Научная статья на тему 'Методика оценки эффективности реструктуризации предприятия'

Методика оценки эффективности реструктуризации предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки эффективности реструктуризации предприятия»

Методика оценки эффективности реструктурировании

предприятия

A.A. Миркоков

(Школа менеджмента МФТИ: Москва)

1. Введение

Большинство российских предприятий находится в тяжелом финансово -экономическом положении. Поэтому поиск путей повышения эффективности, их работы и оценки этих путей, представляется актуальным (в частности через -

*

реструктурирование, в широком смысле слова). На эти цели и ориентирована предлагаемая методика. Как показывает практика, для большинства российских предприятий характерны:

• низкая компетентность управляющих - менеджеров (в том числе из-за отсутствия кадров), конфликт интересов: собственник - управляющий;

, •

• отсутствие стратегии развития;

• отсутствие комплексной системы управления финансами (включая, такой важный компонент, как прогнозирование и анализ денежного потока);

• слабый маркетинг;

• 'дисбаланс структуры активов (т.н. нехватка оборотных средств, преобладание изношенных основных средств)

2. Основные этапы методики

Повышение эффективности работы предприятия требует выработки соответствующей стратегии развития. Основные этапы по выработке стратегии развития стратегический анализ, стратегический выбор и реализация стратегии, [1] Предлагаемая компьютерная модель используется на этапах стратегического анализа и

выбора.

2.1. Система стоимости для акционеров

Предполагается, что предприятие гго - компания открытого типа* и основная чель компании повышение ее рыночной стоимости (капитализации) для

63

Система стоимости для акционеров

^ Корпоративная Создание системы стоимости

цель (миссия)

для акционеров

=> Оцениваемые компоненты в модели ГЮБ

Факторы,

движущие

стоимость

Доходы акционеров: дивиденды и рост цен на акции

Денежный поток

Ставка дисконта -------------—

1

Долг

•Рост объема продаж •Производственная валовая прибыль

•Ставка подоходного налога ---------------------------

Продолжительно роста стоимости

•Стоимость капитала/долга •Структура капитала

•Собственные оборотные средства •Основные активы

=> Стратегии

I Операционные \ Инвестиционные і Финансовые ]

Рис. 1

2.2. Осуществление внутренней стратегии создания стоимости

.*• . ‘ *

Создание стоимости на любом уровне зависит от разработки ряда стратегий по

1 . * ,# > ?У . • ,

развитию бизнеса в трех областях принятия решений:

• операционной стратегии - прибыльно управлять производственными операциями компании Путем эффективного использования бсех имеющихся ресурсов;

• инвестиционной стратегии - определять и осуществлять инвестиции на основе серьезного экономического анализа и управления;

• финансовой стратегии - разумно финансировать бизнес, сознательно сочетая пер-

!! •>

спективы получения ожидаемых выгод и степени риска при использовании заемных

средств

2.3. Использование дисконтированного денежного потока (DCF) как инструмента управленческого планирования

Прогнозирование и анализ денежных потоков может помочь компании в:

• управлении производством (операциями);

• анализе стратегических планов;

• анализе решений по капиталовложениям;

• анализе альтернатив производственного реструктурирования;

• анализе альтернатив финансового реструктурирования;

• управлении стоимостью для акционеров.

2.3.1. Модель дисконтированного денежного потока (PCF)

Модель DCF - наиболее широко используемый метод оценки стоимости компании.

> Этот метод оценки основывается на теории, согласно которой стоимость инвестиции в бизнесе зависит от будущих выгод (например, денежного потока), которые будут получать собственник или инвестор данной компании.

> Затем эти будущие денежные потоки дисконтируются к своей текущей стоимости с использованием ставки дисконта, котораа соответствует требуемой инвестором ставке дохода.

> Требуемая инвестором ставка дохода основывается на его анализе риска инвестирования в данный бизнес и риска получения денежных потоков.

