Научная статья на тему 'Методика оценки результатов производственной практики студентов на клинических кафедрах на примере кафедры ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии'

Методика оценки результатов производственной практики студентов на клинических кафедрах на примере кафедры ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
376
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ / STUDENTS' CLINICAL TRAINING COURSE / RESULTS ASSESSMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аболмасов Н. Н., Адаева И. А., Ковальков В. К., Кузьменков А. Н., Морозова Г. А.

В статье анализируются результаты производственной практики студентов 4 курса стоматологического факультета по ортопедической стоматологии в 2015-2016 учебном году с применением автоматизированной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аболмасов Н. Н., Адаева И. А., Ковальков В. К., Кузьменков А. Н., Морозова Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE RESULTS OF STUDENTS’ CLINICAL TRAINING COURSE AT THE CLINICAL DEPARTMENTS BASED ON THE PRACTICAL EXPERIENCE OF THE DEPARTMENT OF ORTHOPEDIC DENTISTRY WITH COURSE OF ORTHODONTICS

The article provides computer-aided analysis of clinical training course in Orthopedic Dentistry of 4th year dentistry students in 2015-2016.

Текст научной работы на тему «Методика оценки результатов производственной практики студентов на клинических кафедрах на примере кафедры ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 616.314-089.28:378.147-388

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ НА КЛИНИЧЕСКИХ КАФЕДРАХ НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ С КУРСОМ ОРТОДОНТИИ

Аболмасов Н.Н., Адаева И.А., Ковальков В.К., Кузьменков А.Н., Морозова Г.А., Соловьев А.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.

Резюме. В статье анализируются результаты производственной практики студентов 4 курса стоматологического факультета по ортопедической стоматологии в 2015-2016 учебном году с применением автоматизированной системы.

Ключевые слова: производственная практика студентов, система оценки результатов.

ASSESSMENT OF THE RESULTS OF STUDENTS' CLINICAL TRAINING COURSE AT THE CLINICAL DEPARTMENTS BASED ON THE PRACTICAL EXPERIENCE OF THE DEPARTMENT OF ORTHOPEDIC DENTISTRY WITH COURSE OF ORTHODONTICS.

Abolmasov N.N., Adaeva I.A., Kovalkov V.K., Kuzmenkov A.N., Morozova G.A., Soloviov A.A.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskaya str., Smolenks, Russia, 214019

Abstract. The article provides computer-aided analysis of clinical training course in Orthopedic Dentistry of 4th year dentistry students in 2015-2016.

Key words: students' clinical training course, results assessment system.

Актуальность

Производственная практика студентов на клинических кафедрах является важной составляющей при подготовке врачей различных специальностей [1, 2, 3, 4].

Студентам стоматологического факультета, помимо общеврачебных манипуляций (по терапии, хирургии, неотложной помощи и т.д.), необходимо освоение профессиональных стоматологических навыков. После 7, 8, 9 семестров студенты направляются в различные лечебные учреждения, являющиеся базами производственной практики СГМУ, и в течение 12 дней, будучи закрепленными за определенными врачами, являющимися непосредственными руководителями, проводят прием пациентов в качестве помощников врача-стоматолога той или иной специальности.

К сожалению, ФГОС предполагает именно такую работу (ассистента врача-стоматолога) в рамках производственной практики. Современное законодательство РФ об образовании (Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ») практически лишило обучающихся возможности более активно участвовать в приеме пациентов, так как ужесточилась юридическая ответственность как врачей, так и лечебного учреждения перед пациентами.

Сложившаяся ситуация привела к тому, что студенты во время производственной практики лишены возможности самостоятельно (даже под контролем руководителя) проводить различные клинические манипуляции, а значительно сократившаяся продолжительность практики (с 18 дней по ФОС до 12 дней по ФГОС) не позволяет проследить всю этапность и последова-

тельность клинических и лабораторных этапов ортопедического лечения пациентов.

Все это привело к тому, что абсолютные показатели, особенно количественные, по проведению профессиональных манипуляций существенно снизились. Также большое влияние на количество принимаемых пациентов и разнообразие отрабатываемых врачебных манипуляций оказывает и место прохождения производственной практики, ряд студентов проходят ее в частных стоматологических учреждениях. Опыт показывает, что количество пациентов в этих учреждениях меньше, чем в крупных (областных, городских и районных) поликлиниках. Анализ результатов производственной практики с 2012 по 2014 год показал (таблица 2) неуклонное снижение количественных показателей по большинству проводимых манипуляций. Цель исследования: оптимизация оценки результатов производственной практики студентов 4 курса стоматологического факультета путем создания автоматизированной системы оценки.

Материал и методы

Для достижения поставленной цели в 2015 году мы, наряду с анализом результатов практики традиционным способом с подсчетом абсолютных показателей по количеству принятых больных и освоенных навыков и сравнению этих данных с предыдущими годами, оценивали результаты работы студентов и по автоматизированной системе оценки результатов, разработанной на кафедре.

