МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЖЕНСТВЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ИМИДЖА ДЕВУШЕК-СПОРТСМЕНОК
О.Н. СТЕПАНОВА, Д.П. СТЕПАНОВА,
МПГУ, г. Москва
Аннотация
В статье представлена методика оценки женственности (феминности) публичного имиджа девушек-спортсменок, включающая набор из 30 оцениваемых характеристик. К ним относятся: признаки женственности, проявляющиеся во внешнем облике, социальном поведении, коммуникативном (речевом и невербальном), кинетическом и мимическом компонентах имиджа, перечне дескрипторов - слов, словосочетаний, предложений, служащих для описания смыслового содержания оцениваемых характеристик; способ шкалирования; формула и алгоритм расчета индекса женственности имиджа; шкала итоговой оценки феминности имиджа. Методика предназначена для тренеров, спортивных и социальных психологов, руководителей спортивных школ и команд, спортивных агентов, имидж-консультантов спортсменов, социальных педагогов, специалистов в области гендерного воспитания детей, подростков и молодежи.
Ключевые слова: публичный имидж, девушки-спортсменки, признаки феминности имиджа, методика оценки.
METHODOLOGY FOR ESTIMATING THE FEMININITY OF THE PUBLIC IMAGE OF FEMALE ATHLETES
O.N. STEPANOVA, D.P. STEPANOVA, MPSU, Moscow city
Abstract
The article presents a methodology for assessing the femininity of the public image of female athletes, which includes: a set of 30 assessed characteristics - signs of femininity, manifested in appearance, social behavior, communicative (speech and nonverbal), kinetic and mimic components of the image; a list of descriptors - words, phrases, sentences, used to describe the semantic content of the evaluated characteristics; the scaling method; the formula and algorithm for calculating the index of femininity of the image; the scale of the final assessment of the femininity of the image. The methodology is intended for coaches, sports and social psychologists, heads of sports schools and teams, sports agents, image consultants of athletes, social educators, specialists in the field of gender education of children and youth.
Keywords: public image, female athletes, signs of femininity of the image, assessment methodology.
Введение
Как справедливо отмечает А.А. Усольцева: «Занимаясь тем или иным видом деятельности, человек идентифицирует себя в соответствии с принятой им в этой деятельности ролью. Женщинам ... зачастую приписывают маскулинные качества, обращая внимание на морфологию или поведение спортсменок» [12]. Результаты исследований последних лет показывают, что у многих спортсменок (в большей степени это касается представительниц условно мужских видов спорта) «обнаружен ряд негативных проявлений в габитарном, кинетическом, поведенческом и коммуникативном компонентах имиджа» [8].
Негативный публичный имидж спортсменок отрицательно сказывается на имидже вида спорта (спортивной дисциплины) в целом. Это неизбежно «приводит к тому, что спортивные школы испытывают большие сложности при наборе начинающих и удержании перспективных
спортсменок, что сдерживает развитие женского спорта в нашей стране и создает препятствия на пути достижения гендерного равенства в олимпийском движении» [10].
В этой связи в современном физкультурно-спортив-ном движении актуализируется проблема коррекции нарушений гендерной составляющей публичного имиджа девушек-спортсменок [4, 6].
Однако для того, чтобы оценить степень выраженности гендерных нарушений имиджа и определить пути и способы их коррекции, необходимо иметь релевантный диагностический инструментарий, включающий:
- набор оцениваемых характеристик - признаков женственности (феминности), проявляющихся в различных компонентах имиджа;
- перечень дескрипторов - слов, словосочетаний, предложений, служащих для описания смыслового содержания оцениваемых характеристик;
С*)
- способ шкалирования;
- формулу и алгоритм расчета индекса женственности (феминности) имиджа;
- шкалу итоговой оценки женственности (феминности) имиджа.
Разработка диагностического инструментария, отвечающего перечисленным требованиям, стала целью данного исследования.
