М. И. Галочкин
МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО УСИЛЕНИЯ РОЛИ РЫНКА
ПРОИЗВОДНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РАЗВИТИИ ФОНДОВОГО РЫНКА
Ключевые слова: методика, фондовый рынок, рынок производных ценных бумаг, система государственного регулирования, органы государственного регулирования. the technique, the share market, the market of derivative securities, the state regulation system, the state regulation bodies
В статье рассмотрены особенности системы государственного регулирования рынка производных ценных бумаг и предложена методика поэтапного усиления роли рынка производных ценных бумаг в развитии фондового рынка.
In article are considered features of state regulation derivative security market. The technique of stage-by-stage strengthening of security market is suggested.
Регулирование рынка производных ценных бумаг, как и фондового рынка, в целом, представляет собой единство государственного регулирования и саморегулирования. Организационное построение системы регулирования рынка деривативов в подавляющем большинстве государств базируется на концепции двухуровневой системы органов регулирования [3]. Первый (внешний) уровень составляют органы государственного регулирования, второй (внутренний) уровень образуют саморегулируемые организации (СРО), созданные самими профессиональными участниками рынка. К последним относятся различного рода союзы, ассоциации профессиональных участников (например, Ассоциация финансовых посредников, менеджеров и брокеров (FIMBRA) в Великобритании), фондовые биржи, внебиржевые торговые системы (например, NASDAQ в США), которые выполняют определенные регулятивные функции в отношении участников фондового рынка. Распределение функций и полномочий между государственными органами и саморегулируемыми организациями обусловлено культурными и историческими традициями каждой страны, а также уровнем развития рынка производных ценных бумаг. В данном параграфе нашего исследования будет рассмотрена система внешнего регулирования рынка деривативов [4].
Система государственного регулирования рынка производных ценных бумаг, представляющая собой совокупность целостных взаимодействующих друг с другом элементов, состоит из:
1. нормативной подсистемы - совокупности соответствующих законов и иных нормативных актов, устанавливающих условия и порядок осуществления государственного регулирования;
2. организационной подсистемы представленной:
а) государством (в широком смысле на всех уровнях разделения властей: законодательная, исполнительная, судебная, федеральная, субъектов федерации, местная) и его роли в регулировании различных сегментов рынка ценных бумаг, в том числе рынка деривативов;
б) самой структуры государственных органов, отвечающих за регулирование различных сегментов рынка ценных бумаг в их взаимодействии (их статус, функции).
Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions IOSCO) в своем программном документе «Цели и принципы регулирования фондового рынка», опубликованного в 1998, определила три основные цели государственного регулирования фондового рынка, которые по нашему мнению можно с некоторой корректировкой отнести и к регулированию рынка производных ценных бумаг:
1. Защита инвесторов против вводящих в заблуждение манипуляторских, мошеннических и инсайдерских практик;
2. Обеспечение прозрачности и эффективности рынка и честных правил торговли (равенство участников на рынке, равный и широкий доступ к информации, предупреждение нечестных торговых практик);
3. Снижение уровня систематического рынка (эффективное управление рисками в индустрии ценных бумаг)[7].
Обозначенные цели взаимосвязаны и взаимозависимы. Многие из тех требований, которые помогают сохранять честный и прозрачный рынок, одновременно снижают и уровень систематического риска. Точно так же меры, направленные на снижение систематического риска, облегчают защиту инвесторов.
Основу регулятивной системы рынка производных ценных бумаг составляет нормативно-правовая база регулирования. Эффективное законодательство по ценным бумагам должно охватывать следующие направления:
1. Законодательство о компаниях (акционерных обществах), а именно, вопросы, касающиеся:
Образования компании.
Обязанностей директоров и управляющих.
Регулирования поглощений, слияний и прочих сделок, способных повлиять на отношения собственности и контроля.
Эмиссии и размещения ценных бумаг.
Раскрытия информации акционерам для принятия ими обоснованного решения по выборам совета директоров
Раскрытия информации о крупных пакетах акций.
2. Гражданское /Договорное право. В этом направлении необходимо законодательно определить и оформить вопросы:
Частного договорного права.
Предоставления ценных бумаг взаймы и их залог.
Прав, вытекающих из ценных бумаг и процедуры передачи прав по ценным бумагам.
3. Налоговое законодательство.
4. Законодательство о банкротстве. Здесь должны быть рассмотрены:
Права владельцев ценных бумаг в случае банкротства эмитента.
Права клиентов финансовых посредников в случае их банкротства.
5. Законодательство о конкуренции. Прежде всего:
Предотвращение действий недобросовестного использования доминирующего положения на рынке
Предотвращение действий, препятствующих конкуренции.
Равный доступ в отрасль
6. Банковское законодательство.
7. Разрешение конфликтов.
8. Законодательство о посредниках [2].
