предварительный расчет срока окупаемости инвестиций (без учета фактора времени).
Предлагаемый методический подход к оценке эффективности использования древесного сырья апробирован на уровне трех основных подотраслей ЛПС — лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Для анализа использованы данные Иркутскстата за 2000, 2005 гг. и прогнозные данные Концепции развития лесопромышленного комплекса1. Результаты расчетов представлены в таблице.
По результатам проведенного в статье исследования выявлены методические и практические проблемы расчета эффективности использования древесного сырья и предложены пути их устранения. Основной из проблем является несопоставимость объемных показателей выпуска лесопродукции в натуральном измерении, в то время как стоимостные показатели не в полной мере отражают эффективность использования сырья в каждом из лесопромышленных производств. Предложена методика оценки экономической целесообразности углубления переработки древесного сырья, отличительная особенность которой состоит во введении сопоставимых для всех лесопромышленных
производств показателей: прибыли, получаемой в расчете на 1 м3 используемого сырья, и рентабельности использования древесного сырья. Дальнейшее углубление переработки целесообразно, если на каждом последующем переделе рентабельность использования сырья выше, чем на предшествующем.
Применение разработанного методического подхода может быть расширено на уровне субъектов ЛПС за счет введения показателей каждого элемента себестоимости на 1 м3 сырья, что позволит более эффективно управлять формированием стоимости.
Предлагаемые автором показатели раздвигают рамки анализа и вооружают исследователя простым и достаточно точным инструментом оценки эффективности использования древесного сырья, а формализованное представление экономической системы ЛПС позволяет применить накопленный техническими дисциплинами аппарат управления эффективностью.
Примечание
1 Лесная промышленность Иркутской области / Иркутскстат. Иркутск, 2006; Концепция развития лесопромышленного комплекса Иркутской области на период 2006—2015 гг.
А.Н. ХВАСТУНОВ
председатель совета Иркутского областного союза потребительских обществ
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Предприятия общественного питания потребительской кооперации Иркутской области активно включаются в конкурентную борьбу, приобретая современное оборудование, предлагая новые услуги и разрабатывая методы наиболее эффективного взаимодействия с потребителями. Эти шаги дают предприятиям возможность повысить свою конкурентоспособность и разработать стратегии удержания конкурентных преимуществ.
При оценке конкурентоспособности предприятий общественного питания следует опираться на определенные исходные положения — принципы, которые позволяют повысить точность оценки, учесть интересы
субъектов рынка, унифицировать порядок действий, соответствующих содержанию процедуры оценки.
Первый принцип — оценка деятельности предприятия. Она может быть произведена с позиции потребителя, т.е. в рамках потребительской оценки услуг. Предприятия общественного питания при самооценке конкурентоспособности оперируют не только потребительскими, но и производственными характеристиками. Например, в распоряжении предприятий имеется пять основных способов завоевания устойчивых конкурентных преимуществ:
- повышение лояльности покупателей;
© А.Н. Хвастунов, 2007
А.Н. ХВАСТУНОВ
- удачное расположение предприятия общественного питания;
- выстраивание отношений с поставщиками;
- внедрение информационных систем управления и распределения;
- снижение издержек.
Наиболее приемлемы для оценки два первых способа.
Второй принцип — ориентация на определенный сегмент рынка. Сегменты рынка услуг могут выделяться по различным признакам, однако наиболее универсальный из них — уровень дохода. Он положен в основу градации ряда предприятий сферы услуг по категориям качества обслуживания («звездность» гостиницы, разряд ателье, класс ресторана).
Третий принцип — ориентация на определенный тип рынка — не является универсальным, он актуален для предприятий сферы услуг, работающих как на внутреннем, так и на внешнем рынке, например для предприятий, оказывающих услуги связи, банковские услуги, услуги по перевозке пассажиров железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом. Предприятия общественного питания работают на внутреннем рынке.
