Научная статья на тему 'Транспортная инфраструктура Астраханской области'

Транспортная инфраструктура Астраханской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
6268
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТУКТУРА / МОРСКОЙ / РЕЧНОЙ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ / АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / SEA / RIVER / RAILWAY / MOTOR AND AIR TRANSPORT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дереча Денис Петрович

Рассмотрены основные составляющие транспортной инфраструктуры Астраханской области: морской, речной, железнодорожный и автомобильный транспорт. Выявлены основные факторы, сдерживающие развитие транспортной инфраструктуры области. Предложены проекты, которые необходимо реализовать для развития транспортной инфраструктуры, включая авиационный транспорт, в целом по региону. Библиогр. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Дереча Денис Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE ASTRAKHAN REGION

Main components of transport infrastructure of the Astrakhan region are considered in this article. They are: sea, river, railway and motor transport. Basic factors restraining the development of transport infrastructure of the region are revealed. Projects, which are necessary to be realized for the development of transport infrastructure of the region including air transport, are offered.

Текст научной работы на тему «Транспортная инфраструктура Астраханской области»

ББК 65.37-72 (2Рос-4Аст)

Д. П. Дереча

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Выгодное географическое расположение Астраханской области обусловило особый статус региона. Благодаря выходу на Каспийское море Астраханская область играет важную роль в системе международных транспортных маршрутов. Продолжая традиции Великого шелкового пути, по территории региона проходит международный транспортный коридор (МТК) «Север - Юг», кратчайшим путем связывающий страны Южной и Юго-Восточной Азии через территорию Ирана, Каспийское море и Астраханскую область с Центральной Россией и государствами Северной, Центральной и Восточной Европы. Перевозка грузов по МТК «Север - Юг» осуществляется в три раза быстрее, чем перевозка международных транзитных грузов через Суэцкий канал.

Кроме того, имеется возможность использования Волго-Донского канала для прямого выхода из Каспийского бассейна в страны Черноморско-Средиземноморского бассейна, а по р. Дунай - в страны Центральной Европы. При этом Астраханский транспортный узел -ключевое звено российского участка данного маршрута.

В настоящее время участниками Соглашения о МТК «Север - Юг» являются Беларусь, Россия, Иран, Индия и Казахстан. Основная ветвь МТК «Север - Юг» проходит в направлении Санкт-Петербург - Москва - Астрахань (Российская Федерация) - Тегеран - Бандар - Абасс (Исламская Республика Иран) - Индия. Пополнить состав участников Соглашения в скором времени могут Турция и Украина. Заинтересованность в присоединении к Соглашению проявляют Армения, Литва и Швеция. Перспективными кандидатами на участие в Соглашении являются Туркменистан, Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Индонезия, Малайзия, Шри-Ланка и некоторые другие страны, в том числе и европейские [1].

Начало перевозок по новому маршруту явилось новым импульсом в развитии Астраханского транспортного узла. Инвесторы стали более активно вкладывать средства в развитие портовой инфраструктуры. Кроме того, через г. Астрахань проходит МТК Е-40 «Запад - Восток», соединяющий Республику Казахстан с южными регионами России и Украиной.

Большим преимуществом Астраханской области является возможность интермодальной организации грузоперевозок, позволяющей сочетать преимущества всех имеющихся в регионе видов транспорта: морского, речного, железнодорожного, автомобильного и авиационного.

В настоящее время Астраханский водно-транспортный комплекс условно разбит на два стратегических участка:

— Астраханский консолидированный порт, расположенный в черте г. Астрахани;

— морской торговый порт Оля, расположенный на трассе Волго-Каспийского канала на 100 км ниже г. Астрахани [2].

Астраханский консолидированный морской порт имеет 18 отдельных грузовых участков. Общая длина причальной линии, на которой одновременно можно обрабатывать около 20 судов, составляет 2 785 м. В последние годы было построено несколько новых портовых сооружений. Так, в г. Астрахани заработала первая очередь зернового терминала мощностью 15-20 тыс. т в месяц для перевалки зерна с железнодорожного и автомобильного на водный транспорт.

