Научная статья на тему 'Методика педагогической и валеологической коррекции учебно-воспитательного процесса на этапе завершения среднего образования'

Методика педагогической и валеологической коррекции учебно-воспитательного процесса на этапе завершения среднего образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
195
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ / ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ / КОРРЕКЦИЯ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ / ПАРАМЕТР / ВИХОВНИЙ / ПРОЦЕС / ОСВіТА / ПЕДАГОГіЧНА / КОРЕКЦіЯ / ВАЛЕОЛОГіЧНИЙ / EDUCATIONAL / DURING / PEDAGOGICAL / CORRECTION / VALEOLOGICAL / FEATURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Середенко Л. П., Латышева Т. В., Калоерова В. Г., Зенин О. К., Таранова Н. А.

Исследованы особенности динамики состояния здоровья и личностных характеристик учащихся лицея и школьников. Разработаны рекомендации по медико-педагогической оптимизации учебно-воспитательного процессa в учебных заведениях нового типа. Применение методик позволяет: а) значительно снизить психоэмоциональную напряженность на занятиях; б) улучшить самочувствие; в) повысить уровень умственной и физической работоспособности лицеистов; г) значительно повысить уровень валеологических знаний и мотивацию к их практическому использованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Середенко Л. П., Латышева Т. В., Калоерова В. Г., Зенин О. К., Таранова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of pedagogical and valeological correction of studies in the educational institutes for the graduating from the comprehensive school

The dynamics peculiarities of health condition and personal characters of the College students and pupils. The recommendations for the medical and pedagogical optimization in study in educational institutes of a new kind are worked out. Application of techniques allows: a) considerably to lower psychological emotional intensity on employment; b) to improve state of health; c) to raise a level of intellectual and physical serviceability of lyceum students; d) considerably to raise a level valeological knowledge and motivation to their practical use.

Текст научной работы на тему «Методика педагогической и валеологической коррекции учебно-воспитательного процесса на этапе завершения среднего образования»

отношению к естественному биологическому ритму, диссоциации между защитными и приспособительными реакциями и пр.;

■ формирование психологической ориентации общественного сознания педагогов на обязательную оправданность не стандартности поведения лиц опасной профессии, которые будут отклоняться от предписанных правил.

В опасной профессии человек испытывает постоянную потребность расширять рамки риска, т.е. повышать вероятность угрозы жизни, что на самом деле является сознательной защитной реакцией на подавление подсознательных эмоций страха и тяжелых предчувствий. Риск в данном случае выступает как поведенческая категория и отражает уровень достижения профессионализма. Профессиональная надежность выступает как функция человеческой надежности, включающей в себя высокий уровень критической осознанности своих возможностей, культуру образа жизни и подготовку себя к экстремальным условиям, самосовершенствование, саморегуляцию и саморазвитие как метод постижения свободы в границах моральных и нравственных ориентиров [2, 3, 5, 6].

Выводы.

Необходимо сделать вывод, что духовность профессионала - это восхождение к профессиональному мастерству возможно только через открытое для других предопределение своих слабостей, усвоение достоинства других, сохранение пролонгированной мотивации и положительной оценки окружающими. Достичь духовности профессионала, оператора особо сложных систем, возможно только в комплексной подготовке (психофизиологической, психической, теоретической, тренажерной, реальной летной деятельности), при которой возможно сформировать высокого профессионала готового к работе в экстремальных и нестандартных ситуациях.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем формирования духовности профессионала в системе профессиональной подготовки у операторов особо сложных систем.

Литература

1. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки Российской психологии. М., 1994. - 304с.

2. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М., 1989. - 304с.

3. Ломов Б.Ф. Психологические исследования по формированию профессиональной пригодности // В кн.: Проблемы управления системой формирования профессиональной пригодности будущих офицеров ВМФ. - Л., 1980. - 200с.

4. Макаров Р.Н., Герасименко Л.В. Теория и практика конструирования целевых моделей операторов особо сложных систем управления: Монография. М, 1997. - 532с.

5. Платонов К.К. Психология летного труда. - М., 1986. - 240с.

6. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. М., 1997. - 296с.

7. Пономаренко В.А., Ворона А.А., Гандер Д.В. Воспитание духовности профессионала в процессе обучения в высшем учебном заведении // Вестник Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике. -2000. - №2. - С.22-25.

Поступила в редакцию 05.11.2007г.

МЕТОДИКАПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Середенко Л. П., Латышева Т.В., Калоерова В.Г., Зенин О.К., Таранова Н.А.

Донецкий национальный медицинский университет,

Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта

Аннотация. Исследованы особенности динамики состояния здоровья и личностных характеристик учащихся лицея и школьников. Разработаны рекомендации по медико-педагогической оптимизации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях нового типа. Применение методик позволяет: а) значительно снизить психоэмоциональную напряженность на занятиях; б) улучшить самочувствие; в) повысить уровень умственной и физической работоспособности лицеистов; г) значительно повысить уровень валеологических знаний и мотивацию к их практическому использованию.

Ключевые слова: воспитательный, процесс, образования, педагогическая, коррекция, валеологический, параметр. Анотація. Середенко Л.П., Латишева Т.В., Калоєрова В.Г., Зенін О.К., Таранова Н.А. Методика педагогічної і валеологічної корекції учбово-виховного процесу на етапі завершення середньої освіти. Досліджені особливості динаміки стану здоров’я і особистісних характеристик учнів ліцею та школярів. Розроблені рекомендації з медико-педагогічної оптимізації навчально-виховного процесу в учбових закладах нового типу. Застосування методик дозволяє: а) значно знизити психоемоційну напруженість на заняттях; б) поліпшити самопочуття; в) підвищити рівень розумової й фізичної працездатності ліцеїстів; г) значно підвищити рівень валеологічних знань і мотивацію до їхнього практичного використання.

Ключові слова: виховний, процес, освіта, педагогічна, корекція, валеологічний, параметр.

Annotation. Seredenko L.P., Latisheva T.V., Kaloerova V.G., Zenin

O.K., Taranova N.A. Methods of pedagogical and valeological correction of studies in the educational institutes for the graduating from the comprehensive school. The dynamics peculiarities of health condition and personal characters of the College students and pupils. The recommendations for the medical and pedagogical optimization in study in educational institutes of a new kind are worked out. Application of techniques allows: a) considerably to lower psychological emotional intensity on employment; b) to improve state of health; c) to raise a level of intellectual and physical serviceability of lyceum students; d) considerably to raise a level valeological knowledge and motivation to their practical use. Keywords: educational, during, pedagogical, correction, valeological, feature.

Введение.

Реформирование системы образования предъявляет требования к довузовской подготовке учащихся и отбору для последующего профессионального обучения. Одним из путей оптимизации среднего образования является профилизация общеобразовательных учебных заведений, создание учебных заведений нового типа, в частности, лицеев. Опыт работы с учащимися лицея Донецкого государственного медицинского университета и общеобразовательных школ позволил разработать вариант концепции обучения и воспитания учащихся на этапе их довузовской подготовки [6].

Основой методологического подхода в организации деятельности лицея ДонГМУ как педагоги-

ческой системы является личностная ориентация учебно-воспитательного процесса (УВП). Возраст 14-17 лет является особо значимым периодом в личностном и физиологическом развитии человека, поэтому не менее важной задачей УВП является научно обоснованная его регламентация с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения уровня общей и валеологической культуры лицеистов [1,5].

По данной проблеме имеются лишь единичные работы, посвященные отдельным вопросам оптимизации или воспитательного процесса, или улучшения показателей успеваемости учащихся.

Для количественной оценки динамики деятельности лицеистов в период обучения использован интегральный критерий эффективности УВП - показатель, определяющий не столько успеваемость лицеиста по учебным предметам, сколько успешность его всестороннего личностного и физического развития в лицее. Факторно-параметрический анализ исследуемой системы позволил выявить и установить значимость основных параметров, определяющих УВП.

1. Валеологический параметр, который определяется такими факторами как состояние здоровья, общая и умственная работоспособность, уровень ва-леологического образования.

2. Характерологические качества с основными управляющими факторами: активность, эмпатич-ность, профессиональная направленность личности.

3. Образовательный уровень, определяемый творческими способностями, компетентностью и специально - конкретными знаниями, умениями, навыками.

4. Уровень базовой культуры.

Предварительные исследования подтвердили,

что первый параметр наиболее значим для эффективности УВП [1].

Связь работы с практическими задачами заключается в разработке практических рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса на этапе завершения среднего образования.

Формулирование цели работы.

Целью данной работы явилось изучение закономерностей взаимосвязи факторов, влияющих на данный параметр, и оптимизация на этой основе УВП.

