УДК 338.487:338.33 DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10307
СИЗЕНЕВА Лидия Александровна
Волгоградский государственный аграрный университет (Волгоград, РФ); кандидат экономических наук, доцент; e-mail: vfatiso_em@mail.ru
Методика оценки потребительской привлекательности региональных туристских продуктов
Целью исследования является разработка универсальной методики оценки привлекательности региональных туристских продуктов различных видов с последующим формированием эффективного механизма использования результатов полученной оценки для привлечения потребителей и совершенствования предложения туристских продуктов на региональном рынке.
Актуальность исследования обусловлена тем, что туристский продукт состоит из крайне разнородных элементов; состав туристского продукта может существенно варьироваться в зависимости от его вида; элементы туристского продукта по разному оцениваются потребителями и соответственно по разному влияют на оценку его привлекательности; единой методики оценки привлекательности туристских продуктов в настоящее время не существует.
Для разработки данной методики оценки потребительской привлекательности региональных туристских продуктов был использован метод индукции, который подразумевает переход от частных факторов и положений к общим выводам.
В основу разработки методики было положено исследование рынка региональных туристских продуктов Волгоградской области: структурирование этих продуктов, изучение в ходе маркетингового исследования значимости их составляющих и элементов для потребителей, их классификация, формирование шкал и критериев их оценки. На базе этого исследования была сформулирована универсальная методика оцени привлекательности региональных туристских продуктов, которая может быть адаптирована и использования для оценки любых туристских продуктов.
Разработанная методика оценки потребительской привлекательности региональных туристских продуктов имеет широкую область применения и практического использования. Предполагается использовать ее в трех основных направлениях: формирование базы данных, позволяющей вести оперативный и объективный мониторинг привлекательности основных региональных туристских продуктов; использование созданной базы данных потребителями для изучения отзывов интересующих категорий туристов о конкретных турпро-дуктах; использование созданной базы данных для подбора туров по параметрам клиента.
Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект №17-12-34032.
Ключевые слова:
туристский продут, потребительская привлекательность, методика оценки привлекательности, составляющие турпродукта, элементы турпродукта, сегментация потребителей, потребительские предпочтения
Введение. В настоящее время в научной литературе по вопросам экономики туризма широкое применение получило понятие «туристская привлекательность региона» как способность определенной территории привлекать к себе внимание туристов благодаря различным условиям и факторам, которые обеспечивают возможность использовать данную территорию с туристическими целями [1, с. 178]. Однако привлеченные в регион туристы с экономической точки зрения являются потребителями конкретных туристских продуктов, предлагаемых на данной территории [2, с. 97]. Вместе с тем, в теории и практике экономики туризма отсутствует методика оценки привлекательности туристского продукта, от востребованности которого зависят все экономические показатели, характеризующие эффективность туристкой отрасли региона [3, с. 48].
Целью данного исследования является разработка универсальной методики оценки привлекательности туристских продуктов различных видов с последующим формированием эффективного механизма использования результатов полученной оценки для привлечения потребителей и совершенствования предложения туристских продуктов на региональном рынке.
Теоретический обзор
Любой туристский продукт представляет собой сложный и неоднородный комплекс товаров и услуг. [4, с. 617]Формирование конкурентоспособных туристских продуктов и оценка привлекательность существующих туристских продуктов должны происходить с учетом и специфики всех входящих в туристский продукт элементов, и значимости каждого элемента для формирования привлекательности продукта в целом. Соответственно, первоочередной задачей при оценке привлекательности турпродуктов является в изучение их структуры.
Анализ литературы по туризму показывает, что среди основоположников сложился достаточно универсальный и обобщенный
подход к трактовке структуры туристского продукта. Так, в большинстве учебников по туризму дается следующее определение: Туристический продукт - совокупность вещественных (предметы потребления), невещественных (услуги) потребительных стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их путешествия (поездки) и вызваны именно этой поездки [5, с. 8; 6, с. 96].
Исходя из данной трактовки, туристский продукт состоит из трех элементов: тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары.
Ядром продукта выступает тур или «туристский пакет» - основной (обязательный) комплексом услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или групповому плану, который имеет серийный характер, предлагается в широкую продажу. Туристский пакет включает четыре обязательных элемента: туристский центр, транспорт, услуги размещения, трансфер.
Критериями деления туристского продукта на данные элементы (тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары) являются:
1) момент оплаты (тур-пакет оплачивается потребителем заблаговременно, а дополнительные товары и услуги - на месте, непосредственно перед или после потребления);
2) обязательность потребления (все составляющие тура клиент практически всегда будет потреблять в той комплектации, которую предложит ему туроператор, а набор товаров и дополнительные услуги он формирует сам по своему желанию в процессе путешествия). Безусловно, на оценку потребителем
всего туристского продукта, то есть на его впечатления от путешествия влияют все три составляющие. Но возможно предположить, что в решающей степени его впечатления зависят от восприятия им того комплекса услуг, который он покупал заранее и в некоторой степе-
ни «вслепую», и элементы которого он уже практически не в состоянии изменить в процессе потребления - то есть от составляющих своего тура.
Также очевидно, что все входящие в туристский продукт элементы можно условно разделить на две группы:
• определяющие (формирующие) впечатление - те элементы, от восприятия которых в решающей степени зависят впечатления туриста и его оценка тур-продукта в целом;
• обеспечивающие потребление - те «технические» элементы, которые необходимы для достижения цели путешествия, но которые сами по себе не формируют положительное впечатление от него.
Первую группу элементов можно условно назвать «то, что привлекает» - а вторую -«то, что не отталкивает». Так, например, если турист едет отдыхать на море, то чистота пляжа и температура воды будут теми ключевыми элементами турпродукта, которые определяют его впечатления о поездки. Если эти элементы соответствовали или превзошли его ожидания, то он скажет: «Было здорово!». А трансфер, довезший туриста из аэропорта до отеля, может лишь не испортить впечатление от поездки, если он во время и без эксцессов доставил туриста до места. Небольшим бонусом к впечатлениям туриста может быть к примеру проведенная по ходу следования трансфера интересная экскурсия. Однако никакие ухищрения водителя и/или экскурсовода транспортного средства на заставят туриста положительно оценить поездку в целом, если он не оценит положительно основные формирующие впечатления элементы тура - в данном примере это пляж и вода.
Очевидно, что отнесение элементов тур продукта определяющим впечатления или обеспечивающим потребление, во первых, довольно условно, а во вторых, будет различаться у различных потребителей и сегментных групп. Так, например, при оценке пляж-
ного тура для одних потребителей качество услуг проживания будет определять впечатления от отдыха в целом, а для других быть несущественным элементом, лишь обеспечивающим потребления основного блага.
В рассмотренной же выше трактовке структуры ядра турпродукта - тура все элементы (туристский центр, транспорт, услуги размещения, трансфер) лишь перечислены как имеющие равное значение. Также основной ключевой элемент тура имеет весьма условное и не вполне исчерпывающее название - туристский центр, под которым понимается район локализации туруслуг [7 с. 46]. Более корректным на наш взгляд было бы назвать данный элемент объектом туристкой привлекательности с учетом того, сколь разнородными могут быть данные объекты.
В литературе по теории и практике туризма предлагается классификация интегрированных туристских продуктов в зависимости от характерных элементов, определяющих сущность продукта. [8, с. 53] Так, выделяются следующие их виды: туристский продукт-событие, туристский продукт-мероприятие, туристский продукт-объект туристский продукт-маршрут, туристский продукт-место.
