Научная статья на тему 'Методика оценки уровня сформированности профессиональной готовности кадрового состава вуза к экспертизе качества'

Методика оценки уровня сформированности профессиональной готовности кадрового состава вуза к экспертизе качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL READINESS / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ / PROFESSIONAL READYNESS / ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА / QUALITY EXPERTISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Оксана Петровна

Выделены основные этапы проведения оценки уровня сформированности профессиональной готовности кадрового состава вуза к экспертизе качества, разработана методика оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT METHODOLOGY OF THE level of formation of THE professional readiness of the university STAFF FOR THE quality EXPERTISE

He article considers the basic stages of assessing the level of formation of professional readiness of the staff of the university for the quality expertise; an assessment methodology is developed.

Текст научной работы на тему «Методика оценки уровня сформированности профессиональной готовности кадрового состава вуза к экспертизе качества»

УДК 378

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ КАДРОВОГО СОСТАВА ВУЗА К ЭКСПЕРТИЗЕ КАЧЕСТВА

О.П. Денисова

Тольяттинский государственный университет 445667, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14 E-mail: kseniya101@mail.ru

Выделены основные этапы проведения оценки уровня сформированности профессиональной готовности кадрового состава вуза к экспертизе качества, разработана методика оценки.

Ключевые слова: компетенции, профессиональная готовность, уровень сформированности профессиональной готовности, экспертиза качества.

Развитие системы образования возможно только при условии высокой профессиональной компетентности кадрового состава вуза. Профессиональная готовность кадрового состава вуза к экспертизе качества является неотъемлемой частью обеспечения качества образования, представляющего интегральное образование, включающее в себя профессиональную, организационную, методическую и аналитическую компетенции [3].

В высшей школе выделяют такие категории работников, как административно -управленческий состав, профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный персонал, к которым предъявляются требования в зависимости от сложности стоящих перед ними профессиональных задач. Как правило, к административно-управленческому и профессорско-преподавательскому составу предъявляют более высокие требования по качеству решения профессиональных задач, нежели к учебно-вспомогательному персоналу.

Одним из надежных средств оценки профессионализма является аттестация кадров. Однако такой метод оценивания проводится только для профессорско-преподавательского состава, что не совсем верно. Учитывая данный факт, мы предлагаем применять аттестацию для всех категорий работников высшей школы, чья деятельность связана с подготовкой вуза к экспертизе качества. Основными задачами аттестации кадрового состава являются:

- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной готовности к экспертизе качества;

- повышение эффективности и качества труда;

- выявление перспектив и потенциальных возможностей работников;

- определение необходимости повышения квалификации кадрового состава вуза в области внешней экспертизы качества;

- обеспечение дифференциации уровня оплаты труда работников [1].

Оценка уровня профессиональной готовности к экспертизе качества требует наличия достаточно ясных критериев и показателей оценивания различных категорий работников.

В ходе разработки и апробации методики определены по пять показателей для каждой из ключевых компетенций, в совокупности обеспечивающих успешность реализации деятельности, связанной с достижением аккредитационных показателей вуза (табл. 1).

Оксана Петровна Денисова, кандидат психологических наук, доцент.

Таблица 1

Показатели компетенций, обеспечивающих успешность реализации деятельности, связанной с экспертизой качества

Категория / компетенция Административно-управленческий состав Профессорско-преподавательский состав Учебно-вспомогательный персонал

Организационная компетенция ОК 1. Актуализировать цели и задачи вуза в области обеспечения качества образовательных услуг ОК 1. Актуализировать цели и задачи вуза в области совершенствования образовательных услуг ОК 1. Актуализировать цели и задачи своей деятельности для совершенствования образовательных услуг

ОК 2. Разрабатывать стратегию подготовки вуза к экспертизе качества ОК 2. Разрабатывать учебные курсы дисциплин ОК 2. Вести учет входящей и исходящей документации

