Методика оценки эффективности реструктурировании
предприятия
A.A. Миркоков
(Школа менеджмента МФТИ: Москва)
1. Введение
Большинство российских предприятий находится в тяжелом финансово -экономическом положении. Поэтому поиск путей повышения эффективности, их работы и оценки этих путей, представляется актуальным (в частности через -
*
реструктурирование, в широком смысле слова). На эти цели и ориентирована предлагаемая методика. Как показывает практика, для большинства российских предприятий характерны:
• низкая компетентность управляющих - менеджеров (в том числе из-за отсутствия кадров), конфликт интересов: собственник - управляющий;
, •
• отсутствие стратегии развития;
• отсутствие комплексной системы управления финансами (включая, такой важный компонент, как прогнозирование и анализ денежного потока);
• слабый маркетинг;
• 'дисбаланс структуры активов (т.н. нехватка оборотных средств, преобладание изношенных основных средств)
♦
2. Основные этапы методики
Повышение эффективности работы предприятия требует выработки соответствующей стратегии развития. Основные этапы по выработке стратегии развития стратегический анализ, стратегический выбор и реализация стратегии, [1] Предлагаемая компьютерная модель используется на этапах стратегического анализа и
выбора.
2.1. Система стоимости для акционеров
Предполагается, что предприятие гго - компания открытого типа* и основная чель компании повышение ее рыночной стоимости (капитализации) для
63
Система стоимости для акционеров
^ Корпоративная Создание системы стоимости
цель (миссия)
для акционеров
=> Оцениваемые компоненты в модели ГЮБ
Факторы,
движущие
стоимость
Доходы акционеров: дивиденды и рост цен на акции
Денежный поток
Ставка дисконта -------------—
1
Долг
•Рост объема продаж •Производственная валовая прибыль
•Ставка подоходного налога ---------------------------
Продолжительно роста стоимости
•Стоимость капитала/долга •Структура капитала
•Собственные оборотные средства •Основные активы
=> Стратегии
I Операционные \ Инвестиционные і Финансовые ]
Рис. 1
2.2. Осуществление внутренней стратегии создания стоимости
.*• . ‘ *
Создание стоимости на любом уровне зависит от разработки ряда стратегий по
1 . * ,# > ?У . • ,
развитию бизнеса в трех областях принятия решений:
• операционной стратегии - прибыльно управлять производственными операциями компании Путем эффективного использования бсех имеющихся ресурсов;
• инвестиционной стратегии - определять и осуществлять инвестиции на основе серьезного экономического анализа и управления;
• финансовой стратегии - разумно финансировать бизнес, сознательно сочетая пер-
!! •>
спективы получения ожидаемых выгод и степени риска при использовании заемных
средств
2.3. Использование дисконтированного денежного потока (DCF) как инструмента управленческого планирования
Прогнозирование и анализ денежных потоков может помочь компании в:
• управлении производством (операциями);
• анализе стратегических планов;
• анализе решений по капиталовложениям;
• анализе альтернатив производственного реструктурирования;
• анализе альтернатив финансового реструктурирования;
• управлении стоимостью для акционеров.
2.3.1. Модель дисконтированного денежного потока (PCF)
Модель DCF - наиболее широко используемый метод оценки стоимости компании.
> Этот метод оценки основывается на теории, согласно которой стоимость инвестиции в бизнесе зависит от будущих выгод (например, денежного потока), которые будут получать собственник или инвестор данной компании.
> Затем эти будущие денежные потоки дисконтируются к своей текущей стоимости с использованием ставки дисконта, котораа соответствует требуемой инвестором ставке дохода.
> Требуемая инвестором ставка дохода основывается на его анализе риска инвестирования в данный бизнес и риска получения денежных потоков.