Анализ данных видов туристских продуктов показывает, что определяющим потребительскую привлекательность, являются такие элементы, как событие и место.
Событие может существовать в виде организованного зрелищного действия любого рода для определенной группы людей (что привлекает и туристов) или специально для туристов (сплав, поход, экскурсия). Место может иметь вид отдельной достопримечательности любого происхождения, серии объектов, территории и т.п.
Сочетание различных вариантов событий и мест даёт нам все существующее многообразие туристских продуктов. В любом туристском продукте ядром, ключевым элементом туристкой привлекательности будет либо событие, либо место в том или ином виде.
Структура туристского продукта, ядром
которого является место, исследована А. Дун-цом а работе «Проектирование и продвижение регионального туристского продукта». Он формулирует следующее определение продукта-места: «Туристский продукт-место -особый, географически выделенный продукт, состоящий из некоторых элементов туристского потенциала (либо существующих простых продуктов) данной территории, объединенных высшей идеей, предопределяющей его оригинальность, уникальность и рыночную привлекательность». Данный продукт сложным сочетанием разнородных и иногда очень далеких друг от друга компонентов, среди которых А. Дунец выделяет [8, с. 57]:
1) наследие - территориальные ресурсы, не связанные с развитием туризма (природа, культура, история и т. п.);
2) инфраструктура - территориальные ресурсы, связанные с развитием туризма и дополняющие первичные компоненты, обогащающие туристское предложение территории (гостиничная, гастрономическая, паратуристская база);
3) добавленная ценность - атрибуты территории, приносящие туристам определенное удовлетворение (идея, название, логотип, образ, стереотипы и т.д.);
4) организация и управление - любые структуры и действия, позволяющие функционировать перечисленным элементам в качестве туристского продукта. Все компоненты можно выделить в типовых территориальных туристских продуктах.
Таким образом, анализ литературы по туризму выявил, что:
1) туристский продукт состоит из крайне разнородных элементов;
2) состав туристского продукта может существенно варьироваться в зависимости от его вида;
3) элементы туристского продукта по разному оцениваются потребителями и соответственно по разному влияют на оценку его привлекательности;
4) единой методики оценки привлекатель-
ности туристских продуктов в настоящее время не существует.
Данные и методы Для разработки предлагаемой в настоящей статье методики оценки потребительской привлекательности региональных туристских продуктов был использован метод индукции, который подразумевает переход от частных факторов и положений к общим выводам.
В основу разработки методики было положено исследование рынка региональных туристских продуктов Волгоградской области: структурирование этих продуктов, изучение значимости их составляющих и элементов для потребителей, их классификация, формирование шкал и критериев их оценки. На базе этого исследования была сформулирована универсальная методика оцени привлекательности региональных туристских продуктов, которая может быть адаптирована и использования для оценки любых туристских продуктов, а также для их продвижения.
Исследование региональных туристских продуктов Волгоградской области было проведено в несколько этапов:
1) определение основных типов региональных туристских продуктов Волгоградской области;
2) выделение оставляющих турпродуктов, а в рамках каждой составляющей - выделение конкретных элементов, формирующих данную составляющую;
3) формирование шкал и критериев оценки для каждого типа элементов туристского продукта;
4) формирование анкеты для изучения мнения существующих и потенциальных потребителей о значимости различных составляющих и элементов туристских продуктов и отнесении элементов туристских продуктов к формирующим впечатление и обеспечивающим потребление;
5) расчет необходимой численности выборки для анкетирования и определения структуры анкетируемых по поло-
возрастным группам;
6) проведение анкетирования;
7) обработка результатов анкетирования, интерпретация и оценка полученных данных;
8) формирование системы оценки региональных туристских продуктов. Рассмотрим данные и методы, использованные при реализации каждого из вышеназванных этапов.
В Волгоградской области основными видами аттракций, привлекающих туристов в регион, являются достопримечательности, связанные с Великой Отечественной войной (прежде всего, мамаев курган и Панорама Сталинградской битвы) и религиозные объекты (прежде всего монастыри). [9, с. 494] Таким образом, основными видами туризма в регионе является военно-исторический и религиоведческий. Соответственно, общую направленность туров, направленных на посещения данных достопримечательностей, можно обозначить как экскурсионные, когда туристы едут прежде всего смотреть объекты, имеющие культурное/историческое и /или духовное значение. Организационно экскурсионный туризм в Волгоградской области представлен двумя типами туристских продуктов:
• туры, когда приезжают жители других регионов и в состав турпродукта наряду с экскурсионной программой входят хотя бы одна ночевка и дорога в регион и обратно;
• экскурсии для местных жителей региона, которые не предполагают ночевки в коллективных средствах размещения и перемещений между регионами.
Для выявления составляющих и элементов данных видов турпродуктов была сформирована экспертная группа, включавшая представителей целевого сегмента потребителей - то есть граждан, на которых по данным мета теоретического исследования ориентирована туристская индустрия Волгоградской области: группы Российских школьников и студентов, потомков участников Великой Отечественной войны, а также семейных и
транзитных туристов, воспринимающих Волгоградский регион как перекрёсток цивилизаций, в составе 12 человек [10, с. 290].
В результате фокусированного интервью с экспертной группой были выделены следующие составляющие туристского продукта «экскурсионный тур»:
1) экскурсионные объекты;
2) работа экскурсовода;
3) организация тура;
4) инфраструктура.
В составе туристского продукта «экскурсия» выделены следующие составлявшие:
1) экскурсионные объекты;
2) работа экскурсовода;
3) организация экскурсии.
n w «
В дальнейшем в рамках каждой составляющей были выделены формирующие ее элементы, оценка которых влияет на восприятие и впечатление потребителей, структурированно представленные в таблицах 1 и 2.
При обсуждении критериев оценки с членами экспертной группы стало очевидно, что различные элементы туристского продукта по-разному оцениваются потребителями [11, c. 246]:
• с точки зрения своей значимости для конкретного человека;
• с точки зрения «предназначения» данного элемента в составе туристского продукта: он может быть предназначен для создания условий для выполнения программы тура либо же призван сформировать впечатления от тура. Соответственно, было предложено использовать следующие шкалы оценки:
а) при проведении анкетирования:
• значимость каждой составляющей тур-продукта (экскурсионные объекты, работа экскурсовода, организация тура и инфраструктура) для потребителей следует оценивать по шкале: очень важно / важно / нейтрально / не важно;
• значимость каждого элемента турпродукта оценивать по 10-бальной шкале (0 - совершенно не важен, 10 - очень важен);
Таблица 1 - Структура туристского продукта «экскурсионный тур»
№ Характеристика
1 Экскурсионные объекты
1.1 Познавательная/культурная /духовная ценность объектов
1.2 Доступность объектов для обзора
1.3 Подбор объектов показа
1.4 Логическая упорядоченность показа экскурсионных объектов
2 Работа экскурсовода
2.1. Содержание изложения:
2.1.1 Информационная насыщенность и содержательность речи экскурсовода
2.1.2 Информация подана в доступной для восприятия на слух форме
2.2. Манера изложения:
2.2.1 Оптимальная четкость и громкость речи
2.2.2 Образность и яркость речи
2.2.3 Организация обратной связи с туристами
3 Организация тура
3.1 Время тура
3.1.1 Достаточное количество свободного времени на объектах
3.1.2 Время нахождения на экскурсионных объектах
3.2. Транспорт подвоза (осуществляющий доставку туристов в регион)
3.2.1 Уровень комфорта транспортного средства
3.2.2 Безопасность транспортного средства и маршрута следования
3.3 Организация трансфера и экскурсионных перевозок
3.3.1
3.3.2
3.3.3
3.4
3.4.1 Организация перемещений туристкой группы
3.4.2 Организация расселения и питания по маршруту
3.4.3 Манера общения сопровождающего с туристами и сотрудникам объектов показа 4 Инфраструктура
4.1 Средства размещения
4.1.1 Общий уровень комфорта гостиницы
4.1.2 Качество гостиничного номера
4.1.3 Качество обслуживания в гостинице
4.1.4 Удобство местоположения гостиницы
4.1.4 Возможность получения дополнительных услуг в гостинице
4.2. Предприятия питания
4.2.1 Качество приготовления пищи и организация питания в гостинице
4.2.2 Качество приготовления пищи и организация питания во время тура
4.2.3 Возможность организации дополнительного питания по желанию туриста
4.3. Организация досуга туристов
4.3.1 Возможность посещения досуговы мероприятий (театр, цирк и т.п.)