Только подробное законодательное определение всех вышеупомянутых направлений позволит говорить об эффективной регулятивной основе, как рынка производных ценных бумаг, так и фондового рынка в целом. В России, как и в других странах с директивной в прошлом экономикой, это законодательство пришлось создавать фактически заново. И как следствие ускоренного законотворческого процесса в каждом элементе созданного законодательства существуют лакуны и противоречия, которые мешают нормали-
зовать работу фондового рынка и обеспечить выполнение им своей основной макроэкономической функции - финансирования хозяйства.
Базовое законодательство, созданное в начале 1990-х годов, до сих пор существует в форме общих законов, а большинство аспектов деятельности на рынке производных ценных бумаг осуществляется на основе многочисленных ведомственных нормативных актов, которые нередко противоречат друг другу [5]. Например, нормативные акты, контролирующие размещение средств инвестиционных фондов, средств паевых фондов и резервов страховых компаний, значительно различаются, хотя должны быть идентичны. В подобных условиях затруднено создание сложных комплексных финансовых производных продуктов, поскольку участник финансового рынка должен одновременно соответствовать требованиям различных регуляторов, а финансовые производные инструменты из одного сектора финансового рынка, например валютного, могут допускаться или не допускаться к использованию регулятором другого сектора, например рынка долговых ценных бумаг. Такая тенденция определяет необходимость проведения существенных изменений в государственном регулировании рынка производных ценных бумаг [1].
На наш взгляд, необходима методика поэтапного усиления роли рынка производных ценных бумаг в развитии фондового рынка (рис. 1).
Из рисунка 1 видно, что главной задачей первого этапа данной методики выступает существенное увеличение объема инвестиций частных лиц в деривативы, имеющие в своей основе как государственные, так и корпоративные ценные бумаги, в рамках восстановления доверия к населению. Важное направление работы на начальном этапе - создание адекватного законодательства о рынке производных ценных бумаг, разработка правовых основ функционирования срочного рынка, приведение в соответствие с потребностями реальной экономической жизни норм законодательства, касающихся практических аспектов рынка деривативов.
При условии более эффективного информирования инвесторов и эмитентов о возможностях осуществления и привлечения инвестиций через рынок производных ценных бумаг должно увеличиться количество участников рынка, ориентированных на работу на первичном рынке. На данном этапе ориентировочными показателями должны выступить капитализация 100 крупнейших эмитентов (около 180 млрд.долл),, доходность (рублевая) внутренних государственных ценных бумаг (14%годовых), доходность (долларовая) государственных ценных бумаг (9% годовых), объем привлеченных инвестиций путем выпуска ценных бумаг российскими предприятиями (за год, 5 млрд.долл), вывод на рынок не менее 800 предприятий реального сектора.
На втором этапе основное внимание, на наш взгляд, следует уделить привлечению иностранных инвесторов, и в первую очередь - институциональных. Должно быть завершено формирование системы регулирования срочного рынка, разработана система снижения инвестиционных рисков. Количество предприятий, вышедших на рынок производных ценных бумаг, должно существенно увеличиться. На данном этапе капитализация 100 крупнейших эмитентов должна составить около 350 млрд.долл; доходность внутренних государственных ценных бумаг - 11%годовых; доходность внешних государственных ценных бумаг - 8% годовых; объем привлеченных инвестиций путем выпуска ценных бумаг российскими предприятиями (за год) - 20 млрд.долл.
На третьем, заключительном этапе наиболее актуальными, на наш взгляд, представляются следующие задачи:
1) качественное изменение структуры инвесторов (необходимо резко увеличить долю инвесторов, нацеленных на долгосрочные инвестиции и институциональных инвесторов);
2) повышение инвестиционной привлекательности российских эмитентов.
Методика поэтапного усиления роли рынка производных ценных бумаг в
развитии фондового рынка
инвестиции частных лиц в деривативы, имеющие в своей основе как государственные, так и корпоративные ценные ____________бумаги____________
Привлечение иностранных инвесторов, и в первую очередь -институциональных
Реализация мер по изменению рынка производных ценных бумаг России и его государственного регулирования.
2 ЭТАП
3 ЭТАП
1.1. Создание адекватного законодательства о рынке производных ценных бумаг
1.2 Разработка правовых основ функционирования срочного рынка
1.3 Приведение в
соответствие с потребностями реальной экономической
за ко нодател ьства, касающихся практических аспектов рынка деривативов.
1.4 Эффективное информирование инвесторов и эмитентов о возможностях осуществления и привлечения инвестиций через рынок производных ценных бумаг.
2.1 Завершение формирования системы регулирования срочного рынка
2.2 Разработка система снижения инвестиционных рисков.
2.3 Увеличение количества
предприятий, вышедших на рынок производных ценных бумаг.