Четвертый принцип — упреждение «двойного счета». При разработке методики оценки какой-либо группы услуг их временные характеристики, влияющие как на полезность, так и на стоимость услуг, должны быть разделены. Например, при оценке конкурентоспособности услуг предприятия общественного питания необходимо различать следующие группы затрат (потерь) времени покупателя:
- потери времени из-за несоблюдения режима работы предприятия;
- затраты времени на обслуживание, в том числе в часы пик;
- затраты времени, связанные с получением справки по телефону, проездом к предприятию и т.п.
В первом случае потери определяют точность и своевременность оказания услуги, а потому должны учитываться в составе функциональных требований, которые носят обязательный характер и систематическое несоблюдение которых ставит под вопрос
целесообразность обязательной сертификации деятельности предприятия, предоставляющего услуги, и оценки его конкурентоспособности. Во втором случае затраты времени учитываются в социальных требованиях к качеству услуг, носят рекомендательный характер и должны найти отражение в числителе формулы интегрального показателя качества предоставляемых услуг. В третьем случае затраты времени следует учесть в показателе доступности услуги, значение которого должно войти в знаменатель формулы интегрального показателя.
Пятый принцип — формирование номенклатуры критериев оценки конкурентоспособности предприятия с учетом рекомендуемых требований и превышения обязательных требований стандарта. Основу номенклатуры критериев составляют показатели качества и качественные характеристики, лежащие в основе рекомендуемых требований. Превышение обязательных требований может достигаться разными путями. Один из них — оказание услуг, не предусмотренных стандартом для данной категории предприятий (например, охраняемая автостоянка около ресторана), другой — мастерство исполнителя услуг, причем мастерство не в узком смысле, трактуемое стандартами и правилами сертификации как профессиональная пригодность исполнителя, а в широком — умение нестандартно отнестись к потребителю, оказать услугу так, чтобы клиент повторно посетил предприятие общественного питания.
Определяя контуры методики оценки конкурентоспособности предприятий общественного питания, необходимо отметить, что она должна обладать основными свойствами, такими как комплексность и систематичность. Оценка конкурентоспособности, отнесенная к некоторому базовому ее значению, определяет конкурентную силу предприятий и является необходимой для эффективного ведения конкурентной борьбы. Поэтому представляется целесообразной разработка такой методики оценки конкурентоспособности предприятия общественного питания, которая позволила бы ему сформировать оптимальную стратегию конкуренции и выбрать соответствующие тактические шаги для ее реализации.
Известия ИГЭА 2007. № 6 (56)
Предлагаемая методика оценки конкурентоспособности предприятий общественного питания на основе интегрального показателя качества предоставляемых услуг по потребительским предпочтениям представляется нам наиболее актуальной и удобной, так как она проста в применении и не требует труднодоступной информации. Последовательность проведения оценки представлена на рисунке.
Анализ рынка — изучение потребностей потенциальных покупателей и выбор показателей, необходимых и достаточных для оценки конкурентоспособности. Результатом первого этапа предложенного алгоритма является определение структуры оценочных показателей конкурентоспособности предприятия. Эти показатели получают методом экспертной оценки. Затем данные показатели сводятся в таблицы.
Степень согласованности мнений экспертов показывает коэффициент конкордации. Если данный коэффициент равен или близок к нулю, это означает полную несогласованность мнений экспертов. При приближении коэффициента конкордации к единице можно говорить о единстве мнений экспертов. Дальнейшую обработку данных целесообразно проводить лишь в том случае, если коэффициент конкордации больше или равен 0,4. Если он меньше 0,4, это значит, что либо оцениваемые параметры близки
друг к другу и нет необходимости проводить дальнейшую их оценку, либо эксперты предложили иной порядок ранжирования параметров (эксперты оказались некомпетентны и не смогли прийти к единому мнению в ранжировании параметров). В любом случае рекомендуется начать работу снова, но уже с другой группой экспертов.