4.3.2 Организация досуговых мероприятий в гостинице
4.4. Прочие элементы туристкой инфраструктуры
4.4.1 Доступность объектов, необходимых для удовлетворения гигиенических потребностей туристов вблизи объектов показа
4.4.2 Наличие мет продажи туристских товаров вблизи объектов показа
Своевременность подачи трансфера Уровень комфорта транспортного средства Безопасность транспортного средства Работа сопровождающего
Таблица 2 - Структура туристского продукта «экскурсия»
№ Характеристика
1 Экскурсионные объекты
1.1 Познавательная/культурная /духовная ценность объектов
1.2 Доступность объектов для обзора
1.3 Подбор объектов показа
1.4 Логическая упорядоченность показа экскурсионных объектов
2 Работа экскурсовода
2.1. Содержание изложения:
2.1.1 Информационная насыщенность и содержательность речи экскурсовода
2.1.2 Информация подана в доступной для восприятия на слух форме
2.2. Манера изложения:
2.2.1 Оптимальная четкость и громкость речи
2.2.2 Образность и яркость речи
2.2.3 Организация обратной связи с туристами
3 Организация экскурсии
3.1 Время экскурсии
3.1.1 Достаточное количество свободного времени на объектах
3.1.2 Время нахождения на экскурсионных объектах
3.2. Транспорт
3.2.1 Уровень комфорта транспортного средства
3.2.2 Безопасность транспортного средства и маршрута следования
3.3 Работа сопровождающего
3.4.1 Организация перемещений группы экскурсантов
3.4.3 Манера общения сопровождающего с туристами и сотрудникам объектов показа
3.4 Инфраструктура
3.4.1 Доступность объектов, необходимых для удовлетворения гигиенических потребностей
3.4.2 Наличие мет продажи туристских товаров вблизи объектов показа
3.4.3 Наличие доступных мест питания вблизи объектов показа
б) при оценке конкретных туристских продуктов:
• оценка каждого элемента туристского продута, формирующего впечатление, выставляется по десятибалльной шкале (от 0 до 10);
• оценка каждого элемента туристского продукта, обеспечивающего потребление, осуществляется по пятибалльной шкале (от -5, если данный элемент испортил туристам впечатление до 0, если он не испортил впечатление и создал необходимые условия для его получения). При проведении анкетирования ставились следующие задачи:
1) оценка степени важности для потребителей каждого из составляющих туристских
продуктов;
2) оценка степени важности каждого из элементов туристского продукта;
3) разделение элементов туристского продукта на формирующие впечатление и обеспечивающие потребление.
Очевидно, что туристский продукт «экскурсия» по составу является некой «усеченной» формой туристского продукта «экскурсионный тур». Поэтому при проведении анкетирования респондентам предлагалось не две, а одна анкета, в которой однородные и повторяющиеся элементы, представленные в таблицах 1 и 2, были сгруппированы в целях в целях упрощения.
В результате проведения группировок 31 элемент турпродукта «экскурсионный тур» и
17 элементов турпродукта «экскурсия» были сгруппированы в 17 элементов, вошедших в анкету для изучения потребительских предпочтений о значимости каждого из этих элементов для формирования потребительской привлекательности и определения типа каждого из элементов (табл. 4).
В соответствии с поставленными задачами, анкетирование включало в себя три этапа.
На первом респондентам предлагалось оценить степень важности для себя каждого из составляющих экскурсионного тура, расставив галочки в представленной табл. 3.
На втором этапе необходимо было оценить значимость каждого из элементов, составляющих туристский продукт «экскурсионный тур». Для этого нужно было расставить оценки от 0 до 10 (0 - совершенно не важен, 10 - очень важен) каждому элементу в зави-
симости от того, насколько он важен лично для респондента и влияет на то, будет ли для него привлекателен данный тур. В предложенной в анкете таблице также содержались расшифровки каждого элемента.
На третьем этапе стояла задача разделить все элементы на две группы: формирующие впечатление и обеспечивающие потребление. Для этого респондентам предлагалось выбрать из всего перечня элементов турпродукта «экскурсионный тур» те, которые, по их мнению, более всего формируют впечатление от самого тура, определяет то, насколько он им понравился, отметив их «галочкой» в общем перечне.
В конце анкеты респондентам предлагалось оставить краткую информацию о себе, указав свой пол, возрастной диапазон, уровень образования и район проживания.
Таблица 3 - Фрагмент анкеты для оценки значимости различных составляющих туристского продукта «<экскурсионный тур»
Составляющая экскурсионного тура Очень важно Важно Нейтрально Не важно
1.1. Экскурсионные объекты То, что Вы смотрели на экскурсиях, входящих в тур, насколько эти объекты показа были Вам интересны, насколько они отвечают вашим познавательным и/или духовным потребностям
1.2. Работа экскурсовода То, что и как Вам рассказывал экскурсовод. Текст экскурсии, манера изложения, манера общения с экскурсантами
1.3. Организация тура То, насколько четко была организована экскурсионная программа, расселение и питание, досуг туристов. Насколько оптимальным было время тура в целом и время пребывания у конкретных объектов, насколько удобным и безопасным были транспортные средства, осуществившие доставку туристов в регион и трансфертные перевозки
1.4. Инфраструктура Качество гостиничных услуг, оказанных туристам и услуг питания. Насколько оборудованные места показа необходимыми объектами туристкой инфраструктуры (кафе, туалетами, сувенирными киосками и т.п.)
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Таблица 4 - Фрагмент анкеты для оценки значимости различных элементов туристского продукта «экскурсионный тур»
Элемент
Оценка значимости (0-10)
2.1. Познавательная / культурная / духовная ценность объектов показа
Насколько интересно/увлекательно/познавательно было увидеть те объекты, которые Вам показали на экскурсиях
2.2. Доступность объектов для обзора
Насколько удобным был подход и место нахождения у объекта показа, чтобы Вы смогли услышать и рассмотреть все то, что вам было интересно_
2.3. Подбор экскурсионных объектов и логическая упорядоченность их показа
Насколько количество показанных в ходе экскурсии объектов было достаточным. Не была ли экскурсия перегружена объектами показа
Были ли объекты показа объединены общей идеей, замыслом или последовательность их показа была стихийной (демонтировали все, что представляло интерес по ходу следования)_
2.4. Информационная насыщенность и содержательность речи экскурсовода
Содержание речи экскурсовода, то, насколько информация интересна, познавательна, относится к объектам показа. Насколько информация подана в доступной для восприятия на слух форме_
2.5. Оптимальная четкость и громкость речи экскурсовода
Насколько манера речи экскурсовода не усложняла восприятие информации
2.6. Образность и яркость речи экскурсовода
Насколько речь не была сухим пересказом исторических и научных фактов, а содержала эпитеты, метафоры, цитаты, пословицы и т.п.
