Научная статья на тему 'Формирование духовности профессионала в системе профессиональной подготовки у операторов особо сложных систем'

Формирование духовности профессионала в системе профессиональной подготовки у операторов особо сложных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТОР / ЛЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / ЛЬОТНА ДіЯЛЬНіСТЬ / ПРОФЕСіЙНі ОБОВ'ЯЗКИ / ЕКСТРЕМАЛЬНі СИТУАЦії / OPERATOR / FLYING ACTIVITY / PROFESSIONAL DUTIES / EXTREME SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжиков В. С.

Духовность профессионала, оператора особо сложных систем, формируется в комплексной подготовке, которая состоит из психофизической, психической, теоретической, тренажерной, реальной летной деятельности. При такой системной психологической подготовке профессионал имеет довольно высокий уровень духовности и готов к выполнению своих профессиональных обязанностей в экстремальных и нестандартных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of spirituality of professional in system of professional preparation at operators of especially difficult systems

Spirituality of a professional pilot is formed while complex training: psychophysical, psychical, theoretical, simulator and practical flying. Having the systematic psychological training, the pilot gains a fairly high level of spirituality and is ready to perform his professional duties in extreme and non-standard situations.

Текст научной работы на тему «Формирование духовности профессионала в системе профессиональной подготовки у операторов особо сложных систем»

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ У ОПЕРАТОРОВ ОСОБО СЛОЖНЫХ СИСТЕМ

Рыжиков В. С.

Государственная летная академия Украины

Аннотация. Духовность профессионала, оператора особо сложных систем, формируется в комплексной подготовке, которая состоит из психофизической, психической, теоретической, тренажерной, реальной летной деятельности. При такой системной психологической подготовке профессионал имеет довольно высокий уровень духовности и готов к выполнению своих профессиональных обязанностей в экстремальных и нестандартных ситуациях.

Ключевые слова: оператор, летная деятельность, профессиональные обязанности, экстремальные ситуации.

Анотація. Рижиков В.С. Формування духовності професіонала в системі професійної підготовки у операторів особливо складних систем. Духовність професіонала, оператора особливо складних систем, формується у комплексній підготовці, яка складається з психофізичної, психічної, теоретичної, тре-нажерної, реальної льотної діяльності. При такій системній психологічній підготовці професіонал має досить високий рівень духовності і готовий до виконання свої професійних обов“язків у екстремальних та нестандартних умовах. Ключові слова: оператор, льотна діяльність, професійні обов’язки, екстремальні ситуації.

Annotation. Ryzhikov V.S. Forming of spirituality of professional in system of professional preparation at operators of especially difficult systems. Spirituality of a professional pilot is formed while complex training: psychophysical, psychical, theoretical, simulator and practical flying. Having the systematic psychological training, the pilot gains a fairly high level of spirituality and is ready to perform his professional duties in extreme and non-standard situations.

Keywords: operator, flying activity, professional duties, extreme situations.

Введение.

Духовность в профессиональной деятельности привлекает, особенно в последнее время, все больше внимания [1, 6, 7], потому что невозможно заменить человеческий интеллект машиной. Стремительное развитие научно-технического прогресса предусматривает автоматизацию производственных процессов. Но автомат не может заменить человека и эффективно работать в аварийных и нестандартных ситуациях, где необходим человеческий, а не искусственный интеллект. И, это не случайно. В опасных профессиях духовность выступает как фактор надежности, стрес-сустойчивости и эффективности деятельности.

Работа выполнена по плану НИР Государственной летной академии Украины.

Формулирование целей работы.

Цель исследований: рассмотреть возможности формирования духовности операторов особо сложных систем в процессе их профессиональной подготовки.

Результаты исследований.

Изучение летного труда свидетельствует, что постоянное пребывание в зоне риска под воздействием противоречивости чувственной и приборной информации, факторов, провоцирующих пространственную дезориентацию, прессинга высокой

тревожности как проявления готовности к немедленным решениям и действиям в аварийных, особых и нестандартных ситуациях, формирует иной, совершенно особый слой сознания, отличный от бытийного и рефлексивного, а именно духовный [7].

