Научная статья на тему 'Методика оценки уровня профессиональной подготовки выпускников вуза'

Методика оценки уровня профессиональной подготовки выпускников вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТ НОСТЬ / УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ / ТРУДОЕМКОСТЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / EDUCATIONAL PROCESS / COMPETENCES / THE LEVEL OF COMPETENCE / COMPETENCE ASSESSMENT CRITERIA / STANDARD OF EDUCATION / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / THE SYSTEM OF CREDITS / LABORIOUSNESS OF DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеев Игорь Валерьевич

В статье предложена математическая модель для оценивания уровня освоения компетенций выпускниками вуза в рамках основной образовательной программы, реализующей компетентностный подход. Конкретизация модели осуществлена на примере Российской таможенной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ASSESSMENT OF THE LEVEL OF PROFESSIONAL TRAINING OF ALUMNUS

Mathematical model for estimating the level of alumnus competence within the framework of educational program implementing competence – based approach is worked out. The model is specified at the example of The Russian customs academy.

Текст научной работы на тему «Методика оценки уровня профессиональной подготовки выпускников вуза»

И. В. Сергеев

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА

В статье предложена математическая модель для оценивания уровня освоения компетенций выпускниками вуза в рамках основной образовательной программы, реализующей компетентностный подход. Конкретизация модели осуществлена на примере Российской таможенной академии.

Ключевые слова: образовательный процесс; компетенции; компетентность; уровень освоения; критерии оценки; образовательный стандарт; основная образовательная программа; система зачетных единиц; трудоемкость учебной дисциплины.

В системе высшего профессионального образования в настоящее время происходит переход на образовательные стандарты нового поколения, идеологической основой которых выступает компетентностный подход.

В современных условиях возникла необходимость в качественно иной подготовке специалиста, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных

базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.

В этой связи основными целями высшего профессионального образования являются: подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня, конкурентоспособного на рынке труда, владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов [1].

Компетенция служит для обозначения интегрированных характеристик уровня подготовки выпускника, потому что тесты на знание предмета и дипломы не гарантируют его успешности в профессиональной деятельности, необходимо разрабатывать альтернативный компетентностный подход [2].

Термин «компетенция» происходит от латинского слова «сотре1еге» - «соответствовать», «подходить». Впервые он появился в 1596 г. в словаре Вэбстера.

Под «компетенцией» выпускника вуза, как представляется, следует понимать способность применять знания и умения, полученные при освоении основной образовательной программы (далее - ООП), и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в профессиональной области.

Компетенция представляет собой сложную структуру, состоящую из различных компонентов (знаний, умений, навыков и опыта деятельности), формирующихся по мере обучения.

Обучение студентов по направлению подготовки (специальности) «Таможенное дело» осуществляется по ООП, отвечающей требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «Таможенное дело» (далее -ФГОС ВПО) и удовлетворяющей потребностям таможенных органов [3].

В формате ФГОС ВПО результаты обучения описываются через знания, умения, владения. При этом «владения» как инновационный компонент результатов обучения включают навыки и опыт деятельности [4].

Результатом освоения вузовской ООП при компетентностном подходе является сформированный у выпускника набор компетенций с заявленным уровнем освоения, при этом компетентностная модель специалиста «Таможенного дела» представляет собой перечень общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник для успешной работы в таможенных органах.

Наибольший интерес представляют профессиональные компетенции, так как уровень их освоения напрямую влияет на предстоящую профессиональную деятельность выпускников в таможенных органах. В соответствии с ФГОС ВПО уровень освоения профессиональных компетенций может быть описан как совокупность пяти групп по направлению основных видов профессиональной деятельности должностных лиц таможенных органов, каждому из которых соответствует определенный набор компетенций:

- применение таможенных процедур, взимание таможенных платежей и осуществление таможенного контроля;

- правоохранительная;

- управленческая;

- информационно-аналитическая;

- научно-исследовательская.

Анализ взаимосвязей групп компетенций по видам предстоящей профессиональной деятельности выпускников позволяет сделать вывод, что все компетенции связаны между собой системой прямых связей и в совокупности формируют общий показатель уровня сформированности компетенций (рис. 1).

Уровень сформированности компетенций

Рис. 1. Формирование профессиональных компетенций

Уровень освоения профессиональных компетенций в рамках образовательной программы сложен, так как каждая компетенция формируется в процессе изучения нескольких дисциплин и вклад каждой дисциплины в формирование отдельно взятой компетенции различен.

Модель формирования уровня освоения профессиональных компетенций можно представить через последовательно-параллельное формирование частей компетенции в рамках освоения отдельных дисциплин (рис. 2).

Завершающим этапом формирования частей компетенции в рамках учебной дисциплины является текущий контроль успеваемости, промежуточная

68 -

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 4 • 2012

аттестация студентов, а также итоговая государственная аттестация (далее - ИГА) выпускников в рамках освоения ООП.

и

и

ц

н

е

т

е

п

м

о

к

е

и

н

а

в

о

р

и

м

р

о

©

V 7 \

Учебная дисциплина

Г

Перечень требуемых компетенций выпускника

(ПК О (ПК 2) (ПК з) (ПК 4 ... ПК

Ч 1.1

Ч 1.3 Ч 14... Ч ] I

Ч 2.2

Ч 2.4... Ч Я I

Ч 3.1 Ч 3.2 Ч 3.3 ... Ч Я I

Ч 1]) (ч 2]) (Ч 3]) (Ч 4]. . . Ч

1 J

0 п>

1

О О

Уровень сформированности компетенций

Рис. 2. Модель формирования уровня сформированности профессиональных компетенций

Для оценки успеваемости студентов применяются:

- традиционная, академическая система оценивания (четырехбалльная - «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и двувидовая -«зачтено», «не зачтено»).