Завершено строительство нефтеперегрузочного терминала распределительноперевалочного комплекса компании «ЛУКОЙЛ» с подъездными железнодорожными путями проектной мощностью 3 млн т в год и перспективой развития до 8 млн т в год.

В г. Нариманов построен нефтеперевалочный комплекс ООО «ТрансОйл-терминал», дающий возможность перегружать наливные грузы с железнодорожного транспорта на водный.

Особое значение в развитии морских транспортных коммуникаций придается строительству нового морского порта Оля, пионерный причал которого начал свою работу в 1998 г. Проектная мощность этого порта рассчитана на переработку 8 млн т генеральных грузов и 5,8 млн т грузов, перевозимых автотрейлерами и железнодорожными вагонами на морских паромах [3].

В мае 2002 г. в г. Санкт-Петербурге министры транспорта стран-участниц подписали протокол об официальном открытии коридора [4].

В настоящее время на линии Астрахань (Россия) - Туркменбаши (Туркменистан) - Энзе-ли (Иран) работают автомобильные морские паромы типа РО-РО. После завершения оснащения данного пункта всем необходимым техническим оборудованием количество обслуживаемых автопоездов достигнет 60 000 единиц в год.

В морском торговом порту Оля уже функционирует контейнерный терминал мощностью 400 тыс. т грузов или 45 тыс. шт. 20-40-футовых контейнеров в год. В связи с перспективой освоения нефтегазовых запасов Каспия компания «ЛУКОЙЛ» намерена развивать собственную транспортную инфраструктуру в Астраханском регионе, в частности, путем строительства комплекса нефтеналивных терминалов в порту Оля [3].

В 2004 г. с началом эксплуатации железнодорожного пути от станции Яндыки Приволжской железной дороги до порта Оля, закончено формирование железнодорожной составляющей Астраханского транспортного узла в рамках развития МТК «Север - Юг».

На ряде участков консолидированного порта, а также в порту Оля действуют пограничные пункты пропуска и таможенные посты.

Правительство Астраханской области целенаправленно и последовательно развивает торгово-экономические контакты и деловое сотрудничество с соседними субъектами РФ, странами дальнего и ближнего зарубежья.

С 2001 г. в Астрахани действует Генеральное консульство Исламской Республики Иран, принимающее активное участие в развитии МТК «Север - Юг». Это первое консульское представительство Ирана на территории Российской Федерации. В последние годы между Астраханской областью и провинциями Исламской Республики Иран Гилян и Мазандаран заключены и успешно выполняются соглашения о торгово-экономическом и культурном сотрудничестве, в частности, в области осуществления совместных транспортных перевозок.

В 2001 г. в Москве подписан протокол о сотрудничестве между Астраханской областью и штатом Гуджарат Республики Индия, что позволило наладить тесные связи в области товарообмена, провести переговоры, направленные на увеличение числа судов, обслуживающих участок коридора между Индией и Ираном (Мум-бай - Бендер Аббас).

В 2003 г. приступило к работе Консульство Республики Казахстан (РК) в г. Астрахани. Подписано Соглашение о сотрудничестве по организации работы пункта пропуска пассажирских поездов через государственную границу РФ и РК на участке железной дороги Аксарайская - Атырау [2].

В перспективе планируется, что МТК «Север - Юг» будет пересекаться с Транссибом, что позволит создать большой перевалочный пункт между двумя основными транспортными коридорами России.

Новый маршрут, по мнению специалистов, позволит сократить продолжительность перевозки грузов на 10-12 дней по сравнению с продолжительностью перевозки по традиционному морскому пути через Суэцкий канал, которая занимает 35 дней. Это, в свою очередь, позволит сократить транспортные затраты на 20 %. Как ожидается, на первой стадии реализации проекта через коридор будет проходить от 15 до 20 млн т грузов, а торговый оборот составит 10 млрд долл. [5].

