Научная статья на тему 'Методика подготовки текстов интерактивных электронных учебников'

Методика подготовки текстов интерактивных электронных учебников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРТЕКСТ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ИНЖЕНЕРИЯ ЗНАНИЙ / СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ / СТРУКТУРИРОВАНИЕ / МОДУЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кречетников К.Г.

Рассматриваются особенности и принципы разработки содержательного наполнения интерактивных электронных учебников: виды знаний и способы их структурирования, возможности использования мультимедийных и гипертекстовых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки текстов интерактивных электронных учебников»

тельности, создающих художественный образ, при этом слушатель по-своему воспринимает произведение искусства, глубже переживает его.

Представленные ситуации тесно связаны между собой и требуют от будущего учителя способности к проведению таких занятий, атмосфера и содержание которых должны быть направлены на то, чтобы у детей появилось собственное художественно-эстетическое отношение к музыке. Оптимизация опыта эстетического переживания, заключенного в данных ситуациях, через формирование личностного эмоционального отношения к музыкальному произведению, является важнейшим условием развития эстетических чувств студентов и учащихся.

Список литературы:

1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛА-ДОС, 2004. - 128 с.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986. - 444 с.

3. Белова С.В. Педагог нового типа - стратегическая задача развития образования // Гегярлт. - 2008. - № 1. - С. 20-26.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие для вузов / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2004. - 712 с.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ТЕКСТОВ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ

© Кречетников К.Г.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Рассматриваются особенности и принципы разработки содержательного наполнения интерактивных электронных учебников: виды знаний и способы их структурирования, возможности использования мультимедийных и гипертекстовых технологий.

Ключевые слова гипертекст, интерактивные объекты, инженерия знаний, содержательная основа действия, структурирование, модули.

Содержание электронного учебника (ЭУ) не может быть редуцировано к печатному аналогу без потери дидактических свойств [1].

При проектировании содержания ЭУ рекомендуется учитывать следующие принципы [2] :

- индивидуализации - соответствия содержания индивидуальным качествам личности, требованиям развития общества, науки и культуры;

* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

- гуманитаризации - увеличения гуманитарной составляющей всех осваиваемых разделов и дисциплин;

- вариативности - многомерности, многокомпонентности и многоуровневое™ содержания, обеспечивающей возможность построения каждым обучающимся своей собственной познавательной траектории;

- ситуационности - опоры на образовательные ситуации, как основное средство актуализации личностного саморазвития;

- фундаментализации - акцентирование внимания на освоение обучающимися методологии познавательной деятельности;

- процессуальности - необходимо учитывать технологии и способы освоения содержания образования;

- структурного единства - взаимосвязи содержательных компонентов на различных уровнях проектирования ЭУ

Содержание образования должно включать в себя следующие виды знаний (в порядке их иерархии):

1) личностные; знания человека о себе, своей индивидуальности, психологических особенностях, ценностных ориентирах, интересах и т.д.;

2) методологические; способы научной деятельности, методы получения научного знания;

3) теоретические; система научных знаний об объектах, их взаимосвязях и взаимодействиях, процессах развития;

4) базовые; основные законы, принципы и категории науки;

5) понятийные; тезаурус, основные понятия и термины;

6) оценочные; знания о нормах отношений в природе и обществе;

7) фактологические; факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей.

Эффективность ЭУ во многом определяется способами структурирования содержания образования: наличием главных, основных идей и выстраиванием относительно их второстепенных, подчинённых элементов; наглядным показом иерархии и положения обучающегося «на оси познания»; чередованием интеграционных элементов с детальным рассмотрением его составляющих; наличием в целостной системе компонентов индивидуального содержания образования.

Машбиц Е.И. с точки зрения дидактики выделял две части в содержании любого учебника [3]:

- первая содержательная основа действия (СОД-1); к ней относится информация, непосредственно составляющая содержание учебной дисциплины, её главную часть, костяк;

- вторая содержательная основа действия (СОД-2); это информация, обслуживающая СОД-1 (например, математические формулы, выкладки, толкования, объяснения), информация о применении и использовании СОД-1 в других дисциплинах, а также в технике, в жизни и т.п.