2.7. Организация обратной связи с экскурсантами
Удалось ли экскурсоводу наладить живой диалог с экскурсантами, обращался ли он к ним с риторическими вопросами, была ли у экскурсантов возможность уточнить интересующие подробности или экскурсия велась в форме монолога без обратной связи
2.8. Достаточное количество времени на объектах
Было ли достаточно ли времени на объектах, чтобы туристы все рассмотрели, при желании сфотографировали и при этом не простаивали, ожидая перехода к новому объекту. Было ли туристам предоставлено достаточное количество свободного времени в ходе тура для удовлетворения личных потребностей.
2.9. Уровень комфорта транспортных средств, осуществлявших доставку туристов в регион и экскурсионные перевозки
То, насколько комфортным воспринималось транспортное средство и не доставляли ли его недостатки дискомфорт туристам_
2.10. Безопасность транспортных средств, которым туристы прибыли в регион и осуществлявших экскурсионные перевозки
То, насколько безопасным воспринималось транспортное средство и не доставляли ли особенности транспортного средства или манеры его водителя дискомфорт туристам
2.11. Организация перемещений туристкой группы расселения и питания по маршруту
То, насколько сопровождающий группы туристов четко и эффективно организовывал встречу и проводы туристов, расселение и питание по маршруту следования, доставку людей до объектов, разрешал текущие технические вопросы.
2.12. Манера общения сопровождающего с туристами и сотрудникам объектов показа
Насколько приветлив и вежлив был сопровождающий с туристами, насколько эффективным было его взаимодействие с сотрудниками экскурсионных объектов
Элемент Оценка значимости (0-10)
2.13. Качество гостиничных услуг Насколько общий уровень комфорта гостиницы, качество гостиничного номера, качество обслуживания, ассортимент услуг отвечали требованиям туристов. Насколько удобным было расположение гостиницы как для организации досуга, так и для организации доставки на экскурсионные объекты
2.14. Качество приготовления пищи и организация питания Насколько качество приготовления пищи, ассортимент и организация питания в гостинице и во время экскурсионной программы отвечали требованиям туристов
2.15. Возможность посещения досуговых мероприятий Была ли организована для туристов возможность в свободное время посещать досу-говые мероприятия по своему выбору (театр, цирк и т.п.)
2.16. Доступность объектов, необходимых для удовлетворения гигиенических потребностей туристов Насколько места расположения основных объектов показа оборудованы туалетами и рукомойниками
2.17. Наличие мест продажи туристских товаров вблизи объектов показа Имеются ли в местах расположения основных объектов показа сувенирные киоски и пункты продажи прочих туристских товаров
Следующим этапом исследования являлось определение необходимой численности выборки. Данный расчет был произведен с помощью онлайн-калькулятора, представленного на сайте Центра Маркетинговых Компетенций Marketolog.Biz1
Для проведения расчетов в программу-калькулятор были внесены три переменные:
• доверительная вероятность 95%;
• доверительный интервал ±5%;
• генеральная совокупность - общая численность граждан РФ, предъявляющих спрос на туры и экскурсии в Волгоградском регионе. Данное исследование было проведено в конце 2017 г., когда наиболее актуальные данные о численности туристов и экскурсантов в Волгоградской области имелись за 2016 год. Эта численность составила 2446 человек2.
Исходя из этих данных, размер генеральной выборки составил 332 человека. Далее необходимо было разбить эту совокуп-
1 http://marketolog.biz/index.php?pid=75
2 По данным отчета Агентства развития туризма и социокультурных проектов Волгоградской области «Мони-
торинг туристической отрасли Волгоградской области за 2014-2016 годы»
ность на интересующие нас половозрастные группы. С точки зрения дифференциации туристских предпочтений, интерес представляет разделение на мужчин и женщин следующих возрастных категорий:
• молодёжь (15-34 года);
• средний возраст (35-54 года);
• люди старшего возраста (55 лет и >).
Поскольку туристами и экскурсантами в
Волгоградской области могут быть представители всех регионов РФ, то разбивка выборки на половозрастные группы была проведена на основании данных о структуре населения в целом по РФ, которая была определена по данным таблицы «Распределение населения Российской Федерации по полу и возрастным группам (на 1.01.2017г.)», представленной на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в разделе «Официальная статистика \ Население \ Демогра-фия»3. Полученное разделение выборки (332 чел.) на интересующие нас половозрастные группы представлено в табл. 5.
3 http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/demography/
Таблица 5 - Расчет численности респондентов половозрастным группам с учетом среднего по РФ распределения населения по полу и возрасту
Группа Число респондентов, чел. Доля, % Число респондентов, чел.
женщин мужчин женщин мужчин
Молодежь 107 49,36 50,64 53 54
Средний возраст 111 52,08 47,92 58 53
Старший возраст 114 62,22 37,78 71 43
Итого 332 - - 182 150
С учетом рассчитанных значений численности респондентов каждой из половозрастных групп было проведено анкетирование 332 человек, проживающих как в Волгоградской области, так и в других субъектах РФ.
Модель
Проанализируем модель регионального туристского продукта, полученную в результате проведенного исследования.
На первом этапе исследования респондентам предлагалось оценить степень важно-
Как видно, для туристов любого пола и возраста наиболее важной составляющей экскурсионного тура является организация тура, включающая в себя то, насколько четко была организована экскурсионная программа, расселение и питание, досуг туристов, насколько оптимальным было время тура в целом и время пребывания у конкретных объектов, насколько удобным и безопасным были транспортные средства, осуществившие доставку туристов в регион и трансфертные перевозки.
Данный вывод имеет существенное значение для туристских фирм, поскольку организация тура более, чем остальные составля-
сти для себя каждого из составляющих экскурсионного тура. Оценки потребителей были переведены в баллы по следующей системе:
• очень важно - 4 балла;
• важно - 3 балла;
• нейтрально - 2 балла;
• не важно - 1 балл.
Исходя из этих оценок, были рассчитаны средние значения важности каждой составляющей турпродукта у каждой половозрастной группы. Результаты представлены в табл. 6.
ющие турпродукта, зависит от усилий фирмы. Это дает возможность формировать конкурентоспособный туристский продут даже тогда, когда имеется недостаток объектов туристского интереса или несовершенная туристская инфраструктура [12, с. 106].
А вот второй по значимости составляющей экскурсионного тура у мужчин всех возрастов является работа экскурсовода. Для женщин среднего и пенсионного возраста второй по значимости составляющей являются экскурсионные объекты. Состояние туристской инфраструктуры ни для кого, кроме молодых женщин не является особо значимым фактором привлекательности тура в регион.
Таблица 6 - Средние значения оценки важности потребителями составляющих туристского продукта «экскурсионный тур»
Составляющие туристского продукта Женщины Мужчины
15-34 35-54 55 и > 15-34 35-54 55 и >
1.1. Экскурсионные объекты 3,02 3,29 3,28 3,13 3,22 3,00
1.2. Работа экскурсовода 3,06 3,17 3,25 3,25 3,25 3,15
1.3. Организация тура 3,21 3,44 3,43 3,40 3,39 3,08
1.4. Инфраструктура 3,19 3,25 3,26 3,23 3,14 3,00
Хотя, следует отметить, что различия между оценками отельных составляющих тура у всех потребителей не столь существенны, колеблются от 3 до 3,45 балла, то есть в целом все составляющие для их восприятия оцениваются как важные.