#

Для расчетов и принятия решений используется человеко-машинная система поддержки и принятия решений, основанная на компьютерной модели DCF, реализованная в среде MS Excel. Входными параметрами которой являются: объем продаж по видам продукции или общий (в натуральном и стоимостном выражении), себестоимость реализованной продукции (или услуг), прогнозируемый темп роста объемов продаж, про * изводственные мощности по отдельным видам продукции, постоянные и переменные затраты (с различной степенью детализации), ставки налогообложения, амортизационные отчисления (по видам активов), прогнозируемые кап.ггаловложения, текущий и «

прогнозируемый объем и условия (процентная ставка, тип начисления) долгосрочного

s

заемного финансирования и расходы на выплату процентов (по видам займов), объем

новой эмиссии (в натуральном и в денежном эквиваленте), объем выкупа акций (в натуральном и в денежном эквиваленте), собственный оборотный капитал, себеетои-

л •

мосгь собственного капитала.

Компьютерная модель DCF позволяет отобрать близкий к оптимальному (максимизация по DCF - стоимости компании) вариант стратегии реструктуризации

f I

2.3.1.1* Определение денежного потока

Денежный поток для собственного капитала = (Чистая прибыль ь Балансовые начисления (амортизация) +. увеличение долгосрочной задолженности) - (Прирост собственных оборотных средств + капитальные вложения + снижение долгосрочной задол-

• • «

женности).

2.3.12. Этапы подготовки мсдели DCF

1. Проведение анализа и подготовка прогноза валовых доходов

2. Проведение анализа и подготовка прогноза расходов

3. Проведение анализа и подготовка прогноза инвестиций.

I

4. Рассчет денежного потока для каждого года

5. Рассчет остаточной стоимости

в*. •

* • И

6. Определение соответствуй: щей ставки дисконта.

7. Рассчет текущей стоимости будущих денежных потоков, остаточной стоимости, а также их суммарного значения.

8. Внесение заключительных поправок.

9. Выполнение процедур проверки.

2.4. Создание и оценка стоимости компании

4

Большинство российских предприятий мало времени уделяют стоимости собственного бизнеса. Концентрация внимания на создании стоимости (рыночной) позволяет:

• улучшить процесс стратегического планирования;

• увеличить привлекательность компании для сторонних инвесторов;

• улучшить распределение ресурсов между производственными подразделениями;

• максимизировать стоимость при слиянии или при создании совместных предприятий;

• увеличить стоимость для потенциальных покупателей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• избежать недружественного поглощения,

• создать систему для вознаграждения менеджеров компании.

2.4.1. Стоимость компании «как есть»

Оценка стоимости компании «как есть» основывается на методе DCF, использующем финансовые и производственные данные о текущем производстве компании.

2.4.2. Потенциальная стоимость с внутренними улучшениями

Этот этап заключается в финансовом анализе компании, выявлении факторов, «движущих стоимость», и разработке и выполнении стратегических планов для увеличения стоимости.

2.4.3. Потенциальная стоимость с внутренними и внешними улучшениями

%

Этот этап заключается в использовании возможностей операционного реструктурирования, таких как: продажа подразделения, покупка компании, слияние, создание совместного предприятия, ликвидация подразделения и т. д.

2.4.4. Оптимальная реструктурированная стоимость

Заключительный этап состоит из финансового реструктурирование и означает принятие решений в отношении уровней задолженности, увеличения собственного капитала, конвертации долга в собственный капитал и т. д.

А

3. Техники реструктурирования

Рассмотрим кратко основные варианты корпоративного реструктурирования, при которых можно использовать компьютерную модель DCF:

• расширение (горизонтальное, вертикальное, конгломерат) посредством, слияния и поглощения, консолидации, совместных предприятий;

• сокращение посредством: распродажи, отделения (расщепление и разбивка), сокращения собственного капитала, отчуждения активов;

• ликвидация.

Литература:

[1] Ириков В.А., Ириков И.В, Технология финансово - экономического планирования на фирме. ¡996.

г

[2] Лит Р., Китен В. Реструктурирование для приватизации. Deloitte <£ Touche LLP по заказу Всемирного банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.