Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ В КИКБОКСИНГЕ'

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ В КИКБОКСИНГЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
320
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кикбоксинг / спортсмены / соревнования / методика / выносливость / тренировки / педагогический эксперимент / kickboxing / athletes / competitions / techniques / stamina / workout / pedagogical experiment

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щапов Владимир Михайлович, Поляков Сергей Владимирович

Проанализированы основные методы подготовки спортсменов к соревнованиям в кикбоксинге. Разработана методика совершенствования специальной выносливости и доказана ее эффективность в процессе эксперимента. Представлены результаты анализа количественных и качественных показателей соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF PREPARING ATHLETES FOR COMPETITION IN KICKBOXING

The main methods of training athletes for kickboxing competitions are analyzed. A technique for improving special endurance has been developed and its effectiveness is proved during the experiment. The results of the analysis of quantitative and qualitative indicators of competitive activities are presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ В КИКБОКСИНГЕ»

1

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

УДК 796.835:796.015 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-4-154-160

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

К СОРЕВНОВАНИЯМ В КИКБОКСИНГЕ

В.М. Щапов, С.В. Поляков

Проанализированы основные методы подготовки спортсменов к соревнова-

ниям в кикбоксинге. Разработана методика совершенствования специальной выносли-

вости и доказана ее эффективность в процессе эксперимента. Представлены резуль-

таты анализа количественных и качественных показателей соревновательной дея-

тельности.

Ключевые слова: кикбоксинг, спортсмены, соревнования, методика, выносли-

вость, тренировки, педагогический эксперимент.

METHOD OF PREPARING ATHLETES Щапов Владимир Михайлович, студент,

FOR COMPETITION IN KICKBOXING [email protected], Россия, Ярославль, Ярославский педа-

гогический университет им. К.Д. Ушинского,

Shchapov V.M., student, [email protected], Поляков Сергей Владимирович, канд. техн.

Russia, Yaroslavl, Yaroslavl Pedagogical наук., старший преподаватель, [email protected],

University named after K.D. Ushinsky, Россия, Ярославль, Ярославский педагогический универ-

Polyakov S.V., candidate of technical sci- ситет им К.Д. Ушинского

ences, senior lecturer, 89109733933y@

gmail.com, Russia, Yaroslavl, Yaroslavl Pe-

dagogical University named after K.D. Ushin- Кикбоксинг является достаточно

sky молодым видом спорта, динамично раз-

The main methods of training athletes for вивающимся по нескольким версиям,

kickboxing competitions are analyzed. A расширяющим свою географию, приоб-

technique for improving special endurance has ретающим популярность в обществе.

been developed and its effectiveness is proved

during the experiment. The results of the anal- Одна из самых распространенных версий

ysis of quantitative and qualitative indicators кикбоксинга WPKA [7]. Соревнования по

of competitive activities are presented.

кикбоксингу WPKA проводятся в разных

Key words: kickboxing, athletes, competi- разделах: семионтакт, лайт-контакт (на

tions, techniques, stamina, workout, peda- татами), фул-контакт, лоу-кик, ориентал

gogical experiment. (на ринге). Самым зрелищным ринг-раз-

делом кикбоксинга является ориентал, в котором, согласно правилам

соревнований, разрешается применять удары руками, ногами и коленями.

Причем в данном разделе удары нижними конечностями имеют преиму-

щественное значение над ударами верхними конечностями [5]. Результаты

соревновательной деятельности зависят от уровня различных сторон под-

готовленности спортсмена, но особое внимание на этапе специализирован-

ной базовой подготовки ученые уделяют развитию специальной выносли-

вости, что является способностью к длительному перенесению нагрузок,

характерных для конкретного вида деятельности [6].