Методы и организация исследования.

В исследовании принимали участие 102 лицеиста, 93 слушателя народного университета Юный медик (учащиеся 10- 11-х классов), 74 родителя лицеистов первого курса , 15 студентов ДонГМУ, а также 120 учащихся 9 - 11-х классов общеобразовательных школ г. Донецка.

В ходе исследования проводилось анкетирование родителей и учащихся, углубленные медосмот -ры, компьютерная диагностика динамики умственной работоспособности, оценка физического статуса организма. Изучение характеристик организма и личностных особенностей школьников и лицеистов выполнены за период 2004 - 2006 годы.

Физический статус организма определялся по уровню физического развития, физической работоспособности и уровню аэробных способностей. Физическое развитие оценивалось по антропометрическим показателям с использованием общепринятых методик. Результаты антропометрических измерений обрабатывались стандартными методами математической статистики. Физическая работоспособность определялась с помощью одномоментной модификации теста PWC170 [4]. Уровень аэробных способностей организма или максимального потребления кислорода (МПК) оценивался косвенным методом с использованием формулы В. Л. Карпмана [6]. Рассчитывались показатели как абсолютной, так и относительной (на единицу массы тела) величины МПК, по величине которой с помощью таблицы Астранда определяли уровень физического состояния (УФС). Для уточнения надежности полученных данных параллельно использовался, предложенный Апанасенко Г. Л. [2] экспресс - метод оценки уровня физического здоровья (УФЗ). Кроме того, по результатам проб Мартине и Руфье оценивались качественные показатели приспособления сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, в частности: тип реакции на физическую нагрузку, вегетативный индекс Кердо, индекс Руфье, коэффициент выносливости [3].

Результаты исследования

Результаты медицинских осмотров свидетельствуют о том, что более 50% учащихся, поступающих в лицей имеют хронические заболевания. Так у 21% лицеистов регистрировался сколиоз, миопия - у 19%, гиперметропия и астигматизм - у 5%, НЦД - у 10%, заболевания ЖКТ - у 18% . Аналогичные данные получены при обследованиях учащихся средних школ, однако количество детей, имеющих различные хронические заболевания больше и составляет - 76%..

Для уточнения причин высокой заболеваемости было проведено анкетирование учащихся и их родителей на предмет субъективной оценки состояния здоровья и особенностей образа жизни. Данные анкетного опроса показали, что более 30% лицеистов и учащихся школ указывают на наличие у них различных хронических заболеваний; 16% отмечают частые головные боли, а часто болеют в течение года (более 4 раза в год) 24% опрошенных. Расхождения по заболеваемости между данными медосмотров и анкетного опроса, вероятно, связаны с тем, что учащиеся не знали или скрывали свои заболевания. По мнению респондентов и медицинских работников, имеющиеся нарушения здоровья связаны с тем, что у 76% из опрошенных существенно ограничена двигательная активность, лишь 43% занимаются дополнительно физкультурой и спортом, бессистемно питаются у 75% лицеистов, сон менее 8 часов - у 15% человек. Кроме того, по их мнению, на состояние здоровья оказывают негативное влияние большие учебные нагрузки, при которых среднее время подготовки домашних заданий у лицеистов первого курса составляет почти 4 часа, в то время как на свежем воздухе они бывают немногим более часа. При этом 3% лиц, привлечен-

ных к анкетированию, утвердительно ответили на вопросы анкеты относительно курения и 25% - относительно употребления алкогольных напитков.

Анализ режима дня также показал, что около 70% лицеистов и учащихся не делают утреннюю гимнастику. На приготовление домашних заданий в среднем затрачивается от 2,7 до 4.0 часов. Среднее время, проводимое на свежем воздухе, составляет 1,0 -2,5 часа, дополнительно физкультурой и спортом занимается менее половины учащихся (41%).

Для успешного проведения учебной и воспитательной деятельности важной задачей является учет факторов, влияющих на состояние здоровья. С этой целью был проведен дополнительный анкетный опрос, предусматривающий ранжирование факторов по значимости их влияния на самочувствие и здоровье, в частности, таких как: степень утомления и психо-эмо-ционального напряжения, обусловленных структурой занятий и сложностью предмета; влияние психоэмоционального климата в учебном коллективе и в семье; санитарно - гигиенические условия в учебных аудиториях и дома; режим дня; питание; параметры окружающей среды; наследственность и др

Первое место присвоено фактору степени утомления и психоэмоциональной напряженности, обусловленных структурой занятий и степенью труд -ности предметов и фактору режима дня, второе -факторам психоэмоционального климата в семье, параметрам окружающей среды, третье место - факторам психоэмоционального климата в группе и наследственности.

