Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ С ПРИМЕНЕНИЕМ СТАТОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ'

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ С ПРИМЕНЕНИЕМ СТАТОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ / ЛЫЖНИЦЫ-ГОНЩИЦЫ / СТАТОДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / TRAINING METHOD / SKIER-RACER / STATIC-DYNAMIC EXERCISES / GENERAL PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Южанинова С.Г., Чумаков В.Н.

В статье рассматривается экспериментальное обоснование методики повышения общей физической подготовленности юных лыжниц-гонщиц 14-17 лет с применением статодинамических упражнений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Южанинова С.Г., Чумаков В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF INCREASE THE GENERAL PHYSICAL PREPAREDNESS OF YOUNG RACING SKIERS-DRIVERS WITH THE APPLICATION OF STATODYNAMIC EXERCISES

The article discusses the method of increasing the general physical fitness of young skiers-racers 14-17 years old with the use of static-dynamic exercises.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ С ПРИМЕНЕНИЕМ СТАТОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ»

Проблемы современной экономики: материалы III Междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 138-145.

3. Газимагомедов Р. К., Особенности современной региональной промышленной политики: теория и практика. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2015. — 376 с.

УДК 796.92

Южанинова С.Г. студент магистратуры 3 курса факультет специализированной подготовки

Чумаков В. Н., к. пед. н.

доцент

кафедра «Теория и методика лыжных гонок и биатлона» Чайковский государственный институт физической культуры

Россия, г. Чайковский МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ С ПРИМЕНЕНИЕМ СТАТОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Аннотация:

В статье рассматривается экспериментальное обоснование методики повышения общей физической подготовленности юных лыжниц -гонщиц 14-17 лет с применением статодинамических упражнений

Ключевые слова: методика тренировки, лыжницы-гонщицы, статодинамические упражнения, общая физическая подготовленность.

Yuzhaninova S. G. master student 3 course, Faculty of specialized training Tchaikovsky State Institute of Physical Education

Russia, Tchaikovsky Chumakov V.N.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Associate Professor of the Department «Theory and methods of skiing and

biathlon»

Tchaikovsky State Institute of Physical Education

Russia, Tchaikovsky METHODOLOGY OF INCREASE THE GENERAL PHYSICAL PREPAREDNESS OF YOUNG RACING SKIERS-DRIVERS WITH THE APPLICATION OF STATODYNAMIC EXERCISES Annotation:

The article discusses the method of increasing the general physical fitness of young skiers-racers 14-17 years old with the use of static-dynamic exercises.

Keywords: training method, skier-racer, static-dynamic exercises, general physical fitness.

Развитие двигательных и вегетативных функций у детей и подростков происходит на фоне еще незакончившихся процессов роста и формирования организма. Поэтому особую опасность представляет форсированная подготовка юного спортсмена, использование узкого круга физических упражнений, чрезмерное и несвоевременное увеличение тренировочных нагрузок. По мнению ведущих специалистов в области юношеского спорта (Платонов В.Н., 2005; Фискалов В.Д., 2010) специализированная тренировка обеспечивает особенно высокие темпы прироста спортивных результатов в первые три - четыре года. Затем наступает замедление темпов их роста, последующая стабилизация и, наконец, спад. Такая закономерность проявляется вне зависимости от возраста, в котором спортсмен поступил к специализированной тренировке. Таким образом, значительно повышается важность планирования и организации общефизической подготовки на начальных этапах занятий лыжными гонками.

Как считает В.Д. Фискалов(2010), чем раньше спортсмен начинает специализацию, тем ранее оказывается в возрастной зоне индивидуально возможных высших достижений в данном виде спорта и соответственно рано покидает ее.

Необходимо отметить, что стремительное развитие методики тренировки в лыжных гонках, улучшение качества лыжного инвентаря, более совершенная подготовка лыжных трасс привели к значительному повышению скорости передвижения лыжников-гонщиков, что, в свою очередь, увеличило значимость силового компонента подготовки. При этом ряд современных исследований, в том числе и в циклических локомоциях, предполагают использование на ранних этапах спортивной тренировки инновационные методики развития силовых способностей, уходя от форсированной подготовки, включающей значительный объём циклической нагрузки. Указанные аспекты подчёркивают актуальность данного исследования.

Объект исследования - общефизическая подготовка юных лыжниц-гонщиц.

Предмет исследования - методика повышения общей физической подготовленности юных лыжниц-гонщиц 14-17 лет с применением статодинамических упражнений.

Гипотеза: предполагалось, что общефизическая подготовка юных лыжниц-гонщиц 14-17 лет в подготовительном периоде станет более эффективной, если:

- не допускать значительных по объёму циклических нагрузок;

- включить в подготовку лыжниц-гонщиц систему статодинамических упражнений.

Целью исследования являлось обоснование эффективности методики повышения общей физической подготовленности юных лыжниц-гонщиц 14-17 лет с применением статодинамических упражнений в подготовительном периоде.

Задачи:

1. Изучить особенности общей физической подготовки в лыжных гонках.

2. Разработать методику повышения общей физической подготовленности юных лыжниц-гонщиц 14 - 17 лет с применением статодинамических упражнений.

3. Экспериментально обосновать эффективность использования разработанной методики.

В ходе исследования применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы; анализ документальных источников; беседа; контрольные испытания; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско -юношеская спортивная школа» г. Чайковский в период 05.2014 г. по 09.2018 г. В исследовании приняли участие 16 спортсменок 14-17 лет, занимающихся лыжными гонками, из них 8 лыжниц входили в экспериментальную группу (ЭГ), 8 лыжниц - контрольную группу (КГ).

