Научная статья на тему 'Методика оценки соотношения частных и публичных интересов при осуществлении таможенных услуг'

Методика оценки соотношения частных и публичных интересов при осуществлении таможенных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРАФАКТ / ИНДЕКСЫ ОЦЕНКИ ПУБЛИЧНЫХ И ЧАСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ / CUSTOMS SERVICES / CUSTOMS CONTROL / COUNTERFEIT / INDICES OF THE ESTIMATION OF PUBLIC AND PRIVATE INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гамидуллаев Сираджеддин Нагметуллаевич, Афонин Петр Николаевич

Рассмотрена модель, иллюстрирующая возможности расчета индикативных показателей публичных и частных интересов при перемещении через таможенную границу ЕАЭС товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology to evaluate the relation of private and public interests in the implementation of customs services

The model for calculation of performance indicators of public and private interests in the movement of goods that contain intellectual property objects across the customs border of the Eurasian Economical Union is described in this article/

Текст научной работы на тему «Методика оценки соотношения частных и публичных интересов при осуществлении таможенных услуг»

УДК 33 ББК 65

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СООТНОШЕНИЯ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

СИРАДЖЕДДИН НАГМЕТУЛЛАЕВИЧ ГАМИДУЛЛАЕВ,

проректор-директор Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, доктор экономических наук, профессор E-mail: odo@spbrca.ru; ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ АФОНИН, профессор кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии,

доктор технических наук, доцент E-mail: pnafonin@yandex.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрена модель, иллюстрирующая возможности расчета индикативных показателей публичных и частных интересов при перемещении через таможенную границу ЕАЭС товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: таможенные услуги, таможенный контроль, контрафакт, индексы оценки публичных и частных интересов.

Annotation. The model for calculation of performance indicators of public and private interests in the movement of goods that contain intellectual property objects across the customs border of the Eurasian Еeconomical Union is described in this article/

Keywords: Customs services, customs control, counterfeit, indices of the estimation of public and private interests.

При перемещении через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, объективно возникает проблема конфликта частных и публичных интересов.

Частные интересы — это законные интересы индивидуальных лиц в отношении частных прав и свобод [6]. В контексте таможенного регулирования перемещения указанной выше категории товаров в систему частных интересов правообладателя входит интерес в сохранении авторских/смежных прав на объекты ИС. Волеизъявление своего частного интереса правообладателем осуществляется в документарной форме: заявлением о включении ОИС в соответствующий реестр.

В то же время, присутствует и публичный интерес — интерес государства (в лице таможенных органов) в обеспечении законности перемещения объектов интеллектуальной собственности [7]. При этом публичный интерес выражается в следующих аспектах:

1. В контексте выполнения таможенными органами услуг по защите законным интересов правообладателей.

2. В контексте осуществления таможенными органами услуг по контролю качества и безопасности вво-

зимой продукции (исходя из общественных интересов безопасности).

3. В контексте осуществления таможенными органами фискальной функции, т.к. незаконное невключение лицензионных платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров приводит к некорректному исчислению таможенных платежей подлежащих уплате декларантом.

Отличительными признаками публичных интересов от частных выступают следующие аспекты:

а) частный интерес касается конкретных лиц, а в связи с этим всегда имеет отношение исключительно данному лицу, которому принадлежит ОИС. (в то время как публичный интерес не принадлежит отдельным лицам, а обществу в целом);

б) публичные интересы относятся к численно неопределенной группе людей;

в) реализация публичных интересов является условием реализации частных интересов, т.е. в иерархии интересов занимает приоритетное место.

Для защиты публичных интересов (интересов государства) при перемещении через таможенную гра-

ницу товаров, содержащих ОИС, таможенные органы наделены компетенцией привлечения к административной ответственности - в частности, по фактам:

Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ч. 1 ст. 7.12 КоАП);

Незаконное использование товарного знака (ст. 14.10 КоАП).

Существуют и другие элементы механизма защиты публичных интересов: например, ч. 2 ст. 16.2 (недостоверное декларирование) КоАП, когда товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом, либо таможенным представителем в ДТ заявлены не соответствующие действительности сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей.

Эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 16.2 КоАП, при условии, что эти сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их величины [4].