#
Для расчетов и принятия решений используется человеко-машинная система поддержки и принятия решений, основанная на компьютерной модели DCF, реализованная в среде MS Excel. Входными параметрами которой являются: объем продаж по видам продукции или общий (в натуральном и стоимостном выражении), себестоимость реализованной продукции (или услуг), прогнозируемый темп роста объемов продаж, про * изводственные мощности по отдельным видам продукции, постоянные и переменные затраты (с различной степенью детализации), ставки налогообложения, амортизационные отчисления (по видам активов), прогнозируемые кап.ггаловложения, текущий и «
прогнозируемый объем и условия (процентная ставка, тип начисления) долгосрочного
s
заемного финансирования и расходы на выплату процентов (по видам займов), объем
новой эмиссии (в натуральном и в денежном эквиваленте), объем выкупа акций (в натуральном и в денежном эквиваленте), собственный оборотный капитал, себеетои-
л •
мосгь собственного капитала.
Компьютерная модель DCF позволяет отобрать близкий к оптимальному (максимизация по DCF - стоимости компании) вариант стратегии реструктуризации
f I
2.3.1.1* Определение денежного потока
Денежный поток для собственного капитала = (Чистая прибыль ь Балансовые начисления (амортизация) +. увеличение долгосрочной задолженности) - (Прирост собственных оборотных средств + капитальные вложения + снижение долгосрочной задол-
• • «
женности).
2.3.12. Этапы подготовки мсдели DCF
1. Проведение анализа и подготовка прогноза валовых доходов
2. Проведение анализа и подготовка прогноза расходов
3. Проведение анализа и подготовка прогноза инвестиций.
I
4. Рассчет денежного потока для каждого года
5. Рассчет остаточной стоимости
в*. •
* • И
6. Определение соответствуй: щей ставки дисконта.
7. Рассчет текущей стоимости будущих денежных потоков, остаточной стоимости, а также их суммарного значения.
8. Внесение заключительных поправок.
9. Выполнение процедур проверки.
2.4. Создание и оценка стоимости компании
4
Большинство российских предприятий мало времени уделяют стоимости собственного бизнеса. Концентрация внимания на создании стоимости (рыночной) позволяет:
• улучшить процесс стратегического планирования;
• увеличить привлекательность компании для сторонних инвесторов;
• улучшить распределение ресурсов между производственными подразделениями;
• максимизировать стоимость при слиянии или при создании совместных предприятий;
• увеличить стоимость для потенциальных покупателей;
• избежать недружественного поглощения,
• создать систему для вознаграждения менеджеров компании.
2.4.1. Стоимость компании «как есть»
Оценка стоимости компании «как есть» основывается на методе DCF, использующем финансовые и производственные данные о текущем производстве компании.
2.4.2. Потенциальная стоимость с внутренними улучшениями
Этот этап заключается в финансовом анализе компании, выявлении факторов, «движущих стоимость», и разработке и выполнении стратегических планов для увеличения стоимости.
2.4.3. Потенциальная стоимость с внутренними и внешними улучшениями
%
Этот этап заключается в использовании возможностей операционного реструктурирования, таких как: продажа подразделения, покупка компании, слияние, создание совместного предприятия, ликвидация подразделения и т. д.
2.4.4. Оптимальная реструктурированная стоимость
Заключительный этап состоит из финансового реструктурирование и означает принятие решений в отношении уровней задолженности, увеличения собственного капитала, конвертации долга в собственный капитал и т. д.
А
3. Техники реструктурирования
Рассмотрим кратко основные варианты корпоративного реструктурирования, при которых можно использовать компьютерную модель DCF:
• расширение (горизонтальное, вертикальное, конгломерат) посредством, слияния и поглощения, консолидации, совместных предприятий;
• сокращение посредством: распродажи, отделения (расщепление и разбивка), сокращения собственного капитала, отчуждения активов;
• ликвидация.
Литература:
[1] Ириков В.А., Ириков И.В, Технология финансово - экономического планирования на фирме. ¡996.
г
[2] Лит Р., Китен В. Реструктурирование для приватизации. Deloitte <£ Touche LLP по заказу Всемирного банка.