Подготовка спортсменов по кикбоксингу представляет многоком-

понентную систему, все части которой (физическая, техническая, тактиче-

154

2

Спорт [Sport]

ская, психологическая и др.) находятся в сложном взаимодействии [3]. Ка-

ждый из этих компонентов должен решать свою совокупность задач на

каждом из этапов многолетней подготовки. Требования к специальной

физической подготовленности квалифицированных кикбоксеров услож-

няются наличием индивидуальной склонности к темпу, характеру соревно-

вательной деятельности. При таком подходе процесс формирования необ-

ходимого уровня физической подготовленности должен быть основанным

на учете доминант в структуре и содержании технико-тактических дейст-

вий спортсменов [2].

Данное утверждение указывает на имеющееся противоречие между

потребностью совершенствования специальной физической подготовки

квалифицированных кикбоксеров на этапе специализированной базовой

подготовки, внесением ряда изменений в правила соревнований и отсутст-

вием учета в этом процессе структуры и содержания технико-тактических

действий квалифицированных кикбоксеров как основы определенных сти-

лей ведения соревновательной деятельности, что обусловливает актуаль-

ность и научно-практическую значимость нашего исследования.

Целью исследования является изучение основных методов подго-

товки спортсменов к соревнованиям в кикбоксинге.

Проблема повышения уровня специальной выносливости спорт-

сменов за последние годы изучалась довольно узким кругом специалистов

в кикбоксинге. Также следует отметить, что все работы по этому направ-

лению проводились со спортсменами в разделе фул-контакт на этапе

начальной и предварительной базовой подготовки [1], что значительно

сужает возможность использования данных научных разработок в разделе

ориентал на этапе специализированной базовой подготовки.

Вопросы исследования путей совершенствования уровня специаль-

ной выносливости в боксе достаточно широко были рассмотрены В.А. Ос-

колковым. Автором было отмечено, что основой специальной выносливо-

сти у боксеров является хорошая общая подготовка, поставленное дыха-

ние, умение расслаблять мышцы между активными ударными «взрыв-

ными» действиями и совершенствование технических приемов (чем

больше они автоматизированы, тем меньше групп мышц участвует в

выполнении движения). Также автором был предложен косвенный способ

измерения уровня специальной выносливости в соревновательных усло-

виях путем расчета коэффициента выносливости, для определения кото-

рого требуется определение коэффициентов, характеризующих уровень

технико-тактической подготовленности, а именно: эффективности атаки,

защиты, боевых действий. Так, коэффициент выносливости определяется

отношением коэффициента боевых действий в 3-м раунде к аналогичному

коэффициенту за весь бой [2].

Таким образом, совершенствование технико-тактической подготов-

ленности кикбоксеров (боксеров) косвенно влияет на улучшение уровня

155

3

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

специальной выносливости спортсменов [4]. Считаем, что проблема

повышения уровня специальной выносливости за счет совершенствования

технико-тактической подготовленности кикбоксеров в ориентале на этапе

специализированной базовой подготовки изучена недостаточно, что нега-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тивно влияет на эффективность тренировочного процесса и достижения

высоких спортивных результатов.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы,

педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы матема-

тической статистики.

Организация исследования. В рамках исследования был проведен

педагогический эксперимент на базе Федерации кикбоксинга Ульяновской

области (СК «Альтаир»). Продолжительность эксперимента составила

3 недели (ноябрь 2020 г.). Комплектация экспериментальной и контроль-

ной групп проводилась из спортсменов федерации по кикбоксингу Улья-

новской области WPKA в возрасте от 17 до 19 лет.

Во время эксперимента кикбоксеры находились на этапе спе-

циализированной базовой подготовки. В каждую группу были включены

по 20 спортсменов со стажем занятий 4–6 лет, массой тела 63,5–75 кг

(15 кикбоксеров имели I разряд и 5 кикбоксеров – звание кандидатов в

мастера спорта).

