Научная статья на тему 'Методика подготовки магистрантов к проектированию дифференцированного содержания обучения с использованием компьютерных технологий'

Методика подготовки магистрантов к проектированию дифференцированного содержания обучения с использованием компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Китаевская Т. Ю., Перуновская И. Н.

В работе рассматривается методика изучения модуля «Компьютерная технология проектирования дифференцированного содержания обучения», включающая в себя содержание на уровне тематического планирования и формы организации познавательной деятельности магистрантов в рамках интегральной технологии дифференцированного развивающего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Китаевская Т. Ю., Перуновская И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки магистрантов к проектированию дифференцированного содержания обучения с использованием компьютерных технологий»

Третий этап.

Обсуждение содержания газеты. Первичное распределение ролей. Желательно для успешной организации проекта назначить редактора, корректора и дизайнера. У учащихся еще нет опыта издательской деятельности и обязательно нужно общее руководство процессом.

Четвертый этап.

Изучение работы в КМ-вики. Создание структуры газеты, занесение в нее некой (пробной) информации. Выбор каждым тематики предполагаемых статей.

Пятый этап.

Сбор и обработка информации. На этом этапе опять возможен поиск информации в Интернете. Важно, чтобы ребята поняли, что они не должны дублировать найденную информацию, но могут использовать ее при создании своих авторских статей, анализируя, структурируя и указывая источники.

Шестой этап.

Наполнение газеты собранными материалами в среде КМ-вики. Рецензирование материалов, созданных другими участниками.

Седьмой этап.

Оценка деятельности редакции. На этом этапе важно понять, что нового каждый из участников открыл в себе и друг в друге, и кого из участников заинтересовал данный

вид деятельности. Также необходимо выявить большинство проблем, возникающих при коллективном формировании текстов. Идеально было бы подключение к проекту учащихся разных школ или городов.

Таким образом, метод проектов способствует активизации всех сфер личности учащегося - его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности, самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Литература

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. 2-е изд.; стер. М.: Академия, 2005.

2. Компьютерные телекоммуникации в школе: пособие для учителя / под ред. Е.С. Полат. М., 1995.

3. Полилова Т.А. Дистанционный курс «Технология разработки мультимедиа проектов. Проекты для WoridWideWeb» [Электронный ресурс]. URL: http://textbook.keldysh.ru.

УДК 378.147

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Т.Ю. Китаевская, И.Н. Перуновская

В работе рассматривается методика изучения модуля «Компьютерная технология проектирования дифференцированного содержания обучения», включающая в себя содержание на уровне тематического планирования и формы организации познавательной деятельности магистрантов в рамках интегральной технологии дифференцированного развивающего обучения.

Ключевые слова: компьютерная технология, проектирование обучения, дифференцированное содержание.

Наряду со специальной подготовкой магистрантов в различных отраслях, одной из главных задач университета является подготовка квалифицированных педагогических кадров, способных осуществлять свою деятельность в условиях информатизации образования. Актуально включение в содержание

дисциплины «ИТ в науке и образовании» раздела, связанного с использованием компьютерных технологий проектирования дифференцированного обучения, как важного элемента оптимизации управления обучением.

Содержание модуля «Компьютерная технология проектирования дифференциро-

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (20), 2012

ванного содержания обучения» представлено в таблице 1.

Целью изучения модуля является формирование представления об использовании информационных технологий в управлении обучением как одной из главных функций ИКТ в

образовании и неотъемлемой части информатизации дидактических систем, умений, связанных с реализацией основных этапов технологии проектирования содержания обучения, использованием автоматизированной системы проектирования содержания обучения.

Таблица 1

Содержание модуля

«Компьютерная технология проектирования дифференцированного содержания обучения»

Блок № Тема Распределение времени изучения модуля, ч.

Лекция Лаб. работа Семинар-практикум

Изложение нового материала 1 Концепция автоматизации управления учебным процессом. Задачи оптимизации 1

2 Компьютерно-ориентированная технология проектирования содержания обучения 1

Тренинг- минимум 3 Использование автоматизированной системы проектирования содержания 2

Дополнительный объем содержания 4 Определение уровня готовности к обучению с использованием автоматизированной системы 1

5 Отбор содержания и его структурирование на уровне тематического планирования 1

6 Получение временных характеристик и их оптимизация 1

Обобщение, контроль, коррекция 7 Защита проекта. Обобщение результатов 1

Ключевыми понятиями изучаемого модуля являются: управление обучением, концепция автоматизации управления учебным процессом, адаптивная система обучения, готовность к обучению дисциплине, структура готовности к обучению, граф упорядочения содержания, структурно допустимая последовательность изложения материала, распределение времени обучения, логический конструкт содержания, оптимизация характеристик учебного процесса, оптимальный проект.