Инженерия знаний выделяет в любом тексте: первичный материал наблюдений, систему научных понятий, субъективные взгляды автора и результат его личного опыта, а также некоторые «общие места», или «воду». В соответствии с этим можно говорить о наличии в учебниках наряду с СОД-1 и СОД-2 также СОД-3, что соответствует в основном «воде». Анализ показывает, что СОД-3 иногда, может достигать больших объемов. По сути дела именно СОД-1 и составляет семантическую модель предметной области. Однако эти знания в обычном учебнике часто не выделены, они распределены по всему тексту, переплетаются с другими знаниями. Структурирование знаний, выделение СОД-1 и акцентирование на ней внимания обучающихся значительно повышает эффективность ЭУ

Продуманное и последовательное использование информационных технологий, мотивированное изменившимися задачами, стоящими перед образованием, вызывает коренную перестройку содержания образования во всех областях [2]. Даже использование калькуляторов неотвратимо приводит к изменению объёма и подходов к освоению устного счета. Целостная же информационно-образовательная среда делает возможными и необходимыми более радикальные перемены в содержании образования.

Содержание образования по ряду учебных дисциплин связано с такими особенностями информационных технологий, как:

- значительные вычислительные, моделирующие, графические, мультимедийные возможности современных компьютеров, обеспечивающие расширение круга учебных задач, которые могут быть включены в содержание образования;

- наличие возможностей по структурированию информации, занесению её в базы данных практически неограниченного объёма, быстрому поиску необходимых сведений и выборке данных по запросу;

- расширение источников получения знаний до всемирного масштаба путем использования компьютерных телекоммуникаций.

Проектирование содержательного наполнения интерактивного ЭУ может осуществляться тремя основными способами:

- сверху вниз; сначала разрабатывается концептуальная основа содержания, состав разделов, связи между ними, характер взаимодействия, а затем наполняются конкретным материалом функциональные разделы программы; данный способ является наиболее управляемым, однако часто вызывает трудности с практической реализацией начального этапа;

- снизу вверх; в первую очередь производится разработка тех функциональных разделов, которые наиболее подготовлены, затем -всех остальных; взаимосвязи и взаимодействия между основными разделами программы устанавливаются по мере их наполнения, что может привести к последующей перестройке и модернизации их содержания;

- во взаимовстречных направлениях; вначале определяются контуры структуры и взаимодействия, затем эти контуры дорабатываются и приобретают всё более реальные очертания, по мере содержательного наполнения основных функциональных разделов программы; данный способ является наиболее рациональным, поскольку сочетает централизованное управление со свободной разработкой составных частей.

Проектирование содержания конкретных функциональных разделов интерактивного ЭУ должно включать следующие этапы:

1) определение общего объема учебного материала, который планируется включать в курс;

2) разделение материала на блоки, модули в соответствии с критериями логической полноты, целостности, завершённости, диагности-руемости освоения;

3) структурирование, установка связей между блоками; разработка методических рекомендаций, системы задач.

Основной материал интерактивного ЭУ может быть представлен в текстовой / гипертекстовой и аудио-визуальной форме [1]. Визуальный ряд может быть представлен реалистическими и синтезированными объектами статической и динамической графики. Возможны замена / дублирование текстовых описаний изучаемых объектов (предметов, процессов, явлений) соответствующими видеофрагментами, анимациями, моделями, аудиозаписями. Важное отличие ЭУ от классического печатного учебника состоит в возможности включения в его состав инструментальной компоненты (виртуальные лаборатории, ленты времени, интерактивные объекты с использованием GPS-координат, интерактивные карты, конструктивные творческие среды), интерактивных объектов для тренировки, самоконтроля и контроля, дидактических игр. Выбор конкретных решений зависит от изучаемой дисциплины и должен быть методически оправдан. При этом рабочее пространство обучающегося не должно быть перегружено информацией и декоративными элементами.