ОК 3. Разрабатывать системы управления качеством образования и обеспечивать их функционирование в вузе ОК 3. Разрабатывать системы оценки контроля знаний студентов по преподаваемому курсу ОК 3. Контролировать выполнение мероприятий, связанных с организацией ученого процесса

ОК 4. Рационально распределять рабочее время, планировать свою деятельность при высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности ОК 4. Рационально распределять рабочее время, планировать свою деятельность при высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности ОК 4. Рационально распределять рабочее время, планировать свою деятельность при высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности

ОК 5. Ориентироваться в быстро меняющихся условиях ОК 5. Ориентироваться в быстро меняющихся условиях ОК 5. Ориентироваться в быстро меняющихся условиях

Аналитиче ская компетенция АК 1. Систематизировать и оценивать профессиональную и научную информацию АК 1. Систематизировать и оценивать профессиональную и научную информацию АК 1. Систематизировать и оценивать полученную от руководства информацию

АК 2. Проводить анализ документации вверенного структурного подразделения АК 2. Проводить анализ документации, связанной с организацией учебного процесса АК 2. Проводить анализ документации, связанной с организацией учебного процесса

АК 3. Проводить внутренний аудит вверенного подразделения вуза АК 3. Проводить анализ своих достижений по критериальным показателям экспертизы качества АК 3. Проводить анализ своих достижений по критериальным показателям экспертизы качества

АК 4. Готовить аналитические материалы для управления процессами образовательной (научно-исследовательской и др.) деятельности в вузе АК 4. Готовить аналитические материалы для успешной образовательной, методической и научно-исследовательской деятельности АК 4. Готовить аналитические материалы по своей части профессиональной деятельности

Продолжение табл. 1

Категория / компетенция Административно-управленческий состав Профессорско-преподавательский состав Учебно-вспомогательный персонал

Аналитиче ская компетенция АК 5. Оценивать результативность и эффективность деятельности структурного подразделения и оперативно принимать решения по устранению недостатков АК 5. Оценивать результативность и эффективность своей деятельности и оперативно принимать решения по устранению недостатков АК 5. Оценивать результативность и эффективность своей деятельности и оперативно принимать решения по устранению недостатков

Методическая компетенция МК 1. Применять действующую нормативно-правовую документацию по высшей школе в деятельности структурного подразделения и вуза в целом МК 1. Применять действующую нормативно-правовую документацию по высшей школе в своей деятельности МК 1. Применять действующую нормативно-правовую документацию по высшей школе в своей деятельности

МК 2. Разрабатывать положения, учебные планы, программы и другую документацию для организации образовательного процесса в вузе МК 2. Разрабатывать учебные программы, учебно-методические, учебные пособия для организации образовательного процесса в вузе МК 2. Составлять документацию, необходимую для организации образовательного процесса в вузе

МК 3. Оформлять и документировать отчеты (формы) по результатам деятельности вверенного структурного подразделения МК 3. Оформлять и документировать отчеты (формы) по результатам своей деятельности МК 3. Оформлять и документировать отчеты (формы) по результатам своей деятельности

МК 4. Применять методику заполнения и работы с модулями сбора информации при процедурах внешней экспертизы качества МК 4. Заполнять отчеты по своей научно-исследовательской деятельности и научно-исследовательской работе студентов МК 4. Заполнять отчеты по структурному подразделению в рамках своей должностной инструкции

МК 5. Применять критериальные показатели к оценке деятельности структурного подразделения МК 5. Применять в учебном процессе информационные, активные формы обучения, дистанционные технологии МК 5. Давать разъяснения студентам и преподавателям факультета (кафедры) по вопросам, связанным с организацией учебного процесса в вузе

Профессиональная компетенция ПК 1. Использовать нормативную документацию и уметь применять теоретические знания в практике своей деятельности ПК 1. Использовать нормативную документацию и уметь применять теоретические знания в практике своей деятельности ПК 1. Использовать нормативную документацию и уметь применять теоретические знания в практике своей деятельности