Проведение педагогического эксперимента было запланировано на

период предсоревновательного этапа первого макроцикла (3 недели),

включающий контрольно-подготовительный мезоцикл, который, в свою

очередь, состоял из втягивающего, ударного и восстановительного микро-

циклов. Тренировка на этом этапе предусматривала целенаправленную

подготовку для дальнейшего повышения уровня физической, технико-так-

тической и психологической подготовленности. Поставленная задача

решалась с помощью применения специально-подготовительных и сорев-

новательных упражнений. В процессе подготовки учитывались все осо-

бенности главных соревнований, начиная от задач, которые ставились

перед спортсменами в том или ином поединке, заканчивая составом веро-

ятных участников соревнований. Планирование педагогического экспери-

мента совпадало по времени с трехнедельным учебно-тренировочным сбо-

ром, который начинался сразу после восстановительного микроцикла, ко-

торому предшествовали предварительные соревнования (матчевая встреча

по кикбоксингу).

Задачами первой недели (втягивающий микроцикл) было повыше-

ние уровня общей физической подготовленности кикбоксеров, увеличение

возможностей функциональных систем организма, подготовка к макси-

мальным нагрузкам специального характера. Задачи решались с помощью

таких физических упражнений, как кроссовая подготовка, плавание, работа

с отягощением, упражнения на противодействие, игра в футбол, баскет-

бол [8]. Также выполнялись различные технико-тактические упражнения

156

4

Спорт [Sport]

в виде условных поединков, направленные на развитие и совершенствова-

ние специальной выносливости и сенсомоторной и перцептивной сфер.

С целью увеличения уровня специальной выносливости были при-

менены разработанные алгоритмы условных поединков (№ 2 и 3), которые

применялись на каждом вечернем занятии в основной части в течение

6 раундов по 2 мин каждый. Алгоритм № 2 предусматривал построение

условных поединков в последовательном увеличении количества разре-

шенных к использованию ударных плоскостей с каждым раундом, причем

в каждом раунде один из кикбоксеров получает небольшое преимущество

в арсенале разрешенных к использованию ударных действий. Алгоритм

№ 3 предусматривал сочетание элементов борьбы в клинче и ударов коле-

нями. Этот алгоритм был направлен на совершенствование ударных

действий коленями с дистанции и в клинче, вхождение в клинч после

атакующих действий руками и ногами с последующим нанесением удара

коленом.

Задача второй недели (ударный микроцикл) состояла в повышении

уровня физической и технико-тактической подготовленности спортсменов

посредством выполнения максимальных нагрузок специального характера

в условиях свободных двобоев и спаррингов, чередуя такие нагрузки с

активным отдыхом. В этом микроцикле совершенствовалась технико-так-

тическая подготовка с акцентом на развитие специальной выносливости и

скоростно-силовых компонентов, проводилась интеграция индивидуаль-

ных навыков мастерства в атакующих (контратакующих) и защитных дей-

ствиях в условных поединках, с использованием которых отрабатывались

комбинации ударов в атаке (контратаке), совершенствовалось переключе-

ние от атакующих действий к защитным, а также проводилась работа над

ударными и защитными действиями коленями в клинче.

Специальная выносливость совершенствовалась с помощью алго-

ритмов условных поединков, преимущественно за счет использования

алгоритма № 1 (во время каждого вечернего занятия в течение 10 раундов

по 2 мин), сущность которого заключалась в количественном определении

технико-тактических действий (1–1, 1–2, 2–1, 2–2 и т. д.) в атаке и контр-

атаке, где тренер во время поединка менял количество и виды технико-так-

тических действий в соответствии с ситуацией соревновательной деятель-

ности. Также применялся метод № 3 на каждом занятии в течение 2 раун-

дов по 2 мин.

Задачей третьей недели (восстановительный микроцикл) являлось

восстановление организма кикбоксеров и повышение их подготовленности

путем переменного чередования упражнений активного отдыха и упраж-

нений на скорость, а также совершенствования индивидуализированного

круга технико-тактических действий. Третья неделя, по своей сути, была

кумуляционным периодом, во время которой происходило достижение

высоких показателей уровня интегральной подготовленности.