Приоритет публичных интересов над частными наглядно демонстрирует реализация принципа «ex officio», когда таможенный орган наделен полномочиями возбуждать дела об административных правонарушениях даже в случае, если заявление правообладателя о защите его прав не предусматривает данной меры.

Рассмотрим модель, которая иллюстрирует возможности расчета индикативных показателей публичных и частных интересов при перемещении через таможенную границу ЕАЭС товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Основой для расчета, т.е. первичными стоимостными показателями могут выступать:

а) контрактная стоимость товара;

б) ценовая информация из внешних источников;

в) величина лицензионных платежей, которая подлежит включению в таможенную стоимость:

• паушального платежа;

• ставки роялти и т.д.

г) величина таможенной пошлины в соответствии со ставкой Единого таможенного тарифа и с учетов величины таможенной стоимости

Указанные выше количественные показатели относятся к абсолютным (т.е. выраженных в стоимостном выражении). В то же время, для оценки соотношения публичных и частных интересов можно использовать ранговые (вероятностные) показатели, которые будут учитывать степень риска нарушения прав правообладателя с учетом распространенности практики контра-факта по видам продукции.

На основании данных ФТС России чаще всего права правообладателей ОИС [5] нарушаются в отношении косметики и парфюмерии, одежды и обуви, табачной и алкогольной продукции, продукции медиа, продукции фармацевтической отрасли. На основании доступных статистических данных для каждой группы товаров присвоим ранговый коэффициент по шкале от 0,5 до 0,1, отражающий риск подделки (см. табл. 1).

Таблица 1

Таблица ранговых коэффициентов,

отражающих вероятность контрафактности продукции1

№ п/п Категория товаров Ранговый коэффициент

1 Косметика и парфюмерия 0,5

2 Табачная и алкогольная продукция 0,4

3 Продукция медиа (диски CD, DVD) 0,3

4 Фармацевтические товары 0,2

5 Прочее 0,1

Указанные выше коэффициенты будут применяться для оценки вероятности, но с другой стороны, для оценки соотношения публичного интереса в контексте степени общественного вреда от контрафактности товара (его качественных свойств) можно использовать индекс степени опасности контрафакта. Индекс, очевидно, будет наиболее высоким для товарной категории фармацевтические товары, алкогольная и табачная продукция, косметика и парфюмерия, далее — одежда и обувь, и в последнюю очередь для продукции медиа (см. табл. 2).

Таблица 2 Таблица ранговых коэффициентов, отражающих величину общественной опасности

контрафактности продукции2

№ п/п Категория товаров Индексный коэффициент

1 Косметика и парфюмерия 3

2 Табачная и алкогольная продукция 4

3 Продукция медиа (диски CD, DVD) 2

4 Фармацевтические товары 5

5 Прочее 1

Таким образом, для количественной оценки частных интересов можно использовать следующее соотношение перечисленных выше показателей:

Индекс ЧИ1= ((КС)+ЛП (ВПП)+П)*Рк, (1)

где Индекс ЧИ1 — индекс, отражающий оценку частных интересов (в случае, если контрактом предусмотрен паушальный лицензионный платеж);

КС — контрактная стоимость;

ЛП (ВПП) — стоимостная величина лицензионного паушального платежа;

П — величина пошлины, подлежащая уплате при включении лицензионного платежа в таможенную стоимость;

Рк — ранговый коэффициент в соответствии с типом продукции отражающий вероятность подделки.

Индекс ЧИ2 =((КС)+ЛП (сумма роялти)+П)*Рк (2)

где Индекс ЧИ2 — индекс, отражающий оценку частных интересов (в случае, если контрактом предусмотрен платеж роялти);

ЛП (сумма роялти) — стоимостная величина ли-

цензионного платежа роялти;

П — величина пошлины, подлежащая уплате при включении лицензионного платежа в таможенную стоимость;

Рк — ранговый коэффициент в соответствии с типом продукции отражающий вероятность подделки.