Железнодорожное сообщение соединяет г. Астрахань с другими областными центрами России, Казахстаном, Средней Азией и Закавказьем. На долю железнодорожного транспорта приходится более 75 % объема грузооборота и 20 % пассажирооборота всех видов транспорта [6]. Эксплутационная длина железных дорог Астраханской области составляет 602 км [7].

Сеть автомобильных дорог в Астраханской области по основным параметрам развитости занимает одно из ведущих мест в России и Центральной Азии. Практически все населенные пункты, включая отдаленные, имеют дороги с твердым покрытием. В настоящее время протяженность автомобильных дорог в Астраханской области составляет 80 тыс. км, в том числе дороги общего пользования - 20 тыс. км, из них 3,2 тыс. км - дороги общегосударственного (международного) значения и 11 тыс. км - областного и местного значения. Через Астраханскую область проходит международная трасса Е-40, автомобильные дороги федерального значения М-6, М-8. По МТК Е-40 «Запад - Восток», проходящему через южные границы России по территории Астраханской области, идут крупные грузопотоки из стран Средней Азии и Ближнего Востока в порт Оля, а также южные регионы России, Украину и другие страны Восточной Европы. Большое значение в транспортной инфраструктуре имеют автомобильные трассы Астрахань - Волгоград - Москва, Астрахань - Элиста - Ставрополь, Астрахань - Махачкала и Астрахань - Атырау (Казахстан) [8].

В последние годы в области интенсивно ведутся работы по реконструкции и строительству новых автомобильных дорог, мостов. Существующая сеть автомобильных дорог из-за невысокого инженерного и сервисного обеспечения не соответствует условиям интенсивного развития экономики региона и требует значительных инвестиций.

В 2007 г. завершен первый этап строительства восточного обхода г. Астрахани, соединяющего МТК Е-40 «Запад - Восток» и «Север - Юг».

В конце 2007 г. был сдан в эксплуатацию мостовой переход через пограничную р. Кигач между Россией и Казахстаном. Данный мостовой переход позволит почти в три раза увеличить грузопотоки по трассе Астрахань - Атырау (Казахстан) и довести этот показатель до 70 тыс. большегрузных автомобилей в год. Согласно оценкам экспертов, появление этого моста на маршруте МТК «Восток - Запад» будет способствовать реализации транзитного потенциала России за счет обеспечения бесперебойного сообщения с Казахстаном и другим государствами -участниками Шанхайской организации сотрудничества.

Значительный интерес для Астраханской области представляет деятельность Каспийского трубопроводного консорциума (КТК-Р), трубопроводы которого на протяжении 222 км проходят по территории пяти районов области: Красноярского, Енотаевского, Харабалинского, Наримановского и Лиманского.

Одним из примечательных объектов КТК на территории области стал подводный переход через р. Волгу по методу горизонтально-наклонного бурения, который не имеет аналогов в России. Объект, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса как самый длинный в мире подводный переход (1,5 км), выполнен германской фирмой «БАБ».

Существующая транспортная инфраструктура Астраханской области позволяет реализовать грузопотоки транзитных грузов:

— автомобильным транспортом - до 10 млн т/год;

— железнодорожным транспортом - 11-12 млн т/год;

— транспортом смешанного сообщения - до 6-7 млн т/год с перевалкой через железнодорожные терминалы (Кутум - 1 млн т/год, с железнодорожных станций правого берега Новолесная, Правый берег и Трусово - около 70 тыс. вагонов или 4 млн т/год); через терминалы Астраханского порта, пропускная способность которых 4 млн т/год, причалы «Бузан» (1,5 млн т/год) и «Оля» - (1 млн т/год) [9].

