Анализ устойчивости когнитивной модели. Если в векторе собственных чисел в матрице смежности имеются числа больше 1, анализируемая модель неустойчива.
Анализ чувствительности решений на когнитивной модели включает определение порога чувствительности, который показывает, насколько система устойчива к изменению структуры, изменению характера взаимосвязи между блоками и элементами системы, изменению величины и времени поступления сигнала.
IV этап - Сценарный анализ
Сценарный анализ дает возможность назвать факторы, вызывающие изменения в когнитивной модели. Он проводится поэтапно:
1) определение начальных тенденций, характеризующих развитие ситуаций на данном этапе; это необходимо для обеспечения адекватности сценария реальной ситуации, что усиливает доверие к результатам;
2) задание целевых желаемых направлений (увеличение, уменьшение) и силы (слабо, сильно) изменения тенденций процессов в ситуации;
3) выбор комплекса мероприятий (совокупности управляющих воздействий), определение их силы и направленности на ситуацию;
4) выбор наблюдаемых факторов (индикаторов), характеризующих развитие и соответствие ситуации желаемому результату; осуществляется в зависимости от целей анализа и желания пользователя.
Таким образом, применение разработанной методики анализа состояния и развития малого предпринимательства в предпроектной стадии создания региональной программы позволяет структурировать и формализовать знания о происходящих в малом бизнесе процессах и явлениях и получать новые знания о возможных изменениях в будущем; исследовать сложившиеся тенденции в малом бизнесе, выявить благоприятные и неблагоприятные тенденции во внешней среде и разрабатывать допустимые сценарии развития малого бизнеса в конкретных условиях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Горелова Г.В., Захарова Е.Н. Гинис Л.А. Когнитивный анализ и моделирование устойчивого развития социально-экономических систем. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та.2005. - 280 с.
2. Ткачук Н.Н. Методические рекомендации по организации государственной поддержки малого предпринимательства на местном уровне. - Иркутск: Изд-во «ИП Макаров С.Е.». 1999. — 248 с.
О.А. Колчина
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В условиях современного экономического развития в системе направлений инвестиционной политики приоритетное место официально отводится созданию благоприятного инвестиционного климата с целью обеспечения инвестиционной деятельности и привлечения внешних инвестиций, рассматриваемых в качестве базовой предпосылки проведения структурной перестройки и активизации социально-экономического развития муниципального образования.
Необходимость улучшения инвестиционной привлекательности и повышения инвестиционной активности актуализирует задачу проведения квалифицированного анализа состояния и динамики инвестиционного климата в муниципальном образовании, выявления приоритетных задач, направленных на его улучшение, и разработки системы мер по их реализации.
В настоящее время в экономической науке недостаточно разработаны методики оценки инвестиционного климата муниципального образования, вместе с тем существует достаточно большое количество методик и технологий оценки инвестиционного климата субъектов Российской Федерации:
1. Рейтинг субъектов Федерации по условиям инвестирования, составляемый консалтинговым агентством «Эксперт-Регион» [8].
2. Рейтинг регионов РФ по их инвестиционной привлекательности, подготовленный Экономическим департаментом Банка Австрии [7].
3. Рейтинговая оценка инвестиционного климата, описанная С.С. Гузнером, В.Н. Харитоновым и И.А. Витиным в работе [2].
4. Подход к оценке инвестиционной активности в регионах, основанный на категории «рыночная реакция региона» [3].
5. Подход к оценке общей инвестиционной привлекательности регионов, предложенный А. Шахназаровым и И. Ройзманом [1].
В рамках данного исследования проведен анализ методов оценки инвестиционного климата регионов, выявлены их преимущества и недостатки, они адаптированы к уровню муниципального образования, в результате чего предложен авторский подход к оценке инвестиционного климата муниципального образования.
Инвестиционный климат определяется взаимодействием двух его составных частей - инвестиционной привлекательности муниципального образования и инвестиционной активности в нем [5]. Принципиальное отличие примененного в данной работе подхода к измерению интегральной инвестиционной привлекательности муниципального образования состоит в том, что последняя рассматривается в качестве независимой переменной, определяющей уровень (величину) зависимой переменной - инвестиционной активности на территории. Это, в свою очередь, позволяет оперировать неким объективным критерием необходимости и достаточности примененного состава частных факториальных признаков, а также сведения количественных характеристик в интегральный измеритель. Таким объективным критерием может служить достаточно высокий уровень корреляции между инвестиционной привлекательностью муниципального образования и инвестиционной активностью в нем. Сопоставление фактической инвестиционной активности в муниципальном образовании с его инвестиционной привлекательностью может показать степень реализации этой привлекательности, то есть реального использования хозяйствующими субъектами и органами местного самоуправления инвестиционного потенциала соответствующего муниципального образования. Исходя из перспективной инвестиционной привлекательности территории, можно определить и инвестиционную активность на ней.
Задача отбора состава частных показателей решена в данной работе на основе применения некоторых принципов теории систем, а именно - принципов необходимого разнообразия, минимальной достаточности и целевой ориентации факторов. В связи с этим в состав сводимых частных показателей включаются лишь инвестиционно значимые факторы, т.е. только те, которые непосредственно и в наибольшей мере формируют инвестиционную привлекательность муниципального образования (иными словами, несущие максимальную факторную нагрузку) [4].