Материалы и методы исследования
Материалами и методами разработки перечня признаков женственности (феминности) публичного имиджа и соответствующих им дескрипторов выступили:
• опубликованные результаты научных исследований Н.С. Цикуновой (2003) [11]; Т.В. Артамоновой и Т.А. Шевченко (2009) [1]; А.А. Усольцевой (2015) [12]; К.А. Бугаевского (2016) [2]; Н.В. Вараваевой (2017) [з]; И.С. Клециной и Е.В. Иоффе (2019) [7]; И.Д. Гаськова (2020) [5] и др., из которых методом качественного контент-анализа были выделены признаки женственности в образе и социальном поведении девушек и женщин;
• материалы социологического исследования Д.П. Степановой, в котором приведены результаты опросов (в форме эссе) 515-ти студентов: Московского педагогического государственного университета (188 чел.); Российского государственного социального университета (200 чел.); Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (127 чел.). Результаты исследования иллюстрируют восприятие студентами (выраженное посредством слов, словосочетаний и кратких предложений) представительниц 9-ти олимпийских спортивных дисциплин, среди которых: 2 относились к феминным (синхронное плавание, художественная гимнастика), 3 - к гендерно нейтральным (лыжные гонки, прыжки в воду, плавание) и 4 - к маскулинным (тяжелая атлетика, бокс, футбол, хоккей) видам спорта. Указанные материалы были подвергнуты качественному контент-анализу в целях подбора дескрипторов для шкалы женственности (феминности);
• материалы исследования И.С. Серебряковой, Д.П. Степановой и О.Н. Степановой [8], в которых представлен набор из 16 признаков женственности, проявляющихся в габитарном, кинетическом, поведенческом и коммуникативном (как вербальном, так и невербальном) компонентах имиджа спортсменок, специализирующихся в условно мужских игровых видах спорта;
• материалы исследования гендерной идентичности спортсменок, специализирующихся в художественной гимнастике, выполненного студенткой Московского педагогического государственного университета Е.А. Курбатовой под руководством О.Н. Степановой, позволившего расширить перечень признаков женственности до 30 позиций;
• данные многолетних педагогических наблюдений авторов статьи за различными сторонами социального поведения и коммуникативной активности девушек, спе-
циализирующихся в условно мужских, феминных и ген-дерно нейтральных видах спорта, а также результаты их экспертного обсуждения (мозгового штурма), позволившие уточнить и расширить список дескрипторов для шкалы женственности (феминности) имиджа.
Выбор способа шкалирования осуществлялся с опорой на методические работы, описывающие способы и процедуры конструирования измерительных шкал, применяемые в практике социологических, психологических и маркетинговых исследований в сфере физической культуры и спорта [9 и др.].
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты аналитических и эмпирических исследований позволили сформировать следующий список признаков женственности (феминности), проявляющихся в различных составляющих имиджа девушек-спортсменок.
Внешний облик: идентификация (восприятие) и самопрезентация себя как девушки (женщины); изящное телосложение, плавные очертания тела; небольшой (пропорциональный росту и телосложению) размер ноги (длина стопы); легкий приятный запах (чистое тело, пользование дезодорантом и парфюмом); гладкая (при необходимости эпилированная/депилированная кожа), отсутствие выраженного волосяного покрова на открытых участках тела; аккуратный, естественный, уместный (по ситуации) макияж; наличие женственной прически (чистые, ухоженные волосы, укладка, умелое использование аксессуаров для волос и т.д.); ухоженные ногти (маникюр, педикюр); женственный стиль одежды (подбор вещей, их цветовая гамма) и аксессуаров; женственный стиль обуви (обувь может быть как на каблуке, так и на плоской подошве); наличие (в идеале - преобладание) в гардеробе платьев и юбок; женская сумочка: наличие (если того требует образ), элегантность, аккуратность, порядок внутри.
Кинетический компонент имиджа: ровная (прямая) осанка; женственная «посадка» головы; плавность, женственность и элегантность движений; превалирование «открытых» поз; мягкая (умеренная) женственная жестикуляция; мелодичный смех.
Мимическая составляющая имиджа: расслабленные мышцы лица; превалирование мягкой мимики.
Социальное поведение: отсутствие вредных привычек (курение, употребление крепких алкогольных напитков); демонстрация в поведении мягкости, скромности, сочувствия, сопереживания; конформный стиль разрешения конфликтных ситуаций; легкое (уместное) кокетство в образе, речи, поведении.
