Научная статья на тему 'Методика преподавания дисциплины «Корпоративная журналистика»'

Методика преподавания дисциплины «Корпоративная журналистика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ СМИ / ЖУРНАЛИСТИКА / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ЗАНЯТИЯ-ВСТРЕЧИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ / CORPORATE MEDIA / JOURNALISM / PUBLIC RELATIONS / TEACHING METHODS / TRAINING MEETINGS / INTERACTIVE LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тяжелова М. А.

В статье обосновывается необходимость преподавания дисциплины «Корпоративная журналистика» студентам, обучающимся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью»; описывается методика чтения данного курса с включением занятий-встреч с сотрудниками редакций и интерактивных занятий; анализируются некоторые современные тенденции развития корпоративных СМИ, которые должны быть учтены в процессе преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING «CORPORATE JOURNALISM»

The author substantiates the necessity of teaching "Corporate journalism" for Public Relations students; describes the methods of teaching which include training meetings with staff editors and interactive lessons; examines some corporate media modern tendencies, which should be considered in the process of teaching.

Текст научной работы на тему «Методика преподавания дисциплины «Корпоративная журналистика»»

Журналистика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 490-493

УДК 070

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «КОРПОРАТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»

© 2014 г. М.А. Тяжелова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

maria-tyazhelova@yandex.ru

Поступила в редакцию 19.05.2014

В статье обосновывается необходимость преподавания дисциплины «Корпоративная журналистика» студентам, обучающимся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью»; описывается методика чтения данного курса с включением занятий-встреч с сотрудниками редакций и интерактивных занятий; анализируются некоторые современные тенденции развития корпоративных СМИ, которые должны быть учтены в процессе преподавания.

Ключевые слова: корпоративные СМИ, журналистика, связи с общественностью, методика преподавания, занятия-встречи, интерактивные занятия.

В последние годы исследователями отмечается значительный качественный рост корпоративных медиа, что может быть вызвано переходом профессионалов-журналистов из «больших» СМИ в PR-подразделения корпораций или агентства по производству корпоративных СМИ [1]. Руководители этих структур «переманивают» сотрудников с помощью обещаний лучших условий труда и уровня заработной платы, повышая, таким образом, статус профессии. Корпоративные медиа могут быть направлены на решение как внешних, так и внутренних задач компании, т. е. положительно влиять, например, на имидж организации и на мотивацию сотрудников. Дмитрий Поярков, начальник отдела внутренних коммуникаций корпоративных СМИ Управления коммуникаций ОАО «Северсталь», на Х Ежегодной Международной конференции «Роль корпоративных коммуникаций и СМИ в стратегическом управлении компанией» отметил: «Ключ к успеху - в вовлеченности персонала, которая невозможна без современных внутренних коммуникаций, доверия и прочного контакта между корпоративными СМИ и их целевой аудиторией» [2].

Корпоративные СМИ - это один из важных инструментов public relations. Хотя сфера их применения гораздо шире, и сводить деятельность по их производству и распространению только лишь к достижению целей PR нельзя, исключить этот инструмент из арсенала специалиста по связям с общественностью было бы неправильно и даже непрофессионально.

Необходимость преподавания дисциплины «Корпоративная журналистика» студентам направления подготовки «реклама и связи с

общественностью» обуславливается тем, что корпоративные медиа являются эффективным средством решения комплекса задач, которые стоят перед РЯ-менеджерами компаний.

Исследователями отмечается двойственная природа корпоративных СМИ, которые используют средства и методы журналистики для достижения РЯ-целей [3, с. 10]. Таким образом, в процессе преподавания дисциплины необходимо остановиться на технологиях сбора, обработки и распространения информации, привить учащимся навыки написания журналистских текстов и т.д. В Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского дисциплина «Корпоративная журналистика» читается на 2 курсе студентам, обучающимся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью», и на 4 курсе в качестве дисциплины по выбору студентам, обучающимся по направлению подготовки «Журналистика» профиля «Периодическая печать».

Учащимся предлагается рассматривать корпоративные медиа как отдельный тип СМИ, обладающий своей спецификой и проблематикой, как одно из средств создания и/или поддержания положительного имиджа компании, взаимодействия с партнерами и клиентами, осуществления коммуникаций между сотрудниками, повышения репутации руководства среди подчиненных, формирования и развития корпоративной культуры и т. д.

Методика преподавания дисциплины предполагает проведение занятий в форме встреч с сотрудниками редакций корпоративных медиа, в ходе которых непосредственно перенимается опыт работы и формируется понятие о фено-

мене корпоративных СМИ, а также проведение интерактивных занятий, которые направлены на дальнейшее усвоение полученной информации. Предполагается, что занятия-встречи занимают около 50% лекционных часов, остальные 50% отводятся на интерактивные занятия.