С целью разработки индивидуальных рекомендаций по коррекции уровня физического здоровья у группы лицеистов ДонГМУ исследовался физический статус организма. Первоначальные обследования были проведены в начале учебного года (октябрь 2005г.). На основании полученных результатов, с учетом данных медицинских осмотров, мнения кураторов и результатов анкетирования родителей совместно с сотрудниками лицея и профильных кафедр ДонГМУ и ДГИЗФВиС были разработаны рекомендации для снижения утомления и стимуляции ум -ственной и физической работоспособности учащихся как непосредственно в учебное время, так и в домашних условиях.

Кроме того, для каждого учащегося отдельно были составлены рекомендации по режиму труда и отдыха, разработаны комплексы упражнений для повышения функциональных возможностей организма, а также для коррекции нарушений опорно - двигательного аппарата, зрения и др. В конце второго года обучения (май 2006 г.) было проведено заключительное обследование.

Сравнительный анализ первоначальных данных с контрольными данными выявил улучшение показателей физического развития и функционального состояния кардиореспираторной и нервной системы (таблица). Так, в частности, возросли коэффициент выносливости и показатель качества реакции сердечно - сосудистой системы на дозирован-

ную нагрузку. Тип реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку существенно не изменился.

Для изучения динамики отдаленных показателей физического статуса (физическое развитие, физическая работоспособность) проводились дополнительные обследования лицеистов, ставших студентами, в начале второго года обучения в университете.

Исследования показали, что в группе лиц, продолжающих придерживаться полученных рекомендаций и регулярно занимающихся физкультурой, сохраняется тенденция улучшения, как показателей физического развития, так и показателей физической работоспособности. Наиболее значимо увеличилась жизненная емкость легких - средний прирост составил 250 мл у юношей и 195 мл у девушек, в меньшей мере изменились показатели кистевой динамометрии - в среднем у всех обследованных этой группы прирост составил 2-4 кг. Другие показатели физического развития изменились не значительно. Одновременно отмечалось улучшение адаптации к физической нагрузке (пробы Мартине, Руфье). Пульс и АД в покое и их прирост в ответ на физическую нагрузку уменьшились, а время восстановления после нагрузки сократилось, кроме того, увеличились индексы Кердо и Руфье. Положительная динамика наблюдалась в приросте аэробных способностей организма. У юношей этот показатель составил в среднем 3,75 мл/кг/мин, у девушек - 2,39 мл/кг/мин (р<0,05). В группе лиц, не выполняющих разработанные для них рекомендации, положительной динамики не наблюдалось, таблица 1.

Выявленная динамика улучшения большинства показателей физического развития и физической работоспособности указывает на эффективность разработанных мероприятий.

Изучение динамики умственной работоспособности в течение полугодия с помощью специальных компьютерных тестов выявило, что на протяжении этого времени ее уровень относительно стабилен, а в конце учебного года он существенно снижается, в то время как требования, в связи со сдачей зачетов, экзаменов в этот период, резко возрастают.

На основании полученных данных нами была разработана методика оптимизации УВП в лицее, которая предусматривает:

1. Смягчение временных рамок контрольных и зачетных занятий, позволяющих ученику осваивать учебный материал со скоростью, соответствующей его способностям и возможностям.

2. Составление индивидуальных программ обучения с участием самых лицеистов.

3. Применение программ валеологического сопровождения УВП, включающих различные тренинги, семинары и курсы лекций по валеологии о значении здорового образа жизни, влиянии оздоровительной физической культуры и др.

4. Использование индивидуальных программ занятий оздоровительной физической культурой в учебное и внеаудиторное время.