Образовательная среда летного состава в авиационных высших учебных заведениях по подготовке летного состава представляет собой единое теоретическое образовательное пространство и непосредственно практику летной подготовки. Специфика опасной профессии такова, что человек не в отставленном будущем, а тут же сам проверяет степень освоенности теоретических знаний в интересах сохранения собственной жизни. Молодой специалист непосредственно на практике убеждается в ценности фундаментальной подготовки, ибо именно она обеспечивает его будущую безопасную работу, формируя основы интеллектуального слоя духовного бытия и сознания, определяющего условия для развития летных способностей. Однако необходимо отметить, что при создании психологической установки в высшем учебном заведении как на «истинную мастерскую людей», как основу при формировании личности летчика с учетом человеческого фактора не обращается должное внимание, а больше уделяется на «кузницу знаний». Ведь формирование психологической личности летчика со всеми необходимыми его психологическими качествами не возможно сформировать лишь в процессе преподавания учебной дисциплины «Авиационной педагогики и психологи». Учебные программы и количество учебной нагрузки рассчитано для того, что бы дать основы педагогики и психологии как науки с учетом авиационного профиля. Формирование духовности, психологических качеств возможно в процессе меж предметной подготовки, которая охватывает: человеческий фактор, безопасность полетов, теоретическую, психофизиологическую и тренажерную подготовку, реальную летную деятельность. Единым нервом, пронизывающим все компоненты названной образовательной системы, выступает духовность, интеллект, культура.

В этой связи следует обратить внимание еще на один упускаемый социальный момент. Специфика авиации такова, что в повседневной практике жизни на ведущие руководящие должности (руководители Вузов, летной подготовки, кадров, воспитания, управления воздушным движением, военной подготовки, инструкторы по тренажерной подготовке) назначают, как правило, закончивших летную службу летчиков. Отсюда исключительно важность фундаментальности военно-образовательной системы, конструирующей личность летчика с потенциальными возможностями управлять не только самолетом, но и людьми и событиями.

И, наконец, непосредственно летная подготовка кроме своей профессиональной цели исполняет особую сверх задачу: формирует доминирующее над всем новое жизненное пространство, которое измеряется не только земными мерками.

Духовное сознание раскрывает резервы человека, которые включаются в самом трудном, тяжелом случае. Это очень характерно для такой опасной профессии как летная. Летчики свидетельствуют о том, что когда становится особенно трудно и положение начинает казаться безвыходным, вдруг ощущается прилив энергии, силы, наступает просвет лен-ность ума, появляется желание бороться за спасение самолета, жизнь экипажа и пассажиров и победить в этой борьбе, рождается спокойная уверенность в успехе. Этот феном как отмечают В.А.Пономарен-ко, А.А.Ворона, Д.В. Гандер [7] требует дальнейших исследований, но со всей очевидностью можно утверждать, что он характерен для опасных условий деятельности. Ученые полагают, что подобное состояние возникает как результат высокой духовности профессионала, одухотворенности деятельности в опасных условиях. Духовность в данном случае выступает как особая внутренняя культура человека, его профессиональная и гражданская зрелость. Воспитание такой культуры находится в сфере психологии и педагогики профессионального образования.

Особое внимание уделяется анализу проблем человеческого фактора в авиации, ошибочным действиям летного состава, процессу принятия и реализации решения, параметрам построения концептуальной модели образа полета в ожидаемых условиях и особых ситуациях, причинам, приводящим к катастрофическим последствиям полета по человеческому фактору, снижению и потере работоспособности, специфическим заболеваниям летного состава и раннему профессиональному износу.

Принципиально важное значение в данном случае приобретает духовность профессионала и психологическая подготовленность к выполнению своих профессиональных обязанностей в экстремальных условиях.

Для того, что бы сформировать профессионала с точки зрения психологической подготовки и готовности необходимо разработать целевую модель специалиста. Для раскрытия духовности профессионала воспользуемся целевой моделью современного летчика по Р.Н.Макарову и Л.В.Герасименко [4] из которой мы приведет те качества, которые необходимо сформировать в результате психологической подготовки.