3.1 Качественное изменение
структуры инвесторов
(необходимо резко увеличить долю инвесторов, нацеленных на долгосрочные инвестиции и институциональных инвесторов);
3.2 Повышение инвестиционной привлекательности российских эмитентов.
3.3 Увеличение доли инвесторов, нацеленных на долгосрочные инвестиции.
3.4 Переход к политике стимулирования инвестиций, причем наиболее активную политику следует вести в отношении пенсионных фондов и страховых компаний.
3.5 Увеличение объема эмиссий и усиление государства на поддержание достигнутых показателей, а также на снижение инвестиционных рисков за счет повышения требований к эмитентам ценных бумаг.
Ориентировочные показатели
капитализация 100 крупнейших эмитентов должна составить около 350 млрд.долл; доходность внутренних государственных ценных бумаг - 11%годовых; доходность внешних государственных ценных бумаг -8% годовых; объем привлеченных инвестиций путем выпуска ценных бумаг российскими предприятиями (за год) - 20 млрд.долл.
капитализация Н эмитентов - 5С доходность государственных ценных бумаг -7%годовых; доходность внешних государственных ценных бумаг - 6,5% годовых; объем привлеченных инвестиций путем выпуска ценных бумаг российскими предприятиями (за год) - 25 млрд.долл; вывод на рынок не менее 3500 предприятий
Рис. 1 - Методика поэтапного усиления роли рынка производных ценных бумаг в развитии фондового рынка
Данный этап должен характеризоваться важнейшими изменениями в структуре инвесторов. К концу этапа можно ожидать существенного увеличения доли инвесторов, нацеленных на долгосрочные инвестиции. Для этого необходимо перейти к политике стимулирования таких инвестиций, причем наиболее активную политику следует вести в отношении пенсионных фондов и страховых компаний. Объем эмиссий в этот период должен выйти на стабильный уровень, и дальнейшие усилия государства необходимо будет направить на поддержание достигнутых показателей, а также на снижение инвестиционных рисков за счет повышения требований к эмитентам ценных бумаг. Ориентировочные показатели третьего этапа: капитализация 100 крупнейших эмитентов - 500 млрд.долл; доходность внутренних государственных ценных бумаг - 7%годовых; доходность внешних государственных ценных бумаг - 6,5% годовых; объем привлеченных инвестиций путем выпуска ценных бумаг российскими предприятиями (за год) - 25 млрд.долл; вывод на рынок не менее 3500 предприятий реального сектора. Реализация всего комплекса мер приведет к кардинальному изменению рынка производных ценных бумаг России и его государственного регулирования.
Указанные задачи носят стратегический характер и должны решаться, по нашему мнению, комплексно, в увязке друг с другом. При их решении необходимо учитывать особенности рынка производных ценных бумаг как одного из основных механизмов аккумуляции и перераспределения инвестиционных ресурсов в народном хозяйстве: в основе функционирования рынка лежит добровольное вложение временно свободных денежных средств инвесторами в инструменты рынка производных ценных бумаг. По этой причине главной практической задачей государственного регулирования, от решения которой зависит само существование рынка, является обеспечение доверия инвесторов к рынку.
Таким образом, представленная методика поэтапного усиления роли рынка производных ценных бумаг в развитии фондового рынка способствует привлечению инвестиций в реальный сектор, расширению конструктивной роли государства в строительстве фондового рынка в целом и стимулированию операций внутренних и иностранных инвесторов.
Литература
1. Петров, Ю. Развитие системы государственного регулирования российской экономики в условиях глобализации мирового кризиса: реализация потенциала налоговых и других институтов // Рос. экон. журнал. - 2009. - №7-8. - С.35-64.
2. Расулев, А.А. Государственное регулирование экономики и мировой финансовый кризис / А.А. Расулев, С.В. Воронин // Общество и экономика. - 2009. - №1. - С.70-83.
3. Рубцов, Б.Б. Мировые рынки ценных бумаг: состояние и закономерности развития: монография / Б.Б. Рубцов. - М.: Финансовая академия при правительстве РФ - 312 с.
4. Сребник, Б.В. Регулирование рынка ценных бумаг / Б.В. Сребник // Финансовый вестник. - 2008. - №4. - С.86-94.
5. Троян, Н.Н. Рынок производных инструментов: основные направления развития: Дис. ... канд. экон. наук / Н.Н. Троян. - М., 2008.
6. Чумаков, И.В. Формирование и развитие рынка срочных финансовых инструментов в России: авто-реф. ... канд. экон. наук / И.В. Чумаков. - Саратов, 2010. - 24с.
7. International Organization of Securities Commissions (IOSCO). Objectives and Principies of Securities Regulation. 1998.
© М. И. Галочкин - асп. каф. экономики, финансов и бухгалтерского учета Тольяттинского госуд. ун-та, [email protected].