1
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
УДК 796.835:796.015 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-4-154-160
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
К СОРЕВНОВАНИЯМ В КИКБОКСИНГЕ
В.М. Щапов, С.В. Поляков
Проанализированы основные методы подготовки спортсменов к соревнова-
ниям в кикбоксинге. Разработана методика совершенствования специальной выносли-
вости и доказана ее эффективность в процессе эксперимента. Представлены резуль-
таты анализа количественных и качественных показателей соревновательной дея-
тельности.
Ключевые слова: кикбоксинг, спортсмены, соревнования, методика, выносли-
вость, тренировки, педагогический эксперимент.
METHOD OF PREPARING ATHLETES Щапов Владимир Михайлович, студент,
FOR COMPETITION IN KICKBOXING [email protected], Россия, Ярославль, Ярославский педа-
гогический университет им. К.Д. Ушинского,
Shchapov V.M., student, [email protected], Поляков Сергей Владимирович, канд. техн.
Russia, Yaroslavl, Yaroslavl Pedagogical наук., старший преподаватель, [email protected],
University named after K.D. Ushinsky, Россия, Ярославль, Ярославский педагогический универ-
Polyakov S.V., candidate of technical sci- ситет им К.Д. Ушинского
ences, senior lecturer, 89109733933y@
gmail.com, Russia, Yaroslavl, Yaroslavl Pe-
dagogical University named after K.D. Ushin- Кикбоксинг является достаточно
sky молодым видом спорта, динамично раз-
The main methods of training athletes for вивающимся по нескольким версиям,
kickboxing competitions are analyzed. A расширяющим свою географию, приоб-
technique for improving special endurance has ретающим популярность в обществе.
been developed and its effectiveness is proved
during the experiment. The results of the anal- Одна из самых распространенных версий
ysis of quantitative and qualitative indicators кикбоксинга WPKA [7]. Соревнования по
of competitive activities are presented.
кикбоксингу WPKA проводятся в разных
Key words: kickboxing, athletes, competi- разделах: семионтакт, лайт-контакт (на
tions, techniques, stamina, workout, peda- татами), фул-контакт, лоу-кик, ориентал
gogical experiment. (на ринге). Самым зрелищным ринг-раз-
делом кикбоксинга является ориентал, в котором, согласно правилам
соревнований, разрешается применять удары руками, ногами и коленями.
Причем в данном разделе удары нижними конечностями имеют преиму-
щественное значение над ударами верхними конечностями [5]. Результаты
соревновательной деятельности зависят от уровня различных сторон под-
готовленности спортсмена, но особое внимание на этапе специализирован-
ной базовой подготовки ученые уделяют развитию специальной выносли-
вости, что является способностью к длительному перенесению нагрузок,
характерных для конкретного вида деятельности [6].
Подготовка спортсменов по кикбоксингу представляет многоком-
понентную систему, все части которой (физическая, техническая, тактиче-
154
2
Спорт [Sport]
ская, психологическая и др.) находятся в сложном взаимодействии [3]. Ка-
ждый из этих компонентов должен решать свою совокупность задач на
каждом из этапов многолетней подготовки. Требования к специальной
физической подготовленности квалифицированных кикбоксеров услож-
няются наличием индивидуальной склонности к темпу, характеру соревно-
вательной деятельности. При таком подходе процесс формирования необ-
ходимого уровня физической подготовленности должен быть основанным
на учете доминант в структуре и содержании технико-тактических дейст-
вий спортсменов [2].
Данное утверждение указывает на имеющееся противоречие между
потребностью совершенствования специальной физической подготовки
квалифицированных кикбоксеров на этапе специализированной базовой
подготовки, внесением ряда изменений в правила соревнований и отсутст-
вием учета в этом процессе структуры и содержания технико-тактических
действий квалифицированных кикбоксеров как основы определенных сти-
лей ведения соревновательной деятельности, что обусловливает актуаль-
ность и научно-практическую значимость нашего исследования.
Целью исследования является изучение основных методов подго-
товки спортсменов к соревнованиям в кикбоксинге.
Проблема повышения уровня специальной выносливости спорт-
сменов за последние годы изучалась довольно узким кругом специалистов
в кикбоксинге. Также следует отметить, что все работы по этому направ-
лению проводились со спортсменами в разделе фул-контакт на этапе
начальной и предварительной базовой подготовки [1], что значительно
сужает возможность использования данных научных разработок в разделе
ориентал на этапе специализированной базовой подготовки.