Индекс ПИ = ((КС)+ЛП +П)*Рк*Ик (3)

где Индекс ПИ — индекс, отражающий оценку частных интересов,

ЛП — стоимостная величина лицензионного платежа подлежащего включению в таможенную стоимость;

П — величина пошлины, подлежащая уплате при включении лицензионного платежа в таможенную стоимость;

Рк — ранговый коэффициент в соответствии с типом продукции отражающий вероятность подделки;

Ик — индексный коэффициент общественной опасности контрафактности продукции.

Для формирования системного и полного представления о методологии оценки соотношения частных и публичных интересов при перемещении через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, рассмотрим порядок расчета индексов на модельных примерах.

Рассмотрим пример с заведомо высокими частными и публичными интересами. Предположим, что на территорию ЕАЭС ввозится партия товара — парфюмерная вода маркированная «Estee Lauder Pleasures eau De Parfum Spay» в стеклянном флаконе с пульверизатором, емкостью 50 мл, объемная доля этилового спирта составляет 74%. Код ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с описанием товара — 3303001000 [2]. Контрактная стоимость партии в 5 000 единиц товара (на основе данных каталога продавца о цене единицы продукции) составляет 2 300 000 руб. (4 600 руб. за единицу).

Предположим, что ставка роялти за использование защищенного товарного знака по условию контракта импортера с компанией Estee Lauder составляет 5,5% от суммы реализации. Импортная пошлина, предусмотренная Единым таможенным тарифом в отношении данного кода ТН ВЭД ЕАЭС, составляет 10,8% [1].

С учетом высокого риска подделки данной категории продукции в соответствии с предложенной таблицей рангов вероятности контрафактности продукции (см. табл. 1) данному товару будет присвоено наибольшее значение ранга - 0,5.

Таким образом, индекс оценки частных интересов при перемещении данного вида продукции будет рассчитываться следующим способом.

Индекс ЧИ2= ((КС)+ЛП (роялти)+П)*Рк = (6)

= (2 300 000 + 2 300 000*0,055 + 2 300 000*0,108)*0,5 = 1337450

где Индекс ЧИ1 — индекс, отражающий оценку

частных интересов (в случае, если контрактом предусмотрен паушальный лицензионный платеж);

ЛП (роялти) — стоимостная величина платежа роялти в % от суммы реализации (в данном случае за нее будет принята контрактная стоимость партии);

П — величина пошлины, подлежащая уплате при включении лицензионного платежа в таможенную стоимость;

Рк — ранговый коэффициент в соответствии с типом продукции отражающий вероятность подделки.

Далее оценим величины публичного интереса при перемещении данной товарной партии, очевидно, он будет заведомо высоким в связи с высокой контрактной стоимостью и относительно высокой ставкой импортной пошлины.

Для расчета у нас есть все показатели кроме рангового коэффициента опасности контрафакта. Для данной товарной партии ранговой коэффициент будет иметь значение 3 (см. табл.2.).

Таким образом, величина индекса оценки публичных интересов будет рассчитана следующим образом:

Индекс ПИ = ((КС)+ЛП +П)*Рк*Ик = (7)

= (2 300 000+(2 300 000 + 2 300 000*0,055 + 2 300 000*0,108)*0,5*0,3 = 4 012 350

где Индекс ПИ — индекс, отражающий оценку частных интересов,

ЛП — стоимостная величина лицензионного платежа подлежащего включению в таможенную стоимость;

П — величина пошлины, подлежащая уплате при включении лицензионного платежа в таможенную стоимость;

Рк — ранговый коэффициент в соответствии с типом продукции отражающий вероятность подделки;

Ик — индексный коэффициент общественной опасности контрафактности продукции.

Аналогично рассмотренного порядка расчета, произведем расчет индексов публичных и частных интересов, в случае если контрактом подразумевается форма паушального лицензионного платежа.

Предположим, что осуществляется ввоз на территорию ЕАЭС для внутреннего потребления партия товара марочного игристого вина следующего описания: вино виноградное игристое высококачественное, красное, брют, с защищенным наименованием по происхождению провинция Шампань «Дом Периньон Винтаж 2002/ Perignon Vintage 2002». Содержание чистого спирта — 9%. В соответствии с описанием был присвоен код ТН ВЭД — 2204101100 [2]. Контрактная стоимость партии в 1 000 единиц товара (на основе данных каталога продавца о цене единицы продукции) составляет 3 840 000 руб. (3 840 руб. за единицу).

