Научная статья на тему 'Методика поэтапного реформирования региональной подсистемы товаропроводящей сети'

Методика поэтапного реформирования региональной подсистемы товаропроводящей сети Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведев Владимир Липатович, Лукиных Валерий Федорович

Предложена методика реформирования региональной подсистемы товаропроводящей сети (РПТС) путем поэтапного создания системы условий развития интегрированной РПТС сучетом влияния ее показателей на уровень конкурентоспособности региона. Разработана система организационных мероприятий по обеспечению реформирования РПТС и логико-структурная модель системной организации товародвижения в регионе. На основании исследований параметров экономики региона определен характер взаимосвязи параметров конкурентоспособности региона с параметрами состояния РПТС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Медведев Владимир Липатович, Лукиных Валерий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodic of the phased change of the regional subsystem of commodity distribution network

Methodic of the regional subsystem of commodity distribution network change by the phased creation of the conditions' system of its development is suggested. System of arrangements in ensuring of changes of the regional subsystem of commodity distribution network and logical-structural model of the system organization of commodity movement in the region are developed. Nature of correlation of the regional competition parameters with the regional subsystem of commodity distribution network parameters is determined on the basis of the regional economics parameters analysis.

Текст научной работы на тему «Методика поэтапного реформирования региональной подсистемы товаропроводящей сети»

L. V Ermolaeva, S. I. Senashov

GERT-NET ANALYSIS OF PRODUCTION PROCESSES

Presentation ofproduction processes in the form of stochastic GERT-models is suggested for time analysis of them. Such presentation permits to take into consideration uncertainty in the works fulfillment duration and production processes alternativeness development.

УДК339.9: 06.51.27

В. Л. Медведев, В. Ф. Лукиных

МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ СЕТИ

Предложена методика реформирования региональной подсистемы товаропроводящей сети (РПТС) путем поэтапного создания системы условий развития интегрированной РПТС сучетом влияния ее показателей на уровень конкурентоспособности региона. Разработана система организационных мероприятий по обеспечению реформирования РПТС и логико-структурная модель системной организации товародвижения в регионе. На основании исследований параметров экономики региона определен характер взаимосвязи параметров конкурентоспособности региона с параметрами состояния РПТС.

В соответствии с тенденцией изменения соотношений вкладов в региональный валовой продукт (РВП) сфер производства и услуг в пользу сферы услуг в соотношении 52/48 % ядром (полюсом) роста РВП выступают кластеры сервисных организаций. Это позволяет авторам квалифицировать свое утверждение как обнаружение характерной особенности в экономическом развитии регионов сырьевой направленности в Сибирском федеральном округе и на этом утверждении создавать методологию реформирования региональной подсистемы товаропроводящей сети в Красноярском крае как крупнейшем и типичном регионе сырьевой направленности.

Содержание задачи реформирования РПТС предопределяет необходимость использования одного из основополагающих методологических принципов синтеза РПТС - системного подхода [5].

Данное утверждение позволяет создать методики и инструменты изменений существующей РПТС. В этом случае логика конструирования механизма развития РПТС будет выглядеть так: новое знание (о сервисе, как о полюсе роста)-новая методология развития-новая структура РПТС-новое качество структуры РПТС-новый продукт в сфере услуг (новая система взаимоотношений между отраслями в регио-не)-новая РПТС. Установлено, что создание нового качества РПТС является содержанием процессов развития РПТС.

Определены системообразующие требования к разрабатываемым методикам и инструментам развития РПТС: достаточное множество; взаимосвязаннность; упорядоченность связей; способствование созданию нового качества РПТС.

Методика реформирования РПТС включает проведение аналитических исследований региональных условий, способствующих развитию РПТС, и разработку тактики и моделей реформирования. Проведенные исследования условий, определяющих возможность развития РПТС [1; 2], позволяют провести их классификацию (см. таблицу).

Выполнение условий развития РПТС приведет к возникновению следующих социально-экономических изменений в регионе:

- повышению социально-экономического потенциала региона;

- развитию межрегиональных и международных экономических связей;

- созданию надежных экономических связей внутри региона.

Анализ состояния экономики Красноярского края и степени его участия в российских и международных товарных потоках позволяют определить, что в настоящее время существует не вполне достаточный набор условий, способствующих развитию РПТС.

Инструментом процесса реформирования является алгоритм последовательности мероприятий по обеспечению развития РПТС в кумулятивной модели, представленный на рисунке.

Формирование транспортно-складских структур РПТС возможно осуществить в разных вариантах, но наиболее эффективной для схемы товарных потоков в Красноярском крае может быть комплексная транспортноскладская сеть с логистическими распределительными центрами, с возможностью консолидации основной массы груза в складских терминалах в районах пересечения транссибирской магистрали, федеральной автомобильной трассы М53 и грузовых речных портов на Енисее.

Основными системообразующими элементами предлагаемой для формирования Красноярской региональной транспортно-логистической системы РПТС являются региональные и территориальные транспортно-логистические центры, размещаемые в узлах транспортной сети региона.