Окончание табл. 1

Категория / компетенция Административно-управленческий состав Профессорско-преподавательский состав Учебно-вспомогательный персонал

Профессиональная компетенция ПК 2. Оценивать организационную, практическую, методическую составляющую обучения в вузе ПК 2. Оценивать организационную, практическую, методическую составляющую обучения в вузе ПК 2. Оценивать организационную, практическую, методическую составляющие обучения в вузе

ПК 3. Применять технологию анализа отчетной документации по структурному подразделению ПК 3. Применять технологию анализа отчетной документации по своей деятельности ПК 3. Применять технологию анализа отчетной документации по своей деятельности

ПК 4. Использовать средства измерения качества выполняемых процессов ПК 4. Создавать мультимедийные электронные образовательные ресурсы для реализации учебного процесса ПК 4. Осуществлять мониторинг выполнения профессорско-преподавательским составом утвержденных расписаний учебных занятий, экзаменов и зачетов

ПК 5. Давать рекомендации по составу и проведению корректирующих действий ПК 5. Проводить корректирующие действия в своей профессиональной деятельности, направленные на ее улучшение ПК 5. Проводить корректирующие действия в своей профессиональной деятельности, направленные на ее улучшение

Базовую основу для определения критериев соответствия требованиям, предъявляемых к работникам, чья деятельность связана с подготовкой вуза к экспертизе качества, задает «Положение о государственной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно».

В.Д. Шадриковым [1] была предложена универсальная методика оценки уровня квалификации педагогических работников, в которой выделены основные этапы проведения аттестации, взятые нами за основу.

1. Предварительный этап.

1. Подготовка представления на аттестуемого работника, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества личности, информацию о курсах повышения квалификации.

1.2. Ознакомление с представлением за месяц до дня аттестации.

1.3. Письменное информирование работодателем работника, подлежащего аттестации, о дате и месте проведения аттестации не позднее чем за месяц до ее начала.

2. Проведение письменного испытания и автоматизированного тестового контроля.

2.1. Автоматизированное тестовое испытание в специально оборудованном помещении (компьютерный класс с необходимым программным обеспечением) при непосредственном присутствии членов комиссии. Испытание проводится после прохождения курса повышения квалификации по программе комплексной подготовки кадрового состава вуза к экспертизе качества.

2.2. Проведение экспертной оценки по результатам практических модулей по решению задач, связанных с подготовкой вуза к аккредитации, представленных аттестуемому.

2.3. Оформление заключения экспертной комиссии по итогам выполнения заданий, включенных в аттестационное испытание.

3. Принятие решения об аттестации.

3.1. Принятие решения об аттестации аттестационной комиссией. Оформление принятого решения протоколом, занесение принятого решения в аттестационный лист работника.

Комиссия принимает одно из следующих решений:

- аттестован на 5 лет;

- аттестован на 1 год;

- не аттестован.

Аттестационная комиссия в случае необходимости заносит в аттестационный лист работника рекомендации по совершенствованию его профессиональной деятельности, связанной с подготовкой к экспертизе качества, о необходимости повышения его квалификации и другие рекомендации.

3.2. Утверждение решения аттестационной комиссии распорядительным актом за подписью работодателя.

3.3. Контроль за выполнением рекомендаций, указанных в аттестационном листе, при их наличии.

Рассмотрим подробно проведение письменного испытания и автоматизированного тестового контроля.

Письменное испытание представляет собой набор ситуаций (практических

задач), требующих от работника проявления профессиональной готовности к экспертизе качества вуза: сформированности аналитической, методической, организационной и профессиональной компетенций.

При проведении письменного испытания работнику в зависимости от занимаемой должности предлагается решить три ситуации (мини-кейса). Время на выполнение предложенных заданий - 2 часа. Выбор ситуаций для данного испытания проводится случайным образом из имеющегося банка ситуаций [2].