Психологическая подготовленность:

■ эмоциональная устойчивость в условиях вынужденной посадки;

■ умение уверенно действовать соответственно сложившейся ситуации в момент посадки и после нее;

■ умение преодолеть стресс, возникший вследствие критической ситуации;

■ умение проявлять лидерские и престижно-коммуникативные качества при вынужденной посадке.

Далее мы приведем психологическую формулу, разработанную Р. Н.Макаровым, состоящую из следующих компонентов (составляющих):

■ устойчивость к экстремальным условиям;

■ способность к формированию сложных двигательных навыков;

■ способность выполнять сложные двигательные навыки в условиях лимита и дефицита времени;

■ способность перестраивать структуру деятельности в соответствии со сложившейся ситуацией;

■ скорость и быстрота движений;

■ пространственная ориентировка;

■ способность экстраполировать развитие ситуации;

■ высокая помехоустойчивость (звуковая и световая);

■ устойчивость к укачиванию;

■ способность работать в быстром вынужденном темпе;

■ тонкое мышечное чувство;

■ устойчивость к гиподинамическому режиму деятельности;

■ устойчивость к длительному воздействию шумов и вибраций;

■ общая работоспособность;

■ способность оперировать пространственными представлениями, особенности репродуктивного мышления;

■ способность к анализу и сравнению, умению делать логические выводы;

■ способность к логическому дедуктивному мышлению;

■ скорость переработки информации;

■ особенности общего темпа психологической деятельности;

■ легкость выработки навыка, скорость его перестройки [4].

Выше перечисленные составляющие психологической формулы, возможно сформировать не только в результате привития профессиональных знаний, но для этого необходим специальный уровень психологической подготовки которая сформирует личностные качества, что особо важно для пилотов как специалистов особо опасной профессии. Профессиональные знания, навыки и умения выступают не в качестве центрального интереса личности, а как средство реализации своих интеллектуальных и общечеловеческих возможностей и существующих сил. Сущностная сила личности опасной профессии зиждется на нравственном фундаменте - преодолей себя, сделай добро, защити.

Для формирования духовного профессионала операторов особо сложных систем необходимо в процессе психологической подготовки выполнить следующие социальные задачи:

■ создание вокруг их деятельности такого социума, который бы обеспечивал реализацию ими же добровольно избранного права на риск, права на самостоятельный высший нравственный выбор и решение в случае реальной угрозы для жизни;

■ обеспечение при обучении психологически адекватных условий, реально активизирующих и формирующих системную организацию тех психических процессов, состояний и функций, тех свойств личности и организма, которые в своей генетической истории не были достаточно адаптированные к таким факторам, как смена гравитационных сил, сжатие времени и пространства, искажение восприятия вещественного окружения, интенсификация физиологических и обменных процессов в десятки раз по

отношению к естественному биологическому ритму, диссоциации между защитными и приспособительными реакциями и пр.;

■ формирование психологической ориентации общественного сознания педагогов на обязательную оправданность не стандартности поведения лиц опасной профессии, которые будут отклоняться от предписанных правил.

В опасной профессии человек испытывает постоянную потребность расширять рамки риска, т.е. повышать вероятность угрозы жизни, что на самом деле является сознательной защитной реакцией на подавление подсознательных эмоций страха и тяжелых предчувствий. Риск в данном случае выступает как поведенческая категория и отражает уровень достижения профессионализма. Профессиональная надежность выступает как функция человеческой надежности, включающей в себя высокий уровень критической осознанности своих возможностей, культуру образа жизни и подготовку себя к экстремальным условиям, самосовершенствование, саморегуляцию и саморазвитие как метод постижения свободы в границах моральных и нравственных ориентиров [2, 3, 5, 6].

Выводы.