В качестве базы сравнения можно использовать предприятие, которое отвечает лучшему уровню суждения потребителей.
Определение единичных и интегральных показателей конкурентоспособности услуг предприятий вытекает из общепринятой методологии оценки конкурентоспособности по потребительским предпочтениям.
Уровень конкурентоспособности услуг предприятий поможет определить место предприятия среди конкурентов на рынке предоставляемых услуг с точки зрения потребителя, позволит судить о качестве предоставляемых услуг и выявить недостатки, которые необходимо устранить, а также поможет установить сильные стороны предприятия, на которые можно опереться в случае реализации стратегии повышения конкурентоспособности.
Таким образом, предложенная методика позволяет:
- выявить лучшие и худшие предприятия с позиции требований потребителей и тем
Алгоритм оценки конкурентоспособности услуг предприятий общественного питания
Известия ИГЭА 2007. № 6 (56)
Е.А. МАШКОВИЧ
самым помочь им в компетентном выборе исполнителя услуг;
- произвести предприятиям общественного питания самооценку с целью определения резервов, улучшения качества обслуживания.
Обеспечить конкурентоспособность предприятия можно при соблюдении следующих условий:
- достижение конкурентного преимущества путем снижения издержек или дифференциации товаров;
- определение сферы конкуренции или сегмента рынка, на котором будет выступать предприятие;
- выстраивание производственной цепочки и создание системы ценностей предприятия;
- удержание как можно дольше конкурентного преимущества благодаря преимуществам высокого порядка;
- обеспечение наличия четырех детерминантов конкурентного преимущества отрасли, в которой действует данное предприятие.
Е.А. МАШКОВИЧ
аспирант Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск
ОЦЕНКА ПОНЯТИЯ «ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ТУРИСТИКИ
Понятие «туристская дестинация» введено в оборот отечественной туристики сравнительно недавно и является заимствованным из английского языка (англ. destination). В зарубежной литературе данное понятие широко применяется в научных и практических целях. В отечественной науке о туризме
оно находится на стадии разработки, и его трактовка российскими учеными встречается в основном в диссертационных работах и монографиях.
В табл. 1 представлены определения понятия «дестинация», предлагаемые различными отечественными и зарубежными авторами.
Таблица 1
Определения понятия «дестинация», предлагаемые зарубежными и отечественными авторами
Автор Определение
В зарубежной литературе
В. Альтхоф Определенное место назначения или целевой регион. В качестве дестинации могут выступать, например, места для загородных прогулок, сооружения для проведения свободного времени, коммуны, регионы, федеральные земли, Германия, Европейский союз1
К. Каспар Пункт «кристаллизации туристского спроса»2
Лейпер Географическая территория, обладающая привлекательностью для туристов3
П. Пирс Место, посещение которого оставляет у туристов различные впечатления, опыт и эмоции4
В отечественной литературе
М.А. Морозов Территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребности туриста и удовлетворяют его спрос на перевозку, ночевку, питание, развлечения и т.д. При этом автор выделяет первичную дестинацию, которая представляет собой главную цель поездки, и вторичную дестинацию, под которой понимаются остановки в пути при движении к первичной дестинации5
Т.А. Себекина Место, имеющее реальную или умозрительную границу (физическую, политическую, географическую, рыночную): страна, область, остров и т.п., которое посещают туристы с определенной целью6
А.Ю. Рябуха Дестинацией могут выступать либо местность, либо сооружения, обладающие туристским потенциалом, т.е. это то, что турист выбирает для своего посещения и что продают производители услуг7
С.С. Николаев Под сформировавшейся туристской дестинацией понимается некая социально-географическая местность (место, регион, город, деревня, парк аттракционов), которую конкретный турист или целый сегмент туристского спроса выбрал в качестве цели поездки. Она располагает всеми необходимыми учреждениями, организациями, средствами размещения, обслуживания и инфраструктурой развлечений8
© ЕА. Машкович, 2007