Вопросы исследования путей совершенствования уровня специаль-
ной выносливости в боксе достаточно широко были рассмотрены В.А. Ос-
колковым. Автором было отмечено, что основой специальной выносливо-
сти у боксеров является хорошая общая подготовка, поставленное дыха-
ние, умение расслаблять мышцы между активными ударными «взрыв-
ными» действиями и совершенствование технических приемов (чем
больше они автоматизированы, тем меньше групп мышц участвует в
выполнении движения). Также автором был предложен косвенный способ
измерения уровня специальной выносливости в соревновательных усло-
виях путем расчета коэффициента выносливости, для определения кото-
рого требуется определение коэффициентов, характеризующих уровень
технико-тактической подготовленности, а именно: эффективности атаки,
защиты, боевых действий. Так, коэффициент выносливости определяется
отношением коэффициента боевых действий в 3-м раунде к аналогичному
коэффициенту за весь бой [2].
Таким образом, совершенствование технико-тактической подготов-
ленности кикбоксеров (боксеров) косвенно влияет на улучшение уровня
155
3
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
специальной выносливости спортсменов [4]. Считаем, что проблема
повышения уровня специальной выносливости за счет совершенствования
технико-тактической подготовленности кикбоксеров в ориентале на этапе
специализированной базовой подготовки изучена недостаточно, что нега-
тивно влияет на эффективность тренировочного процесса и достижения
высоких спортивных результатов.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы,
педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы матема-
тической статистики.
Организация исследования. В рамках исследования был проведен
педагогический эксперимент на базе Федерации кикбоксинга Ульяновской
области (СК «Альтаир»). Продолжительность эксперимента составила
3 недели (ноябрь 2020 г.). Комплектация экспериментальной и контроль-
ной групп проводилась из спортсменов федерации по кикбоксингу Улья-
новской области WPKA в возрасте от 17 до 19 лет.
Во время эксперимента кикбоксеры находились на этапе спе-
циализированной базовой подготовки. В каждую группу были включены
по 20 спортсменов со стажем занятий 4–6 лет, массой тела 63,5–75 кг
(15 кикбоксеров имели I разряд и 5 кикбоксеров – звание кандидатов в
мастера спорта).
Проведение педагогического эксперимента было запланировано на
период предсоревновательного этапа первого макроцикла (3 недели),
включающий контрольно-подготовительный мезоцикл, который, в свою
очередь, состоял из втягивающего, ударного и восстановительного микро-
циклов. Тренировка на этом этапе предусматривала целенаправленную
подготовку для дальнейшего повышения уровня физической, технико-так-
тической и психологической подготовленности. Поставленная задача
решалась с помощью применения специально-подготовительных и сорев-
новательных упражнений. В процессе подготовки учитывались все осо-
бенности главных соревнований, начиная от задач, которые ставились
перед спортсменами в том или ином поединке, заканчивая составом веро-
ятных участников соревнований. Планирование педагогического экспери-
мента совпадало по времени с трехнедельным учебно-тренировочным сбо-
ром, который начинался сразу после восстановительного микроцикла, ко-
торому предшествовали предварительные соревнования (матчевая встреча
по кикбоксингу).
Задачами первой недели (втягивающий микроцикл) было повыше-
ние уровня общей физической подготовленности кикбоксеров, увеличение
возможностей функциональных систем организма, подготовка к макси-
мальным нагрузкам специального характера. Задачи решались с помощью
таких физических упражнений, как кроссовая подготовка, плавание, работа
с отягощением, упражнения на противодействие, игра в футбол, баскет-
бол [8]. Также выполнялись различные технико-тактические упражнения
156
4
Спорт [Sport]
в виде условных поединков, направленные на развитие и совершенствова-
ние специальной выносливости и сенсомоторной и перцептивной сфер.
С целью увеличения уровня специальной выносливости были при-
менены разработанные алгоритмы условных поединков (№ 2 и 3), которые
применялись на каждом вечернем занятии в основной части в течение
6 раундов по 2 мин каждый. Алгоритм № 2 предусматривал построение
условных поединков в последовательном увеличении количества разре-
шенных к использованию ударных плоскостей с каждым раундом, причем
в каждом раунде один из кикбоксеров получает небольшое преимущество
в арсенале разрешенных к использованию ударных действий. Алгоритм
№ 3 предусматривал сочетание элементов борьбы в клинче и ударов коле-
нями. Этот алгоритм был направлен на совершенствование ударных
действий коленями с дистанции и в клинче, вхождение в клинч после
атакующих действий руками и ногами с последующим нанесением удара
коленом.
