Научная статья на тему 'Методика оценки реализации конкурентных преимуществ современными промышленными предприятиями'

Методика оценки реализации конкурентных преимуществ современными промышленными предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕТОДИКА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мочалов В.Д., Мочалова Я.В., Петухов М.В.

Конкурентное преимущество предприятия лежит в основе её успешной деятельности на рынке. Это требует от предприятий внедрение новых перспективных технологий, создания новой продукции, улучшения её качества, расширения ассортимента и многое другое. В ходе исследований установлено, что оценка конкурентных преимуществ является главной задачей любого промышленного предприятия. Важность такой оценки обуславливается тем, что каждое предприятие заинтересовано в усилении своих конкурентных преимуществ, разработке стратегии долгосрочного развития, поиске партнеров по сбыту своей продукции и многое другое. Особенно эта проблема очень актуальна для предприятий промышленности. Считаем, что предложенная нами методика позволит провести комплексную оценку реализации конкурентных преимуществ современных промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки реализации конкурентных преимуществ современными промышленными предприятиями»

Мочалов В.Д., канд. техн. наук, проф., Мочалова Я.В., канд. экон. наук, доц. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Петухов М.В., аспирант

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СОВРЕМЕННЫМИ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Leschinskaya@bsu.edu.ru

Конкурентное преимущество предприятия лежит в основе её успешной деятельности на рынке. Это требует от предприятий внедрение новых перспективных технологий, создания новой продукции, улучшения её качества, расширения ассортимента и многое другое. В ходе исследований установлено, что оценка конкурентных преимуществ является главной задачей любого промышленного предприятия. Важность такой оценки обуславливается тем, что каждое предприятие заинтересовано в усилении своих конкурентных преимуществ, разработке стратегии долгосрочного развития, поиске партнеров по сбыту своей продукции и многое другое. Особенно эта проблема очень актуальна для предприятий промышленности. Считаем, что предложенная нами методика позволит провести комплексную оценку реализации конкурентных преимуществ современных промышленных предприятий.

Ключевые слова: промышленные предприятия, конкурентные преимущества, эффективность, методика, стратегия развития._

Введение. Конкурентная борьба является своего рода импульсом для выживания и динамичного развития многих промышленных предприятий. Следует отметить, что в последнее десятилетие конкурентная борьба приобретает широкомасштабные размеры и носит «острый» характер. Становится очевидным, что сегодня на рынке борьба за потребителя идет не только на уровне цены или качества выпускаемого товара, а на уровне возможностей предприятия предложить и воплотить в товаре новое потребительское свойство. Следовательно, предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы и резко меняющихся рыночных условиях должны сосредотачивать своё внимание не только на внутренних параметрах своей деятельности, но и учитывать факторы внешней среды, а также тактику и стратегию своих конкурентов на рынке. Во многом успех решения задач по реализации конкурентных преимуществ современными промышленными предприятиями зависит от уровня оценки реализации конкурентных преимуществ. Всё это ещё раз подтверждает актуальность выбранной темы исследования.

Методология. Проблемы формирования конкурентных преимуществ предприятия рассматривались отечественными и зарубежными учеными. Значительный вклад в развитие теории конкурентных преимуществ внесли российские ученые такие, как Виханский О.С., Голубков Е.П., Липсиц И.В. и многие другие ученые. Среди зарубежных ученых вклад в исследовании данной проблемы внесли М.Портер, И.Ансофф, М.Треси, К.Боумен и многие другие. Однако, уровень разработки методических подходов к оценке реализации конкурентных преимуществ промышленных предприятий продолжает оставаться недостаточно разработан-

ным В частности, существующие методики оценки реализации конкурентных преимуществ современными промышленными предприятиями не дают комплексного подхода к механизму её формированию. Это обуславливает необходимость продолжения данного исследования.

Основная часть. Чтобы обеспечить высокий уровень конкурентоспособности предприятия, необходимо иметь превосходство в какой-либо сфере перед своими конкурентами на рынке, то есть обладать конкурентными преимуществами [3].