Необходимо сделать вывод, что духовность профессионала - это восхождение к профессиональному мастерству возможно только через открытое для других предопределение своих слабостей, усвоение достоинства других, сохранение пролонгированной мотивации и положительной оценки окружающими. Достичь духовности профессионала, оператора особо сложных систем, возможно только в комплексной подготовке (психофизиологической, психической, теоретической, тренажерной, реальной летной деятельности), при которой возможно сформировать высокого профессионала готового к работе в экстремальных и нестандартных ситуациях.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем формирования духовности профессионала в системе профессиональной подготовки у операторов особо сложных систем.

Литература

1. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки Российской психологии. М., 1994. - 304с.

2. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М., 1989. - 304с.

3. Ломов Б.Ф. Психологические исследования по формированию профессиональной пригодности // В кн.: Проблемы управления системой формирования профессиональной пригодности будущих офицеров ВМФ. - Л., 1980. - 200с.

4. Макаров РН., Герасименко Л.В. Теория и практика конструирования целевых моделей операторов особо сложных систем управления: Монография. М, 1997. - 532с.

5. Платонов К.К. Психология летного труда. - М., 1986. - 240с.

6. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. М., 1997. - 296с.

7. Пономаренко В.А., Ворона А.А., Гандер Д.В. Воспитание духовности профессионала в процессе обучения в высшем учебном заведении // Вестник Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике. -2000. - №2. - С.22-25.

Поступила в редакцию 05.11.2007г.

МЕТОДИКАПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Середенко Л. П., Латышева Т.В., Калоерова В.Г., Зенин О.К., Таранова Н.А.

Донецкий национальный медицинский университет,

Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта

Аннотация. Исследованы особенности динамики состояния здоровья и личностных характеристик учащихся лицея и школьников. Разработаны рекомендации по медико-педагогической оптимизации учебно-воспитательного процессa в учебных заведениях нового типа. Применение методик позволяет: а) значительно снизить психоэмоциональную напряженность на занятиях; б) улучшить самочувствие; в) повысить уровень умственной и физической работоспособности лицеистов; г) значительно повысить уровень валеологических знаний и мотивацию к их практическому использованию.

Ключевые слова: воспитательный, процесс, образования, педагогическая, коррекция, валеологический, параметр. Анотація. Середенко Л.П., Латишева Т.В., Калоєрова В.Г., Зенін О.К., Таранова Н.А. Методика педагогічної і валеологічної корекції учбово-виховного процесу на етапі завершення середньої освіти. Досліджені особливості динаміки стану здоров’я і особистісних характеристик учнів ліцею та школярів. Розроблені рекомендації з медико-педагогічної оптимізації навчально-виховного процесу в учбових закладах нового типу. Застосування методик дозволяє: а) значно знизити психоемоційну напруженість на заняттях; б) поліпшити самопочуття; в) підвищити рівень розумової й фізичної працездатності ліцеїстів; г) значно підвищити рівень валеологічних знань і мотивацію до їхнього практичного використання.

Ключові слова: виховний, процес, освіта, педагогічна, корекція, валеологічний, параметр.

Annotation. Seredenko L.P., Latisheva T.V., Kaloerova V.G., Zenin O.K., Taranova N.A. Methods of pedagogical and valeological correction of studies in the educational institutes for the graduating from the comprehensive school. The dynamics peculiarities of health condition and personal characters of the College students and pupils. The recommendations for the medical and pedagogical optimization in study in educational institutes of a new kind are worked out. Application of techniques allows: a) considerably to lower psychological emotional intensity on employment; b) to improve state of health; c) to raise a level of intellectual and physical serviceability of lyceum students; d) considerably to raise a level valeological knowledge and motivation to their practical use. Keywords: educational, during, pedagogical, correction, valeological, feature.

Введение.

Реформирование системы образования предъявляет требования к довузовской подготовке учащихся и отбору для последующего профессионального обучения. Одним из путей оптимизации среднего образования является профилизация общеобразовательных учебных заведений, создание учебных заведений нового типа, в частности, лицеев. Опыт работы с учащимися лицея Донецкого государственного медицинского университета и общеобразовательных школ позволил разработать вариант концепции обучения и воспитания учащихся на этапе их довузовской подготовки [6].

Основой методологического подхода в организации деятельности лицея ДонГМУ как педагоги-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.