Закрытость отдельных организаций и их корпоративных медиа от внешней аудитории отмечается некоторыми исследователями как проблема для изучения и преподавания дисциплины [4]. Но при этом многие руководители редакций корпоративных СМИ и пресс-служб организаций охотно идут на контакт со студенческой аудиторией, так как заинтересованы в привлечении квалифицированных кадров. Это означает, что они могут быть вовлечены в процесс преподавания курса, а также в организацию производственных практик как для студентов-журналистов, так и для будущих специалистов по связям с общественностью.

Для студентов регионального вуза естественным будет проведение встреч с сотрудниками редакций региональных корпоративных СМИ или филиалов столичных медиа.

В процессе взаимодействия с сотрудниками корпоративных редакций студенты получают сведения о специфике работы редактора, журналиста и РЯ-специалиста в корпоративном СМИ, о проблемах, которые могут возникнуть, например, у сотрудника редакции в связи со сложностью освещения некоторых тем или с оценкой эффективности СМИ, о работе в команде, о программах верстки и о многом другом. Главное, что они получают эту информацию из первых уст, т. е. от практиков, а не опосредованно через преподавателя.

Подобные встречи должны предваряться самостоятельной работой студентов по знакомству с корпоративным СМИ, с сотрудниками редакции которого будет организовано занятие. Учащиеся просматривают выходные данные медиа, определяют тематику материалов как минимум двух выпусков издания, программы или нескольких последних обновлений информации на веб-сайте. Таким образом, студенты составляют представление о содержательной модели конкретного корпоративного СМИ и ее визуализации, фиксируют возникающие вопросы, а в некоторых случаях даже готовят рекомендации для редакций.

Сама встреча может начинаться с монолога сотрудника редакции, а затем перетекать в диалог со студентами, или сразу обрести вопросно-ответную форму в зависимости от степени подготовленности учащихся. Кроме информации о корпоративном СМИ и о специфике работы в

нем, собеседник может также рассказать о своем опыте работы в другом типе СМИ или в пресс-службе, если такой имеется, и сравнить эти два опыта.

После завершения встречи студентам необходимо зафиксировать и осмыслить полученную информацию. Это может быть сделано через изложение ее в форме отчета или эссе или в других доступных формах, например, открытого группового обсуждения преимуществ и недостатков в работе над производством и распространением данного СМИ.

Дальнейшая рефлексивная деятельность должна быть продолжена в форме интерактивных занятий по проектированию собственных СМИ. На занятиях студенты работают в небольших группах (2-5 человек). В своих проектах они должны раскрыть основные характеристики корпоративного СМИ, как то область деятельности и величина компании, способ и канал распространения медиа, целевая аудитория и методы взаимодействия с ней, периодичность, степень финансирования, степень самостоятельности при подготовке материалов и штат редакции, примерная тематика материалов и возможности их визуализации, наличие и характер рекламы, методы продвижения медиа и т.д. Группа должна провести презентацию завершенного проекта. После чего он обсуждается и оценивается остальными студентами.

На интерактивных занятиях студенты самостоятельно разрабатывают критерии оценки деятельности корпоративных СМИ, исходя из основных задач, которые стоят перед медиа, и методов их решения, реализуемых и нереализуемых.

В практике преподавания дисциплины педагог уделяет особое внимание корпоративной прессе, как наиболее исследованному виду корпоративных медиа [4]. При этом рассматриваются вопросы создания модели издания, выбора методов его продвижения и организации обратной связи, анализа аудитории, специфики работы редактора и журналиста и т.д. Гораздо меньше времени отдается на изучение электронных корпоративных СМИ, таких как радио-и телепрограммы, веб-сайты, корпоративные порталы и т.д. Безусловно, изучение корпоративных периодических печатных изданий является неотъемлемой частью курса, но оно не должно проходить в ущерб исследованию других типов корпоративных медиа. Потому как пресса является традиционной формой корпоративного СМИ, но уже давно не занимает лидирующих позиций в плане производства и распространения.

492

М.А. Тяжелова

В 2011 году швейцарской консалтинговой компанией Zehnvier GmbH по заказу АКМР (Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России) было проведено базовое исследование рынка Corporate Publishing (корпоративная издательская деятельность) в России. Результаты опроса, в котором приняли участие 107 респондентов, показали, что Corporate Publishing используют 89% опрошенных компаний [5]. В целом, как отмечается в отчете об исследовании, это не намного меньше, чем, например, в немецкоязычных странах, где корпоративные медиа используют 94% компаний. При этом три из четырех опрошенных российских компаний пользуются собственной печатной продукцией, 87% пользуются электронным СМИ, а 14% используют исключительно электронные СМИ. Отмечается перспектива дальнейшего развития коммуникаций через электронные журналы и мобильные веб-сайты. В 2011 году ими пользовались каждая третья и каждая пятая компании соответственно. При этом две из трех компаний, которые использовали электронные журналы, предлагали только PDF-версии для загрузки.