За выполнение трех заданий работник может получить от 0 до 9 баллов.

Для получения положительного заключения об аттестации достаточно набрать 7 баллов. Подсчет общего количества баллов осуществляется методом сложения количества баллов, полученных за решение каждой из трех ситуаций по формуле [2]

ПА = А + В + С,

где ПА - показатель аттестации;

А - оценка за решение первой ситуации;

В - оценка за решение второй ситуации;

С - оценка за решение третьей ситуации.

Комиссия принимает одно из следующих решений: аттестован на 5 лет - в том случае, если сотрудник набрал 7 и более баллов; аттестован на 1 год - если набрано от 5 до 6 баллов; не аттестован - если сотрудник набрал менее 5 баллов.

Автоматизированный тестовый контроль проводится по девяти модулям, в каждом из которых запланировано по два вопроса на выявление сформированности выделенных компетенций: организационной, аналитической, методической и профессиональной, необходимых для профессиональной готовности к экспертизе качества вуза. Аттестуемому предлагается тест, состоящий из 72 вопросов. На прохождение теста выделяется 90 минут. Выбор тестовых заданий для данного испытания проводится случайным образом из имеющегося банка тестовых заданий -по 8 заданий из каждого модуля.

По каждой компетенции высчитывается процент усвоения (сформированности):

АК = N/18 • 100 %;

МК = N/18 • 100 %;

ОК = N/18 • 100 %;

ПК = N/18 • 100 %.

На основе выделенных компетенций требования записываем в виде некоторого k-мерного вектора:

A = (aj), j = 1, ..., k. (1)

Необходимо отметить, что данный вектор профессиональной готовности состоит из конкретных показателей aj, которые являются нормативно заданными, т. е. с их помощью можно определить тот уровень готовности, ниже которого деятельность будет малоэффективной.

В нашем случае: а1 - показатель сформированности организационной компетенции, а2 - показатель сформированности аналитической компетенции, а3 - показатель сформированности методической компетенции, а4 - показатель сформированности профессиональной компетенции. Единицы измерения всех показателей, входящих в вектор, стандартизированы и измеряются по десятибалльной шкале (табл. 2, 3).

Для каждого специалиста формируется вектор-столбец его компетенций:

К j = (Ц), j = 1, ..., n. (2)

Умножаем вектор AJ на соответствующий столбец специалиста и получаем показатель профессиональной готовности (ПГ):

10

ПГ1 = Е (Ц • (3)

По полученному значению определяем уровень профессиональной готовности к экспертизе качества.

Критериями оценки степени сформированности компетенций явились показатели, выраженные в баллах, процентах, уровнях.

Таблица 2

Таблица перевода показателей элементов профессиональной готовности в баллы

Баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Пороговый уровень Продвинутый уровень Высокий уровень

Показатели сформированности организационной компетенции (а1) 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Показатели сформированности аналитической компетенции (а2) 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Показатели сформированности методической компетенции (а3) 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Показатели сформированности профессиональной компетенции (а4) 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Показатель соответствия занимаемой должности 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3 Таблица перевода показателей профессиональной готовности в баллы

Баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Пороговый уровень Продвинутый уровень Высокий уровень

Показатели сформированности профессиональной готовности 10 15 20 25 30 35 45 50 60 70

Пороговый уровень (1-5 баллов) свидетельствует о том, что сотрудник знает этапы процедур экспертизы качества; может подготовить материалы, соответствующие методическим указаниям, необходимые для подготовки к экспертизе качества; может организовать свою деятельность при внешней экспертизе качества.

Продвинутый уровень (6-7 баллов) характеризуется наличием опыта организации деятельности по подготовке к экспертизе качества, умением анализировать качество выполняемых образовательных услуг и соотносить их с показателями эффективности; умением своевременно устранять выявленные недочеты в работе, связанной с экспертизой качества образовательного учреждения; способностью решать стандартные задачи.