- балльно-рейтинговая система оценки успеваемости обучающихся (далее -БРС).

Балльно-рейтинговая система представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих организацию оценки в баллах объема и качества освоения ООП обучающимися по результатам текущего контроля и аттестаций по всем учебным дисциплинам, а также ИГА.

Использование БРС способствует повышению объективности оценки знаний студентов, так как оценка работы студента по конкретной дисциплине проводится по 100-балльной шкале. При этом итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из нескольких составляющих: 40% общей оценки зависит от текущей работы в семестре (посещаемость занятий, активность работы студентов на занятиях и вне их, результаты промежуточных испытаний (контрольные работы, тесты, эссе и т. п.) и 60% - от экзаменационной оценки (если по дисциплине предусмотрен экзамен) в отличие от традиционной системы, где итоговая оценка полностью зависит от оценки на экзамене.

Оценка в баллах объема и качества освоения ООП в рамках БРС осуществляется с использованием системы зачетных единиц. В качестве зачетной единицы при использовании БРС принята единица трудоемкости учебной деятельности обучающегося. Это условный параметр, рассчитанный на основе экспертной оценки совокупных трудозатрат при изучении стандартного по объему и структуре учебного курса за минимальный период обучения, т. е. зачетная единица есть числовой способ выражения объема и уровня знаний.

Так как применение рейтинговой оценки, формирующейся в результате накопления студентом рейтинговых баллов в течение семестра при изучении учебной дисциплины, позволяет более качественно оценить уровень сформированности частей компетенции для данной дисциплины, целесообразно осуществить оценку этого уровня, используя трудоемкость учебной дисциплины и баллы, набранные студентом при ее изучении.

В интересах оценки уровня сформированности как отдельно взятой компетенции, так и всех компетенций, а соответственно и уровня подготовки специалиста по специальности «Таможенное дело», необходимо иметь показатель, позволяющий определить этот уровень. Такой показатель может быть рассчитан с использованием математической модели [5].

Целесообразно в качестве показателя веса дисциплины в сфомированной отдельно взятой г-й компетенции принять величину к у, учитывающую трудоемкость данной дисциплины, находящуюся в пределах от 0 до 1.

Показатель к,■■ может быть определен на основе соотношения:

Т.. -8..

К = 4 (г = 1, 2, ..., I),

ЕТ. Л

.=1

где ТУ - трудоемкость у-й учебной дисциплины, участвующей в формировании г-й компетенции в соответствии с учебным планом;

Ту - трудоемкостьу-й учебной дисциплины в соответствии с учебным планом; 1 - еслиу-я дисциплина участвует в формировании г-й компетенции, 0 - еслиу-я дисциплина не участвует в формировании г-й компетенции,

8 =

тогда:

Е К -

К,=—,- (г = 1, 2, ..., I),

. =1 I

^шах . =1 .

Е вш

где К - уровень освоения г-й компетенции студентом;

ку - показатель уровня освоения г-й компетенции поу-й дисциплине, формируемой вузом при реализации оцениваемого этапа образовательного процесса;

Ву - количество баллов, полученное студентом по у-й учебной дисциплине по окончании ее изучения;

шах

в. - максимальное количество баллов, которое может получить студент по у-й учебной дисциплине;

И В Сергеев_ ^¡^

I - количество компетенций, формируемых в рамках основной образовательной программы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J - количество дисциплин в рамках ООП.

Учитывая уровень освоения выпускником каждой компетенции при изучении ООП, можно в конечном итоге установить в целом уровень сформированности компетенций выпускника.

Достигнутый в ходе изучения учебных дисциплин уровень освоения всех компетенций может быть рассчитан по следующей формуле:

ZK

U —,

" I '

где Un - уровень освоения n-м студентом всех компетенций в соответствии с ФГОС ВПО.

В целом использование предложенного метода оценки уровня освоения профессиональных компетенций выпускника вуза как результата реализации основной образовательной программы ВПО позволяет объективно оценить уровень подготовки выпускника, обеспечить управление последовательностью освоения составляющих компетенции и гарантировать требуемый уровень ее сформиро-ванности. На основе этих оценок можно вырабатывать предложения и рекомендации по совершенствованию уровня подготовки специалистов, которых готовит для таможенных органов Российская таможенная академия.

Использованные источники

1. Проектирование целей и результатов основных образовательных программ высшего профессионального образования в компетентностном формате: метод. рекомендации / сост. И. Д. Столбова, Ю. Н. Симонов, С. А. Коковякина ; под ред. проф. Н. Н. Матушкина. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008.

2. Лаврентьева И. В. Проблема компетентности в профессиональном образовании [Электронный ресурс]. URL: http://aspk.3dn.ru.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 036401 «Таможенное дело» [Электронный ресурс]. URL: http://www.referent.ru.

4. Матушкин Н. Н., Столбова И. Д. Методологические аспекты разработки структуры ком-петентностной модели выпускника высшей школы // Высшее образование сегодня. 2009. № 5.

5. Анисимов В. Г., Анисимов Е. Г., Липатова Н. Г., Черныш А. Я. Применение математических методов при проведении диссертационных исследований. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.