157

5

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

Специальная выносливость на занятиях третьей недели совершен-

ствовалась с помощью поочередного использования алгоритмов № 1 и 2

(через занятия в течение 10 раундов по 2 мин) и алгоритма № 3 каждого

занятия (2 раунда по 2 мин) на каждом вечернем занятии в основной части.

Разработка методики совершенствования специальной выносливо-

сти кикбоксеров в разделе «ориентал» на этапе специализированной базо-

вой подготовки посредством повышения уровня технико-тактической под-

готовленности проводилась в соответствии с рабочей программой ДЮСШ

по кикбоксингу WPKA, на основе общих теоретических положений плани-

рования и периодизации, научных подходов, общих и специфических

принципов спортивной тренировки, задач этапа специализированной базо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вой подготовки и возрастных особенностей спортсменов 17–19 лет.

Упражнения, направленные на совершенствование специальной подго-

товки кикбоксеров в разделе «ориентал», были сформированы с использо-

ванием разработанных авторами трех алгоритмов построения условных

поединков.

Общими чертами учебно-тренировочного процесса контрольной и

экспериментальной групп были такие, как построение годичного цикла

подготовки, количество, квалификация и возраст кикбоксеров, суммарное

количество часов, запланированных на общую и специальную физическую

подготовку в соответствии с программой ДЮСШ по кикбоксингу, количе-

ство учебно-тренировочных занятий в неделю, продолжительность каж-

дого занятия. Количество тренировочных занятий в неделю было одина-

ково как для экспериментальной, так и для контрольной групп – 11 раз.

Упражнения с использованием алгоритмов условных поединков применя-

лись 5 раз в неделю во второй (вечерней) тренировке в основной части

занятия. Продолжительность одного занятия – 2 акад. ч в обеих группах

спортсменов.

Процессы фиксации уровня специальной выносливости проводи-

лись следующим образом: соревновательные поединки, в которых прини-

мали участие спортсмены из экспериментальной и контрольной групп,

наблюдались тремя экспертами, которые вели протоколы поединков. Про-

токолы соревновательных поединков проходили статистическую обра-

ботку, по результатам которой рассчитывались следующие коэффициенты:

 эффективности атаки (отношение ударов, достигших цели, к

числу нанесенных ударов);

 эффективности защиты (отношение числа парированных ударов

к общему количеству ударов);

 эффективности боевых действий (сумма коэффициентов атаки и

защиты);

 выносливости (отношение коэффициента боевых действий в 3-м

раунде к аналогичному коэффициенту за все время боя).

158

6

Спорт [Sport]

Результаты исследования и их обсуждение. После проведения кон-

статирующего эксперимента и определения исходного уровня специальной

выносливости в соревновательном поединке контрольная группа трениро-

валась по учебному плану, предусмотренному программой для ДЮСШ по

кикбоксингу WPKA. В экспериментальной группе для совершенствования

специальной выносливости использовалась авторская методика, основой

которой являлось использование трех алгоритмов построения условных

поединков.

Констатирующий эксперимент позволил установить отсутствие

статистически значимых различий между группами на уровне p≤0,05

(использовался расчет статистического критерия Манна Уитни, U). Также

было определено, что спортсмены обеих групп имеют высокий уровень

специальной выносливости. По нашему мнению, этот факт обусловлен

тем, что в обеих группах все спортсмены начали процесс подготовки сразу

после локальных соревнований и находились на «пике» своей спортивной

формы.

Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице.

Результаты соревновательной деятельности кикбоксеров

до и после педагогического эксперимента (M±m)

Показатель Экспериментальная группа (n=20) Контрольная группа (n=20)

До После Прирост, % До После Прирост, %

Коэффициент

выносливости, 0,93±0,4 0,95±0,4 2,15* 0,92±0,4 0,93±0,3 1,07

усл. ед.

