Научная статья на тему 'Исследование программных средств индустрии сервиса и туризма'

Исследование программных средств индустрии сервиса и туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование программных средств индустрии сервиса и туризма»

5. Законодательный риск (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли; порядок использования отдельных факторов производства).

6. Экологический риск (степень напряженности экологической ситуации в городе, решения по развитию природоохранных мероприятий).

7. Криминальный риск (уровень преступности; размеры теневой экономики; оценка вовлечённости криминальных кругов в легальную экономику).

Следует отметить, что абстрактная оценка инвестиционного климата муниципального образования без увязки его с потребностями конкретного хозяйствующего субъекта не в состоянии отразить в полной мере всю сущность и практическую значимость инвестиционного климата города. Следовательно, можно считать расчет инвестиционного климата муниципального образования применительно к разработке инвестиционной стратегии конкретного хозяйствующего субъекта наиболее целесообразным, позволяющим учесть индивидуальные требования и задачи инвестора и оценить привлекательность территории для реализации его стратегии инвестирования [6].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гришина И., Шахназаров А., Ройзман И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализа взаимосвязи // Инвестиции в России. 2001. № 4.

2. Гузнер С.С.,Харитонов В.Н., Витин И.А. Регион: экономика и социология. - М., 1997.

3. Гусева К. Инвестиционная деятельность в регионах России // Вопросы экономики. 1995. № 3.

4. Колтунова О.А. Оптимизация процесса распределения инвестиционных ресурсов на уровне города // Научные труды VI Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права». Книга «Экономика». I часть. - М.: 2003.

5. Колтунова О. А. Оценка инвестиционного потенциала муниципального образования // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Актуальные проблемы экономики, менеджмента, права». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. № 5 (34).

6. Колчина О.А. Прогнозирование тенденций изменения инвестиционного потенциала муниципального образования // Известия ТРТУ. Специальный выпуск. Материалы Ь Научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и сотрудников ТРТУ. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. № 8 (43).

7. Оценка инвестиционного климата регионов России. Методика экономического департамента банка Австрии // Директор. 1997. № 5.

8. Рейтинг инвестиционной привлекательности // Эксперт. 2004. № 45.

А.Э. Саак, Е.В. Пахомов

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ИНДУСТРИИ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

В настоящее время информационные технологии используются в сфере социально-культурного сервиса и туризма весьма широко. По общему мнению специалистов, информационные технологии становятся одним из ключевых элементов системы управления предприятием сферы сервиса.

Клиент турфирмы выбирает тур, основываясь на информации, которой он располагает. Задача турфирмы - предоставить достоверную, полную, актуальную информацию об услугах тура. Это повышает доверие покупателя к ним, что спо-

собствует росту заинтересованности и улучшению продаж. Существенную помощь в предоставлении информации могут оказать информационные технологии.

Информационные технологии используются при разработке туров, направлений (маршрутов). Туроператор должен иметь актуальную и полную информацию о вариантах размещения и питания, тарифах обслуживания, расписании движения транспортных средств и их загрузке, о партнерах-туроператорах и их услугах, о населенных пунктах той или иной страны и т.д. Трудоемкость обработки массивов информации при широком ассортименте туров, направлений, оказываемых дополнительных услуг достаточно велика, поэтому крупные туроператоры не мыслят своей работы без использования специализированного ПО.

Информационные технологии можно использовать при продаже турпакетов. Как правило, канал продажи тура формируется в виде цепочки, включающей одного или нескольких посредников. В канале продажи необходимо обеспечивать быстрое движение продукта от производителя к конечному потребителю. Скорость продажи туров зависит от скорости коммуникационных процессов. Таким образом, информационные технологии - инструмент оперативной продажи туров.

Для турагентства информационные технологии - инструмент повышения скорости обслуживания клиентов, во многом за счет оперативной связи с туроператором, позволяющей, например, отслеживать прохождение заявки в режиме реального времени. Информационные технологии привлекаются на всей технологической цепочке обслуживания, начиная от привлечения потенциального туриста и заканчивая сбором отзывов туристов о путешествии.

Туристу компьютерные системы предоставляют массу возможностей поиска информации об интересующих его услугах. Главное, что привлекает посетителей туристических сайтов, - это возможность подыскать качественный турпакет по низкой цене.

Влияние информационных технологий распространяется и на другие предприятия сферы сервиса и туризма. Они заинтересованы в применении наибольшего количества способов информирования потенциальных клиентов.

Гостиницы продают свои услуги через Интернет - непосредственно туристу, а через глобальные системы бронирования - туроператорам и турагентам. Транспортные компании также ориентируются на продажу услуг через глобальные компьютерные сети. Компьютерные системы позволяют бронировать туры, номера в гостиницах, авиа- и ж/д билеты, столики в ресторане, автомобили.