Анализ динамики грузопотоков через Астраханский транспортный узел показывает, что в течение последних лет объем грузопотоков стабилизировался на отметке 25 млн т в год. Учитывая общую тенденцию к росту грузопотоков через другие прикаспийские государства, можно говорить об исчерпании пропускной способности транспортной инфраструктуры в Астраханской области. Транспортные коммуникации являются сдерживающим фактором в развитии грузопотоков. Кроме того, сдерживающими факторами являются:

— недостаточное финансирование развития транспортной инфраструктуры Астраханской области в рамках Федеральной целевой прграммы «Модернизация транспортной системы России»;

— высокая степень износа объектов транспортной инфраструктуры;

— низкая пропускная способность и недостаточное оснащение пунктов пропуска и пограничных переходов;

— низкий уровень внебюджетных инвестиций в развитие транспортной отрасли;

— отсутствие нормативных правовых документов по развитию МТК «Север - Юг».

Анализ грузопотоков, проходящих по территории Астраханской области, с учетом

перспектив их развития показывает, что необходимо сконцентрировать усилия государства и частных инвесторов для реализации транспортных проектов по следующим направлениям:

Автомобильный транспорт:

— реконструкция и модернизация автомобильной дороги М-6 «Каспий» (Москва - Тамбов -Волгоград - Астрахань);

— строительство, реконструкция и модернизация автомобильной дороги Е-119 (Астрахань - Махачкала);

— завершение строительства восточного автомобильного обхода г. Астрахани;

— строительство моста через р. Волгу;

— строительство и развитие объектов придорожного сервиса на автомобильных дорогах области и международных трассах.

Авиационный транспорт:

— завершение реконструкции взлетно-посадочной полосы, здания и объектов транспортной инфраструктуры аэропорта Астрахань;

— завершение строительства командно-диспетчерского пункта.

Железнодорожный транспорт:

— электрификация участка Трубная - Баскунчак - Аксарайская Приволжской ж/д;

— обустройство ж/д пограничных переходов (ст. Аксарайская, Малый Арал);

— развитие припортовой станции Яндыки (п. Оля) (строительство инфраструктуры маневровой станции);

— строительство второй очереди подъездного ж/д пути к порту Оля;

— развитие морского железнодорожного паромного сообщения.

Речной транспорт:

— реконструкция гидросооружений и улучшение судоходных участков рек Волги, Ахтубы, Дона;

— реконструкция Бузанского грузового порта;

— строительство Ахтубинского грузового порта.

Морской транспорт:

— строительство и развитие международного торгового порта Оля (1-й и 2-й грузовой районы).

Реализацию комплексного проекта развития Астраханского транспортного узла необходимо осуществлять на основе механизма частно-государственного партнерства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Международный траспортный коридор «Север - Юг» / http://mpts.astrobl.ru/ Бе1’аиК^рх.

2. Транспорт. Астраханская область / http://www.astrakhan-reg.ru/ economics/63/66/index.html.

3. Морской торговый порт Оля / http://mpts.astrobl.ru/Default.aspx.

4. МТК «Север - Юг» / http://cargo.rzd.ru/wps/portal/cargo_structure.

5. Астрахань - морская столица Каспия / http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mid_21962_aid_ 348184.html.

6. Перевозки грузов и грузооборот по видам транспорта общего пользования / http://www.oblstat. astra-net.ru/astrobl/trans/01 .htm.

7. Протяженность путей сообщения / http://www.oblstat.astranet.ru/astrobl/trans/03.htm.

8. Автомобильный транспорт / http://mpts.astrobl.ru/Default.aspx.

9. Концепция развития транспортно-логистической инфраструктуры Астраханского транспортного узла / http://mpts. astrobl.ru/Default. aspx.

Статья поступила в редакцию 7.04.2008

TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE ASTRAKHAN REGION

D. P. Derecha

Main components of transport infrastructure of the Astrakhan region are considered in this article. They are: sea, river, railway and motor transport. Basic factors restraining the development of transport infrastructure of the region are revealed. Projects, which are necessary to be realized for the development of transport infrastructure of the region including air transport, are offered.

Key words: transport infrastructure, sea, river, railway, motor and air transport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.