Кроме того, следует четко отличать понятия конкурентоспобность предприятия и конкурентные преимущества. Считаем, что под конкурентоспособностью предприятия понимается способность организации противостоять на рынке другим производителям аналогичной продукции. Само понятие конкурентного преимущества в настоящее время приобрело особую актуальность, поскольку рост компаний во всем мире замедлился, а поведение конкурентов становится все более агрессивным. Главным стало не просто добиться и выявить конкурентное преимущество, а сделать его устойчивым. Конкурентное преимущество - это те характеристики, свойства товара, которые создают для предприятия определенное превосходство над своими конкурентами, а для потребителя - оптимальное сочетание потребительских характеристик товара. Превосходство оценивается в сравнении, поэтому является относительной характеристикой и обусловливается различными факторами. Для успешной деятельности предприятию необходимо выработать стратегию развития, основанную на его конкурентных преимуществах в области разработки новейших

технологий, таких как, например, алмазно-электроэрозионное шлифование [2].

По нашему мнению, под конкурентными преимуществами предприятия следует понимать совокупность уникальных факторов, эффективно используя которые предприятие создает высокотехнологичную продукцию, наращивает производственные мощности и создает предпосылки для долгосрочного развития, что в конечном итоге позволяет ему иметь превосходство перед своими конкурентами на рынке.

Целью исследования является разработка комплексной методики оценки реализации конкурентных преимуществ современными промышленными предприятиями. В рамках поставленной цели должны быть решены следующие задачи: изучить теоретические основы исследования конкурентных преимуществ промышленных предприятий; рассмотреть различные подходы к оценке конкурентных преимуществ; выявить факторы внутренней и внешней среды, влияющие на деятельность промышленных предприятий; разработать комплексную методику оценки реализации конкурентных преимуществ современными промышленными предприятиями.

Сущность конкуренции и её основные движущие силы были подробно рассмотрены в трудах известного экономиста М.Портера. Стратегическая модель анализа 5 сил конкуренции была описана Майклом Портером в 1979 году. Майкл Портер с помощью пяти структурных единиц, свойственных каждой отрасли, описал способы формирования конкурентного преимущества и долгосрочной прибыльности товара, а также способы, с помощью которых компания в долгосрочном периоде может удерживать свою прибыльность и сохранять конкурентоспособность. Теория конкуренции Майкла Портера говорит о том, что на рынке существует пять движущих сил, которые определяют возможный уровень прибыли на рынке. Каждая сила в модели Майкла Портера представляет собой отдельный уровень конкурентоспособности товара:

-рыночная власть покупателей;

-рыночная власть поставщиков;

-угроза вторжения новых участников;

-опасность появления товаров — заменителей;

-уровень конкурентной борьбы или внутриотраслевая конкуренция.

Майкл Портер считал, что данные элементы рынка являются движущими силами рыночной конкуренции, что и легло в название модели - модель пяти сил конкуренции по Портеру. Конкурентный анализ отрасли по Майклу Портеру помогает определить интенсивность и выраженность конкурентных сил в отрасли, найти такую позицию, в которой компания будет мак-

симально защищена от влияния конкурентных сил и сможет со своей стороны оказывать влияние на них. Золотое правило теории пяти сил конкуренции Майкла Портера заключается следующем: чем слабее влияние конкурентных сил, тем больше возможностей к получению высокой прибыли в отрасли имеет компания. И наоборот, чем выше влияние конкурентных сил, тем выше вероятность, что ни одна компания не в состоянии будет обеспечить высокую прибыльность от капиталовложений. А средняя прибыльность отрасли определяется наиболее влиятельными конкурентными силами [1].

Конкурентные преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, то есть с другими продавцами аналогичной продукции, фирмами - потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Майкл Портер считал, что конкурентоспособность страны зависит от того, насколько ее промышленность способна к обновлению и модернизации. Компании достигают преимущества над сильнейшими в мире конкурентами благодаря своей энергии и предприимчивости. Им выгодно иметь сильных соперников на внутреннем рынке, «агрессивных» отечественных поставщиков и требовательных отечественных потребителей.

На формирование и развитие конкурентных преимуществ промышленного предприятия влияют факторы внутренней и внешней среды. К факторам внутренней среды относятся: технические, ресурсные, управленческие, структурные и другие факторы. К факторам внешней среды относятся: рыночные, правовые, информационные факторы, а также политика государства. Таким образом, перечисленные выше факторы внутренней и внешней среды оказывают непосредственное влияние на эффективность функционирования промышленного предприятия. Следует отметить, что оценка конкурентных преимуществ является главной задачей любого промышленного предприятия. Важность такой оценки обуславливается тем, что каждое предприятие заинтересовано в усилении своих конкурентных преимуществ, разработке стратегии долгосрочного развития, поиске партнеров по сбыту своей продукции и многое другое. Особенно эта проблема очень актуальна для предприятий промышленности.