Таким образом, информационные технологии обеспечивают повышение эффективности управления на предприятиях туристской индустрии за счет:

• повышения эффективности информационного обмена между участниками рынка;

• увеличения скорости обслуживания конечных потребителей - туристов;

• предоставления возможности эффективной обработки огромных массивов информации, организованных преимущественно в виде баз данных.

Основные классы специализированных программных средств, используемых в сфере сервиса и туризма, представлены на рис. 1.

Рассмотрим программные средства автоматизации туроператоров и турагентств.

Одним из наиболее распространенных на российском рынке является программный комплекс «Мастер-Тур», который предназначен для автоматизации офисной деятельности компаний-туроператоров, занимающихся отправкой и приемом туристов.

Основные функции системы «Мастер-Тур» (www.megatec.ru):

• формирование турпродукта;

• расчет прибыли по туру и комиссионных агенту;

• оформление турпутевок;

• печать необходимых документов;

• контроль проведения тура;

• квотирование услуг, составляющих тур, что исключает возможность перепродаж;

• мониторинг оплаты по туру и оценка текущего финансового состояния фирмы;

• определение стоимости услуг в различных валютах;

• обмен сообщениями по электронной почте;

• администрирование системы.

Основными функциями системы автоматизации турагентства «Мастер-Агент» (www.megatec.ru) являются:

• работа с путевками: создание путевки, печать необходимых документов, контроль состояния;

Рис. 1. Виды программного обеспечения, используемого в индустрии туризма

• работа с платежами: осуществление взаиморасчетов с клиентами и поставщиками;

• работа с базой данных клиентов;

• осуществление взаимодействия с внешними информационно-поисковыми системами;

• импорт заявки из систем онлайн-бронирования туроператоров;

• обмен данными с туроператором в процессе бронирования;

• статистическая обработка данных;

• обмен сообщениями по электронной почте.

Программный комплекс автоматизации гостиницы (система автоматизации гостиничного комплекса) - это совокупность взаимосвязанных программных средств, обеспечивающих автоматизацию всех функций по управлению гостиницей.

Современные решения автоматизации гостиничного комплекса базируются на скоординированном взаимодействии нескольких специализированных систем, поставляемых в гостиницу различными компаниями.

Система управления гостиницей - программное средство, предназначенное для автоматизации управления номерным фондом и расчетов с гостями.

К функциям системы управления гостиницей относятся:

• описание и контроль состояния номерного фонда;

• формирование тарифных планов на проживание и дополнительные услуги;

• работа с заявками, по которым планируется заезд гостей. Заявка - это образ документа (письмо, телекс, телефонограмма) от организации-потребителя с просьбой о предоставлении мест для поселения;

• бронирование номеров;

• свободное поселение, ускоренное размещение, поселение в забронированный номер;

• ведение счетов гостей;

• организация оплаты по безналичному расчету;

• контроль оплаты и оформление выезда;

• ведение архива гостей;

• формирование статистики и отчетов о работе гостиницы;

• функции консьержа (хранение и предоставление гостям информации о достопримечательностях и прочих объектах, представляющих интерес для постояльцев);

• ведение кассовых операций (фискальный учет наличных поступлений, формирование кассовой отчетности);

• инвентаризация предметов дополнительного оборудования комнат (кровати, фены, вентиляторы, холодильники);

• управление доходами (формирование гибкой ценовой политики в зависимости от загрузки гостиницы, расчет соотношения гарантированных и негарантированных броней, длительности проживания гостей и др.).

Важной частью программного комплекса автоматизации гостиницы является модуль бронирования номеров через Интернет. Для реализации онлайн-бронирования гостиница должна иметь комплексную систему автоматизации, включающую специальный модуль, обеспечивающий представление номерного фонда в Сети и возможность клиенту вносить в него изменения прямо на веб-сайте (то есть бронировать номер).

Автоматизированная система управления рестораном - это совокупность взаимосвязанных программных средств, обеспечивающих автоматизацию всех функций по управлению рестораном.

С точки зрения управления рестораном, преимущества АСУ проявляются в следующих направлениях:

• обеспечение стратегического и тактического уровней управления (на основе функций накопления статистической информации);

• контроль за оборотом денежных средств и снижение издержек, связанных с хищениями;

• оптимизация технологии обслуживания клиентов на основе анализа спроса, изучения статистики и структуры продаж блюд, планировании меню;

• оптимизация процессов закупки продуктов и их хранения;

• контроль качества технологии производства и улучшение качества обслуживания клиентов;

• оптимизация штатного расписания (учет рабочего времени официантов);

• уменьшение объема ручного труда.