Представленные дынные позволяют увидеть гендерные различия у потребителей в оценке одних и тех же элементов туристских продуктов. Из таблицы видно, что 16 из 17 элементов турпродукта «экскурсионный тур» имеют для женщин в целом существенно
Следующим этапом была оценка значимости отдельных элементов туристского продукта по десятибалльной шкале. Здесь также были рассчитаны средние значения в исследуемых половозрастных группах. Результаты представлены в табл. 7.
большее значение, чем для мужчин. Причем, в большинстве случае разница наивысших и самых низших оценок составляет более одного балла.
Результаты исследования показывают, что значимость большинства элементов тур-
Таблица 7 - Средние оценки значимости для потребителей элементов туристского продукта «<экскурсионный тур»
№ Элементы туристского продукта Женщины Мужчины
15-34 35-54 55 и > 15-34 35-54 55 и >
1. Познавательная/культурная /духовная ценность объектов показа 8,45 8,61 8,96 8,34 8,31 7,69
2. Доступность объектов для обзора 8,15 8,23 8,51 7,92 7,46 7,77
3. Подбор экскурсионных объектов и логическая упорядоченность их показа 7,18 7,89 7,91 7,79 7,46 6,77
4. Информационная насыщенность и содержательность речи экскурсовода 8,44 8,55 8,25 8,47 8,40 7,69
5. Оптимальная четкость и громкость речи экскурсовода 8,02 8,35 8,58 8,06 7,57 7,19
6. Образность и яркость речи экскурсовода 7,91 8,55 8,53 7,55 7,91 7,96
7. Организация обратной связи с экскурсантами 7,00 8,32 7,77 7,45 8,34 7,77
8. Достаточное количество времени на объектах 7,44 7,84 8,17 7,96 7,66 7,35
9. Уровень комфорта транспортных средств, осуществляв ших доставку туристов в регион и экскурсионные перевозки 7,95 9,73 8,55 7,77 8,00 7,85
10 Безопасность транспортных средств, которым туристы прибыли в регион и осуществлявших экскурсионные перевозки 8,56 8,69 8,72 8,53 8,20 7,92
11 Организация перемещений туристкой группы расселения и питания по маршруту 8,38 8,44 8,57 8,02 7,94 8,04
12 Манера общения сопровождающего с туристами и сотрудникам объектов показа 8,36 8,39 8,47 8,45 7,71 7,77
13 Качество гостиничных услуг 8,55 8,27 8,11 7,79 7,54 7,58
14 Кач ество приготовления пищи и организация питания 8,42 8,32 8,30 8,28 7,54 7,50
15 Воз можность посещения досуговых мероприятий 7,13 6,68 7,34 7,30 6,77 6,38
16 Доступность объектов, необходимых для удовлетворения гигиенических потребностей туристов 8,07 8,19 8,38 8,19 7,46 8,27
17 Наличие мест продажи туристских товаров вблизи объектов показа 6,16 6,39 6,00 7,17 6,57 5,81
продукта у женщин с возрастом увеличивается, а у мужчин с возрастом снижается. Так, женщины пенсионного возраста выше всех других категорий потребителей оценили важность 10 из 17 элементов тура, а мужчины от 55 лет и старше ниже всех других респондентов оценили важность 9 из 17 элементов. При этом молодые женщины выше других оценили важность только 2 элементов, а молодые мужчины - ниже всех оценили значимость тоже только 2 элементов [13, с. 422].
Полученные данные позволяют сделать вывод, что в целом женщины с возрастом становятся более взыскательными потребителями, требовательными ко многим аспектам турпродукта и обслуживания, а мужчины с возрастом наоборот становятся менее требовательными туристами, что в целом соответствует выводам, полученным в ряде других исследований [14, с. 333; 15, с. 10; 16, ^ 38].
Очевидно, что наименее значимым элементом турпродукта абсолютно для всех категорий потребителей является наличие мест продажи туристских товаров вблизи объектов показа. 5 элементов не вошло в число приоритетных ни у одной половозрастной группы. Это:
• доступность экскурсионных объектов для обзора;
• подбор экскурсионных объектов и логическая упорядоченность их показа;
• достаточное количество времени на осмотр объекта;
• качество приготовления пищи и организация питания;
• возможность посещения досуговых мероприятий.
Все остальные элементы вошли в число приоритетных у 1- 4 групп туристов.
Третьей задачей проводимого социологического исследования являлось разделения всех элементов туристского продукта на формирующие впечатления и обеспечивающие потребление. Данная задача была наиболее сложной: при проведении пилотных вариантов анкетирования становилось ясно, что респонденты не всегда понимают, что от них
требуется. Данная часть анкеты неоднократно перерабатывалась [17, с. 123], и в итоге респондентам было предложено выбрать из общего перечня элементов те элементы, которые более всего формируют их впечатление от самого тура, определяет то, насколько он им понравился. Но все равно в отдельных группах потребителей, где анкетирование носило формализованный характер и не сопровождалось комментариями и разъяснениями разработчиков, результаты были получены не вполне адекватные. Так, например, оптимальная четкость и громкость речи экскурсовода по определению не может сформировать самостоятельное положительное впечатление: ведь если это лишь необходимое условие донести до экскурсантов нужную информацию. Сама эта информация и манера ее подачи может понравиться или не понравиться. А если речь экскурсовода при этом была четкой, то это может лишь не испортить то впечатление, которая она оставила. Тем не менее, в каждой группе от 11 до 24 человек отнесли ее к числу элементов, формирующих впечатление.
В силу этого предлагается разделение элементов туристского продукта «экскурсионный тур» на формирующие впечатление и обеспечивающие потребление проводить в целом по исследуемой совокупности без учета разделения на половозрастные группы. Для осуществления такого разделения необходимо:
• рассчитать общее число раз, которое каждый конкретный элемент был отнесен респондентами к число формирующих впечатление;
• сравнить данное число с половиной исследуемой совокупности (166 чел.);
• если разница положительная, то есть больше половины респондентов выделили данный элемент - то он относится к числу формирующих впечатление;
• если разница отрицательная, что есть меньше половины респондентов отнесли его к формирующим впечатление - то он относится к числу обеспечивающих потребление.
По данной методике получилось, что к формирующим впечатление относятся следующие элементы туристского продукта «экскурсионный тур»:
1) познавательная / культурная / духовная ценность объектов показа;
2) доступность объектов для обзора;
3) подбор экскурсионных объектов и логическая упорядоченность их показа;
4) информационная насыщенность и содержательность речи экскурсовода;
5) образность и яркость речи экскурсовода;
6) уровень комфорта транспортных средств, осуществлявших доставку туристов в регион и экскурсионные перевозки;
7) качество гостиничных услуг;
8) качество приготовления пищи и организация питания.
К обеспечивающим потребление относятся все остальные элементы, в частности:
1) оптимальная четкость и громкость речи экскурсовода;
2) организация обратной связи с экскурсантами;
3) достаточное количество времени на объектах;
4) безопасность транспортных средств, которым туристы прибыли в регион и осуществлявших экскурсионные перевозки;
5) организация перемещений туристкой группы расселения и питания по маршруту;
6) манера общения сопровождающего с туристами и сотрудникам объектов показа;
7) возможность посещения досуговых мероприятий;
8) доступность объектов, необходимых для удовлетворения гигиенических потребностей туристов;
9) наличие мест продажи туристских товаров вблизи объектов показа.
