа природы / Пер. с франц. Е. Н. Князевой. - М.: Прогресс-Традиция, 2017. - 230 с.

12.Белоусова О. В. Развивающее образование акмео-логического типа // Педагогика. - М. - 2018. - № 3. - С. 12-17.

© Моргуненко Ю.В., 2019

УДК 1174

Н.А. Растокин

Студент 1 курса КемГУ г. Кемерово, РФ E-mail: rastokinita@mail.ru О.О. Загретдинова Студентка 1 курса, КемГУ г. Кемерово, РФ E-mail: apelsonya@gmail.com Научный руководитель: Е.В. Ореховская Преподаватель КемГУ г. Кемерово, РФ E-mail: yamantaka.j@yandex.ru

ВОЗДЕЙСТВИЕ СТРЕССА НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТСМЕНА

И СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Аннотация

В статье рассматривается воздействие стресса на соревновательную деятельность спортсмена, влияние стресса на организм человека в целом, включая его психологическое состояние. Говорится о методах преодоления стресса в спортивной практике и об особенностях, которые при этом надо учитывать. Эффективное преодоление стресса обеспечивается за счет разумного использования имеющихся ресурсов личности.

Ключевые слова:

спорт, спортсмен, соревновательная деятельность, стресс, психологическое сопровождение, стресс-факторы

Стресс представляет собой комплексный процесс, включающий в себя физиологические и психологические составляющие. Посредством стресса в организме происходят важные изменения: он как бы настраивает себя на самозащиту, на приспособление к новым условиям, тем самым активируя защитные механизмы, которые оказывают сопротивление стрессу и помогают адаптироваться к нему.

Однако мнение, что стресс оказывает только отрицательное воздействие на организм человека ошибочно. Положительное воздействие проявляется в том, что у человека происходит улучшение внимания, повышение заинтересованности в достижении намеченных целей, процесс работы приобретает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.