Рассмотрим также программные средства автоматизации музеев. Одной из наиболее распространенных на российском рынке является музейная информационная система «КАМИС» (www.kamis.ru), функциями которой являются:

• сквозной учет приема и движения музейных экспонатов, сверки музейных коллекций;

• оформление учетно-хранительской документации;

• ведение базы данных музейных коллекций, включающих картотеки экспонатов, персоналий и событий, терминологические и тематические тезаурусы; в единой системе хранятся тексты и изображения;

• поиск и выборка данных;

• подготовка инвентарных карточек, научных паспортов, списков и каталогов;

• создание электронных интерактивных публикаций в формате HTML, а также в виде сводных музейных баз данных с открытым доступом из Интернет.

Системы поиска и бронирования туров подразделяются на системы бронирования туроператоров и системы бронирования, консолидирующие предложения многих туроператоров.

На сайте туроператора может предлагаться бронирование пакетных, индивидуальных туров, бронирование по запросу. Онлайн-бронирование может осуществить только турагент, для этого требуется авторизация. Туристу доступна лишь информация о турах и перечень ближайших турагентств, сотрудничающих с туроператором, в которых понравившийся тур можно приобрести. В некоторых случаях турист может осуществить бронирование по запросу.

Особенность систем бронирования, консолидирующих предложения многих туроператоров, состоит в том, что они ориентированы как на турагента, так и на частное лицо - туриста. Основные возможности, предоставляемые туристам, включают подбор тура согласно заданным параметрам, сравнение туров по цене, просмотр информации об отелях.

Спецификой систем on-line бронирования отелей, экскурсий, автомобилей и др. туристских услуг является то, что они в своем функционировании используют технологии Интернет, то есть работают без подключения к глобальным распределительным системам.

Примером систем данного типа является портал для резервирования отелей Horse21. Система предоставляет возможность бронирования и мгновенного подтверждения брони. Использование системы не требует установки специального ПО.

Глобальная распределительная система (ГРС) - это система, основной задачей которой является концентрация ресурсов предприятий сферы сервиса в единой базе данных и распространение (сбыт) этих ресурсов по всему миру с использованием технологий компьютерных сетей.

Любая ГРС позволяет менеджеру турфирмы:

• подобрать и зарезервировать для клиента ресурс, предлагаемый предприятием сферы сервиса (место на авиарейс, гостиничный номер и т.д.);

• определить покупную цену ресурса с учетом всевозможных тарифов, скидок. Данная функция реализуется на основе технологии управления доходами. Концепция управления доходами (Revenue management, Yield management) впервые была использована авиакомпаниями. Она предполагает непрерывное изменение цен на билеты с целью достижения максимальной загрузки авиарейсов при максимально возможной цене за место;

• распечатать билеты и оформить необходимые для путешествия документы;

• сгенерировать отчеты по транзакциям, необходимые для бухгалтерского учета и маркетинговых исследований.

Наиболее мощными дистрибутивными системами являются SABRE, Amadeus, Galileo, Worldspan.

Туристский интернет-портал - крупный сайт, предлагающий посетителю разнообразные услуги (поиск туров, заказ билетов, поиск отеля и др.) и содержащий разнообразную информацию по туристской тематике.

Туристские порталы можно рассматривать в качестве рекламных площадок, способствующих продажам услуг рекламодателей - туроператоров и турагентств. Источником доходов порталов могут быть реклама, платное размещение информации о турфирмах и их предложениях, комиссионные, получаемые от турфирмы за факт заказа с сервера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Порталы предоставляют пользователям страноведческую информацию, сводки погоды, расписания авиарейсов и поездов, информацию о визах, паспортах, полезные ссылки, советы и т.д. Таким образом, будучи посредниками, порталы предоставляют турфирмам возможность заявить о себе и своих турах, а конечному пользователю узнать о турфирмах и предлагаемых услугах, не затрачивая на поиски нужной информации большого количества времени.

К порталам можно отнести:

• «100 дорог» (www.tours.ru);

• «Travel.ru» (www.travel.ru);

• каталог путешествий «Turizm.ru» (www.turizm.ru);

• «Time2Travel» (www.km.ru/tourism);

• туристический сервер «Мегатис» (www.megatis.ru).

CRM-система - система управления взаимодействием с покупателем (Customer Relationship Management). Это программный продукт, предназначенный для накопления и обработки информации о клиенте с целью обслуживания с учетом его предпочтений и повышения вероятности приобретения им предлагаемых услуг.

А. В. Тагаев

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЯДОВ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Процесс изменения уровня жизни населения, как и любой социально-экономический процесс, целесообразно рассматривать с точки зрения стохастических процессов, так как его уровни в последовательные периоды времени отражают влияние множества взаимодействующих факторов и могут быть рассмотрены как случайные величины, имеющие определенную закономерность во времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.