Как было отмечено выше, шкалы оценки каждого элемента туристского продукта дифференцируются по видам элементов:
• оценка каждого элемента туристского продута, формирующего впечатление, выставляется по десятибалльной шкале (от 0 до 10);
• оценка каждого элемента туристского продукта, обеспечивающего потребление, осуществляется по пятибалльной шкале (от -5, если данный элемент испортил туристам впечатление до 0, если он не испортил впечатление и создал необходимые условия для его получения).
Примеры уточненных шкал оценки применительно исходным элемента туристского продукта «экскурсионный тур» представлены в табл. 9.
Элементы турпродукта «экскурсия» практически дублируют 17 элементов турпродукта «экскурсионный тур» и поэтому представленные критерии оценки подходят и к турпродукту «экскурсия».
Результаты Полученные на примере рынка региональных туристских продуктов Волгоградской области данные позволяют сформулировать универсальную методику оценки региональных туристских продуктов. Охарактеризуем основные этапы методики.
1. Определение типа регионального туристского продукта, привлекательность которого нужно оценить.
2. Формирование экспертной группы из представителей целевого сегмента потребителей для выявления структуры данного типа региональных туристских продуктов.
3. Выявление в ходе фокусированного интервью с экспертной группой составляющих региональных туристских продуктов и деление этих составляющих на отдельные оцениваемые элементы
4. Разделение совокупности существующих и потенциальных потребителей данного типа туристских продуктов на различные половозрастные группы, которые могут иметь отличные друг от друга оценки значимости отдельных составляющих и элементов туристского продукта (это имеет смысл делать, если совокупность потребителей достаточно разнородна) [18, ^ 759; 19, с. 260].
Таблица 9 - Примеры шкал оценки отдельных элемента туристского продукта
«экскурсионный тур»
Элемент туристского продукта Шкала оценки
Формирующие впечатление элементы Обеспечивающие потребление элементы
Познавательная / культурная / духовная ценность экскурсионных объектов 0 - объекты показа не имеют познавательной/культурной /духовной ценности +10 -объекты показа представляют интерес и имеют высокую познавательную/ культурную / духовную ценность
Доступность объектов для обзора 0- не обеспечена возможность восприятия на должном уровне интересующих экскурсантов объекты в ходе экскурсии (нет возможности подойти, рассмотреть, ощутить иным образом объекты туристкой привлекательности) +10 - объекты показа доступны для восприятия и познания, оборудованы возможностью подхода/ просмотра/ слушания/ осязания
Оптимальная четкость и громкость речи экскурсовода -5 - речь экскурсовода достаточно чёткая и громкая, не затрудняет восприятие материала экскурсии 0 - речь экскурсовода достаточно чёткая и громкая, не затрудняет восприятие материала экскурсии
Образность и яркость речи 0- сухая манера изложения, не помогает восприятию +10 - речь экскурсовода живая, образная, с юмором/элементами фольклора/творчества
Достаточное количество свободного времени на объектах -5 - экскурсантам не предоставлено свободное время на объектах показа 0 - экскурсантам предоставлено достаточно свободного времени на объектах показа
Уровень комфорта транспортного средства - транспортное средство заставляло испытывать дискомфорт (неудобно было сидеть/не обеспечивало обзорности/дуло/дребезжало и т.п.) +10 - транспортное средство было комфортным, обеспечивало удобство передвижения и необходимый обзор
Манера общения сопровождающего с туристами и сотрудникам объектов показа - 5 - сопровождающий был не в состоянии быстро и корректно решать организационные вопросы, был не вежлив с туристами и/или сотрудниками объектов показа, +5 - сопровождающий эффективно решал любые организационные вопросы с вопросы с сотрудниками объектов показа, был приветлив с туристами
5. Определение необходимой численности выборки [20, с. 292] для изучения значимости составляющих и элементов туристских продуктов у каждой группы потребителей. Рекомендуется для этого использовать стандартный он-онлайн калькулятор, имеющихся в интернет-ресурсах (например, http://allcalc.ru/ node/100), и при проведении расчетов исходить из следующих условий:
• доверительный интервал - 95%
• погрешность ± 5 %
• размер генеральной совокупности -существующая (если данный туристский продут уже реализуется на рынке) или прогнозная (если данный туристский продут только проектируется к внедрению) численность потребителей данного турпродукта.
6. Расчет численности опрашиваемых в каждой выделенной в п.4 половозрастной группе. Производится пропорционально доли этой группы в общей численности потребителей данного тур-продукта (за основу берутся существующие или прогнозные значения этих данных).
7. Проведение анкетирования. Каждой выделенной группой потребителей должна быть проведена:
• Оценка степени значимости каждого из составляющих туристских продуктов по критерию по шкале: очень важно/важно/нейтрально/не важно.
• Оценка степени важности каждого из элементов туристского продукта по 10-бальной шкале (0 - совершенно не важен, 10 - очень важен)
• Разделение элементов туристского продукта на формирующие впечатление и обеспечивающие потребление (данное разделение целесообразнее делать по всей совокупности потреби-
телей).
8. Обработка результатов анкетирования. Для каждой группы потребителей должен быть произведен:
• Расчет средней значимости каждой составляющей турпродукта в баллах по системе: Очень важно - 4 балла; Важно - 3 балла; Нейтрально - 2 балла; Не важно - 1 балла
• Расчет средней значимости каждого элемента турпродукта в баллах;
• Выделение элементов турпродукта, формирующих впечатление от него (если более половины респондентов в группе отметили элемент в качестве такового) и отнесение всех остальных элементов к обеспечивающим потребление.
9. Формирование электронной формы базы данных, содержащих оценки потребителями туристских продуктов различных элементов этих продуктов. Расчет на основе этих оценок следующих характеристик каждого туристского продукта:
• оценка каждого элемента турпродукта (Оэ) с учётом значимости этого элемента для соответствующей группы потребителей, а также его вида;
• итоговая оценка каждой составляющей турпродукта (Ос) с учетом значимости этой составляющей для соответствующей группы потребителей, оценок и видов каждого элемента, входящего в эту группу.
Определение данных характеристик турпродукта требует расчёта ряда промежуточных показателей по каждому элементу турпродукта, методика расчета которых представлена в табл. 10.
10. Практическое использование полученной базы данных для оценки, продвижения и формирования конкурентоспособных туристских продуктов.