Всего на территории Красноярского края предлагается сформировать 14 узлов РПТС, из них пять крупных (мощностью грузопереработки от 750до 1 250 тыс. т в г.) в городах Красноярского края: Красноярске, Канске,

Ачинске, Лесосибирске-Енисейске, Минусинске-Аба-кане, и девять средних (мощностью 250... 600 тыс. т переработки грузов в г.) в населенных пунктах Богучаны, Се-веро-Енисейск, Новоселово, Тура, Игарка, Дудинка, Диксон, Абан, Бор.

Определено, что развитие РПТС как полюса роста в интермодальной концепции является необходимым инновационным проектом региональной экономики, способным вызвать деловую и коммерческую активность, привлечь дополнительные грузопотоки и необходимые на развитие производственной и транспортной инфраструктуры инвестиции, создать новые рабочие места и обеспечить приток дополнительных трудовых ресурсов из других регионов страны.

Создана и апробирована инновационная модель звена РПТС в экономической среде Красноярского края в виде интермодальной транспортно-складской сети в восточной части Красноярского края.

В эту сеть должны войти существующие базы предприятий и оптовые склады, таможенные склады, оптоворозничные комплексы, автопредприятия и частные транспортные структуры. В каждом из районных центров восточной зоны Красноярского края планируется организа-

ция транспортно-складских терминалов на основе существовавших ранее товарных баз.

Для терминалов рекомендуется форма организации в виде специализированного транспортно-экспедиционного предприятия, выполняющего функции оператора интермодального сообщения и являющегося независимым от того или иного вида транспорта.

Проведен анализ логистических издержек грузопере-работки в терминале. Издержки С на складскую переработку одной тонны груза (или одного условного поддона) определяются отношением суммарных годовых эксплуатационных расходов Иэ к величине годового грузооборота <2 терминала:

с=I Иэ/ 2,

где I Иэ = Иэз + Иэо + Иэс + Иээ + Иэм; Иэз - затраты на складские операции, связанные с зарплатой складского персонала, руб.; Иэо - эксплуатационные расходы, зависящие от стоимости оборудования, занятого в грузо-переработки на складе, т. е. расходы, связанные с амортизацией, содержанием и ремонтными работами, руб.; Иэс - эксплуатационные расходы, зависящие от стоимости складских зданий или сооружений, т. е. связанные с

Условия и этапы реформирования РПТС

УсловОя ЗадачО этапа

1 этап Цель - развОтОе фонкцОональных звеньев РПТС в достаточном по колОчество О качество оаъеме

Рыночные НалОчОе в регОоне тенденцОй роста оаъемов оптовой, рознОчной торговлО О централОзацОО ослог. НалОчОе аольшого колОчества основных потреаОтелей ослог РПТС - торговых, транспортных, промышленных, экспедОторскОх О складскОх компанОй. Административные УпрощенОе адмОнОстратОвных согласованОй О разрешенОй на этапе проектОрованОя озлов РПТС. СозданОе коордОнОроющего органа по вопросам развОтОя РПТС в регОоне. Коммуникационные и консолидационные НалОчОе намеренОй к консолОдацОО о клОентов О операторов в строкторе РПТС. Квалификационные НалОчОе в регОоне оаразовательных ослог по подготовке квалОфОцОрованных спецОалОстов в оаластО оправленОя товародвОженОем РазвОтОе сОстемы дОстрОаьюцОО, транспортной О складской логОстОкО для оптОмОзацОО межрегОональных О междонародных транспортно-экономОческОх связей. ОпределенОе оптОмального колОчества О мест рацОонального размещенОя оптовых складов О распределОтельных центров в товаропроводящОх сетях. ВнедренОе прогрессОвных технологОй органОзацОО транспортного процесса, включая термОнальною технологОю, ОнформатОзацОю сОстемы товародвОженОя, развОтОе контейнерных перевозок грозов. РазвОтОе регОональной сОстемы подготовкО высококвалОфОцОрованных кадров в оаластО логОстОкО О логОстОческого менеджмента. СозданОе сОстемы норматОвно-правового оаеспеченОя деятельностО РПТС

2 этап Цель - развОтОе ОнтеграцОонного процесса в РПТС

Рыночные РазвОтОе регОональных О межрегОональных торговых сетей. ПрОход на регОональный рынок кропных Оностранных О федеральных компанОй. Коммуникационные и консолидационные ПереоаородованОе лОао строОтельство неоаходОмого колОчества транспортно-складскОх консолОдОроющОх термОналов на основных торговых потях. Квалификационные НалОчОе подготовленных человеческОх ресорсов для осоществленОя операцОй товародвОженОя на современном междонародном технологОческом оровне. Административные НалОчОе госодарственной поддержкО Онфрастрокторного оаеспеченОя деятельностО РПТС. НалОчОе ОнвестОцОй О достопность кредОтных ресорсов СозданОе в качестве самостоятельных коммерческОх строктор посреднОческОх логОстОческОх компанОй. ОаеспеченОе развОтОя транспортной Онфрастрокторы потем созданОя в озлах транспортной сетО Онтермодальных термОнальных комплексов многоцелевого назначенОя. РеалОзацОя в РПТС сОстемы комплексного оправленОя фонкцОонОрованОем транспортных озлов. СозданОе межрегОональных О междонародных ОнтегрОрованных транспортно-логОстОческОх сОстем для развОтОя россОйской частО междонародных транспортных корОдоров

Алгоритм последовательности мероприятий по обеспечению развития РПТС в кумулятивной модели

амортизацией, содержанием и ремонтом складского здания и сооружений, руб; Иээ - эксплуатационные расходы, связанные с электроэнергией, топливом, обслуживанием различных участков склада, руб.; Иэм - годовые расходы на вспомогательные средства и материалы, руб.