Предположим, что величина паушального платежа на производство 1000 единиц товара, маркированного «Perignon Vintage» составила в переводе на руб. — 172 800 руб. «Perignon Vintage» является защищенным

наименованием происхождения, внесенным в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности с 2009 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Импортная пошлина, предусмотренная Единым таможенным тарифом в отношении данного кода ТН ВЭД ЕАЭС, составляет 16,3% [1]. Кроме того, алкогольная продукция относится к подакцизной категории товаров [3]. Это означает, что при оценке частных интересов величина соответствующего индекса должна быть скорректирована еще и с учетом ставки акциза, которая для данного вида товара составляет 25 руб/л спирта.

С учетом заданных параметров используемые для расчета показатели принимают следующие значения: КС = 3 840 000 руб. ЛП (ВПП) = 172 800 руб.

П = 0,163, необходимо также принять во внимание величину акциза, подлежащего уплате, которая в данном случае составит (1000 единиц товара = 1000 л, необходимо рассчитать 9% от 1000 л продукции) = 90 л * 25 руб/л (ставка акциза) = 2250 руб.

Кроме того с учетом отнесения товара к категории «Алкогольная продукция» ранговый коэффициент, отражающий вероятность контрафактности продукции примет значение: Рк = 0,4. В то время как величина индексного коэффициента, отражающего величину общественной опасности контрафактности продукции - Ик будет иметь значение 4.

Таким образом, индекс оценки частных интересов при перемещении через ТГ данной партии товара будет рассчитываться как:

Индекс ЧИ2 = ((КС)+ЛП (величина паушального платежа)+П)*Рк = (8)

(3 840 000 + 172 800 +3 840 000*0,163+2250)*0,4 = 18 563 880

В свою очередь индекс публичных интересов при перемещении через ТГ данной партии товара будет рассчитываться как:

Индекс ПИ = ((КС)+ЛП (величина паушального платежа )+П)*Рк*Ик (9)

= (3 840 000 + 172 800 +3 840 000*0,163+2250)*0,4*4 = 74 255 520

Интерпретация результатов расчета индексов оценки публичных и частных интересов при перемещении через ТГ ЕАЭС товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и рекомендации в отношении применения методологии:

Для обеспечения корректности расчета с учетом разработанной методики необходимо в первую очередь обеспечить правильность и корректность исходных данных, особое внимание следует уделить:

1. Правильности определения величины контрактной стоимости партии товара для этого необходимо:

а) корректность классификации и кодирования товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (с учетом основных правил интерпретации) [2];

б) достоверность ценовой информации необходи-

мо сравнить завяленную стоимость в контракте с ценовой информацией в каталогах, проспектах производителя.

2. Необходимо обеспечить корректность расчета подлежащих включению в таможенную стоимость лицензионных платежей.

3. При расчете индекса оценки публичных интересов необходимо, помимо величины импортной пошлины принимать во внимание величину подлежащего уплате акциза, в случае, если данный вид товара относится к категории подакцизных в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

1 Составлено авторами на основе материалов: Основные результаты деятельности Федеральной таможенной службы в 2014 году (в разрезе государственных программ) [Электрон. ресурс] //Официальный сайт ФТС России. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view.

2 Составлено авторами на основе материалов: Основные результаты деятельности Федеральной таможенной службы в 2014 году (в разрезе государственных программ) [Электрон. ресурс] //Официальный сайт ФТС России. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view.

Литература

1. Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] Консультант Плюс. Режим доступа: World Wide Web. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174763.

2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС [Электронный ресурс] Альта-Софт. Режим доступа: World Wide Web. URL: http:// www.alta.ru.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24 октября 2006 № 18 // Система ГАРАНТ, 2008.

5. Основные результаты деятельности Федеральной таможенной службы в 2014 году (в разрезе государственных программ) [Электрон. ресурс] // Официальный сайт ФТС России. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.customs.ru/index. php?option=com_content&view.

6. Бут Н.Д., Паламарчук А.В. Теоретические и практические основы защиты интеллектуальной собственности: монография. — М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2011. С.109.

7. Рузакова О.А. Право интеллектуальной собственности. — М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004. С. 267.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.