Таблица 10 - Методика расчета показателей для оценки туристских продуктов
№ Наименование показателя Обозначение Методика формирования /расчета показателя
1 Элемент туристского продукта Эi Элементы изучаемого туристского продукта определяются путем фокусированного интервью с экспертной группой из представителей целевого сегмента потребителей в соответствии с п. 1-3 настоящей методики
2 Средняя величина значимости элемента туристского продукта Зэ Средние величины значимости каждого элемента турпро-дукта определяются по результатам маркетингового исследования целевой группы потребителей, проведенного по алгоритму, изложенному в п. 5-8 настоящей методики
3 Коэффициент значимости элемента Кзэ средняя значимость элемента Кзэ =-—- 10
4 Средняя величина значимости составляющей туристского продукта Зс Средние величины значимости каждой составляющей туристского продукта, в которую входит изучаемый элемент, определяются по результатам маркетингового исследования целевой группы потребителей проведенного по алгоритму, изложенному в п. 5-8 настоящей методики
5 Удельный вес элемента в составляющей Ус 1 Ус =-з-- число элементов в той сотавляющеи турпродукта, к которой он относится
6 Шкала оценки - От 0 до 10 для элементов, формирующих впечатление (Шкала 1) От -5 до 0 для элементов, обеспечивающих потребление (Шкала 2)
7 Оценки потребителя Оп Оценки каждого элемента турпродукта по 10-бальной шкале вносит потребитель, заполняя анкету
8 Скорректированная оценка потребителя СОп Корректирует оценку потребителя с учетом вида элемента и соответствующей этому виду шкалы оценки: Для формирующих впечатление элементов Соп = Оп Для обеспечивающих потребление элементов Соп = (Оп - 10)/2 Так происходит трансформация оценок, полученных по шкале 1 (что более удобно и понятно для потребителя при выставлении оценок) в оценки по шкале 2.
9 Оценка элемента с учетом его вида и весомости Оэ Оэ = Кзэ X Соп
10 Оценка элемента с учетом значимости составляющей, в которую он входит Озс Осз = Оэ X Зс X Ус
11 Итоговая оценка каждой составляющей турпро-дукта Ос Сумма оценок всех элементов, входящих в составляющую туристского продукта ¿=1 Ос = ^ 0сз1 п где п- число элементов в изучаемой составляющей туристского продукта
Заключение
Разработанная методика оценки потребительской привлекательности региональных туристских продуктов имеет широкую область применения и практического использования. Предполагается использовать ее в трех основных направлениях:
1. Формирование базы данных, позволяющей вести оперативный и объективный мониторинг привлекательности основных региональных туристских продуктов. Для этого необходимо:
• сформировать достаточно простую и удобную анкету, в которую турист будет заносить основные данные о себе и своем путешествии (пол, возраст, дату поездки, название тура и турфирмы, реализовавшей этот тур, а также по 10-бальной шкале оценивать предложенные элементы тура);
• разместить эту анкету на доступном широкой общественности Интернет-ресурсе и информировать потребителей о возможности ее заполнения;
• стимулировать потребителей к заполнению этой базы данных с тем, чтобы полученные на ее основе обобщенные оценки были объективными и репрезентативными.
2. Использование созданной базы данных потребителями для изучения отзывов интересующих категорий туристов о конкретных турпродуктах. Для этого на том же Интернет-ресурсе, где содержится анкета для изучения потребительски предпочтений, должна быть возможность «выбора» обобщенных оценок составляющих и элементов тристих продуктов, сгруппированных любым интере-
сующим туриста образом:
• по конкретному виду тура;
• по всем турам данного вида конкретной туристкой фирмы;
• по всем турам данного вида у конкретной категории туристов (например, только у молодежи, или только у пожилых женщин) и т.п.
Это позволит туристу, который только выбирает себе тур, понимать, как уже оценили различные аспекты будущего путешествия люди с аналогичными потребительски предпочтениями, провести объективное сравнение разных туров между собой и сделать выбор.
3. Использование созданной базы данных для подбора туров по параметрам клиента. Под параметрами в данном случае мы понимаем значимость для него отдельных элементов туристского продукта. Система должна давать потребителю следующую возможность: он ранжирует значимость ля себя отдельных элементов турпродукта, заполняя соответствующую анкету, а по базе данных идет подбор тех турпродуктов, которые наиболее сходным образом были ценены интересующей его категорией потребителей.
Формирование данной системы и ее запуск в тестовом режиме происходит в настоящее время в Волгоградском ГАУ участниками исследовательского проекта «Метатеоретиче-ский анализ региональных туристских продуктов и разработка методики оценки их привлекательности», реализуемого при поддержке грата РФФИ и Администрации Волгоградской области. В последующих публикациях по данной проблеме будут отражены основные результаты этой работы.
Список источников:
1. Vorobei E.K., Kirdyapkin E.V. On the role of special tourism/recreation economic zones in the development of the tourism industry // Tourism Education Studies and Practice. 2014. № 4 (4). P. 177-184.
2. Полякова Т.В., Дубова Ю.И. Маркетинг территорий как инструмент формирования благоприятного имиджа и туристической привлекательности регионов. Волгоград, 2015. 128 с.
3. Shohneh A.V. Institutional control state and its role in the effectiveness of the financial-economic activity increase // European Journal of Natural History. 2011. № 3. P. 47-49.
4. Nikolaeva N.Z., Sizeneva L.A., Karaulova N.M. Tourist resources as object of theoretical investigations. Classification of tourist resources // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. № 8. P. 616619.
5. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика. 2005. 288 с.
6. Киптенко В.К. Менеджмент туризма. Киев, 2010. 410 с.
7. Косульникова Т.Л., Шарапов Д.Ю. Концепции и тенденции развития туризма в России // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика. 2016. № 1. С. 4549.
8. Дунец А.Н. Проектирование и продвижение регионального туристского продукта. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2014. 163 с
9. Косульникова Т.Л., Васильев Е.С. Региональные особенности туристского рынка Волгоградской области: современное состояние и актуальные тенденции развития // Аудит и финансовый анализ. 2017. № 3-4. С. 492-498.
10. Дьяченко А.В. Метатеория императивов развития экономической инфраструктуры // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2016. № 4 (44). С. 286-292.
11. Graw-Hill M. Microeconomics and behavior. Inc. 1997. 694 p.
12. Gushchina E.G., Vitaleva E.M., Volkov S.K. Influence of information asymmetry on sustainabil-ity and changeability of region's economy // Competitive, Sustainable and Secure Development of the Regional Economy: Response to Global Challenges Proceedings of the International Scientific Conference. Editor Elena G. Russkova, Director, Institute of Economics and Finance, Volgograd State University. 2018. P. 105-108.
13. Сизенева Л.А. Гендерные и возрастные особенности оценки потребителями различных составляющих и элементов региональных туристских продуктов // Мировые научно-технологические тенденции социально-экономического развития АПК и сельских территорий: Мат. Междунар. науч.-практ. конф., посв. 75-летию окончания Сталинградской битвы. 2018. С. 419-425.
14. Семенова М.Н. Современные тенденции потребительского поведения на рынке туристских услуг // Стратегические ориентиры инновационного развития АПК в современных экономических условиях: Мат. Междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 331-335.
15. Гущина Е.Г., Витальева В.А., Витальева Е.М. Институты, определяющие действующую модель потребительского поведения на российских рынках // ФЭС: Финансы. Экономика. 2013. № 2. С. 10.
16. Belk R.W. Studies in the new consumer behavior // Acknowledging Consumption. Review of New Studies. London and New York, 1995.
17. Воронкова О.В. Основные принципы управления поведением потребителя // Наука и бизнес. 2012. № 10. С. 121-124
18. Babutsidze Z. How do consumers make choices? A survey of evidence // Journal of Economic Surveys. 2012. Vol. 26 (4). P. 752-762
19. Ермаков Д.Н., Шевченко Д.А. Исследование потребителей и потребительское поведение: поколенческий подход // Научные труды вольного экономического общества России. 2013. № 4. С. 256-262
20. Романенкова О.Н. Поведение потребителей. М.: ИНФРА-М, 2015. 320 с.
