Научная статья на тему 'Методика оценки состояния конкуренции на стивидорном рынке Астраханского водно-транспортного узла'

Методика оценки состояния конкуренции на стивидорном рынке Астраханского водно-транспортного узла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титов Алексей Валерьевич

Предложен алгоритм анализа межтерминальной конкуренции стивидорного рынка, а также модель конкурентной среды стивидорного рынка Астраханского водно-транспортного узла (АВТУ). В анализ на каждом уровне вовлекаются интересы всех участников портовой деятельности операторов порта, инвесторов, судовладельцев, грузоотправителей, муниципальных сообществ, проектных и строительных организаций, природоохранительных органов. Оценка состояния конкурентной среды АВТУ является задачей многокритериальной, и в предложенном решении используется «мягкая» модель, основанная на «компромиссе» между различными целями. Библиогр. 2. Ил. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In present clause the inter-terminal competition in the stevedore market of Astrakhan water-transport unit is considered. The analysis algorithm of an inter-terminal competition of the stevedore market, and as model of the competitive environment of stevedore market of AWTU is offered. Interests of all participants of port activity are involved in the analysis at each level operators of port, investors, ship-owners, consignor, municipal communities, the design and building organizations, and conservancy. The estimation of condition of competitive environment of AWTU is a multicriterion problem, and in the offered decision the "soft" model based on "compromise" between the various purposes is used.

Текст научной работы на тему «Методика оценки состояния конкуренции на стивидорном рынке Астраханского водно-транспортного узла»

УДК 656.614.35

А. В. Титов

Астраханский государственный технический университет

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА СТИВИДОРНОМ РЫНКЕ АСТРАХАНСКОГО ВОДНО-ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА

Анализ конкурентной среды в Каспийском бассейне свидетельствует, что существенную роль в развитии стивидорного рынка играют межпортовая и межтерминальная конкуренция:

— между портами России (Астрахань, Оля, Махачкала) и сопредельных стран: Казахстана (Актау, Атырау), Азербайджана (Баку), Туркмении (Туркменбаши) и Ирана (Анзели, Ноушехард);

— между портами России в Каспийском бассейне (Астрахань, Оля, Махачкала);

— между терминалами Астраханского порта.

Межтерминальное соперничество конкурентов в настоящий момент сводится к стремлению всеми силами добиваться выгодного положения, используя тактику ценовой конкуренции. Межтерминальная конкуренция стивидорного рынка Астраханского водно-транспортного узла (АВТУ) характеризуется:

— большим числом конкурентов (16 стивидорных компаний);

— медленным ростом отрасли, обостряющим борьбу за долю рынка, в которой участвуют игроки, нацеленные на экспансию;

— недостаточным дифференцированием услуг (уникальность услуг отсутствует);

— высокими барьерами выхода из стивидорного бизнеса, оставляющими конкурентов в отрасли, даже если они получают невысокую или отрицательную прибыль на инвестированный капитал, одновременно избыточные производственные мощности, продолжая функционировать, способствуют сокращению прибыльности благополучных игроков;

— отсутствием стремления к поиску компромисса.

Основными портовыми комплексами в регионе являются терминалы портов Астрахань и Оля (рис. 1).

Рис. 1. Астраханский водно-транспортный узел:

1 - Ахтубинский речной порт; 2 - терминал г. Нариманов; 3 - порт Бузан; 4 - порт Оля;

5 - комплекс причалов порта Астрахань

Порт Астрахань расположен в пределах городской черты, открыт для международного судоходства и включает в себя 35 причальных комплексов, на 21 из которых переваливаются сухие и наливные грузы, 1 - пассажирский, 13 относятся к судоремонтным и судостроительным заводам, причалам портофлота и другим предприятиям порта. Суммарная длина причальной стенки составляет более 9 500 м.

В порту Астрахань работают 16 стивидорных компаний, из них 14 работают с сухими и 2 - с наливными грузами, большинство причальных комплексов имеет внутрипортовые железнодорожные линии, общая длина сухогрузной гавани более 4 000 м, нефтеналивной - около 1 500 м. Суммарная потенциальная мощность грузовых участков порта Астрахань составляет 9,38 млн т/год1.

Грузооборот порта Астрахань формируется из грузов экспортно-импортного, транзитного и каботажного назначения (рис. 2).

тыс. т

4 000

3 500 3 000 2 500 2 000 1 500

1 000 500 0

Рис. 2. Внешнеторговый грузооборот порта Астрахань в 2003-2006 гг., тыс. т

Высокие показатели грузооборота в 2004 г. были обусловлены значительным увеличением перевалки нефтепродуктов в порту Астрахань.

Анализ статистических данных грузовой базы порта Астрахань за последние годы показал, что традиционными грузами для порта являются металлопродукция, строительные материалы, пиломатериалы, бумага, нефтяные грузы, контейнерные грузы.

В структуре переработанных грузов в портах Астрахань и Оля2 за 9 месяцев 2006 г. наибольшую долю занимают металл и металлопродукция - 42,7 % (1 млн 481,2 тыс. т). На нефтеналивные грузы приходится 16 % (554,3 тыс. т), что на 18,5 % меньше уровня 2005 г.

В общем объеме экспортно-импортных грузопотоков портов Астрахань и Оля грузопотоки в Иран составляют 82 %, экспорт - 93 %, импорт - 7 %. В основном в Иран идут металл и металлоизделия, на втором месте в структуре грузов - нефть и продукты ее переработки. Значительная часть экспортируемых в Иран грузов приходится на пиломатериалы. Иранский импорт - это томатная паста, мандарины, изюм, финики и прочие продукты питания, а также автомашины, оборудование и контейнерные грузы.