Задача второй недели (ударный микроцикл) состояла в повышении
уровня физической и технико-тактической подготовленности спортсменов
посредством выполнения максимальных нагрузок специального характера
в условиях свободных двобоев и спаррингов, чередуя такие нагрузки с
активным отдыхом. В этом микроцикле совершенствовалась технико-так-
тическая подготовка с акцентом на развитие специальной выносливости и
скоростно-силовых компонентов, проводилась интеграция индивидуаль-
ных навыков мастерства в атакующих (контратакующих) и защитных дей-
ствиях в условных поединках, с использованием которых отрабатывались
комбинации ударов в атаке (контратаке), совершенствовалось переключе-
ние от атакующих действий к защитным, а также проводилась работа над
ударными и защитными действиями коленями в клинче.
Специальная выносливость совершенствовалась с помощью алго-
ритмов условных поединков, преимущественно за счет использования
алгоритма № 1 (во время каждого вечернего занятия в течение 10 раундов
по 2 мин), сущность которого заключалась в количественном определении
технико-тактических действий (1–1, 1–2, 2–1, 2–2 и т. д.) в атаке и контр-
атаке, где тренер во время поединка менял количество и виды технико-так-
тических действий в соответствии с ситуацией соревновательной деятель-
ности. Также применялся метод № 3 на каждом занятии в течение 2 раун-
дов по 2 мин.
Задачей третьей недели (восстановительный микроцикл) являлось
восстановление организма кикбоксеров и повышение их подготовленности
путем переменного чередования упражнений активного отдыха и упраж-
нений на скорость, а также совершенствования индивидуализированного
круга технико-тактических действий. Третья неделя, по своей сути, была
кумуляционным периодом, во время которой происходило достижение
высоких показателей уровня интегральной подготовленности.
157
5
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
Специальная выносливость на занятиях третьей недели совершен-
ствовалась с помощью поочередного использования алгоритмов № 1 и 2
(через занятия в течение 10 раундов по 2 мин) и алгоритма № 3 каждого
занятия (2 раунда по 2 мин) на каждом вечернем занятии в основной части.
Разработка методики совершенствования специальной выносливо-
сти кикбоксеров в разделе «ориентал» на этапе специализированной базо-
вой подготовки посредством повышения уровня технико-тактической под-
готовленности проводилась в соответствии с рабочей программой ДЮСШ
по кикбоксингу WPKA, на основе общих теоретических положений плани-
рования и периодизации, научных подходов, общих и специфических
принципов спортивной тренировки, задач этапа специализированной базо-
вой подготовки и возрастных особенностей спортсменов 17–19 лет.
Упражнения, направленные на совершенствование специальной подго-
товки кикбоксеров в разделе «ориентал», были сформированы с использо-
ванием разработанных авторами трех алгоритмов построения условных
поединков.
Общими чертами учебно-тренировочного процесса контрольной и
экспериментальной групп были такие, как построение годичного цикла
подготовки, количество, квалификация и возраст кикбоксеров, суммарное
количество часов, запланированных на общую и специальную физическую
подготовку в соответствии с программой ДЮСШ по кикбоксингу, количе-
ство учебно-тренировочных занятий в неделю, продолжительность каж-
дого занятия. Количество тренировочных занятий в неделю было одина-
ково как для экспериментальной, так и для контрольной групп – 11 раз.
Упражнения с использованием алгоритмов условных поединков применя-
лись 5 раз в неделю во второй (вечерней) тренировке в основной части
занятия. Продолжительность одного занятия – 2 акад. ч в обеих группах
спортсменов.
Процессы фиксации уровня специальной выносливости проводи-
лись следующим образом: соревновательные поединки, в которых прини-
мали участие спортсмены из экспериментальной и контрольной групп,
наблюдались тремя экспертами, которые вели протоколы поединков. Про-
токолы соревновательных поединков проходили статистическую обра-
ботку, по результатам которой рассчитывались следующие коэффициенты:
эффективности атаки (отношение ударов, достигших цели, к
числу нанесенных ударов);
эффективности защиты (отношение числа парированных ударов
к общему количеству ударов);
эффективности боевых действий (сумма коэффициентов атаки и
защиты);
выносливости (отношение коэффициента боевых действий в 3-м
раунде к аналогичному коэффициенту за все время боя).
158
6
Спорт [Sport]
Результаты исследования и их обсуждение. После проведения кон-
статирующего эксперимента и определения исходного уровня специальной
выносливости в соревновательном поединке контрольная группа трениро-
валась по учебному плану, предусмотренному программой для ДЮСШ по
кикбоксингу WPKA. В экспериментальной группе для совершенствования
специальной выносливости использовалась авторская методика, основой
которой являлось использование трех алгоритмов построения условных
поединков.