Коммуникативный компонент имиджа:
- невербальная составляющая коммуникативной активности: умение проявить заинтересованность и выслушать собеседника; поддерживающий стиль коммуникации; демонстрация понимания позиции своего оппонента и готовности учета чужого мнения при общении; женственность стиля общения - проявление мягкости, скромности, сочувствия, сопереживания при общении и взаимодействии с другими людьми;
- речевая составляющая имиджа: чистая речь (отсутствие слов-паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики); дружелюбный и выразительный тон речи; плавная и спокойная манера общения (наличие пауз).
При выборе способа шкалирования мы остановились на порядковой (ранговой) шкале с положительными
и отрицательными цифровыми показателями и нулевым значением в центре. По ней экспертам требуется оценить в баллах (от «+2» - «признак проявляется в полной мере, недостатков не наблюдается» до «-2» -«признак отсутствует») степень выраженности у испытуемых каждой из рассматриваемых характеристик признаков женственности (феминности) имиджа (табл. 1).
Таблица 1
Признаки женственности (феминности) публичного имиджа девушек-спортсменок
и шкала оценки их выраженности
№ п/п Признак женственности (феминности) имиджа Оценка (балл)
Признак проявляется в полной мере, недостатков не наблюдается Признак в целом присутствует, недостатки малосущественны и/или носят единичный характер Есть резервы или некоторые недостатки в проявлении признака Имеются существенные недостатки, заметные пробелы в проявлении признака Признак отсутствует
1 Идентификация (восприятие) и самопрезентация себя как девушки (женщины) +2 + 1 0 -1 -2
2 Изящное телосложение, плавные очертания тела +2 + 1 0 -1 -2
3 Легкий приятный запах (чистое тело, пользование дезодорантом и парфюмом) +2 + 1 0 -1 -2
4 Небольшой (пропорциональный росту и телосложению) размер ноги +2 + 1 0 -1 -2
5 Гладкая (при необходимости эпилированная/ депилированная кожа), отсутствие выраженного волосяного покрова на открытых участках тела +2 + 1 0 -1 -2
6 Плавность, женственность и элегантность движений +2 + 1 0 -1 -2
7 Мягкая (умеренная) женственная жестикуляция +2 + 1 0 -1 -2
8 Расслабленные мышцы лица +2 + 1 0 -1 -2
9 Превалирование мягкой мимики +2 + 1 0 -1 -2
10 Ровная (прямая) осанка +2 + 1 0 -1 -2
11 Женственная «посадка» головы +2 + 1 0 -1 -2
12 Превалирование «открытых» поз +2 + 1 0 -1 -2
13 Аккуратный, естественный, уместный (по ситуации) макияж +2 + 1 0 -1 -2
14 Наличие женственной прически (чистые, ухоженные волосы, укладка, умелое использование аксессуаров для волос и т.д.) +2 + 1 0 -1 -2
15 Ухоженные ногти (маникюр, педикюр) +2 + 1 0 -1 -2
16 Женственный стиль одежды (подбор вещей, их цветовая гамма) и аксессуаров +2 + 1 0 -1 -2
17 Женственный стиль обуви +2 + 1 0 -1 -2
18 Наличие/преобладание в гардеробе платьев и юбок +2 + 1 0 -1 -2
19 Женская сумочка: наличие (если того требует образ), элегантность, аккуратность, порядок внутри +2 + 1 0 -1 -2
20 Мелодичный смех +2 + 1 0 -1 -2
Массовая физическая культура и оздоровление населения
Окончание табл. 1
№ п/п Признак женственности (феминности) имиджа Оценка (балл)
Признак проявляется в полной мере, недостатков не наблюдается Признак в целом присутствует, недостатки малосущественны и/или носят единичный характер Есть резервы или некоторые недостатки в проявлении признака Имеются существенные недостатки, заметные пробелы в проявлении признака Признак отсутствует
21 Чистая речь (отсутствие слов-паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики) +2 + 1 0 -1 -2
22 Плавная и спокойная манера общения (наличие пауз) +2 + 1 0 -1 -2
23 Дружелюбный и выразительный тон речи +2 + 1 0 -1 -2
24 Умение выслушать собеседника +2 + 1 0 -1 -2
25 Демонстрация заинтересованности во время общения +2 + 1 0 -1 -2
26 Демонстрация в общении и поведении мягкости, скромности, сочувствия, сопереживания +2 + 1 0 -1 -2
27 Поддерживающий стиль коммуникации +2 + 1 0 -1 -2
28 Конформный стиль разрешения конфликтных ситуаций с демонстрацией понимания позиции своего оппонента и готовности учета чужого мнения +2 + 1 0 -1 -2
29 Отсутствие вредных привычек (курение, употребление крепких алкогольных напитков) +2 + 1 0 -1 -2
30 Легкое (уместное) кокетство в образе, речи, поведении +2 + 1 0 -1 -2
Безусловно, авторы отдают себе отчет в том, что предложенный набор признаков женственности (феминно-сти) публичного имиджа не является исчерпывающим и может быть впоследствии уточнен, расширен или, наоборот, сокращен.