Евгений Григорьев, директор по маркетингу и развитию издательства корпоративной прессы «МедиаЛайн», на состоявшемся 19 ноября 2013 года круглом столе «Печатные и электронные СМИ: от конкуренции к сотрудничеству» выступил с докладом, в котором выделил некоторые современные тенденции развития корпоративных медиа. Во-первых, в связи с распространением новых информационных технологий и культуры использования гаджетов интенсивно развиваются различные didgital-медиа. Например, электронные корпоративные журналы для планшетов. Во-вторых, вектор развития с производства качественного контента все больше смещается в сторону предоставления удобного сервиса по его потреблению. «Сегодня мы сталкиваемся с необходимостью продавать не гениальные тексты, а сервис и доступ» [6].

Таким образом, предметом изучения в курсе «Корпоративная журналистика» должны стать совершенно новые способы и каналы распространения информации. Многообразие современных мобильных устройств порождает большое количество различных форматов файлов. Это, в свою очередь, требует от редакций корпоративных СМИ организации целой системы

доставки контента сотрудникам и клиентам компании, а от преподавателей и студентов -изучения типов подобных систем.

Такой опыт на данный момент не представляется возможным перенять от сотрудников редакций региональных корпоративных медиа. Хотя в регионах активно используются цепочки корпоративных СМИ, состоящие, например, из печатного издания, телепрограммы и веб-сайта; но гораздо реже затрагиваются современные компоненты систем, такие как версии для просмотра с различных мобильных устройств.

Особенности функционирования подобного типа систем современных средств и форматов предоставления контента корпоративных медиа предполагается изучать в ходе лекционных и интерактивных занятий, на которых студенты смогут самостоятельно анализировать данные, полученные с помощью доступных группе мобильных устройств.

Список литературы

1. Чемякин Ю. В. Российские корпоративные медиа: современные тенденции и перспективы развития // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 4 (119). С. 95-103.

2. 28-29 марта в АКБ «Росбанк» с успехом прошла X Ежегодная Международная Конференции АКМР «Роль корпоративных коммуникаций и СМИ в стратегическом управлении компанией» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.media-online.ru/index.php3?&id=321513 (дата обращения -08.05.2014)

3. Чемякин Ю. В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности. Екатеринбург: Издательский дом «Дискурс Пи», 2006.

4. Чемякин Ю. В. Проблемы изучения и преподавания современной российской корпоративной п образования, науки и культуры. 2011. №2 (89). С. 98105.

5. Российские компании делают ставку на корпоративные медиа: сайт Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.corpmedia.ru/akmr/research/ (дата обращения -08.05.2014).

6. Вознесенская А. Евгений Григорьев, директор по маркетингу и развитию издательства: «Электронные медиа и корпоративные СМИ: опыт ИД «Меди-аЛайн»: сайт Гильдии издателей период. Печати. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// gipp.ru/opennews.php?id=47764 (дата обращения -10.05.2014).

METHODS OF TEACHING «CORPORATE JOURNALISM» M.A. Tyazhelova

The author substantiates the necessity of teaching "Corporate journalism" for Public Relations students; describes the methods of teaching which include training meetings with staff editors and interactive lessons; examines some corporate media modern tendencies, which should be considered in the process of teaching.

Keywords: corporate media, journalism, Public Relations, teaching methods, training meetings, interactive lessons.

References

1. Chemjakin Ju. V. Rossijskie korporativnye media: sovremennye tendencii i perspektivy razvitija // Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1, Problemy obrazovanija, nauki i kul'tury. 2013. № 4 (119). S. 95103.

2. 28-29 marta v AKB «Rosbank» s uspehom pro-shla X Ezhegodnaja Mezhdunarodnaja Konferencii AKMR «Rol' korporativnyh kommunikacij i SMI v stra-tegicheskom upravlenii kompaniej» [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.media-online.ru/index.php3?&id=321513 (data obrashhenija -08.05.2014)

3. Chemjakin Ju.V. Korporativnye SMI: sekrety jeffek-tivnosti. Ekaterinburg: Izdatel'skij dom «Diskurs Pi», 2006.

4. Chemjakin Ju.V. Problemy izuchenija i prepo-davanija sovremennoj rossijskoj korporativnoj p obrazovanija, nauki i kul'tury. 2011. №2 (89). S. 98-105.

5. Rossijskie kompanii delajut stavku na korporativnye media: sajt Associacii direktorov po kommunikacij am i korporativnym media Rossii. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.corpmedia.ru/ akmr/research/ (data obrashhenija - 08.05.2014).

6. Voznesenskaja A. Evgenij Grigor'ev, direktor po marketingu i razvitiju izdatel'stva: «Jelektronnye media i korporativnye SMI: opyt ID «MediaLajn»: sajt Gil'dii izdatelej period. Pechati. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://gipp.ru/opennews.php?id=47764 (data obrashhenija - 10.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.