В качестве исходной информации автором использованы данные государственной статистики или производные от них, а также результаты опроса экспертов, разделенных на три группы по социально-профессиональному признаку: научные работники и преподаватели вузов; руководители малых, средних и крупных предприятий и работники органов местной администрации.
Для определения интегральной инвестиционной привлекательности муниципального образования автором выделены показатели инвестиционного потенциала и показатели, формирующие в совокупности уровень муниципальных инвестиционных рисков (в позитивной интерпретации - уровень муниципальной инвестиционной безопасности).
Инвестиционный потенциал муниципального образования формируется из следующих частных потенциалов:
1. Природно-ресурсный потенциал (наличие достаточных и высокоэффективных природных ресурсов; биоклиматические особенности; географическое положение).
2. Демографический и трудовой потенциал (численность и динамика населения; демографическая структура населения; образовательно-квалификационная структура населения; трудовые ресурсы; уровень занятости; уровень полной или частичной безработицы; уровень и качество жизни населения).
3. Экономический потенциал (отраслевая структура муниципальной экономики; число предприятий и организаций; объем и динамика промышленного производства; объем платных услуг населению; розничный товарооборот; объем и структура инвестиций).
4. Инфраструктурный потенциал (транспортная инфраструктура (плотность железных дорог, протяженность автомобильных дорог, наличие аэропортов, морских, речных портов); энергетическая инфраструктура; коммунальная инфраструктура; телекоммуникационная инфраструктура).
5. Финансовый потенциал (местный бюджет: бюджетная самостоятельность, структура и соотношение доходов и расходов бюджета; бюджетная обеспеченность населения; прибыль предприятий и организаций, уровень кредиторской или дебиторской задолженности; доходы домохозяйств муниципального образования).
6. Институциональный потенциал (оценка структуры собственности; состояние банковской и парабанковской инфраструктуры; оценка развития и поддержки малого бизнеса).
7. Инновационный потенциал (состояние наукоемких производств; численность исследователей и число организаций, выполняющих научные разработки; внутренние затраты на исследования; объем инвестиций в науку).
Оценка инвестиционного риска для вложений в экономику муниципального образования осуществляется на основе учета следующих групп показателей:
1. Экономический риск (динамика экономических процессов; удельный вес убыточных предприятий; износ основных фондов).
2. Социальный риск (уровень социальной напряженности в муниципальном образовании; уровень безработицы; динамика реальных доходов населения; интенсивность забастовочного движения).
3. Политический риск (степень приверженности властей рыночным преобразованиям; политические ориентации населения; авторитетность муниципальной власти).
4. Финансовый риск (степень сбалансированности местного бюджета; степень сбалансированности финансов предприятий).
5. Законодательный риск (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли; порядок использования отдельных факторов производства).
6. Экологический риск (степень напряженности экологической ситуации в городе, решения по развитию природоохранных мероприятий).
7. Криминальный риск (уровень преступности; размеры теневой экономики; оценка вовлечённости криминальных кругов в легальную экономику).
Следует отметить, что абстрактная оценка инвестиционного климата муниципального образования без увязки его с потребностями конкретного хозяйствующего субъекта не в состоянии отразить в полной мере всю сущность и практическую значимость инвестиционного климата города. Следовательно, можно считать расчет инвестиционного климата муниципального образования применительно к разработке инвестиционной стратегии конкретного хозяйствующего субъекта наиболее целесообразным, позволяющим учесть индивидуальные требования и задачи инвестора и оценить привлекательность территории для реализации его стратегии инвестирования [6].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гришина И., Шахназаров А., Ройзман И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализа взаимосвязи // Инвестиции в России. 2001. № 4.
2. Гузнер С.С.,Харитонов В.Н., Витин И.А. Регион: экономика и социология. - М., 1997.
3. Гусева К. Инвестиционная деятельность в регионах России // Вопросы экономики. 1995. № 3.
4. Колтунова О.А. Оптимизация процесса распределения инвестиционных ресурсов на уровне города // Научные труды VI Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права». Книга «Экономика». I часть. - М.: 2003.
5. Колтунова О. А. Оценка инвестиционного потенциала муниципального образования // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Актуальные проблемы экономики, менеджмента, права». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. № 5 (34).
6. Колчина О.А. Прогнозирование тенденций изменения инвестиционного потенциала муниципального образования // Известия ТРТУ. Специальный выпуск. Материалы Ь Научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и сотрудников ТРТУ. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. № 8 (43).
7. Оценка инвестиционного климата регионов России. Методика экономического департамента банка Австрии // Директор. 1997. № 5.
8. Рейтинг инвестиционной привлекательности // Эксперт. 2004. № 45.
А.Э. Саак, Е.В. Пахомов ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ИНДУСТРИИ СЕРВИСА И ТУРИЗМА
В настоящее время информационные технологии используются в сфере социально-культурного сервиса и туризма весьма широко. По общему мнению специалистов, информационные технологии становятся одним из ключевых элементов системы управления предприятием сферы сервиса.
Клиент турфирмы выбирает тур, основываясь на информации, которой он располагает. Задача турфирмы - предоставить достоверную, полную, актуальную информацию об услугах тура. Это повышает доверие покупателя к ним, что спо-