Высокий уровень (8-10 баллов) - сотрудник разрабатывает и предлагает план подготовки к экспертизе качества своего участка работы; формулирует выводы, оценивает соответствие выводов полученным данным. Оценивает теоретическую и практическую значимость своего плана. На высоком уровне подготавливает отчеты, формы, документы, материалы к экспертизе качества в соответствии с занимаемой должностью.

В целом предложенная методика оценки уровня профессиональной готовности кадрового состава вуза к экспертизе качества дает возможность руководству составить более полную картину относительно уровня профессионализма сотрудников в области экспертизы качества, разрабатывать и проводить соответствующие программы, семинары и курсы повышения квалификации в данном направлении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. - М., 2010.

2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. № 03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников».

3. Психологический словарь / В.В. Абраменкова [и др.]; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 495 с.

Поступила в редакцию 10.06.2014; в окончательном варианте 10.06.2014

UDC 378

ASSESSMENT METHODOLOGY OF THE LEVEL OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL READINESS OF THE UNIVERSITY STAFF FOR THE QUALITY EXPERTISE

O.P. Denisova Togliatti State University 14, Belarusian str., Tolyatti, 445667 E-mail: kseniya101@mail.ru

The article considers the basic stages of assessing the level of formation of professional readiness of the staff of the university for the quality expertise; an assessment methodology is developed.

Key words: competence, professional readyness, the level of development of professional readiness, quality expertise.

Original article submitted 10.06.2014; revision submitted 10.06.2014

Olga P. Denisova, candidate of psychological sciences, associate professor.

УДК 378

АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНОВ ЭЛЕКТРОСТАТИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИНЦИПА СООТВЕТСТВИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МОДЕЛЯМ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ИДЕАЛИЗАЦИИ

С.А. Иванов

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Проведен анализ последовательного уточнения некоторых физических законов в процессе изучения ряда учебных вопросов по физике непосредственно на занятиях. Данное уточнение является своеобразным применением методологического принципа соответствия. Актуальность данного исследования продиктована тем, что еще не реализовано в полной мере применение в обучении физике принципа соответствия как методологического принципа, так как данный принцип реализуется пока только на уровне отдельных физических теорий (классической и релятивистской механики, квантовой и классической теорий излучения, волновой и геометрической оптики). Основная идея состоит в том, что использование методических возможностей принципа соответствия происходит систематически и непосредственно на различных занятиях по физике, при этом в полной мере раскрывается сущность диалектического характера научных понятий и незавершенность любых теоретических положений. Разработана методика поэтапного формирования у студентов представлений о границах применимости физических понятий, законов и теорий. В статье идет речь о применении данной методики конкретно к изучению студентами технического вуза курса электростатики в рамках курса общей физики. В рамках этой методики не просто разъясняется область применения конкретного закона, но и совершается анализ его сопричастности более точным теориям, повышающим степень реальности научного описания объектов и явлений. В ходе данного педагогического исследования выяснилось, что в отличие от традиционного изучения принципа соответствия как специального физического принципа в квантовой и релятивистской теориях возможно его последовательное применение в системе формирования понятий и законов.

Ключевые слова: идеализированный объект, методологические знания, границы применимости закона.

Как известно, система физических законов входит в состав ядра физической теории, используя при этом тот или иной идеализированный объект ее основания. Если учитывать тот факт, что степень идеализации объекта прямым образом влияет на степень идеализации относящегося к нему закона, то применение с этой позиции методологического принципа соответствия позволяет как нельзя точно продемонстрировать приближенный характер научного познания через бесконечную последовательность относительных истин, чем, собственно, и является любой физический закон.

Принцип соответствия открывает возможности не только для простого описания границ применимости физических законов, но еще и для систематизации их внутри ядра изучаемой теории в качестве изучения предельных переходов между ними.

Сергей Анатольевич Иванов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая физика и физика нефтегазового производства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.