В 2015 году производственную практику по ортопедической стоматологии проходили 85 студентов. Большинство сту-

дентов проходили производственную практику в муниципальных лечебных учреждениях Смоленской, Брянской, Калужской, Орловской и Калининградской областей. Данные о проделанной работе каждого студента обрабатывались с использованием табличного редактора «Excel 2013».

В предложенной нами автоматизированной системе оценки на первом этапе определяется средний объем выполнения врачебных манипуляций в сумме по всем показателям (в 2015 году он составил 134 единицы), затем с этой величиной сравнивается объём манипуляций, выполненный каждым студентом, и определяется доля от среднего.

Кроме доли от среднего показателя, при выставлении итоговой оценки по производственной практике, учитывается успеваемость студента за весь предыдущий период обучения (рейтинг), а также качество заполнения дневника, базовая оценка. В результате вычислялся коэффициент, на основании которого выставляется итоговая оценка. Критерии оценки рассчитаны при сравнительном анализе результатов производственной практики прошлых лет по традиционной методике и по предлагаемой нами системе. При коэффициенте менее 450 производственная практика оценивалась на «удовлетворительно», при

коэффициенте от 451 до 800 - «хорошо», при коэффициенте более 800 - «отлично».

Для наглядности приводим пример оценки результатов производственной практики с использованием автоматизированной системы.

Таблица 1

Пример расчета оценки результатов производственной практики

Доля от Базовая Рейтинг Оформление Коэффициент Итоговая

среднего оценка дневника оценка

0,65 4 26 5 338 3

1,46 4 27 4 630 4

1,86 5 30 5 1395 5

Результаты и их обсуждение

Анализ количественных показателей работы студентов в период производственной практики (таблица 2) показал, что отмечается стабильное

снижение объема манипуляций, эта тенденция делает невозможным установление нормы приема пациентов и выполнения врачебных манипуляций.

Таблица 2

Сводный отчет о проделанной работе в среднем на каждого студента за период производственной практики в 2015 году по сравнению с предыдущими годами

Перечень манипуляций 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Кол-во студентов на практике 74 108 118 86 85

1. отработано рабочих дней 12 12 12 12 12

2. принято больных 34 37,7 36,2 29,4 27,9

3. препарировано зубов под коронки 14,9 8,95 9,8 8,0 7,1

4. снятие анатомических слепков 18,3 20,9 19,75 14,0 13,0

5. определение центральной окклюзии 5,5 4,8 4,4 3,4 4,3

6. припасовано коронок 15,9 17.4 16,4 17,9 7,3

7. фиксировано одиночных коронок 14,4 16,88 17,1 8,7 7,3

8. фиксировано мостовидных протезов 4,3 6,88 4,5 3,8 2,8

9. припасовка и наложение частичных съемных протезов всего 6,1 7,36 5,9 3,6 2,7

10. припасовка и наложение полных съемных протезов 3,5 4,24 3,7 2,9 2,2

11. коррекций съемных протезов 4,6 5,76 4,4 4,9 4,0

11. снято несъемных протезов 11,1 6,97 5,3 4,0 2,1

12. консультаций 2,5 7,69 6,8 9,4 7,7

Таблица 3

Итоги производственной практики по сравнению с предыдущими учебными годами

Учебный год Средний балл % оценок

Отлично Хорошо Удовл. Практика не зачтена

2014-2015 3,8 23,5 35,3 41,2 0

2013-2014 3,7 16,3 39,5 44,2 --

2012-2013 3,7 23 48 44 3

2011-2012 3,8 20 44 42 2

В таблице 3 приводятся итоговые результаты производственной практики в сравнении за 2011-2015 гг.

Из таблицы видно, что результаты производственной практики с применением автоматизированной системы оценки сопоставимы с результатами, полученными при традиционной методике.

Заключение

Таким образом, данная автоматизированная методика позволяет объективизировать оценку прохождения производственной практики студентами по ортопе-дитческой стоматологии и, по нашему мнению, может быть использована при подведении итогов производственной практики по другим дисциплинам.

Литература

1. Выходцева, Г.И., Лобанов, Ю.Ф., Иванов, И.В. и др. Рейтинговая оценка знаний студентов при изучении детских болезней - технология, диктуемая временем [Текст]. Успехи современного естествознания. 2010. - № 1. - С. 57-60.

2. Денисов, И.Н., Туркина, Н.В., Васильев, О.В. и др. Общая врачебная практика (семейная медицина); практические навыки [Текст] (мультимедийное учебное пособие) // Успехи современного естествознания. 2010. - № 2. - С. 37-37.

3. Коломиец, О.М. Психолого-педагогические условия повышения уровня подготовки студентов-медиков [Текст] // Русский медицинский журнал. 2011. - № 18. - С. 11221125.

4. Лобанов, Ю.Ф. Летняя производственная практика студентов педиатрического факультета в качестве помощника медицинской сестры. Проблемы и решения [Текст] // Педиатры Алтая - будущему России: материалы научно-практической Всероссийской конференции, посвященной 40-летию педиатрического факультета АГМУ. - Барнаул, 2006. - С. 711-716.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.