Фатхутдинов Р.А. считает целесообразным применять к оценке конкурентных преимуществ системный, нормативный и комплексный подходы. С позиций системного подхода при интегральной оценке конкурентных преимуществ объектов как систем следует отдельно оценивать факторы внешнего окружения и внутренней структуры систем (или внешние и внутренние

факторы). С позиций комплексного подхода при оценке конкурентных преимуществ следует учитывать технические (технический уровень производства и выпускаемой продукции и т.п.), правовые (стабильность демократических преобразований, системность и обоснованность законодательных актов по различным направлениям права), рыночные (потенциал рынка, сила конкуренции, открытость, маркетинг и т.п.), научные (глубина анализа экономических законов и закономерностей, законов организации, широта и глубина применения научных подходов, современных методов), экономические (рентабельность, устойчивость, финансовые инструменты, обеспеченность ресурсами и др.), организационные (организация производства, труда и менеджмента, логистика, организация рыночной инфраструктуры и т.д.), психологические и другие аспекты обеспечения конкурентоспособности, а также их взаимовлияния. Применение нормативного подхода к оценке будет побуждать организовывать нормирование и мониторинг конкретных факторов преимущества конкретных объектов [3, с.201].

В работе нами предлагается комплексная методика оценки конкурентных преимуществ современных промышленных предприятий. По нашему мнению, методика оценки реализации конкурентных преимуществ должна включать следующие основные этапы:

1. Определение концепции исследования.

2. Проведение анализа факторов внутренней и внешней среды предприятия.

3. Анализ сильных и слабых сторон предприятия.

4. Определение конкурентных преимуществ предприятия.

5. Разработка концепции, направленной на укрепление конкурентных преимуществ предприятия.

6. Управление и контроль конкурентными преимуществами организации.

7. Поиск и отслеживание новых конку-

рентных преимуществ организации.

Считаем, что предложенная нами методика позволит провести комплексную оценку реализации конкурентных преимуществ современных промышленных предприятий. Чем больше предприятие имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше её конкурентоспособность, эффективность и перспективность на рынке товаров и услуг. А для этого, по нашему мнению, необходимо проводить непрерывный мониторинг конкурентных преимуществ, создавать новые конкурентные преимущества и повышать научный уровень управления современных промышленных предприятий.

Выводы. Проведенный анализ позволяет сделать ряд обобщений, которые имеют как теоретическое, так и практическое значение. Считаем, что эффективная конкурентная политика промышленных предприятий должна быть направлена прежде всего на усиление конкурентных преимуществ предприятий, прежде всего в секторах обрабатывающей промышленности. С этой целью необходимо постоянно проводить оценку, отслеживать и создавать новые конкурентные преимущества современных промышленных предприятий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гибсон, Джеймс Л. Организации: поведение, структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2010, 660 с.

2. Мочалов В.Д., Мочалова Я.В., Беззубен-ко Н.К. Качество поверхности и усталостная прочность стали ШХ15 после алмазно-электроэрозионного шлифования // Вестник БГТУ. 2007. №3. С. 79-80.

3. Семченко Ю.М. Конкурентный потенциал и конкурентные преимущества предприятия. М.: ИНФРА-М, 2010. 500 с.

4. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление. М.: ИНФРА-М, 2011. 416 с.

Motchalov V.D., Mochalova Y.V., Petuhov M.V.

THE METHODOLOGY OF ASSESSING THE REALIZATION

OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF MODERN INDUSTRIAL ENTERPRISES

Competitive advantage of the company underlies its success on the market. This requires enterprises the implementation of promising new technologies, creating new products, improving quality, expanding the range and much more. In the course of investigation it was established that the assessment of competitive advantages is the main objective of any industrial enterprise. The importance of this assessment stems from the fact that every company is interested in strengthening its competitive advantages, the development of long-term development strategy, finding partners for sales of its products and much more. Especially, this problem is very relevant for manufacturing companies. We believe that our proposed technique will allow to conduct a comprehensive evaluation of the implementation of the competitive advantages of modern industrial enterprises.

Key words: industrial enterprises, competitive advantages, efficiency, technique, and strategy development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.