Результаты исследования и их обсуждение

Раннее достижение успехов в лыжных гонках очень часто приводит к тому, что лыжники останавливаются в спортивном росте, полностью не раскрывают свои возможности или рано заканчивают выступления. Не следует считать, что это связано с длительными занятиями лыжным спортом. Причины следует искать в неверном построении многолетнего процесса подготовки, чаще всего в чрезмерном завышении объема нагрузки, односторонней подготовке, слишком ранней специализации по лыжным гонкам. Термин «ранняя специализация» неприменим в отношении лыжных гонок, следует говорить о своевременной специализации с учетом возрастных особенностей развивающегося организма. При этом специализация осуществляется на базе общего физического развития в течение всей многолетней подготовки.

Особое значение в подготовке юных лыжников имеют тренировки силовой направленности. Одним из перспективных направлений подготовки юных спортсменов является подход В.Н. Селуянова [2], который предполагает использование в тренировочном процессе в циклических видах спорта статодинамические упражнения. Статодинамика - стиль выполнения силового упражнения, суть которого в его средней амплитуде с маленькой или средней скоростью в диапазоне от 30 до 45 секунд, т.е. тренируемая мышечная группа всегда должна находиться в напряжении. Основная цель статодинамических упражнений - воздействовать преимущественно на окислительные мышечные волокна.

Особенности выполнения статодинамических упражнений

1. Амплитуда движения. В статодинамических упражнениях короткая (не полная) амплитуда движения. Это необходимо для того, чтобы

максимально пережать сосуды и мышцы все время находилась под нагрузкой.

2. Время под нагрузкой: находится в пределах 30-45 секунд. Выполнение упражнений менее 30 секунд не будет вести к «закислению», в то время, как более 45 секунд уже выходит за анаэробное энергообеспечение, что плохо для гипертрофии мышечного волокна. Поэтому оптимальное время - 30-45 секунд.

3. Наличие отказа. Наличие отказа просто необходимо для статодинамики. В статодинамике необходим отказ из-за сильного «закисления» и нестерпимой боли.

4. Скорость движения. Несмотря на то, что статодинамика - это статически-динамическое усилие, скорость может варьироваться между очень маленькой (по 3-5 секунд на повтор) и довольно быстрой (1 секунда на повтор).

5. Наличие серий. По мнению профессора Селуянова, наличие серий в тренировке с использованием статодинамики - необходимо.

6. Время отдыха между сериями или подходами: длится минимум - 10 минут. Такое время необходимо для того, чтобы все элементы распада и молочная кислота полностью вышли с мышцы. Также профессор рекомендовал делать активный отдых, нагружать мышцу очень легкой циклической нагрузкой на пульсе 120 ударов в минуту, это необходимо для ускорения выведения молочной кислоты. Активный отдых имеет большое значение.

При реализации экспериментального исследования были разработаны ряд методик, включающих разные средства подготовки: в недельном микроцикле подготовки два основных тренировочных занятия значительно различались по содержанию. В контрольной группе применялись традиционные средства подготовки, предложенные в соответствии с общеобразовательной программой, по которой работают детско-юношеские спортивные школы (под редакцией П.В. Квашука, 2004), а в экспериментальной - средства, предложенные В.Н. Селуяновым: статодинамические силовые тренировки для увеличения окислительных мышечных волокон - отдельно рук и ног.

Экспериментальное исследование проходило в два этапа: 1-й этап в 2014-15 гг. и 2-й этап в 2017-18 гг.

По полученным показателям физической подготовленности спортсменов ЭГ и КГ на 1-м этапе можно констатировать, что в начале эксперимента участники групп имели одинаковый уровень физической подготовленности, достоверной разницы в показателях не выявлено (Р>0,05).

В конце 1 -го этапа эксперимента улучшились результаты в обеих группах, достоверность улучшения результатов доказана в двух контрольных упражнениях в КГ: «Бег 3 км по пересеченной местности» и «Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа», в то же время в

экспериментальной группе - в трех упражнениях (с добавлением упражнения «Десятикратный прыжок»). По итогам участия в контрольных соревнованиях по ОФП ЭГ показала достоверно лучшие результаты, чем КГ ^эмп =3> ^рит=2,45), р<0,05. Так, по сумме баллов в трех видах контрольных упражнений по общей физической подготовке получено: ЭГ -777 баллов, в КГ- 483, т.е. лыжницы экспериментальной группы значительно опережают своих сверстниц из контрольной группы по уровню общефизической подготовленности.

Во время проведения 2-го этапа экспериментального исследования (2017-2018 гг.) результаты показателей общей физической подготовленности недостоверно улучшились в обеих группах (р>0,05). Данные факты объясняются, прежде всего, эффектом многолетней адаптации, в ходе которой произошло приспособление к параметрам выполняемой нагрузки. При этом мы можем констатировать более высокий эффект педагогического эксперимента в экспериментальной группе, связанный с отсутствием форсированной нагрузки - заменой еженедельных длительных тренировок на занятия с применением статодинамических силовых упражнений.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: общефизическая подготовка юных лыжниц-гонщиц 14-17 лет в подготовительном периоде стала более эффективной при использовании методики с применением статодинамических упражнений и уменьшением доли циклической нагрузки с замещением её нагрузками силовой направленности.

Использованные источники:

1. Квашук, П.В., Кленин Н.Н. Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ по лыжным гонкам специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва/ П.В., Квашук, Н.Н. Кленин. - М.: Советский спорт, 2004. - 56 с.

2. Мякинченко, Е.Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта/Е.Б.Мякинченко, В.Н.Селуянов. - М.: Советский спорт, 2009. - 360 с.

3. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и практические приложения. - М.: Советский спорт, 2005. -820 с.

4. Фискалов, В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В.Д. Фискалов. - М.: Советский спорт, 2010. - 392с. : ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.