Для усиления политического и экономического влияния России на Каспии в 1994 г. начались работы по созданию транзитного порта Оля, направленного на развитие международного транспортного коридора (МТК) «Север - Юг».

Ожидаемый объем экспорта грузов России через порт Оля по МТК «Север - Юг»3 составит в 2008 г. 6,5 млн т. Проектная мощность порта Оля в 2008 г. составит 1 млн т генеральных и 3 млн т специализированных грузов (рис. 3).

В настоящее время происходит перераспределение грузопотоков из порта Астрахань в порт Оля, и тем самым ужесточается конкуренция на рынке стивидорных услуг Астрахани (рис. 4).

Анализ конкурентной среды стивидорного рынка АВТУ необходим для выявления лидеров и аутсайдеров, слабых и сильных сторон стивидорных компаний, определения барьеров входа на рынок и ухода с него, разработки стратегий.

По данным Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт».

2

По данным Министерства промышленности, транспорта и связи Астраханской области.

По данным Астраханского филиала ОАО «Союзморниипроект».

Перспективные грузопотоки порта Оля

Рис. 3. Ожидаемый объем экспорта грузов России в рамках МТК «Север - Юг», млн т

2003 2004 2005 2006, прогноз

Рис. 4. Грузооборот порта Оля в 2003-2006 гг., тыс. т

Предлагается следующая методика оценки состояния конкурентной среды стивидорного рынка АВТУ, основанная на вычислении рейтинга каждой стивидорной компании, путем ранжирования критериев конкурентоспособности порта (рис. 5).

Предложенный алгоритм характеризует межтерминальную конкуренцию на стивидорном рынке АВТУ, не отображая при этом возможные внешние воздействия: появление новых конкурентов, влияние процессов глобализации на рынок и т. д. Для того чтобы охарактеризовать АВТУ комплексно, предлагается модель конкурентной среды. Модель состоит из пяти блоков (рис. 6) [1]:

- соперничество между стивидорными компаниями АВТУ (межтерминальная конкуренция);

- появление новой стивидорной компании в регионе;

- способность грузоотправителя диктовать свои условия, т. е. способность грузовладельцев, логистических операторов, экспедиторов, судовых агентов, железнодорожных операторов и других ключевых участников транспортного процесса влиять на выбор стивидорной компании;

- способность грузополучателя продукции диктовать свои условия, т. е. способность покупателя влиять на выбор стивидорной компании;

- перераспределение грузопотоков в другие порты (межпортовая конкуренция).

Рис. 5. Алгоритм анализа межтерминальной конкуренции стивидорного рынка АВТУ

Обратная связь

Блок 5 :

Перераспределение грузопотоков в другие п орты (м ежп ортовая конкуренция)

Порт . Махачкала I

Рис. 6. Модель конкурентной среды стивидорного рынка АВТУ

Структура первого блока полностью охарактеризована вышеприведенным алгоритмом анализа межтерминальной конкурентной среды стивидорного рынка АВТУ (см. рис. 5).

Для получения информации по оставшимся блокам (2-5) проводится маркетинговый анализ по каждому из блоков, методом экспертных оценок формализуется возможность появления того или иного события, воздействующего на конкурентную среду АВТУ.

Отметим, что анализ конкурентной среды АВТУ рассматривается как иерархическая процедура. Первый уровень рассмотрения начинается с анализа глобальных тенденций в мировой экономике и столкновений противоречивых государственных интересов в геополитическом масштабе. Второй уровень - государство и регион, третий - портовые терминалы или группы причалов. На каждом уровне учитываются интересы всех участников портовой деятельности -

операторов порта, инвесторов, судовладельцев, грузоотправителей, муниципальных сообществ, проектных и строительных организаций, природоохранительных органов. Описываемый подход к анализу конкурентной среды АВТУ относится к классическому нисходящему (или дедукци-онному, предполагающему последовательное уточнение представлений от шага к шагу).

Оценка состояния конкурентной среды АВТУ является задачей многокритериальной, в предложенном решении используется «мягкая» модель, основная идея которой заключается в «компромиссе» между различными целями [2].

Создание эффективной конкуренции на стивидорном рынке и поддержание его на соответствующем уровне являются значительным потенциалом для снижения затрат и улучшения качества обслуживания грузопотоков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Портер М. Е. Конкуренция / Пер. с англ.: Учеб. пособие. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2000. - 495 с.

2. Транспортная логистика: Учеб. для транспорт. вузов / Под общ. ред. Л. Б. Миротина. - М.: Экзамен, 2003. - 512 с.

Получено 20.12.2006

THE TECHNIQUE OF THE ESTIMATION OF THE CONDITION OF THE COMPETITION IN THE STEVEDORE MARKET OF ASTRAKHAN WATER-TRANSPORT UNIT

A. V. Titov

In present clause the inter-terminal competition in the stevedore market of Astrakhan water-transport unit is considered. The analysis algorithm of an interterminal competition of the stevedore market, and as model of the competitive environment of stevedore market of AWTU is offered. Interests of all participants of port activity are involved in the analysis at each level - operators of port, investors, ship-owners, consignor, municipal communities, the design and building organizations, and conservancy. The estimation of condition of competitive environment of AWTU is a multicriterion problem, and in the offered decision the "soft" model based on "compromise" between the various purposes is used.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.