Особое место в процессе проектирования содержания интерактивного ЭУ занимают методы формализации и моделирования. Для эффективности реализации процедур анализа и синтеза системы понятий и построения модели знаний необходимо, наряду с традиционными, применение и формальных методов [2].

Распространенным формальным методом проектирования содержания ЭУ является использование графовых и сетевых моделей.

В качестве первого этапа проектирования содержания целесообразно создать тезаурус предметной области с библиографией и включением в него неалгоритмических (декларативных) знаний, взятых из текста учебника, и процедурных знаний, носителями которых являются эксперты, в том числе преподаватели.

При проектировании содержания интерактивного ЭУ и расстановке акцентов необходимо учитывать следующее:

- не требует прочного усвоения вспомогательный материал, используемый для решения более общих задач обучения;

- не следует перегружать память конкретными датами, фактами, цифрами, имеющими ситуативное значение;

- важнейшие принципиальные положения, обеспечивающие самостоятельную ориентировку обучающихся, должны быть усвоены.

«Великий дидакт» - Я.А. Коменский писал: «... так как при общем изучении языков, наук, искусств ... выступают известные простые вещи, из соединения и различного распределения которых происходит всё разнообразие материала (почему они и называются началами или элементами тех знаний), то эти начала, если только они везде надлежащим образом предпосылаются, дают удивительно ясный, легкий и приятный метод обучения» [4].

Его мысль развил и углубил К.Д. Ушинский: «... главных, основных идей в курсе немного; к ним беспрестанно возвращаются и связывают с ними вновь усвоенные; . при таком преподавании голова учащегося не набивается, как мешок, фактами, плохо усвоенными, и идеями, плохо переваренными, но те и другие как бы вырастают органически из немногих зерен, глубоко посаженных в душу; ... такое учение можно сравнить с ростом сильного дерева, которое, с каждым годом приобретая новые ветви, вместе с тем утолщает и укрепляет свой корень» [5].

Как известно, в содержание образования по любой учебной дисциплине входят не только специфические знания, но и система специфических и логических приёмов мыслительной деятельности, без которых данные знания не могут быть усвоены или применены [2]. При традиционном обучении описанные приёмы выступают как побочный или сопутствующий предмет усвоения. Как следствие этого, обобщение логических приёмов перекладывается на самих обучающихся. Для освоения требуемого способа действия многим нужно решить большое число задач, причем способ действия у них недостаточно обобщен.

В интерактивном ЭУ система специфических и логических приёмов мыслительной деятельности, учебных стратегий должна выступать как самостоятельный, главный предмет освоения. Логические приёмы, освоенные в полной мере при изучении одной учебной дисциплины, могут использоваться при освоении других дисциплин, служить основой для межпредметных связей, интеграции дисциплин.

Освоение основных идей учебной дисциплины при такой организации осуществляется не по абстрактным законам образования связей-ассоциаций, а внутри и посредством специфической учебной деятельности, включающей формирование сложных систем предметных действий в их материальной и умственной формах. Существенным моментом таких действий яв-

ляется моделирование выделяемых сторон объекта и использование полученной модели как средства ориентации в осваиваемом материале.

Для обеспечения формирования каждым обучающимся своей собственной познавательной траектории содержание образования должно быть многоуровневым и многовариантным, в форме структурированной образовательной среды. Большие возможности для организации образовательной среды с таким содержанием обеспечиваются грамотным проектированием содержательного наполнения интерактивных ЭУ.

Список литературы:

1. Босова Л.Л. Электронный учебник: вчера, сегодня, завтра / Л.Л. Босова, Н.Е. Зубченок // Образовательные технологии и общество. - 2013. - № 3. -С.697-712.

2. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. - М.: Госкоорцентр, 2002. -296 с.

3. Машбиц Е.И. Психо лого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 1988. - 191 с.

4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах. -М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - С. 10.

5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах. -М.: Учпедгиз, 1964. - Т. 2. - С. 119-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.