Оценка выраженности признаков производится группой экспертов (состоящей как минимум из трех человек), которые выставляют общую, согласованную внутри коллектива оценку по каждому из 30 показателей (E;). Полученные данные используются для расчета индекса феминности публичного имиджа (F).
Алгоритм расчета индекса феминности публичного имиджа таков:
1) на первом этапе вычисляется сумма баллов, набранная каждой испытуемой по результатам экспертной оценки выраженности каждого из 30 признаков женственности имиджа, приведенных в табл. 1 (Е E);
2) на втором этапе определяется максимально возможное количество баллов (Fmax), которые может набрать одна испытуемая:
F = Ex n, (1)
max max
где: Emax - высшая (максимально возможная) экспертная оценка (в баллах) признака по выбранной шкале (в нашем случае Emax = 2 балла); n - количество оцениваемых признаков женственности (феминности) имиджа (в нашем случае n = 30);
3) на третьем этапе рассчитывается индекс фемин-ности публичного имиджа (F) по формуле:
F--
-х100%
(2)
где:
*LEi - сумма экспертных оценок (в баллах) выраженности каждого из 30 признаков женственности имиджа;
Fmax - максимально возможное количество баллов, которое может набрать одна испытуемая по результатам экспертной оценки.
Для итоговой оценки уровня феминности имиджа нами была разработана интервальная шкала (табл. 2).
Таблица 2
Шкала итоговой оценки уровня феминности (женственности) публичного имиджа спортсменок
Индекс феминности (женственности) имиджа (%) Уровень феминности (женственности) имиджа
85-100 Высокий
65-84 Выше среднего
50-64 Удовлетворительный (пороговый)
49 и менее Неудовлетворительный (низкий)
В том случае, когда нужно оценить уровень феминности имиджа группы (спортивной команды, выборки в целом), полученные данные следует обработать методом средних величин - вычислить средние арифметические, стандартные отклонения и коэффициенты вариации каждого признака.
С*)
Заключение
Данная методика была успешно апробирована на контингенте девушек-студенток - членов сборных команд Московского педагогического государственного университета по футболу, художественной и эстетической гимнастике, спортивному плаванию. Полученные данные послужили отправной точкой для выработки и практической реализации системы мер и рекомендаций по кор-
рекции гендерной составляющей публичного имиджа девушек-спортсменок.
Предлагаемая методика может найти свое практическое применение в профессиональной деятельности спортивных тренеров, психологов, спортивных агентов, руководителей спортивных школ и команд, имидж-консультантов, спортсменов и др.
Литература
1. Артамонова, Т.В. Гендерная идентификация в спорте: монография / Т.В. Артамонова, Т.А. Шевченко. -Волгоград: Волгоградская государственная академия физической культуры, 2009. - 236 с.
2. Бугаевский, К.А. Изучение показателей гендерной идентификации у девушек-спортсменок / К.А. Бугаевский // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2016. - № 10-5 (18). - С. 29-37.
3. Вараваева, Н.В. Образ женственности в системе женских образов в восприятии женщин / Н.В. Вараваева // Наука, образование, общество. - 2017. - № 1 (11). - С. 146-159.
4. Гайдамашко, И.В. Особенности психологического просвещения в системе детско-юношеского спорта / И.В. Гайдамашко, И.В. Бабичев // Вестник спортивной науки. - 2022. - № 1. - С. 36-41.