В результате анализа результатов педагогического эксперимента

было установлено, что, в отличие от кикбоксеров контрольной группы, у

спортсменов экспериментальной группы значимо (p≤0,05) улучшились

показатели специальной выносливости. Значимый прирост коэффициента

выносливости в экспериментальной группе относительно контрольной

обусловлен прежде всего тем, что авторская методика направлена на

формирование серийной работы (руками, ногами и коленями) кикбоксеров

как в атаке, так и контратаке, что существенно увеличивает процент уда-

ров, особенно важно для ведения боя в последнем третьем раунде, когда

практически как физические, так и психологические ресурсы спортсменов

на исходе. В контрольной группе статистически значимый прирост уровня

специальной выносливости не наблюдался.

Таким образом, экспериментально подтверждена эффективность

авторской методики по совершенствованию специальной выносливости

кикбоксеров по сравнению с общепринятой. Полученные результаты

исследования позволяют рекомендовать экспериментальную методику для

внедрения в тренировочный процесс ДЮСШ и спортивных клубов. Пер-

159

7

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

спективы дальнейших исследований заключаются в разработке и обосно-

вании методики совершенствования специальной выносливости кикбоксе-

ров в ударах руками и коленями у кикбоксеров в разделе «ориентал» на

этапе специализированной базовой подготовки.

Список литературы

1. Джероян Г.О. Тактическая подготовка боксера. М.: Медиа, 2017.

655 c.

2. Осколков В.А. Бокс: обучение и тренировка: учеб. пособие. Вол-

гоград: ВГАФК. 2003. 116 с.

3. Полянова С.В. Игровые упражнения и игровые ситуации в трени-

ровочном процессе. М.: ФКиС, 2015. 328 с.

4. Стрельников В.А., Толстиков В.А., Кузьмин В.А. Учебно-трени-

ровочный процесс в боксе: монография. М.: Издат. дом «Инфра-М», 2013.

111 с.

5. Тюленьков С.Ю. Оценка двигательных способностей: методы,

способы, оценочные шкалы. М.: СААМ, 2016. 169 с.

6. Филимонов В.И. Бокс. Педагогические основы обучения и со-

вершенствования. М.: Инсан, 2016. 400 c.

7. Филинская В.А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 2016.

255 с.

8. Хики К. Бокс. М.: АСТ, Астрель, Кладезь, 2015. 613 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Dzheroyan G.O. Takticheskaya podgotovka boksera [Boxer tactical training]. M.:

Media, 2017. 655 p.

2. Oskolkov V.A. Boks: obuchenie i trenirovka [Boxing: education and training]:

textbook. allowance. Volgograd: VGAFK. 2003. 116 p.

3. Polyanova S.V. Igrovye uprazhneniya i igrovye situacii v trenirovochnom pro-

cesse [Game exercises and game situations in the training process]. M.: FKiS, 2015. 328 p.

4. Strel'nikov V.A., Tolstikov V.A., Kuz'min V.A. Uchebno-trenirovochnyj process v

bokse [Training process in boxing]: monograph. M.: Publishing house"Infra-M", 2013. 111 p.

5. Tyulen'kov S.Yu. Ocenka dvigatel'nyh sposobnostej: metody, sposoby, ocenoch-

nye shkaly [Assessment of motor abilities: methods, methods, rating scales]. M.: CAAM,

2016. 169 p.

6. Filimonov V.I. Boks. Pedagogicheskie osnovy obucheniya i sovershenstvovaniya

[Boxing. Pedagogical foundations of learning and improvement]. M.: Insan, 2016. 400 p.

7. Filinskaya V.A. Osnovy yunosheskogo sporta [Fundamentals of youth sports]. M.:

FiS, 2016. 255 p.

8. Hiki K. Boks [Boxing]. M.: AST, Astrel, Kladez, 2015. 613 p.

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.