Lidiya A. SIZENEVA
Volgograd State Agricultural University (Volgograd, Russia);
PhD in Economics, Associate Professor;
e-mail: vfatiso_em@mail.ru
METHODOLOGY FOR ASSESSING THE CONSUMER ATTRACTIVENESS OF REGIONAL TOURIST PRODUCTS
Keywords:
tourist products, consumer attractiveness, methodology for assessing the attractiveness, components of a tourist product, elements of a tourist product, customer segmentation, consumer preferences
The study is aimed at developing universal methodology for assessing the attractiveness of regional tourist products of various kinds with the subsequent formation of an effective mechanism for using the assessment results to attract consumers and improve the supply of tourist products in the regional market. The relevance of the study is due to the fact that the tourist product consists of extremely heterogeneous elements. The composition of the tourist product may vary significantly depending on its type; elements of the tourist product are differently evaluated by consumers and, accordingly, differently affect the assessment of its attractiveness. Currently there is no uniform methodology for assessing the attractiveness of tourist products.
To develop this methodology for assessing the consumer attractiveness of regional tourist products, the author uses an induction method, which implies a transition from particular factors and provisions to general conclusions. The methodology, developed by the author, is based on a studying the regional tourist market of Volgograd region, namely structuring these products, studying the significance of their components and elements for consumers during marketing research, their classification, formation of scales and criteria for their evaluation. Following this research results the author formulates the universal methodology to assess the attractiveness of regional tourist products, which can be adapted and used for evaluating any tourist products. This methodology for assessing consumer attractiveness of regional tourist products has a wide scope and practical use. It is intended to use it in three main areas: building a database, which allows conducting operational and objective monitoring of the attractiveness of the main regional tourist products; using the created database by consumers to study reviews of interesting categories of tourists about specific tourist products; using the created database for selection of tours on the parameters of the client.
References
1. Vorobei, E. K., & Kirdyapkin, E. V. (2014). On the role of special tourism/recreation economic zones in the development of the tourism industry. Tourism Education Studies and Practice, 4(4), 177-184.
2. Polyakova, T. V., & Dubova, Yu. I. (2015). Marketing territorij kak instrument formirovaniya blagopriyatnogo imidzha i turisticheskoj privlekatel'nosti regionov [Territory marketing as a tool for creating a favorable image and tourist attractiveness of the regions]. Volgograd, 2015. (In Russ.).
3. Shohneh, A. V. (2011). Institutional control state and its role in the effectiveness of the financial-economic activity increase. European Journal of Natural History, 3, 47-49.
4. Nikolaeva, N. Z., Sizeneva, L. A., & Karaulova, N. M. (2014). Tourist resources as object of theoretical investigations. Classification of tourist resources. Life Science Journal, 11(8), 616-619.
СЕРВИС
Т. 12, No. 3 (81)
2018
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
5. Zorin, I. V., Kaverina, T. P., & Kvartalnov, V. A. (2005). Turizm kak vid deyatel'nosti [Tourism as an activity]. Moscow: Finance and Statistics.
6. Kiptenko, V. K. (2010). Menedzhment turizma [Tourism Management]. Kiev. (In Russ.).
7. Kosulnikova, T. L., & Sharapov, D. Yu. (2016). Koncepcii i tendencii razvitiya turizma v Rossii [Concepts and trends in the tourism development in Russia]. Nauchnyj vestnik Volgogradskogo filiala RANHiGS. Seriya: Ekonomika [Scientific Bulletin of Volgograd branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Series: Economics], 1, 45-49. (In Russ.).
8. Dunets, A. N. (2014). Proektirovanie i prodvizhenie regional'nogo turistskogo produkta [Designing and promotion of a regional tourist product]. Barnaul: Publishing house AltGTU. (In Russ.).
9. Kosulnikova, T. L., & Vasiliev, E. S. (2017). Regional'nye osobennosti turistskogo rynka Vol-gogradskoj oblasti: sovremennoe sostoyanie i aktual'nye tendencii razvitiya [Regional features of the tourist market of Volgograd region: Current state and current development trends]. Audit i finansovyj analiz [Audit and Financial Analysis], 3-4, 492-498. (In Russ.).
10. Dyachenko, A. V. (2016). Metateoriya imperativov razvitiya ekonomicheskoj infrastruktury [Metatheory of Imperatives for the Economic Infrastructure Development]. Izvestiya Nizh-nevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: Nauka i vysshee professional'noe obrazovanie [News of the Nizhnevolzhsky Agro-University Complex: Science and Higher Professional Education], 4(44), 286-292. (In Russ.).
11. Graw-Hill, M. (1997). Microeconomics and behavior. Inc.
12. Gushchina, E. G., Vitaleva, E. M., & Volkov, S. K. (2018). Influence of information asymmetry on sustainability and changeability of region's economy. Competitive, Sustainable and Secure Development of the Regional Economy: Response to Global Challenges Proceedings of the International Scientific Conference. Volgograd: Volgograd State University, 105-108.
13. Sizeneva, L. A. (2018). Gendernye i vozrastnye osobennosti ocenki potrebitelyami razlichnyh sostavlyayushchih i elementov regional'nyh turistskih produktov [Gender and age characteristics of consumer assessment of various components and elements of regional tourism products]. Mirovye nauchno-tekhnologicheskie tendencii social'no-ekonomicheskogo razvitiya APK i sel'skih territorij [World scientific and technological trends in the socio-economic development of agriculture and rural areas]: Materials of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 75th anniversary of the end of the Stalingrad Battle, 419-425. (In Russ.).
14. Semenova, M. N. (2016). Sovremennye tendencii potrebitel'skogo povedeniya na rynke turistskih uslug [Modern trends in consumer behavior in the market of tourist services]. Strategicheskie ori-entiry innovacionnogo razvitiya APK v sovremennyh ekonomicheskih usloviyah [Strategic guidelines of the innovative development of the agro-industrial complex in the current economic conditions]: Materials of the International scientific-practical conference, 331-335. (In Russ.).
15. Gushchina, E. G., Vitaleva, V. A., & Vitaleva, E. M. (2013). Instituty, opredelyayushchie dejst-vuyushchuyu model' potrebitel'skogo povedeniya na rossijskih rynkah [Institutions that determine the current model of consumer behavior in the Russian markets]. FES: Finansy. Ekonomika [FES: Finance. Economy], 2, 10. (In Russ.).
16. Belk, R. W. (1995). Studies in the new consumer behavior. Acknowledging Consumption. Review of New Studies. London and New York.
17. Voronkova, O. V. (2012). Osnovnye principy upravleniya povedeniem potrebitelya [The basic principles of consumer behavior management]. Nauka i biznes [Science and Business], 10, 121124. (In Russ.).
18. Babutsidze, Z. (2012). How do consumers make choices? A survey of evidence. Journal of Economic Surveys, 26(4), 752-762.
19. Ermakov, D. N., & Shevchenko, D. A. (2013). Issledovanie potrebitelej i potrebitel'skoe povedenie: pokolencheskij podhod [Consumer research and consumer behavior: generational
approach]. Nauchnye trudy vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii [Scientific Works of the Free Economic Society of Russia], 4, 256-262. (In Russ.). 20. Romanenkova, O. N. (2015). Povedenie potrebitelej [Consumer behavior]. Moscow: INFRA-M. (In Russ.).
Сизенева Л.А. Методика оценки потребительской привлекательности региональных туристских продуктов // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. Вып. 3. С. 90-111. йО!: 10.24411/1995-042Х-2018-10307.
Sizeneva, L. A. (2018). Methodology for assessing the consumer attractiveness of regional tourist products. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 12(3), 90-111. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10307. (In Russ).