5. Гаськов, И.Д. Гендерные особенности поведения в конфликтных ситуациях / И.Д. Гаськов // Гуманитарный трактат. - 2020. - № 83. - С. 12-16.
6. Иванов, ВД. Женщины и спорт: феминизация спорта / В.Д. Иванов, К.С. Ротор // Актуальные проблемы педагогики и психологии. - 2021. - Том 2. - № 1. - С. 17-26.
7. Клецина, И.С. Нормы женского поведения: традиционная и современная модели / И.С. Клецина, Е.В. Иоффе // Женщина в российском обществе. - 2019. -№ 3. - С. 72-90.
8. Серебрякова, И.С. Тренинг женственности как инструмент коррекции имиджа спортсменок, специализирующихся в маскулинных видах спорта (на примере спортивных игр) / И.С. Серебрякова, Д.П. Степанова, О.Н. Степанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 8 (210). - С. 489-494.
9. Смолдовская, И.О. Разработка и метрологическое обоснование опросника «Типология поведения родителей детей, занимающихся спортом» / И.О. Смолдовская // Вестник спортивной науки. - 2022. - № 4. - С. 65-71.
10. Степанова Д.П. Гендерные стереотипы как фактор, сдерживающий развитие женского спорта (на примере женской тяжелой атлетики) / Д.П. Степанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 269-273.
11. Цикунова, Н.С. Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и фемининных видах спорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.С. Цикунова. -СПб: Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, 2003. - 19 с.
12. Усольцева, А.А. Особенности становления гендер-ной идентичности спортсменок условно мужских видов спорта: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.А. Усоль-цева. - СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2015. - 25 с.
References
1. Artamonova, T.V. and Shevchenko, T.A. (2009), Gender identification in sports: monograph, Volgograd: Volgograd State Academy of Physical Culture, 236 p.
2. Bugaevskiy, K.A. (2016), Studi of gender identity girls athletes, Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire, no. 10-5 (18), pp. 29-37.
3. Varavaeva, N.V. (2017), The image of femininity through the women's images in the perception of women, Nauka, obrazovanie, obshchestvo, no. 1 (11), pp. 146-159.
4. Gaydamashko, I.V., Babichev, I.V. (2022), Features of psychological education in the system of children and youth sports, Vestnik sportivnoy nauki, no. 1, pp. 36-41.
5. Gaskov, I.D. (2020), Gender features of behavior in conflict situations, Gumanitarnyj traktat, no. 83, pp. 12-16.
6. Ivanov, V.D. and Rotor, K.S. (2021), Women and sport: the feminization of sports, Aktual'nye problemy peda-gogiki i psihologii, vol. 2, no. 1, pp. 17-26.
7. Kletsina, I.S. and Ioffe, E.V. (2019), The norms of female behavior: traditional and contemporary models, Zhen-shchina v rossiyskom obshchestve, no. 3, pp. 72-90.
8. Serebryakova, I.S., Stepanova, D.P. and Stepano-va, O.N. (2022), Femininity training as a tool for correct-
ing the image of female athletes specializing in masculine sports (using the example of sports games), Uchyonye za-piski universiteta imeni P.F. Lesgafta, no. 8 (210), pp. 489494.
9. Smoldovskaya, I.O. (2022), Development and met-rological substantiation of the questionnaire "Typology of behavior of parents of children going into sports", Vestnik sportivnoy nauki, no. 4, pp. 65-71.
10. Stepanova, D.P. (2020), Gender stereotypes as a factor constraining the development of women's sports (on the example of women's weightlifting), Uchyonye za-piski universiteta imeni P.F. Lesgafta, no. 1 (179), pp. 269273.
11. Tsikunova, N.S. (2003), Gender characteristics of the personality of athletes in masculine and feminine sports, Abstract of Ph.D. Dissertation (Pedagogy), St. Petersburg State Academy of Physical Culture named after P.F. Lesgaft, St. Petersburg, 19 p.
12. Usoltseva, A.A. (2015), Features of the formation of gender identity of sportswomen of conditionally male sports, Abstract of Ph.D. Dissertation (Psychology), St. Petersburg State University, St. Petersburg, 25 p.
e*)