Констатирующий эксперимент позволил установить отсутствие
статистически значимых различий между группами на уровне p≤0,05
(использовался расчет статистического критерия Манна Уитни, U). Также
было определено, что спортсмены обеих групп имеют высокий уровень
специальной выносливости. По нашему мнению, этот факт обусловлен
тем, что в обеих группах все спортсмены начали процесс подготовки сразу
после локальных соревнований и находились на «пике» своей спортивной
формы.
Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице.
Результаты соревновательной деятельности кикбоксеров
до и после педагогического эксперимента (M±m)
Показатель Экспериментальная группа (n=20) Контрольная группа (n=20)
До После Прирост, % До После Прирост, %
Коэффициент
выносливости, 0,93±0,4 0,95±0,4 2,15* 0,92±0,4 0,93±0,3 1,07
усл. ед.
В результате анализа результатов педагогического эксперимента
было установлено, что, в отличие от кикбоксеров контрольной группы, у
спортсменов экспериментальной группы значимо (p≤0,05) улучшились
показатели специальной выносливости. Значимый прирост коэффициента
выносливости в экспериментальной группе относительно контрольной
обусловлен прежде всего тем, что авторская методика направлена на
формирование серийной работы (руками, ногами и коленями) кикбоксеров
как в атаке, так и контратаке, что существенно увеличивает процент уда-
ров, особенно важно для ведения боя в последнем третьем раунде, когда
практически как физические, так и психологические ресурсы спортсменов
на исходе. В контрольной группе статистически значимый прирост уровня
специальной выносливости не наблюдался.
Таким образом, экспериментально подтверждена эффективность
авторской методики по совершенствованию специальной выносливости
кикбоксеров по сравнению с общепринятой. Полученные результаты
исследования позволяют рекомендовать экспериментальную методику для
внедрения в тренировочный процесс ДЮСШ и спортивных клубов. Пер-
159
7
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
спективы дальнейших исследований заключаются в разработке и обосно-
вании методики совершенствования специальной выносливости кикбоксе-
ров в ударах руками и коленями у кикбоксеров в разделе «ориентал» на
этапе специализированной базовой подготовки.
Список литературы
1. Джероян Г.О. Тактическая подготовка боксера. М.: Медиа, 2017.
655 c.
2. Осколков В.А. Бокс: обучение и тренировка: учеб. пособие. Вол-
гоград: ВГАФК. 2003. 116 с.
3. Полянова С.В. Игровые упражнения и игровые ситуации в трени-
ровочном процессе. М.: ФКиС, 2015. 328 с.
4. Стрельников В.А., Толстиков В.А., Кузьмин В.А. Учебно-трени-
ровочный процесс в боксе: монография. М.: Издат. дом «Инфра-М», 2013.
111 с.
5. Тюленьков С.Ю. Оценка двигательных способностей: методы,
способы, оценочные шкалы. М.: СААМ, 2016. 169 с.
6. Филимонов В.И. Бокс. Педагогические основы обучения и со-
вершенствования. М.: Инсан, 2016. 400 c.
7. Филинская В.А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 2016.
255 с.
8. Хики К. Бокс. М.: АСТ, Астрель, Кладезь, 2015. 613 c.
References
1. Dzheroyan G.O. Takticheskaya podgotovka boksera [Boxer tactical training]. M.:
Media, 2017. 655 p.
2. Oskolkov V.A. Boks: obuchenie i trenirovka [Boxing: education and training]:
textbook. allowance. Volgograd: VGAFK. 2003. 116 p.
3. Polyanova S.V. Igrovye uprazhneniya i igrovye situacii v trenirovochnom pro-
cesse [Game exercises and game situations in the training process]. M.: FKiS, 2015. 328 p.
4. Strel'nikov V.A., Tolstikov V.A., Kuz'min V.A. Uchebno-trenirovochnyj process v
bokse [Training process in boxing]: monograph. M.: Publishing house"Infra-M", 2013. 111 p.
5. Tyulen'kov S.Yu. Ocenka dvigatel'nyh sposobnostej: metody, sposoby, ocenoch-
nye shkaly [Assessment of motor abilities: methods, methods, rating scales]. M.: CAAM,
2016. 169 p.
6. Filimonov V.I. Boks. Pedagogicheskie osnovy obucheniya i sovershenstvovaniya
[Boxing. Pedagogical foundations of learning and improvement]. M.: Insan, 2016. 400 p.
7. Filinskaya V.A. Osnovy yunosheskogo sporta [Fundamentals of youth sports]. M.:
FiS, 2016. 255 p.
8. Hiki K. Boks [Boxing]. M.: AST, Astrel, Kladez, 2015. 613 p.
160