Изучение данного модуля организовано в соответствии с идеями интегральной технологии обучения. Тестовые задания для определения уровня готовности к изучению этого материала включают в себя задания, выявляющие знание генеральных факторов, влияющих на продуктивность учебного процесса: обучаемость, время обучения и др.; основных компонентов в структуре личности, обусловливающих готовность к обучению и темп обучения, психолого-педаго-гические основы автоматизированного тестового контроля, элементов математической статистики и теории вероятности, позволяющих производить статистическую обработку экспериментальных данных, компью-

терного моделирования. В соответствии с результатами входного контроля в содержание обучения включаются соответствующие разделы, которые магистранты могут освоить самостоятельно перед изучением модуля.

Основное содержание конкретизируется и отрабатывается в блоке, который называют тренинг-минимум. Этот блок не предусматривает уровневой дифференциации и реализуется в форме фронтальных лабораторных работ.

Тренинг-минимум представлен: самостоятельной работой с инструкциями и обучающей программой по использованию автоматизированной системы; обсуждением основных принципов работы автоматизированной системы проектирования содержания обучения; фронтальной лабораторной работой: знакомство с интерфейсом автоматизированной системы проектирования содержания, реализация основных этапов проектирования с помощью автоматизированной системы с использованием готовой базы данных. Формой контроля на этом этапе является наблюдение за ходом выполнения лабораторной работы.

Изучение дополнительного объема содержания и развивающее обучение осуществляется посредством серии семинаров-практикумов, сочетающих в себе коллективную, ин-

дивидуальную и групповые формы обучения. В серию включены темы: структура и содержание понятия готовность к обучению в вузе, определение уровня готовности к обучению; отбор содержания обучения и его структурирование на уровне тематического планирования; временные характеристики учебного процесса, оптимизация характеристик.

В рамках семинара-практикума реализуется индивидуальный компьютерный практикум, в соответствии с выбранным уровнем обучения (общий уровень и повышенный) и темпом усвоения. Работа каждого магистранта оценивается по итогам выполнения и защиты лабораторных работ (темы работ соответствуют перечисленным выше).

Результатом изучения модуля является защита комплексной работы, посвященной проектированию содержания раздела учебной дисциплины специализации магистрантов. Таким образом, реализуется принцип профессионализации задания. Задание этой работы выдается магистрантам после изучения минимума содержания. Необходимо создать оптимальный проект содержания. В задание включается: создание тематической базы, на основе которой будет сформировано содержание раздела, в соответствии с заданными целями, экспертная обработка темати-

ческой базы, установление логических связей, структурирование содержания, экспериментальная оценка временных характеристик, имитационное моделирование и оценка временных характеристик содержания при заданном уровне обучения.

Группа магистрантов разбивается на подгруппы, каждая из которых выполняет свою часть задания. Обучающиеся на повышенном уровне исполняют роль экспертов и координаторов проекта. (Их компетентность определяется по результатам рейтинговых оценок накопленных на данный момент обучения). Вся группа целиком участвует в оценке временных параметров. По результатам этих оценок строятся распределения временных характеристик, осуществляется имитационное моделирование и оптимизация временных характеристик.

Таким образом, на примере профессионально значимых задач, происходит усвоение актуального содержания. Включение данного модуля в содержание дисциплины «ИТ в науке и образовании», отвечает современным требованиям, предъявляемым к педагогическим кадрам в условиях информатизации образования и является отражением принципов эффективного функционирования методической системы.

УДК 004.92

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАЗРАБОТКЕ СБОРОЧНОГО ЧЕРТЕЖА СРЕДСТВАМИ САПР ЧЕРЕЗ СОЧЕТАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ И ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Е.В. Морякова

В статье рассматриваются элементы методики обучения решению графических задач через сочетание алгоритмической и эвристической деятельности студентов средствами системы автоматизированного проектирования (САПР) по теме «Способы разработки сборочного чертежа с помощью САПР «AutoCAD» учебной дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» в рамках выполнения практической работы «Соединение резьбовое».

Ключевые слова: система автоматизированного проектирования, алгоритмическая деятельность, эвристическая деятельность, графическая задача, соединение резьбовое.

Всестороннее развитие человеческой личности является глобальной целью образования. Главным компонентом личности, который формируется в процессе обучения, является опыт личности, т.е. знания, умения, навыки, способы деятельности [3]. Важнейшим фактором развития личности в процессе

обучения является овладение способами и средствами деятельности.

Областью нашего исследования является методика обучения решению графических задач через сочетание алгоритмической и эвристической деятельности студентов средствами САПР в рамках учебной дисциплины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.