Таблица 1

Динамика показателей физического развития, физической работоспособности и эффективности кровообращения учащихся медицинского лицея

№ п/п Наименование показателей Юноши Девушки

1 обследование 2 обследование 1 обследование 2 обследование

1 Всего - ростовой показатель Масса тела (г) длина тела (см) 387,4 413,7 317,3 300,6

2 Жизненный показатель ЖЕЛ (мл) масса тела (кг) 54,0 54,3 51,1 55,3

3 Силовой показатель Сила кисти (кг)*100%/ масса тела (кг) 72,3 70,4 46,3 50,4

4 Становый показатель Стан. Сила (кг)*100%/ масса тела (кг) 174,6 184,7 101,3 115,4

5 PWC170 / масса тела (кг) 13,5 14,5 9,3 12,5

6 МПК (мл) масса тела (кг) 41,4 42,7 32,6 46,2

7 Коэффициент выносливости 88,9 90,3 85,2 77,8

8 Вегетативный индекс Кердо 4,3 7,7 21,3 16,0

9 Индекс Руфье (покой, усл.ед.) 6,2 8,7 8,9 12,7

Выводы.

Применение разработанных нами рекомендаций и методик оптимизации УВП позволяет: а) значительно снизить (в 1,5 раза) психоэмоциональную напряженность на занятиях; б) улучшить самочувствие (число жалоб на плохое самочувствие уменьшилось в 1,3 раза); в) повысить уровень умственной и физической работоспособности и соответственно успеваемость лицеистов; г) значительно повысить уровень валеологических знаний и мотивацию к их практическому использованию.

Полученные результаты дают основание рекомендовать предлагаемые нами подходы к использованию в педагогической практике средних учебных заведений.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем педагогической и валеологической коррекции учебно-воспитательного процесса на этапе завершения среднего образования.

Литература

1. Алфімов В.М. Організація роботи вихователя ліцеїстів. -Київ, 1995. - 160с.

2. Беренштейн Г.Ф., Полевой Д.А., Нурбаева М.Н. К методике оценки функционального состояния сердечно - сосудистой системы студентов // Теор. и практ. физ. культ. -1993. - № 11-12. - С. 29-30.

3. Макарова ГА. Спортивная медицина: Учебник. - М: Советский спорт, 2004.- 480 с.

4. Методические указания по врачебному контролю и лечебной физкультуре. - Киев: РМК МЗ УССР, 1990. - 61с.

5. Подобреев А.М. Культура здоровья и валеология в педагогическом процессе // Здоровье и образование: проблемы и перспективы: Материалы всеукраинской научно -методической конференции / Под ред. А.Г Рыбковского -Донецк: ДонГУ, 2000. - С.81.

6. Тарапата Н.И., Латышев В.В., Антонов В.А. Системный анализ психо-физиологических факторов при оптимиза-

ции успешности обучения в медицинском лицее \\ Индивидуальные психофизиологические особенности человека и профессиональная деятельность: Тезисы докладов 1У научной конференции. - Черкассы, 2005. - С. 121-123.

Поступила в редакцию 05.11.2007г.

УМОВИ ФОРМУВАННЯ ПОЗИТИВНОГО СТАВЛЕННЯ СТУДЕНТІВ ДО ЗАНЯТЬ З ФІЗИЧНОЇ КУЛЬТУРИ

Сидоренко О. Р., Стасюк Р.М., Скачек А.І. Сумський державний педагогічний університет імені А.С. Макаренка

Анотація. У роботі виявлені, за допомогою анкетування, педагогічні умови формування у студентів свідомого ставлення до фізичного виховання, на основі взаємодії між викладачем і студентом. Представлено процес фізичного виховання у ВНЗ у вигляді інформаційної моделі процесу формування фізичної культури студента. Характерною особливістю даної моделі є тісний зворотній зв’язок (взаємодія) між студентом і викладачем. Останній оцінює вихідний рівень фізичної культури студента за всіма її складниками.

Ключові слова: студент, викладач, мотив, умови, фізичне виховання.

Аннотация. Сидоренко О.Р., Стасюк РМ., Скачек А.И. Проблемы и пути повышения эффективности физического воспитания в ВУЗе. В работе раскрыты, с помощью анкетирования, педагогические условия формирования у студентов сознательного отношения к физическому воспитанию, на основе взаимодействия между преподавателем и студентом. Представлен процесс физического воспитания в ВУЗах в виде информационной модели процесса формирования физической культуры студента. Характерной особенностью данной модели является тесная обратная связь (взаимодействие) между студентом и преподавателем. Преподаватель оценивает исходный уровень физической культуры студента по всем ее составным частям. Ключевые слова: студент, преподаватель, мотив, условия, физическое воспитание.

Annotation. Sidorenko O.R., Stasyuk R.M., Skachek A.I. Problems and ways of increasing effectiveness of physical training in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.