Установлена возможность увеличения производительности труда в семь-девять раз, что позволит уменьшить эксплуатационные расходы в соответствии с расчетами по приведенной формуле с 12,89 руб./мес./т до 1,84 руб./мес./т.

В результате анализа экономики Красноярского края выделены обеспечивающие признаки конкурентоспособности региона, объединенные системой хозяйствования в нем: эффективностью управления экономикой, скоростью и простотой протекания экономических процессов, в том числе финансовых, товарных, разного вида инфраструктурой региона - от производственной до сервисной. Именно полная обеспеченность региона инфраструктурой означает, что потенциальные его возможности могут превратиться в реальную конкурентоспособность и затем уже реализоваться в конкурентных преимуществах данного региона перед другими.

На основании исследования связи параметров конкурентоспособности региона с параметрами состояния товаропроводящей сети [3; 4] определено, что решение целевых задач развития РПТС будет содействовать повышению конкурентоспособности региона по следующим направлениям:

- соответствие экономической структуры региона современным требованиям отечественных и мировых рынков;

- наличие развитой товаропроводящей инфраструктуры;

- устойчивость межрегиональных и хозяйственных связей;

- эффективность существующих схем товародвижения.

Развитие в перечисленных направлениях приведет к системным изменениям экономических параметров региона, т. е. к появлению качественно новой социальноэкономической ситуации, напрямую связанной с уровнем организации РПТС, что соответствует признакам экономического развития в части наличия достаточной рыночной инфраструктуры с необходимыми информационными и управленческими технологиями.

Для соответствующей научно обоснованной оценки результатов развития РПТС как полюса роста сервисной составляющей региональной экономики авторы предлагают кумулятивный коэффициент. Этот параметр отличается от традиционного показателя эффективности системы, выражающегося как отношение результатов к затратам. В случае оценки эффективности РПТС, которая реформируется в концепции полюса роста экономики региона, авторами вводится показатель кумулятивности Ккум для обнаружения эффекта масштаба, показывающий отношение валового дохода РПТС, связанного с товародвижением, к числу хозяйствующих субъектов в регионе на основании того, что практически все хозяйствующие субъекты являются потребителями услуг РПТС в регионе. Это позволит оценить эффект интегративного изменения РПТС за счет увеличения масштабов ее деятельности, являющейся ключевым индикатором развития РПТС: К = РВП /Мхоз.ед/в год.

кум серв

Созданная методика организации процесса реформирования региональной подсистемы товаропроводящей сети будет способствовать увеличению эффективности товародвижения и мультипликативному эффекту, в других отраслях экономики региона: строительном комплексе; в сферах оптовой, розничной и внешней торговли, банковского обслуживания; информации и связи и, в конечном итоге, в увеличении регионального валового продукта за счет сервисной составляющей и повышении конкурентоспособности региональной экономики.

Библиографический список

1. Прокофьева, Т. А. Логистика транспортно-распределительных систем: Региональный аспект / Т. А. Прокофьева, О. М. Лопаткин. М. : РКонсульт, 2003. 400 с.

2. Ткаченко, В. Я. Сухопутный транспорт Сибири: формирование опорной сети железных и автомобильных дорог / В. Я. Ткаченко, В. П. Перцев ; под общ. ред. В. А. Ламина, Н. А. Полищук. М. : СПП «Наука», 2003. 312 с.

3. Беляков, Г. П. Интеграционные процессы в экономике: проблемы, поиски, решения / Г. П. Беляков ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2006. 240 с.

4. Портер, М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / М. Портер. М., 1993. 350 с.

5. Семененко, А. И. Логистика. Основы теории : учеб. для вузов / А. И. Семененко, В. И. Сергеев. СПб. : Изд-во «Союз», 2003. 544 с. (Высшее образование).

V. L. Medvedev, V. F. Lukinih

METHODIC OF THE PHASED CHANGE OF THE REGIONAL SUBSYSTEM OF COMMODITY DISTRIBUTION NETWORK

Methodic of the regional subsystem ofcommodity distribution network change by the phased creation of the conditions‘ system of its development is suggested. System of arrangements in ensuring of changes of the regional subsystem of commodity distribution network and logical-structural model of the system organization of commodity movement in the region are developed. Nature of correlation of the regional competition parameters with the regional subsystem of commodity distribution network parameters is determined on the basis of the regional economics parameters analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.